доклад " Современный подход к образовательному процессу"
статья (подготовительная группа) по теме
Доклад о современным методах обучения, технология и методика активного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по развитию речи | 86.5 КБ |
НОД по теме Зимние забавы | 98.5 КБ |
доклад на тему "Игры с ЛЕГО" | 43 КБ |
НОД по математике | 16.21 КБ |
современные методы обучения | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по « Развитию речи»
Тема «Школа настоящих космонавтов»
Цели и задачи:
Познание: 1. Содействовать формированию у детей познавательного интереса к теме «Космос»; 2. Способствовать формированию представления о профессии космонавт; 3. Создавать условия для более полного раскрытия темы.
Коммуникация: 1. Создавать условия для формирования умения формулировать связные высказывания, составлять описательный рассказ по окончанию постройки.
2. Создавать условия для формирования умения составлять связные высказывания с помощью игровых приемов.
Социализация: 1. Способствовать формированию умения работать в команде.
Художественное творчество:1.Воспитывать эстетические чувства;2.Содействовать развитию умения создавать из стандартного образца художественный объект.
Музыка: Способствовать формированию представлений о разнообразии музыкальных явлений.
Словарная работа:
1) обогащение словаря (центрифуга, галактика)
2) активизация словаря (космическое пространство, невесомость, спутник, скафандр, названия планет)
Оборудование: экран, проектор, презентация с иллюстрациями космоса, буквы, макеты планет и солнечной системы, конструктор ЛЕГО.
Предварительная работа:
беседа космическом пространстве;
изучение планет;
беседа о профессии космонавт;
беседа об истории космонавтики;
дидактические игры;
Методы и приемы:
- демонстрация иллюстраций;
- рассматривание иллюстраций;
- словесная игра;
- конструирование космического корабля;
- дидактическая игра «Четвертый лишний», «Родственные слова»;
- игра «Ощущение музыки»;
- назови слово по описанию;
- работа в подгруппах;
- сюрпризные моменты;
- беседа по постройке из конструктора;
- здоровьесберегающие технологии;
- составление предложений из предложенных слов.
Ход занятия
Этапы работы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
организационный момент | - Ребята, проходите в зал и возьмитесь за руки, а теперь, закройте глаза. Включается космическая музыка. - Ребята, какую музыку вы слышите, что она вам напоминает, на какие мысли наводит? - Хорошо, ребята, правильно, это и есть космическая музыка. А вот и космос. ( слайд1(космос с ракетой)) - Да, ребята, и сегодня мы будем снова говорить о космосе, а кто мне скажет, какой праздник отмечается в апреле? -А что произошло в этот день? -правильно, вот наш герой ( слайд с Гагариным) - Сегодня мы отправляемся в школу настоящих космонавтов. Вы хотите стать космонавтом? Тогда эта школа для вас. Нам с вами необходимо выполнить все задания и только тогда я смогу присвоить вам звание «Настоящий космонавт» - Тогда давайте начнем тренировку! | Дети заходят в зал, берутся за руки и закрывают глаза. - это музыка космическая, она относит нас далеко в космос, очень медленная, таинственная, волшебная и т.д. Дети открывают глаза, смотрят на экран. - День космонавтики 12 апреля. 12 апреля 1961 года первый человек Ю.А. Гагарин отправился в космос. - Да! |
Основная часть. Артикуляционная гимнастика Физкультминутка физкультминутка Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз | - Но сначала скажите мне, пожалуйста, каким должен быть космонавт? - Молодцы. -Вот сейчас и проверим, какие вы космонавты. - Давайте для начала потренируем наш артикуляционный аппарат, для этого проговорим скороговорку: На Землю летела комета, комету сбила ракета - Ребята, а хотите посмотреть, как тренируются космонавты? - Тогда давайте прямо сейчас и посмотрим. (слайд 3 (центрифуга)) - Центрифуга – это такой аппарат, в котором тренируют космонавтов, в нем проверяют выносливость. На что она похожа? Опишите, какая она, из чего сделана, размеры ее и т.