ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
В концепции дошкольного воспитания актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития оздоровления детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Существенное место в решении задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию, обучению и оздоровлению[2,с. 62 ].
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания[3,с. 10 ].
Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления
функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения[1,с. 45 ].
Актуальность проблемы состоит в том, что состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей ФАМИ, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу[4,с. 35 ].
Сегодня 98% новорожденных появляются на свет с риском только на 4-5% из них имеют выразительную патологию, остальных же нельзя с уверенностью отнести ни к больным, ни к здоровым. Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространённость функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%[5,с. 90 ].
Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий[1,с. 2 1].
Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2015 г. по ноябрь 2015г. На базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 87». В экспериментальном исследовании участвовало 46 детей подготовительных к групп , 22 ребенка в экспериментальной группе и 24 ребенка контрольной группе. Констатирующий этап эксперимента проводился в сентябре 2015г. и были получены следующие результаты.
Как показывает проведенное тестирование старших дошкольников по силовой выносливости, дети и контрольной и экспериментальной групп находятся на среднем уровне. В основном дети могут подниматься из положения, лежа максимально мальчики от 10 раз и ниже, девочки от 9 раза и ниже. С высоким уровнем, то есть . подъем туловища из положения лежа в обоих группах составляет 16%, то есть только минимальное количество детей имеют высокий уровень. В контрольной группе высокий уровень имеют 21% (5 детей) в экспериментальной группе такой же уровень имеют 3 детей, что составляет 13%. Очень низкий уровень силовой выносливости имеют и экспериментальная и контрольная группы, соответствующие показатели 23% и 24,5%. С этими детьми необходимо проводить индивидуальную работу направленную на формирование физических качеств. Общие показатели по экспериментальной и контрольной групп по развитию силовой выносливости в экспериментальной и контрольной группах 23% детей и 24,5% детей имеют очень низкий уровень выносливости, т.е. дети которые не могут выполнить упражнения. В контрольной группе с высоким уровнем детей 21% а в экспериментальной группе 13%.
Следующим тестом в нашей работе стал тест № 2. Прыжок в длину с места на выявление скоростно-силовых качеств, который определяется по результатам в прыжках в длину с места. По результатам прыжка в длину с места на выявление скоростно-силовых качеств мы можем отметить что результаты в обеих группах не плохие. В экспериментальной группе 32% детей имеют высокий показатель , это говорит о том, что дети прыгают более метра в длину соблюдая всю технику выполнения прыжка, в контрольной группе этот показатель незначительно выше и он составляет 33, 5%. Но в тоже время в обоих группах имеются дети с низким показателем прыжка в длину.
На измерение гибкости нами был использован тест № 3. где дошкольники выполняли наклон вперед проведенное тестирование показало следующие результаты в экспериментальной группе высокий уровень имеют 4 детей что составляет 18% из них 3 мальчика и 1 девочка, в контрольной группе этот показатель имеют 5 детей , что составило 21% из которых 3 мальчика и 2 девочки. Мы наблюдаем детей с низким уровнем развития в экспериментальной группе и в контрольной группе по 3 ребенка. Проходя общеобразовательную программу детского сада дети имеют в обеих группах одинаковые результаты.
На выявление быстроты и ловкости мы провели тест № 4. «Челночный бег 3 х 10 м». По результатам выполнения челночного бега дети показали неплохой результат, в обоих подгруппах имеются дети с высоким уровнем которые пробегали дистанцию от 72 секунд и ниже , но этот процент в обоих группах составляет 25% контрольная группа и 27% экспериментальная группа основные дети показали результат выше среднего то есть пробегали дистанцию от 73сек. до 90 сек. В экспериментальной и контрольной группах имеются дети у которых очень низкий показатель , с данными детьми нужно проводить индивидуальную работу с вовлечением и родителей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом родители являются первыми воспитателями ребенка.
В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у детей подготовительных групп физические качества такие как сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость развиты на среднем уровне.
Для улучшения физических качеств необходимо вести систематическую работу с детьми и родителями. Игры и упражнения на релаксацию. Игра-медитация «У озера». Круг из степов - озеро. Дети в нем «плещутся», «охлаждаются», «брызгаются», опускают ноги и отдыхают.
