Программы кружков по физической культуре
рабочая программа по физкультуре
Программы кружков по физической культуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1591 Дошкольное отделение корпус № 7
Программа кружка
по ритмической гимнастике
«Ритмическая мозаика»
(для детей 4- 5 лет)
Инструктор по физическому воспитанию
Ширманова Л.Н.
2018-2019г.
Пояснительная записка
Актуальность:
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение.
Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы "Ритмическая мозаика", которая, на наш взгляд, является универсальной, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов движений. Ритмическая гимнастика открывает для этого огромные возможности, потому что его основа-экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, а система занятий в целом сочетается с элементами игры, образными упражнениями, танцевальными импровизациями, использованием тренажерных упражнений. Поэтому ритмическая гимнастика занимает одно из главных мест в физкультурно- оздоровительной работе с детьми.
Цель:
Тренировка и развитие сердечно- сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Содействовать творческому развитию личности ребенка средствами танцевально-игровой гимнастики. Создавать необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой.
Задачи:
- Укрепление здоровья
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- формировать правильную осанку.
2. Совершенствование психомоторных способностей детей
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость.
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
3. Развитие творческих способностей:
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
- воспитывать умения эмоционального выражения , раскрепощённости и творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических упражнений.
Форма обучения: специально организованные занятия с элементами танца, имитационных упражнений, профилактических и коррекционных упражнений, суставной гимнастики, дыхательной гимнастики.
Количество занятий: 2 занятия в неделю , 8 занятий в месяц , 64 занятия в году (с октября по май) , 1 раз в три месяца совместное мероприятие с родителями.
Место проведения: спортивный зал
Срок реализации: 2 года
Краткий комментарий к перспективному плану работы спортивного кружка «Ритмическая мозаика»
Средняя группа, дети 4-5 лет
Место проведения: спортивный зал
Дни проведения: понедельник, среда
Время:16.00-17.00
Перспективный план работы спортивного кружка
« Ритмическая мозаика»
Средняя группа 4-5 лет
Дата проведения | Наименование материала | Задачи |
1 | 2 | 3 |
октябрь | Разминка:
Основная часть: Разучивание ритмического упражнения: «Облака», «Барбарики», «Кукляндия». Упражнения на реаксацию, дыхательная гимнастика «Надуваем шарик». | - Формировать у детей навыки пространственной ориентации. - Развивать основные двигательные умения, способность выразительно двигаться под музыку. |
ноябрь | Разминка:
Основная часть: Разучивание ритмических композиций: «Цыганочка», «Морячка». | -Формировать умение и понимать настроение и характер музыки, повышать эмоциональный настрой детей. -Учить детей в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой. |
Декабрь | Разминка: 1. Ходьба змейкой.
Основная часть: Разучивание ритмических композиций : «Мельница», «Обезьянки Лимпопо». Релаксация: «Цветок распустился» Упр. на дыхание «Шар лопнул». | - Совершенствовать умение выполнять образные движения. -Воспитывать у детей силу воли, самостоятельность. -Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха ,умения согласовывать движения с музыкой. |
Январь | Разминка:
Основная часть: Разучивание ритмической композиции: «Пингвины» «Три белых коня» Заключитеьная: Восстановление, упражнения на гибкость и расслабление. | - Обеспечить разогрев организма и подготовку к основной физической нагрузке. - Помочь детям познать своё тело посредством выполнения акробатических упражнений. -Формировать правильную осанку. -Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности. |
Февраль | Разминка подготовитеьная.
подскоками, боковым галопом Основная: Разучивание ритмической гимнастики: «Кошечка», «Кактус- ёж» Релаксация «Волна» Дыхательное упражнение «Паровозик» | - Повышать физическую выносливость детей. - Совершенствовать технику выполнения упражнений. - Развивать чувство ритма, музыкальность, творчество в движениях. |
Март
Апрель
Май | Разминка подготовитеьная.