д. - Давайте и мы с вами потренируемся. Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планете. На какую захотим На такую полетим Но в игре один секрет Опоздавшим места нет Раз, два, три – беги. - Ребята, вы знаете, в центрифугу попали слова, но пока она работала, слова рассыпались на буквы, вам нужно их собрать. Два слова одной команде, и два слова другой. - Какие у вас получились слова? Составьте предложения с этими словами. -Следующая тренировка подводная. (2 слайда с подводной тренировкой) - Ребята, под водой плохо видно, плохо слышно, точно так же, как и в космосе. Но настоящий космонавт должен иметь хороший слух и зрение. Сейчас я проверю ваш слух. Внимательно прослушайте цепочки слов и скажите, какое из слов в цепочке не подходит к другим. Солнце, сон, солнечный, солнышко. Планета, план, планетный, планетарий. Земля, земляне, земной, зимний Спутник, спутниковый, путник, спутники Луна, лунный, ленивый, полнолуние, -Еще один тренажер – это летающая лаборатория. Здесь космонавты тренируются находиться в невесомости. (слайд следующий с летающей лабораторией). Конкурс на лучшую «ласточку» - Молодцы, вы хорошо ориентируетесь в невесомости. Но кроме всех умений космонавты должны много знать о космосе, знать все о планетах. Сейчас и проверим, как вы это знаете. -Перед космонавтами открываются великолепные картины нашей галактики. -Что такое галактика? -Правильно, Галактика – это космическое пространство, в котором находятся звезды, планеты. - Вы знаете, что в космосе, в нашей солнечной системе в определенной последовательности расположены планеты. Вам нужно сейчас расположить в солнечной системе планеты. Я буду задавать вопросы об этих планетах, а вы должны будете найти планету и объяснить свой выбор. Вопросы: 1.В центре нашей солнечной системы расположена самая большая звезда-планета – какая? 2.Сколько планет вокруг Солнца? 3.Самая маленькая во всей солнечной системе? 4.Следующая от Солнца очень жаркая, фиолетово-зелёная планета, сплошь затянутая облаками? 5. Следующая планета – самая главная, самая любимая нами. 5.Четвертая от Солнца - красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета? 6. Самая большая планета - состоит из жидкости и газа? 7. У каждой планеты есть что-то своё, Что ярче всего отличает её. Его окружает большое кольцо. Оно не сплошное, из разных полос. Учёные вот как решили вопрос: Когда-то давно там замёрзла вода, И кольца из снега и льда
8. Планета изо льда и газа зеленая с полосками? 9. больше урана и темно синего цвета? 10. Поменьше Нептуна, серая планета? -Молодцы, садитесь. -Итак, после тренировок, космонавты на космическом корабле отправляются в космос ( слайд запуск ракеты, взлет, полет в космосе, космонавт в космич. Пространстве, памятник космонавтам) А сейчас давайте проверим, можете ли вы сами строить… На столах у вас наборы лего, кто-то уже начал строить корабли, вам нужно продолжить, но у каждого будет свой корабль, созданный для своих целей. - Давайте вспомним, что делают космонавты в космосе? - Сейчас каждый из вас построит корабль и расскажет нам, какую работу можно выполнять на нем. - Разомнем наши пальчики. (слайд с планетами) На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий – раз, Венера – два, Три – Земля, четыре – Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восьмой – Нептун. А за ними уж, потом, Девять – дальше всех – Плутон. - Ой, ребята, смотрите, спутник полетел..(использую лазерную указку) - Приступайте к работе. - Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось: Даша, для чего твой корабль создан? Яна, опиши свой корабль и т.д. Итак, вы молодцы, я теперь вижу, что вы справились со всеми заданиями и готовы к тому, чтобы стать в будущем настоящими космонавтами. -Ребята, вам понравилось занятие? Что больше понравилось? Что было сложным? Полетели в космос! - Ребята, наше занятие окончено, вы оказались достойными того, чтобы учиться в школе будущих космонавтов. | - Космонавт должен быть здоровым, сильным, смелым, спортивным, умным, сообразительным и т.