Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей младшего дошкольного возраста)
консультация по физкультуре (младшая группа)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для детей игровых упражнений с мячом, изложена методика обучения игровым упражнениям с мячом, дано описание практических упражнений с мячом для детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myach_v_ruki_berem_dlya_mlad._vozr.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Западное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
ГИМНАЗИЯ № 1538
(дошкольное отделение)
Консультация для воспитателей
МЯЧ В РУКИ БЕРЕМ, НЕ СКУЧАЕМ И РАСТЕМ
Для детей младшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель по физической культуре:
Чередниченко Т.Т.
Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.
Педагогическая ценность игр с мячом
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним (бросание, катание и др., получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) — активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.
Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца.
Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.
Учимся играть вместе
Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы. Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей - ведущий прием в обучении малышей. Это связано с особенностями детей 2-3 лет и объясняется недостаточной сосредоточенностью, отсутствием необходимой самоорганизации, произвольного внимания, возможности подражать по слову взрослого.
Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности детей. Зрительные впечатления преобладают над их словесным выражением. Ребенок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т. п. Например, показывая, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, взрослый сопровождает показ простым, доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу мяч далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Какой красивый у меня мяч! А теперь я спрячу его за голову. И. брошу. Брошу сильно, вперед! Далеко-далеко! ».
Дети этого возраста лучше воспринимают показ движения, чем его словесное описание (независимо от его сложности или новизны, поэтому взрослый должен показывать упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением.
Пояснение нужно сопровождать показом даже при выполнении знакомого упражнения. Ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у него правильный образ движения прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку. Такие способы выполнения движений, в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми, понятными и доступными для них. Повторение упражнений с мячом имеет большое значение для детей раннего возраста. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки: малыш начинает выполнять движения свободнее, без лишнего напряжения, у него появляется своеобразное чувство мяча. Детям этого возраста свойственно многократное повторение движений как во время овладения ими, так и после уже появившегося умения.
Игровые упражнения с мячом
Маленькие дети с удовольствием бросают, катают мячи, метают в цель, в корзину. Такие движения нравятся ребенку своей доступностью, они не требуют точно зафиксированного способа выполнения.
Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием в любом направлении. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. После формирования навыка бросания дети овладевают умением метать мяч. Движения бросания и метания по сути отличны друг от друга. Метание отличается от бросания более широкими и актив-ными движениями не только рук, но и ног, туловища. Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает соотнести мышечные усилия и направление мяча. Катать мяч можно в определенном направлении, между воротцами, по узкой дорожке, «змейкой», друг к дру-гу.
Подбрасывать и ловить — более сложные движения, требующие хорошего глазомера. Полезно подбрасывание мяча вверх: оно связано с активным выпрямлением, как бы потя-гиванием за брошенным предметом. Это упражнение помимо укрепления мышц плечево-го пояса способствует улучшению осанки.
Упражнения по метанию в цель важны для гармоничного развития рук, для профилакти-ки появления нарушений осанки, развития координации движения, умения ориентиро-ваться в пространстве, для обучения различным приемам игры в мяч, развития опорно-двигательного аппарата, а также профилактики его заболеваний.
Практические занятия.
1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
2. Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и снова поймать его.
3. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
4. Подбросить мяч как можно выше.
5. Ударить мяч о землю так, чтобы он подскочил повыше.
6. Поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету стоя на месте.
7. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
8. Ударить мяч о стенку и поймать его двумя руками, стоя на расстоянии 1,5—2 м. 29. Ударить мяч о стенку. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его дву-мя руками.
10. Бросить мяч вдаль на максимальное расстояние.
11. Бросить мяч в цель на расстояние.
12. Бросить мяч в центральный круг от периметра большего круга по различным мише-ням: кеглям, кубикам, фигуркам.
13. Одним мячом на разных расстояниях (от 1 до 3 м) попасть в другой мяч с нескольких попыток.
14. Поставить кеглю на пол на расстоянии от 1 до 3 м. Ударом ноги по мячу (левой или правой поочередно) сбить кеглю.
15. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии старта и сбивать поставленные предметы мячом.
16. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии и прокатить мяч между ножками стула, как в ворота, руками или ногами.
17. Стоя по кругу на расстоянии 1,5—2 м бросать мяч друг другу так, чтобы он не упал на землю.
18. Поставить корзину на расстоянии от 1 до 3 м и бросать мяч одной рукой или двумя ру-ками так, чтобы попасть в корзину.
19. С небольшой горки сначала катить мяч, а потом бежать за ним.
20. Закатывать мяч в лунку на расстоянии от 1 до 3 м.
21. Встать по кругу на расстоянии вытянутых рук и передавать друг другу сразу несколь-ко мячей в одном направлении.
Важно, чтобы мячи были самых различных размеров и находились в свободном распоря-жении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей среднего дошкольного возраста)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для дете...
Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей старшего дошкольного возраста)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для детей игр ...
Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих р...
Консультация для воспитателей Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».
Консультация для воспитателейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста».Цель: ознакомить (уточнить) воспи...
Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих р...
Выступление на заседании методического объдинения воспитателей на тему: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
quot;Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"...