подскоками, боковым галопом Основная: Разучивание ритмической гимнастики: «Черепашёнок», «Буратино». Релаксация «Сказка» Пальчиковая гимнастика. Разминка:
Основная часть: Разучивание комплекса ритмической гимнастики: «Зелёный, презелёный Крокодил», «Робот Бронислав»
Основная часть: Повторение всех комплексов ритм | - Развивать гибкость, выносливость, силу. - Развивать чувство самостраховки. - Совершенствовать психомоторные способности дошкольников. - Учить выполнять все движения правильно, точно. - Воспитывать у детей силу воли, самостоятельность, чувство ответственности. - Повышать эмоциональный настрой детей. - Добиваться выполнения упражнений в интенсивном темпе - Совершенствовать умение выполнять сложные элементы движений. |
При создании программы опиралась на нормативные документы:
- Закон об образовании
- Устав ГБОУ
- Комплексную программу «Истоки»
- Основную общеобразовательную программу ГБОУ
Используемая литература:
- Н.А. Фомина, Г.А. Зайцева, Е.Н. Игнатьева «Сказочный театр физической культуры» Издательство «Учитель» Волгоград 2002
- А.В. Иваницкий , В.В. Матов, О.А. Иванова, И.Н. Шаробарова «Ритмическая гимнастика на ТВ» Москва , Советский спорт 1989г.
- О.М. Моргунова «Физкультурно –оздоровительная работа в ДОУ» Практическое пособие» Воронеж 2007.
- Я.Г. Горькова, Л.А. Обухова «Занятия физической културой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий» Москва , 2007.
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1591 Дошкольное отделение корпус №7
Программа кружка по
физическому развитию
«Школа мяча»
(для детей 4-5 лет )
Инструктор по физическому воспитанию
Ширманова Людмила Николаевна
2017- 2018г.
Аннотация
Актуальность:
Факты из медицинской практики и данные статистики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечёт за собой нарушение осанки, координации движений ,выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки. Поэтому упражнения и игры с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно - оздоровительной работе и Навыки ловли успешно формируются в индивидуальной работе с детьми. Хорошему владению мячом способствуют разнообразные индивидуальные упражнения в «Школе мяча», которые проводятся два раза в неделю в течение всего учебного года. В таких упражнениях, как подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком, с поворотом вокруг себя, формирую у детей навык подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть похлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.
В работе со старшими дошкольниками имеют место и упражнения в бросании, ловле и отбивании мяча одной рукой. Эти упражнения постепенно усложняются с увеличением высоты подбрасывания, количество подбрасываний подряд. Подбрасывание и ловля мяча требует дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений обращаю внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить. В игровых заданиях движения выполняются слитно. Необходимо следить, чтобы дети проделывали упражнения правой и левой руками. При ловле мяча одной рукой его встречают кончиками пальцев, ладонью, после чего рука с мячом плавным движением отводится немного назад, если мяч летит навстречу, или вниз, если мяч падает сверху. Движения рук и кистей смягчают прием мяча. Во время ловли мяча ребенку необходимо смотреть на мяч, пока он не возьмет его в руки. Такими же мягкими и плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол как на месте, так и с продвижением вперед. Последнее называется ведением мяча. Поступательное движение мячу придают кисти и предплечья.
Задания для старше - ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости. Например (для развития ловкости): подбрасывание и ловля мячей из разных положений – стоя на коленях , сидя по –турецки, другие упражнения из «Школы мяча».
На занятиях и в самостоятельных играх у детей шестого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Широко используются упражнения из «Школы мяча». К концу учебного года ребята осваивают технику перебрасывания мяча друг другу двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах. Стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку.
Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Становится возможным ведения мяча на большой скорости, на значительном расстоянии (20-30м), выполнение при этом дополнительных заданий. В результате упражнений движения ребенка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Чтобы проверить степень владения мячом, предлагаю ребятам игровые варианты «Ведения мяча с закрытыми глазами», например: вести низко у самого пола. Дети могут выполнять сложные точные движения с мячом, развивая ловкость: удары об стенку с заданиями, «Вперед с мячом», « Не теряй мяч», «Передай мяч», «Пройди с мячом». Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Считаю, что упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный оздоровительный и воспитательный эффект, обеспечивают необходимую физическую нагрузку на все группы мышц. Обязательное обучение детей спортивным играм: «Пионербол», «Баскетбол», «Волейбол»
Поэтому владение детьми мячом занимает одно из ведущих мест в моей физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.
Цель программы : стимулировать интерес детей к занятиям физической культурой и спортом, предусматривает воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Проблема:
Поверхностный интерес родителей и детей к мячу ,играм с ним. Дефицит движений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. учить детей передавать — ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами;
2. развивать глазомер, контролировать траекторию полета мяча; 3.обучать основным способам ведения и владения мяча в игровых формах;
4.учить детей передавать двумя руками от груди, ловить его;
при ведении мяча не бить по нему, а толкать его вниз, вести мяч вперед — сбоку, а не прямо перед собой, смотреть вперед, а не вниз перед собой (это сложная техника, которую дети осваивают постепенно).
Оздоровительные задачи:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;
дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья детей и их функциональных возможностей.
Воспитательные задачи:
развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
формировать у детей умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;
побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Место проведения : спортивный зал, спортивная площадка.
Форма обучения :специально организованные занятия; игровые упражнения ,групповые ,подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Занятия кружка «Школа мяча» проводятся для детей старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю в вечернее время инструктором по физическому воспитанию. Общее количество занятий за учебный год – 72
Продолжительность занятия для детей 4-5 лет– 20-25 минут.
Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле)
Требования к уровню подготовки воспитанников в результате освоения
программы по физическому воспитанию «Школа мяча».
В результате освоения данной программы воспитанник должен уметь:
- бросать мяч вверх, об землю и ловить его несколько раз подряд одной и двумя руками;
- прокатывать набивные мячи из разных исходных положений: стоя, сидя, стоя на коленях;
- перебрасывать мяч из разных положений, во время ходьбы и бега;
- перебрасывать мяч друг другу через сетку;
- передавать мяч с отскоком от пола из одной руки в другую стоя и в движении;
- отбивать мяч одной рукой от пола на месте и в движении;
- вести мяч, продвигаясь вперед бегом, прыжками, между предметами;
- бросать мяч в цель из положений стоя, на коленях, сидя;
- забрасывать мяч в баскетбольное кольцо
Организация образовательной деятельности
На занятиях и вне занятий:
- Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом
-Дети должны освоить технику игры в пионербол, волейбол, баскетбол
-Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча
-Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами
Обучения способам действия:
- Верхняя подача мяча
-Передача сверху двумя руками
-Приём мяча снизу двумя и одной рукой
-Отбивание мяча об пол
-Перебрасывание мяча через сетку
-Ведение мяча ногой
Перспективное планирование
на 2017-2018 учебный год
Дата | Тема занятия | Программное содержание | Количество часов |
Сентябрь | 1.Диагностика 2.Броски мяча | Выявить уровень физической диагностики. Учить бросать мяч вверх с хлопками Упражнять в перебрасывании мяча | 1 2 |