д. Дети повторяют за воспитателем несколько раз - Хотим Дети подходят к экрану -Центрифуга похожа на кеглю. - Большая, железная, опасная, огромная, тяжелая. Кружась, расходятся по всему залу. Дети встают по 3 человека в обруч. Дети подходят к 1 столу. Дети составляют из букв слова (космос – ракета, звезда-планета). Затем дети составляют предложения из этих слов. -Сон, потому что это слово не относится к слову солнце. - План, потому что это слово не относится к слову планета. - Зимний, потому что это слово не относится к слову земля. - Путник, потому что это слово не относится к слову спутник. -Ленивый, потому что это слово не относится к слову спутник - Галактика – это космическое пространство, в котором находятся звезды, планеты. Около доски с макетом. - В центре нашей солнечной системы звезда-планета Солнце - Вокруг Солнца 9 планет - Меркурий, он расположен ближе всех к Солнцу, раскаленная, красная планета. - Эта планета – Венера - Эта планета – Земля. - Эта планета Марс - Эта планета Юпитер - Эта планета – Сатурн - Эта планета – Уран - Эта планета – Нептун - Эта планета – Плутон Дети садятся Дети рассматривают слайды - Космонавты исследуют поверхность земли, проводят опыты, ищут полезные ископаемые, выращивают растения, наблюдают за явлениями природы, уточняют прогнозы погоды, предупреждают о стихийных бедствиях. Загибаем пальчики Дети следят глазами за красной точкой. Дети строят космические корабли. Ответы детей. - Ответы детей. 5,4,3,2,1 Поехалииии!!! Дети берут свои корабли и «летят» со звуком «УУУ»со своими поделками к макету с планетами |
МБДОУ Центр развития ребенка – Детский сад № 126 «Дружные ребята»
Конспект НОД по развитию речи.
Тема: «Школа настоящих космонавтов».
Воспитатель 1-ой категории
Коршунова Виктория
Александровна
Г. Курган, 2013 год.
Самоанализ.
12 апреля 2013 года проводила занятие о космосе. Тема выбранного занятия соответствовала теме недели, она актуальна и интересна детям подготовительной к школе группы. Форма занятия – экскурсия по звездному городку. Для формирования интереса к данной теме и более легкого ее восприятия использовала ИКТ.
Основными задачами были: содействие формированию у детей познавательного интереса к теме «Космос»; формированию представления о профессии космонавт; создание условий для более полного раскрытия темы; создание условий для формирования умения формулировать связные высказывания, составлять описательный рассказ по окончанию постройки.
Считаю, что с задачами справилась, так как дети с удовольствием отвечали на, порой, нелегкие вопросы, охотно выполняли задания, проявляли положительные эмоции при рассмотрении слайдов, старались строить логически правильные суждения, отвечали полным ответом.
Проведенная предварительно словарная работа помогла детям сориентироваться при выполнении заданий. Также занятия в кружке «ЛЕГО мастер» помогли детям быстро и качественно соорудить из конструктора космические корабли.
Занятие длилось 25 минут. За это время утомления у детей не наблюдалось, благодаря необходимому сочетанию разнообразных видов деятельности: дети меняли место положения, применялись здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, гимнастика для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастики). Чтобы поддерживать интерес, использовала сюрпризные моменты: проектор, карта солнечной системы со съемными планетами, лазерная указка для выполнения гимнастики для глаз.
Что касается здоровья детей, то здесь также старалась все учесть. Помещение было проветрено перед началом занятия, столы и стулья были подобраны в соответствии с ростом детей, давала возможность детям отдохнуть, переход от одного вида деятельности к другому был плавным, логичным, сопровождался упражнениями.
В целом, считаю, что занятие удалось. Дети были эмоциональны, активны, работали с желанием, по ответам на вопросы в конце занятия поняла, что материал также хорошо усвоен.