После проведенной работы были получены следующие результаты тестирования теста №1 силовой выносливости детей экспериментальной и контрольной групп Как показывает результаты таблицы 10 улучшились результаты в силовой выносливости детей экспериментальной группы. В экспериментальной группе на контрольном этапе отсутствуют дети с низким и очень низким уровнем. Дети могут подниматься из положения, лежа более мальчики от 10 раз и ниже, девочки от 9 раза и ниже. С высоким уровнем, т.е. подъем туловища из положения лежа в экспериментальной группе составляет 50% было на формирующем этапе 16%, то есть только 11 детей имеют высокий уровень выносливости. В контрольной группе данный показатель остался на прежнем уровне. Детей с высоким уровнем выносливости на констатирующем этапе эксперимента и контрольном этапе эксперимента составляет 21% (5 детей).
В экспериментальной группе детей с низким уровнем выносливости нет, в контрольной группе было 23% детей с очень низким уровень выносливости, то есть. дети которые не могут выполнить упражнения стало 16%, мы наблюдаем по этому показателю незначительные изменения. В контрольной группе с высоким уровнем детей 21% а в экспериментальной группе 50%. Здесь мы наблюдаем значительные изменения, на формирующем этапе эксперимента этот показатель находился в равном диапазоне. Таким образом через организацию и проведение подвижных игр показатель силовой выносливости был в экспериментальной группе улучшен.
Следующим тестом в нашей работе стал тест № 2. Прыжок в длину с места на выявление скоростно-силовых качеств который определяется по результатам в прыжках в длину с места, в экспериментальной группе 50% детей имеют высокий показатель на констатирующем этапе он составлял 32% , это говорит о том, что дети прыгают более метра в длину соблюдая всю технику выполнения прыжка, в контрольной группе этот показатель остался без изменений он составляет 33, 5%.
На прыжки в длину дети экспериментальной группы находятся на более высоком уровне развития скоростно-силовых качеств. Дети контрольной группы по развитию скоростно-силовых качеств остались практически без изменений. Один ребенок перешел из среднего уровня в уровень выше среднего. Но в тоже время в контрольной группе имеются дети с низким показателем прыжка в длину, в экспериментальной группе после проведенной работы таких детей нет.
На измерение гибкости нами был использован повторно тест № 3 где дошкольники выполняли наклон вперед результаты в экспериментальной группе высокий уровень имеют 8 детей что составляет 36% из них 4 мальчика и 4 девочки, в контрольной группе этот показатель имеют 5 детей, что составило 21% из которых 3 мальчика и 2 девочки, в контрольной группе этот показатель остался без изменений мы наблюдаем детей с низким уровнем развития в в контрольной группе 1 ребенок . В экспериментальной группе низкий уровень понизился до 0%, высокий уровень повысился до 36% был 18%.
На выявление быстроты и ловкости на контрольном этапе мы провели тест № 4. «Челночный бег 3 х 10 м» дети показали неплохой результат, в обоих подгруппах имеются дети с высоким уровнем которые пробегали дистанцию от 72 секунд и ниже , но этот процент в экспериментальной группе составляет 31% и в контрольной группе 25% основные дети показали результат выше среднего то есть пробегали дистанцию от 73сек. до 90 сек. В экспериментальной группе отсутствуют дети с низким показателем.
В ходе контрольного этапа эксперимента нами было выявлено, что у детей экспериментальной группы физические качества такие как сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость развиты на более высоком уровне чем в контрольной группе .
Литература:
- Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 2001. – 196 с.
- Гейнисман, М.Л. Развитие основных двигательных качеств как важнейшее средство оздоровления детей дошкольного возраста – Омск, 2002–324с.
- Максимова О.Н. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2007. - №3. –С.16.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. –М.: Воспитание дошкольника, 2006. –368 с.
- Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. –211 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интегрированное занятие познавательного цикла в подготовительной группе с использованием нетрадиционных методов оздоровления»
Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье. 2. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания. 3. Познако...
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»
На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является о...
Консультация для родителей «Использование нетрадиционных методов оздоровления в домашних условиях».
Консультация для родителей....
Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с дошкольниками.
Косультация для педагогов....
"Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми".
"Использование нетрадиционных методов оздоровления в работе с детьми" ( из опыта работы)....
Мастер-класс " Использование нетрадиционных методов оздоровления детей в ДОУ
Мастер-класс о использовании степ-платформ в качестве оздоровительной работы с детьми....
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей 5-7 лет "Сохрание и укрепление здоровья детей дошкольников с помощью использования нетрадиционных методов оздоровления "Неболей-ка"
Данная программа акцентирует внимание не только на удовлетворение от правильно сделанных движений, но и на радость и эмоциональный подъем, соответствующий потребностям растущего организма. В результат...