Октябрь | 1.Катание мяча 2.Ведение мяча | Учить катать мяч между предметами и в цель. Научится управлять мячом ,чувствовать его. Бросание мяча друг другу разными способами. | 2 2 |
Ноябрь | 1.Передача мяча 2.Подбрасывание мяча | Передача мяча двумя руками от груди,ловля мяча в парах, развивать глазомер, внимание и ориентировку в пространстве. Броски мяча вверх и ловля его на месте не менее 10 раз, Воспитывать ловкость | 4 4 |
Декабрь | 1.Отбивание мяча. 2.Метание мяча в цель 3.Обучение подвижным играм с мячом. | Учить отбивать мяч двумя руками на месте и в движении. Учить отбивать мяч правой, левой рукой. Воспитывать ловкость и координацию. | 5 4 |
Январь | 1.Перебрасывание мяча 2.Отбивание мяча | Учить перебрасывать мяч через сетку Совершенствовать метание набивного мяча. Воспитывать выдержку. | 4 3 |
Февраль | 1.Подбрасывание и отбивание мяча 2.Забрасывние мяча | Учить отбивать мяч одной рукой на месте. Упражнять в быстрой смене движений. Учить забрасывать мяч в кольцо. | 3 4 |
Март | 1.Перебрасывание мяча 2.Обучение подвижной игре «Кувшинчик» | Контролировать мяч в движении. Подготовить детей к подвижной игре , приучать выполнять правила игры. | 5 5 |
Апрель | 1.Отбивание мяча в процессе подвижной игры. | Отрабатывать технику ведения мяча | 8
|
Май | 1.Передача мяча. 2.Перебрасывание мяча. | Обучение техники приёма и передачи мяча. Поощрять у детей ловкость ,быстроту реакции во время игры. | 8 8 |
Всего | 72 |
Календарно-тематическое планирование курса
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Вводная Инструктаж по технике безопасного поведения в спортивном зале. | -Знакомство с залом, с оборудованием |
2 | Определение уровня физической подготовленности детей | -Отбивание мяча (не менее 10 раз не теряя мяча) -Подбрасывание и ловля мяча двумя руками -Броски мяча об пол и ловля |
3 | Броски мяча | -Броски мяча в корзину, об пол, о стенку; двумя руками, одной рукой |
4 | Подбрасывание мяча | -Учить бросать мяч вверх с хлопками перед грудью ,за спиной, под ногой, «щёчки» |
5 | Перебрасывание мяча в парах | -Перебрасывание мяча через сетку друг другу разными способами. |
6 | Отбивание мяча | Отрабатывание техники ведения мяча. |
7 | Перекатывание мяча | Перекатывание мяча в парах ,в кругу, в разных направлениях |
8 | Передача мяча | Передача мяча в парах на месте, в движении, в беге во время игры |
9 | Забрасывание мяча в корзину, в ворота | Забрасывание мяча в корзину с трёх шагов ,издалека Забрасывание с точностью ,мяча в ворота |
10 | Метание мячом в цель | Метание мяча в вертикальную цель, сбивание кеглей, любых предметов. |
Расписание занятий
Дни занятий | Время занятий | Возраст группы |
Вторник | 1 занятие 15.45-16.05 2 занятие 16.15-16.45 | Средняя Старшая |
Четверг | 1 занятие 15.45-16.05 2 занятие 16.15-16.45 | Средняя Старшая |
При создании программы опиралась на нормативные документы:
- Закон об образовании
- Устав ГБОУ
- Комплексную программу « Истоки»
- Основную общеобразовательную программу ГБОУ
Используемая литература:
- Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство « Детство- пресс», 2008.
- Воротилкина И.М. «Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ»- издательство НЦ ЭНАС,2004.
- Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет»- « Детство –пресс», 2009.
- Филиппова С.О. под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство –пресс», 2005.
- Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство « Детство- пресс», 2010.
Приложение№1
Игра в «Пионербол»
- Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек
- Подача выполняется броском одной рукой через сетку
- С мячом можно делать не более трёх шагов по площадке, после чего его необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через сетку.
- Разрешается совершать не более одного паса в атаке.
- Игра проводится из двух или трёх партий до 25 очков.Если счёт в партии достигнет равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.
Команда теряет право на подачу если:
1. Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой.
2. Мяч коснулся пола на своей площадке.
3.Сделано более трёх шагов с мячом в руках.
Подвижные игры с мячом для воспитателей и родителей
1.Обман
Дети становятся в круг, руки за спину. Один ребенок с мячом становится в центр круга. Он кидает мяч одному из стоящих, и тот должен вытянуть руки вперед, чтобы поймать мяч. Однако ведущий может сделать обманный выпад. И тот, кто вытянет руки вперед, меняется с ним местами.