Предварительный просмотр:
НОД по « Развитию речи»
Тема «Зимние забавы»
Цель: Создавать условия для формирования умения составлять описательный рассказ по картине.
Задачи: 1. Создавать условия для формирования умения составлять описательный рассказ по картине с помощью игровых приемов
2. Содействовать формированию умения подбирать эмоц.-окрашенную лексику, активно использовать определения в своей речи.
3. Воспитывать эстетические чувства, умение работать в команде.
Словарная работа:
1) обогащение словаря (безудержное веселье)
2)активизация словаря ( искристый, серебристый, рассыпчатый снег, суровая зима, зимние забавы, художник-реалист)
Оборудование: репродукция картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка», конструктор ЛЕГО, карточки с изображением зимних праздников, разрезанные картинки 1-зимний городок, 2-сани; репродукция картин «Саша и снеговик», « Зимние забавы», «Зимой на прогулке», макет снежного комочка.
Предварительная работа:
беседа об особенностях Зимы;
беседа о свойствах снега:
Дидактические игры;
рассматривание и беседа по картинам «Взятие снежного городка», « Зимние забавы»;
беседа о зимних праздниках и народных традициях.
Методы и приемы:
- демонстрация картины;
- рассматривание картины;
- беседа о признаках зимы;
- словесная игра;
- конструирование горки;
- дидактическая игра «Четвертый лишний»
- игра «Вхождение в картину»
- назови слово по описанию
- работа в подгруппах
- дидактическая игра _ угадывание праздника по картинке.
Ход работы
Этапы работы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный момент | Группа украшена атрибутами зимы – снежинками, снеговики, картины с изображением зимы. Чтение загадки – стишка: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках покатила. -Как вы думаете, ребята, о чем эта загадка? -Правильно. А по каким словам или фразам вы догадались, что речь идет о зиме? -Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. - Кто из вас любит зиму? - За что? Чем можно зимой заниматься? -Правильно! И сегодня мы будем с вами говорить о зимних забавах и сами будем играть в зимние игры. | Дети стоят около воспитателя полукругом - Эта загадка о зиме. - Запорошила дорожки, окошки разукрашены, на санках прокатила
Дети подходят к окну и смотрят. Дети встают опять полукругом возле воспитателя. - Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков. |
Основной этап Пальчиковая гимнастика Физкультминутка | «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. - Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. Вы знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. - Хотите попробовать построить горку из слов? - Вы будете придумывать и называть слова и ставить свой кубик-ЛЕГО на стол друг на друга. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Берите каждый по 3 кубикаНачинаем - ЗИМА какая? - СНЕГ какой? - НАСТРОЕНИЕ какое?
Снег идет, снег идет. Дворник улицу метет, Мы катаемся на лыжах. И встаем мы на коньки, Мы катаемся на санках. И играем все в снежки. | - разводят ладони в стороны, указывают на себя - сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируютезду на лыжах - ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой - волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой Дети подходят к столу Снежная*Суровая*Морозная*Веселая*Красивая*Нарядная*Холодная***Вьюжная Пушистый*Белый*Легкий*Мягкий*Холодный*Колючий*Рассыпчатый *Липкий *Искристый*Хрустящий*Серебристый*Мокрый Веселое*Радостное*Праздничное*Новогоднее*Грустное*Шаловливое*Хорошее* Прекрасное*Плохое Имитация движений Дети садятся на стульчики |
Зарядка для глаз ИТОГ: | - Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из четырёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение: 1. Январь, февраль, зима, декабрь. 2. Лыжи, санки, снежный город, коньки. 