Выступление на заседании методического объдинения воспитателей на тему: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
материал (средняя группа)
"Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_kartoteki.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста.
С момента своего появления на свет малыши пытаются изучать свой окружающий мир. Им интересно всё. Очень ярко познавательная деятельность проявляются у младших дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Изучив данную пословицу можно сказать о том, что именно поэтому младшие дошкольники усваивают знания прочно и надолго, когда они сами могут услышать, увидеть, потрогать и сделать.
По своей природе дети младшего дошкольного возраста – это исследователи окружающего мира. Как подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда деть неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На данный момент приоритетным направлением является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.
Что же такое экспериментирование? Экспериментирование – это деятельность, позволяющая ребенку моделировать в сознании картину мира, которая основана на собственных ответах, наблюдениях, закономерностях.
Дети всех возрастов очень любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И поэтому экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Этот метод является ведущим в младшем дошкольном возрасте. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.
Метод экспериментирования дает младшим дошкольникам жизненные представления обо всех сторонах объекта, например о среде обитания, и о взаимоотношениях с различными предметами. На протяжении эксперимента идет процесс обогащения памяти ребенка, развиваются мыслительные процессы, из-за того что появляется необходимость классификации и сравнения, анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции. Стимулируется развитие речи необходимостью рассказать об увиденном
Современные дети – это дети эпохи глобальной информатизации. В современном, стремительно развивающемся мире, младшим дошкольникам нужно знать и уметь искать нужные знания самостоятельно и использовать собственные знания, чтобы стать творческими и думающими самостоятельно взрослыми. Исследования российских и зарубежных психологов говорят о том, что дошкольники и младший школьный возраст лучше усваивают, осмысливают, ощущают, понимают, запоминают, закрепляют изучаемый материал, так как в процессе познания у детей участвует больше органов чувств одновременно. Поэтому можно сказать что, чем внимательнее дети исследуют окружающий мир, тем быстрее они изучают законы мироздания. Современные дети – это активные участники образовательного процесса, у которых быстро и качественно развиваются способности к познанию, и усиливается познавательная активность
Метод детского экспериментирования – это важное средство, которое необходимо для развития познавательной деятельности младших дошкольников. В 90-ые годы прошлого века Н. Н. Поддьяков в процессе своих исследований, сделал вывод о том, что метод экспериментирования является основной деятельностью младших дошкольников, так как у них очень выраженная реакция на все окружающее и неизведанное. Младшим дошкольникам свойственно достаточно специфическое мышление. Дети хотят исследовать мир, знакомиться с предметами, которые окружают их, а обретенный опыт отправляют в свой банк памяти
Метод экспериментирования в дошкольном младшем возрасте рассматривали и рассматривают советские и российские ученые.
М. И. Лисина считала, что детские эксперименты – это эффективный способ ознакомления младших дошкольников с окружающим миром, и хороший способ развития интеллектуальных процессов.
Благодаря экспериментам, которые проводят дети, можно объединить такие виды деятельности детей, как исследования, игры, общение и различные аспекты образования. Стремление к позитивным эмоциям, при организации и проведении экспериментальных мероприятий разделяют воспитатели и младшие дошкольники, но необходимо проводить эксперименты с соблюдением правил безопасности для окружающих.
Как подчеркивает О.В. Дыбина, важность применения метода эксперимента в мероприятиях при работе с младшими дошкольниками можно структурировать так:
младшие дошкольники приобретают реальное знание изучаемого объекта, его отношения к другим предметам и окружающей среде;
ребенок обогащает себя памятью, активизирует классификацию таких психических процессов, как анализ, синтез, получение знаний;
идет процесс развития речи младшего дошкольника, потому что ребенок делает выводы, основываясь на том, что он видит и делает;
формируются умственные способности (технические и оперативные);
развивается самостоятельность младшего дошкольника,
развивается умение ставить перед собой несложные цели, умение изменять предметы для достижения желаемого результата;
развивается эмоциональное поле младших дошкольников, развивается творческая деятельность, увеличивается двигательная активность
Метод экспериментирования – это хороший способ познакомить младших дошкольников с миром. И это способ личностного развития, большой гарантией высокого интеллекта у детей является интерес к миру, который проявляется в познавательной деятельности, желании использовать разные возможности для того, чтобы обрести знания.
Экспериментирование связано со всей детской деятельностью :
игры, занятия, прием пищи, прогулка, сон;
рисование - зарисовка опытов и наблюдений;
ручной труд - поделки из природного материала;
на прогулке - наблюдения за погодой, птицами, насекомыми, опыты с песком, снегом , льдом …
во время приема пищи – молоко теплое, белое…; хлеб черный ; булка белая, мягкая; сухари хрустят, а в бульоне становятся мягкими
Эксперименты бывают:
индивидуальные или групповые
однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление),
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей, педагог ведет себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
Алгоритм организации детского экспериментирования:
· Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
· Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы).
· Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
· Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
· Анализ полученного результата.
· Формулирование выводов.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
· распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
· за изменением и преобразованием объектов.
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Словесные методы:
· рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
· рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
· беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Формы работы с детьми:
· фронтальные;
· групповые;
· индивидуальные.
Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:
· постановка проблемы;
· поиск путей решения проблемы;
· проведение наблюдения;
· обсуждение увиденных результатов;
· формулировка выводов.
Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:
· Внешние стимулы (новизна, необычность объекта).
· Тайна, сюрприз.
· Мотив помощи.
· Познавательный момент (почему так?).
· Ситуация выбора.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
4. Избегайте прямых инструкций ребенку.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте учиться управлять процессом мышления: - прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями - развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.
Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,– вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...
План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха в процессе экспериментирования....
Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА. Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широк...