2. Чудеса ловли мячей
Один или несколько детей становятся рядом друг с другом на стартовую линию. Цель в зависимости от пожеланий может находиться в нескольких метрах позади них. Перед детьми становится ведущий, который кидает им по очереди мяч. Тот, кто поймает мяч, и бросит его обратно ведущему, может сделать шаг назад. Тот, кто уронит мяч, остается стоять на прежнем месте. Ведущий не меняет свое положение, соответственно, расстояние между ним и детьми постоянно увеличивается. Тот, кто первый дойдет до цели, становится ведущим
3. Дальний бросок
Ребенок становится прямо перед стеной дома. Он бросает мяч и ловит его. Затем отступает на шаг и снова бросает. Действие необходимо повторять до тех пор, пока мяч поймать не удастся. Неплохо будет усложнить игру и попросить ребенка, чтобы он перед тем, как поймать мяч, хлопал в ладоши.
4. Попади мячом в цель
Перед стеной дома начертите мелком на земле круги. Они должны находиться на расстоянии примерно три метра от стены дома. Ребенок кидает мяч в стену так, чтобы он при приземлении попал в один из кругов.
5. Свободный мяч
Дети становятся в круг, ноги на ширине плеч так, чтобы ступни соприкасались со ступнями соседа. Ведущий стоит в центре круга и пытается бросить мяч между широко расставленными ногами. Дети должны любыми способами, помогая себе и руками и ногами, не позволить мячу выкатиться из круга. Тот, кто упустит мячик, становится ведущим.
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1591 Дошкольное отделение корпус №7
Программа кружка по
физическому развитию
«Школа мяча»
(для детей 5-6 лет )
Инструктор по физическому воспитанию
Ширманова Людмила Николаевна
2017- 2018г.
Аннотация
Актуальность:
Факты из медицинской практикии данные статистики говорят о том,что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечёт за собой нарушение осанки, координации движений ,выносливости, гибкости и силы,плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки. Поэтому упражнения и игры с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно - оздоровительной работе и Навыки ловли успешно формируются в индивидуальной работе с детьми. Хорошему владению мячом способствуют разнообразные индивидуальные упражнения в «Школе мяча», которые проводятся два раза в неделю в течение всего учебного года. В таких упражнениях, как подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком, с поворотом вокруг себя, формирую у детей навык подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть похлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.
В работе со старшими дошкольниками имеют место и упражнения в бросании, ловле и отбивании мяча одной рукой. Эти упражнения постепенно усложняются с увеличением высоты подбрасывания, количество подбрасываний подряд. Подбрасывание и ловля мяча требует дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений обращаю внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить. В игровых заданиях движения выполняются слитно. Необходимо следить, чтобы дети проделывали упражнения правой и левой руками. При ловле мяча одной рукой его встречают кончиками пальцев, ладонью, после чего рука с мячом плавным движением отводится немного назад, если мяч летит навстречу, или вниз, если мяч падает сверху. Движения рук и кистей смягчают прием мяча. Во время ловли мяча ребенку необходимо смотреть на мяч, пока он не возьмет его в руки. Такими же мягкими и плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол как на месте, так и с продвижением вперед. Последнее называется ведением мяча. Поступательное движение мячу придают кисти и предплечья.
Задания для старше- ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости. Например (для развития ловкости): подбрасывание и ловля мячей из разных положений – стоя на коленях , сидя по –турецки, другие упражнения из «Школы мяча».
На занятиях и в самостоятельных играх у детей шестого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Широко используются упражнения из «Школы мяча». К концу учебного года ребята осваивают технику перебрасывания мяча друг другу двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах. Стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку.
Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Становится возможным ведения мяча на большой скорости, на значительном расстоянии (20-30м), выполнение при этом дополнительных заданий. В результате упражнений движения ребенка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Чтобы проверить степень владения мячом, предлагаю ребятам игровые варианты «Ведения мяча с закрытыми глазами», например: вести низко у самого пола. Дети могут выполнять сложные точные движения с мячом, развивая ловкость: удары об стенку с заданиями, «Вперед с мячом», « Не теряй мяч», «Передай мяч», «Пройди с мячом». Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Считаю, что упражнения и игры с мячом являются средствами, гармонически развивающими ребенка, дающими значительный оздоровительный и воспитательный эффект, обеспечивают необходимую физическую нагрузку на все группы мышц. Обязательное обучение детей спортивным играм: «Пионербол», «Баскетбол», «Волейбол»
Поэтому владение детьми мячом занимает одно из ведущих мест в моей физкультурно – оздоровительной работе с дошкольниками.
Цель программы : стимулировать интерес детей к занятиям физической культурой и спортом, предусматривает воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Проблема:
Поверхностный интерес родителей и детей к мячу ,играм с ним. Дефицит движений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. учить детей передавать — ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами;
2. развивать глазомер, контролировать траекторию полета мяча; 3.обучать основным способам ведения и владения мяча в игровых формах;
4.учить детей передавать двумя руками от груди, ловить его;
при ведении мяча не бить по нему, а толкать его вниз, вести мяч вперед — сбоку, а не прямо перед собой, смотреть вперед, а не вниз перед собой (это сложная техника, которую дети осваивают постепенно).
Оздоровительные задачи:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;
дозировать физическую нагрузку с учетом состояния здоровья детей и их функциональных возможностей.
Воспитательные задачи:
развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
формировать у детей умение играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других;
побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Место проведения : спортивный зал, спортивная площадка.
Форма обучения:специально организованные занятия; игровые упражнения ,групповые ,подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Занятия кружка «Школа мяча» проводятся для детей старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю в вечернее время инструктором по физическому воспитанию. Общее количество занятий за учебный год – 72
Продолжительность занятия для детей 5-6 лет– 25-30 минут.
Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле)
Требования к уровню подготовки воспитанников в результате освоения
программы по физическому воспитанию «Школа мяча».
В результате освоения данной программы воспитанник должен уметь:
- бросать мяч вверх, об землю и ловить его несколько раз подряд одной и двумя руками;
- прокатывать набивные мячи из разных исходных положений: стоя, сидя, стоя на коленях;
- перебрасывать мяч из разных положений, во время ходьбы и бега;
- перебрасывать мяч друг другу через сетку;
- передавать мяч с отскоком от пола из одной руки в другую стоя и в движении;
- отбивать мяч одной рукой от пола на месте и в движении;
- вести мяч, продвигаясь вперед бегом, прыжками, между предметами;
- бросать мяч в цель из положений стоя, на коленях, сидя;
- забрасывать мяч в баскетбольное кольцо
Организация образовательной деятельности
На занятиях и вне занятий:
- Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом
-Дети должны освоить технику игры в пионербол, волейбол, баскетбол
-Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча
-Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами
Обучения способам действия:
- Верхняя подача мяча
-Передача сверху двумя руками
-Приём мяча снизу двумя и одной рукой
-Отбивание мяча об пол
-Перебрасывание мяча через сетку
-Ведение мяча ногой
Перспективное планирование
на 2017-2018 учебный год
Дата | Тема занятия | Программное содержание | Количество часов |