3. Метель, сани, мороз, иней. 4. Снежки, снеговик, снегирь, снегокат. - Русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников. Какие зимние праздники вы знаете? И когда мы их встречаем? - А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Рассмотрите картинки с изображением праздников - Какие праздники изображены на картинках? Какие традиционные забавы, просто традиции на этот праздник вы знаете? - Вы все верно сказали, ребята, все, что вы перечислили ( повторить) и будут зимними забавами на праздниках. -Ребята, а вы знаете, что многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме. Давайте их рассмотрим - Ребята, как вы думаете какой темой можно объединить эти картины? - Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться. - Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь. Слушайте: Много снега Радостное настроение Зимний праздник Веселье Разлетелась крепость Масленница Всадник на лошади - Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались, а написал эту картину русский художник-реалист Василий Иванович Суриков. -а почему его назвали художником -реалистом? «Елка». Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. -А сейчас мы с вами попробуем войти в картину…давайте встанем в круг, закроем глазки, возьмемся за руки, пойдем по кругу со словами : раз, два, три! В картину мысленно войди! - Представьте, что мы в картине: вокруг зима, ярко светит солнце, снег белый, искрящийся, вокруг много-много людей, стоит безудержное веселье, звонкий смех. Безудержное веселье – это значит бурное, неугасаемое, долгое, яркое. - Придумайте мне предложение с этим словосочетанием. - Молодцы! А теперь посмотрите вокруг, вы на празднике вместе с героями картины… - Даша, расскажи, что ты чувствуешь, находясь на этом празднике? - Полина, чем пахнет в воздухе? - Яна, кого ты видишь вокруг себя? - Слава, назови предметы, которые могут издавать звуки и какие? - Марина, опиши одежду на людях? - Паша, какое у тебя настроение? - Кристина, какое небо? есть ли ветерок? - Владик, а ты на стороне строителей или нападающих? Какие чувства ты испытываешь? - Лиза, в роли кого бы тебе хотелось оказаться на этой картине? почему? - Оля, опиши день, какой он? солнце, какое оно? - Молодцы ребята, вы справились! Сейчас из волшебного снежка вы достанете детали мозаики и попробуете собрать картинку, тем самым вы найдете себе напарников по команде. Должно получиться 2 картинке, это и будут две команды. - Теперь каждой команде я даю несколько минут, чтобы вы подготовили рассказ по этой картине. Давайте только вместе подумаем, что именно мы будем описывать?. - А начало рассказа будет таким : «В своей картине художник изобразил…» Итак, ребята, вы большие молодцы, вы составили замечательные рассказы. Скажите, а что понравилось или запомнилось вам в занятии? - Отлично! Вы хотите сами построить городок? Тогда после занятия мы с вами возьмем конструктор и сделаем макеты ваших снежных городков, а затем на улице вместе сделаем на участке настоящий снежный город. | - Лишнее слово зима, потому что это время года, все остальное зимние месяцы - Лишнее слово снежны город, потому что он сделан из снега, а все остальное предметы игры -Лишнее слово сани, потому что это предмет игры, а все остальное – явления природы -Лишнее слово снегирь, потому что это птица, а все остальное неживой мир. - Новый год(1 января), Рождество(7 января), Крещение (19 января) и Масленица (конец февраля) Дети рассматривают карточки на столах - Ответы детей: Новый год (хоровод, запуск салютов, катание с горок, игра в ледовом городке, наряжаемся в карнавальные костюмы, наряжаем елку) Рождество (колядки, гадания) Крещение (купание в проруби) Масленица (игра в снежные городки, катание с горки, снежки, сжигание чучела, едим блины)
Дети подходят к доске, где помещены картины «Взятие снежного городка», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы» - Эти картины можно объединить одной темой «Зимние забавы» - Речь идет о картине о «Взятие снежного городка» - Суриков – художник-реалист, потому что он писал картины из реальной жизни, правдивые. Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Дети встают в круг, закрывают глаза и идут по кругу, проговаривая слова. -На улице безудержное веселье. Ответы детей Дети собирают мозаику - Время года, погоду, снег, небо, праздник, людей, которые пришли посмотреть, которые принимают участие в забаве, лошадь, настроение, какие чувства вызывает картина Выслушивание рассказов от команд. Ответы детей |
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить детей целенаправленному рассматриванию картины(целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);
- Закрепление образования однокоренных слов;
- Активизация глагольного словаря;
- Активизация словаря признаков.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.