Сентябрь | 1.Диагностика 2.Броски мяча | Выявить уровень физической диагностики. Учить бросать мяч вверх с хлопками Упражнять в перебрасывании мяча | 1 2 |
Октябрь | 1.Катание мяча 2.Ведение мяча | Учить катать мяч между предметами и в цель. Научится управлять мячом ,чувствовать его. Бросание мяча друг другу разными способами. | 2 2 |
Ноябрь | 1.Передача мяча 2.Подбрасывание мяча | Передача мяча двумя руками от груди,ловля мяча в парах, развивать глазомер, внимание и ориентировку в пространстве. Броски мяча вверх и ловля его на месте не менее 10 раз, Воспитывать ловкость | 4 4 |
Декабрь | 1.Отбивание мяча. 2.Метание мяча в цель 3.Обучение подвижным играм с мячом. | Учить отбивать мяч двумя руками на месте и в движении. Учить отбивать мяч правой, левой рукой. Воспитывать ловкость и координацию. | 5 4 |
Январь | 1.Перебрасывание мяча 2.Отбивание мяча | Учить перебрасывать мяч через сетку Совершенствовать метание набивного мяча. Воспитывать выдержку. | 4 3 |
Февраль | 1.Подбрасывание и отбивание мяча 2.Забрасывние мяча | Учить отбивать мяч одной рукой на месте. Упражнять в быстрой смене движений. Учить забрасывать мяч в кольцо. | 3 4 |
Март | 1.Перебрасывание мяча 2.Обучение игре в «Пионербол» | Контролировать мяч в движении. Подготовить детей к игре в пионербол, приучать выполнять правила игры. | 5 5 |
Апрель | 1.Обучение игре в « Баскетбол» 2.Отбивание мяча в процессе игры. | Обучить детей технике игры, научить точности передачи мяча партнёру. Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах. | 6 8 |
Май | 1.Передача мяча. 2.Перебрасывание мяча. | Обучение техники приёма и передачи мяча. Поощрять у детей ловкость ,быстроту реакции во время игры. | 5 5 |
Всего | 72 |
Календарно-тематическое планирование курса
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Содержание |
1 | Вводная Инструктаж по технике безопасного поведения в спортивном зале. | -Знакомство с залом, с оборудованием |
2 | Определение уровня физической подготовленности детей | -Отбивание мяча (не менее 10 раз не теряя мяча) -Подбрасывание и ловля мяча двумя руками -Броски мяча об пол и ловля |
3 | Броски мяча | -Броски мяча в корзину, об пол, о стенку; двумя руками, одной рукой |
4 | Подбрасывание мяча | -Учить бросать мяч вверх с хлопками перед грудью ,за спиной, под ногой, «щёчки» |
5 | Перебрасывание мяча в парах | -Перебрасывание мяча через сетку друг другу разными способами. |
6 | Отбивание мяча | Отрабатывание техники ведения мяча. |
7 | Перекатывание мяча | Перекатывание мяча в парах ,в кругу, в разных направлениях |
8 | Передача мяча | Передача мяча в парах на месте, в движении, в беге во время игры |
9 | Забрасывание мяча в корзину, в ворота | Забрасывание мяча в корзину с трёх шагов ,издалека Забрасывание с точностью ,мяча в ворота |
10 | Метание мячом в цель | Метание мяча в вертикальную цель, сбивание кеглей, любых предметов. |
11 | Обучение игре Пионербол | Перебрасывание мяча , отрабатывание мягкой ловле мяча, обучение правилам игры,соблюдение правил |
12 | Обучение игре Баскетбол | Отработка активного движения кисти рук при броске мяча. Обучение правилам игры в Баскетбол. |
Расписание занятий
Дни занятий | Время занятий | Возраст группы |
Вторник | 1 занятие 15.45-16.05 2 занятие 16.15-16.45 | Средняя Старшая |
Четверг | 1 занятие 15.45-16.05 2 занятие 16.15-16.45 | Средняя Старшая |
При создании программы опиралась на нормативные документы:
- Закон об образовании
- Устав ГБОУ
- Комплексную программу « Истоки»
- Основную общеобразовательную программу ГБОУ
Используемая литература:
- Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство « Детство- пресс», 2008.
- Воротилкина И.М. «Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ»- издательство НЦ ЭНАС,2004.
- Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет»- « Детство –пресс», 2009.
- Филиппова С.О. под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство –пресс», 2005.
- Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство « Детство- пресс», 2010.
Приложение№1
Игра в «Пионербол»
- Две команды. Состав команды от 3 до 8 человек
- Подача выполняется броском одной рукой через сетку
- С мячом можно делать не более трёх шагов по площадке, после чего его необходимо либо передать игроку по команде, либо перебросить через сетку.