Развивающие:
- Развивать творческие способности и фантазию.
Ход занятия.
- Воспитатель показывает детям снежок.
Как вы думаете что это?
-Снежок.
Вос-ль. Какой он?
-Он белый, пушистый, круглый, маленький.
Вос-ль: В какое время года бывает снег.
- Снег бывает зимой.
Как можно изменить слово снег (Снежок, снежинка, Снегурочка, снежная, снеговик).
Вос-ль. Что изменяется в природе зимой.
-Зимой идет снег. Деревья спят, стоят голые, без листьев. Они покрыты снегом как пуховым одеялом или меховой шапкой. На улице мороз, холодно.
Вос-ль. Как одеты люди и почему?
Если зимой светит солнце, как выглядит снег.
_Снег на солнце блестит, (переливается, искрится).
Во время беседы воспитатель выкладывает сугробы, солнце, деревья в снегу, снежинки.
Получается зимний пейзаж. Красивая зимняя полянка получилась? А вы хотели бы на ней по играть?
Вос-ль читает стихотворение.
Как на горке, на горе.
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
А кто по снегу.
С горки –ух.
На горку ух.
Бух, захватывает дух.
Вос-ль.О чем это стихотворение?
-О зиме, о том, как дети катаются на санках, лыжах и коньках.
Во-ль.А какие вы еще знаете зимние игры, развлечения. Что можно ещё делать на улице зимой?
-Зимой можно играть в снежки, строить крепость, лепить снеговика.
Давайте покажем, как мы гуляем зимой.
Физминутка.
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках.
Но упали мы.Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катали.
А потом без сил упали.
И домой мы побежали.
II. Вос-ль. Сегодня на занятии мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».
Рассказ состоит из трех частей.
Начало. Середина. Конец.
Начало рассказа это описания погоды, природы.
С каких слов начнем рассказ.
Однажды. Был ясный солнечный день, выпало много снега.
Что произошло дальше?
Ребята (ребятишки, дети, детвора) вышли на прогулку.
Каждому нашлось дело по душе.
Середина. Теперь, расскажем, что делают дети.
Что здесь делают дети?
-Малыши лепят из снега снеговика.
Как дети лепят снеговика?
Они скатали снежные комья.
Один большой, другой, поменьше, третий самый маленький. Из самого маленького сделали голову, из пуговиц сделали глаза, из морковки нос, вместо рук вставили веточки. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик.
Вос-ль. Как ребятишки играют в снежки? Весело ли им, что они могут кричать друг другу.
-Ребятишки возле реки играют в снежки. Снег мокрый и рыхлый, хорошо лепится, снежки получаются круглые, аккуратные. Дети бросают снежки в друг друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что - то, может: « Берегись».
Вос-ль. Придумайте имя девочки. Расскажите, как она одета, как катается на коньках.
-Маша одела коньки, теплый спортивный костюм, шапочку. И пошла, кататься по льду. Маша кружилась, подпрыгивала. Скользила по льду. Рисовала лезвием конька красивые узоры.
Вос-ль. Придумайте имя мальчика, который катается на лыжах, расскажите, как он готовился к прогулке.
-Петя очень любит кататься на лыжах. Он надел лыжные ботинки, лыжи, взял в руки палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи мальчика легко скользили по снегу.
Вос-ль. Рассмотрите детвору, которая катается с горы на санках.
- Дети катаются на санках с горы. По их лицам видно, что им весело, они что – то кричат друг другу. Может, берегись!
Потому что санки с горы катятся быстро.
А если подойти к детям поближе, что можно услышать?
Слышно как на морозе скрепит снег, шум, смех детей, веселые крики, голоса.
Вос-ль. Вы рассказали обо всех детях на картинке. Теперь нам осталось закончить рассказ.
Дети придумывают конец рассказа.
Например: долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой.
Воспитатель подводит итог рассказыванию. Повторяет рассказ полностью.
III. Теперь, я предлагаю нарисовать вам чтобы вы хотели делать на улице зимой.
Обсуждение рисунков.