- Разрешается совершать не более одного паса в атаке.
- Игра проводится из двух или трёх партий до 25 очков.Если счёт в партии достигнет равный, то игра в ней продолжается до разницы в два очка.
Команда теряет право на подачу если:
1. Мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой.
2. Мяч коснулся пола на своей площадке.
3.Сделано более трёх шагов с мячом в руках.
Приложение №2
Игра в баскетбол
1. Состав команды от 6 до 12 игроков Основными считаются 6 игроков.
2. Игра начинается с подачи.
3.Игра проводится из трёх или пяти партий.
4. Когда команда выигрывает право на подачу, игроки выполняют переход, смещаясь по часовой стрелке.
Приложение №3
Игра в волейбол
1.Состав команды 6 игроков, играют две команды.
2. Игра проходит на прямоугольной площадке,посредине
разделенной сеткой.
3. Одна команда(по жребию) делает подачу мяча противнику.
5. Очко присуждается той команде, которая это сделала.
6. Выигравшей станет та команда, которая набрала 25 очков
Приложение №4
Подвижные игры с мячом для воспитателей и родителей
1.Обман
Дети становятся в круг, руки за спину. Один ребенок с мячом становится в центр круга. Он кидает мяч одному из стоящих, и тот должен вытянуть руки вперед, чтобы поймать мяч. Однако ведущий может сделать обманный выпад. И тот, кто вытянет руки вперед, меняется с ним местами.
2. Чудеса ловли мячей
Один или несколько детей становятся рядом друг с другом на стартовую линию. Цель в зависимости от пожеланий может находиться в нескольких метрах позади них. Перед детьми становится ведущий, который кидает им по очереди мяч. Тот, кто поймает мяч, и бросит его обратно ведущему, может сделать шаг назад. Тот, кто уронит мяч, остается стоять на прежнем месте. Ведущий не меняет свое положение, соответственно, расстояние между ним и детьми постоянно увеличивается. Тот, кто первый дойдет до цели, становится ведущим
3. Дальний бросок
Ребенок становится прямо перед стеной дома. Он бросает мяч и ловит его. Затем отступает на шаг и снова бросает. Действие необходимо повторять до тех пор, пока мяч поймать не удастся. Неплохо будет усложнить игру и попросить ребенка, чтобы он перед тем, как поймать мяч, хлопал в ладоши.
4. Попади мячом в цель
Перед стеной дома начертите мелком на земле круги. Они должны находиться на расстоянии примерно три метра от стены дома. Ребенок кидает мяч в стену так, чтобы он при приземлении попал в один из кругов.
5. Свободный мяч
Дети становятся в круг, ноги на ширине плеч так, чтобы ступни соприкасались со ступнями соседа. Ведущий стоит в центре круга и пытается бросить мяч между широко расставленными ногами. Дети должны любыми способами, помогая себе и руками и ногами, не позволить мячу выкатиться из круга. Тот, кто упустит мячик, становится ведущим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование кружка по физической культуре "Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников" По авторской программе Н.Н.Ефименко
В материале представлены : цель, задачи и тематическое планирование кружка по авторской программе Н.Н. Ефименко...
Программа кружка по физической культуре "Крепышок" для детей 3-4 лет
Программа дополнительного образования по направлению "Физической развитие" "Крепышок" для детей 3-4 лет....
Программа кружка по физической культуре «Будь здоров!» (для детей старшего дошкольного возраста)
Методика занятий с использованием тренажеров разного типа со старшими дошкольниками.Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению ...
Рабочая программа инструктора по физической культуре в ДОУ ( образовательная область "Физическое развитие")
Рабочая программа инструктора по физкультуре в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа Кружка по физической культуре «Юный акробат» на 2017-2018 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №1 «Алёнушка» «УТВЕРЖДАЮ»Заведующий МБДОУ___________Е.В. СамохинаПриказ №_____от ________201...
Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценность...
Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет
1. Пояснительная запискаЗадача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огром...