Составьте рассказ дома, во что бы вы хотели поиграть на зимней прогулке.
.
Предварительный просмотр:
Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирования связной речи дошкольников.
Коршунова В.А.
МБДОУ Детский сад №126, воспитатель.
«Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
А.С.Макаренко.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли «на равных» играть с ребенком, особенно имеющим отклонения в развитии, выбираем ли для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством? Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Одним из видов игровой деятельности является конструирование. В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях, мне хотелось бы остановиться на ЛЕГО конструкторе, который представляется собой яркий, красочный, полифункциональный материал, дающий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. В процессе игры малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития. Можно сказать, что конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений.
Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций (например, два кирпичика 2x4 можно скрепить между собой 24 способами).
В педагогике ЛЕГО-технология интересна и тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, классификация и обобщение, а также тесно связана с развитием речи дошкольников. Психологи подчёркивают, что ребёнок «учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить». Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для обучения детей рассказыванию, что в дальнейшем позволит им успешно учиться в школе.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи.
Используя ЛЕГО при постановке звука, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.
Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР (общее недоразвитие речи) запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Поскольку коррекционная работа ведется не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры)
Когда конструирование закончено начинается работа со всей группой.
При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Таким образом, ЛЕГО-технология предлагает современные методы обучения дошкольников. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность детей. Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по математике в старшей группе «Играем с Котом и Принцессой»
Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Продолжать учить называть дни недели.
Соотносить цифры с количеством предметов.
Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.
Воспитательные
Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Демонстрационный материал:
Куклы Принцесса и Кот в сапогах, геометрические фигуры, цветные облака, образец домиков.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.
Ход занятия:
Часть 1
Воспитаетель: - Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Эта сказка про зверька домашнего, который, благодаря своей смекалке и хитрости, сделал из своего хозяина-бедняка настоящего богача – маркиза, и еще у этого зверька была одна особенность – обувь, как у людей..
Воспитаетель: - Из какой сказки гости, ребята?
Ответы детей: - Кот в сапогах.
Воспитаетель: - Да, действительно, эта сказка называется Кот в сапогах. А вот и они. Принцесса и Кот в сапогах мне рассказали, что скучно им стало, и они решили придти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что они очень любят у себя в замке заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?
Ответы детей: - Да.
Воспитаетель: - У каждого их них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Принцессы или у Кота в сапогах? КОТ говорит, что надо взять конверт у Принцессы, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать. Берем конверт, открываем и читаем: У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка , какой формы? Круглая, значит выкладываем круг.
А дальше думайте сами. (Дверь, крыша дома, руль автомобиля, кубик.) - Какие геометрические фигуры выложил Дима? - Какие фигуры выложил Максим, Ваня? - Сколько всего фигур? Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
Часть 2
- А теперь возьмем конверт у Кота. Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на фланелеграфе). - Смотрите, что это за волшебные облака?
Ответы детей: - Дни недели. - Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели. - Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета. (третий день недели среда, он голубого цвета) А какой будет завтра день недели, какого он цвета. А вчера какой был день недели? Какого цвета?
Воспитаетель: - Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши ответы.
Часть 3
Воспитаетель: - Возьмем еще конверт у Принцессы? Открываю: Принцесса приглашает вас поиграть и вспомнить месяцы.
Вот - январь, вот - февраль, (обхватить себя руками, «греясь от холода»).
Март, апрель и тёплый май. (Снизу вверх крутить «фонарики».)
Июнь - шесть, июль - семь, (Обмахивать себя правой рукой, затем левой рукой.)
Вот тепло уже совсем. (Обмахивать себя обеими руками.)
Жаркий август будет восемь (Обмахивать себя обеими руками)
И, теперь, начнём мы осень.
Вот сентябрь, вот октябрь, («Ловить поочерёдно ладошками дождинки».)
А одиннадцать - ноябрь.
Всё закончим декабрём, (Обхватить себя руками, «греясь от холода».)
И по кругу вновь пойдём. (Маршировать.)
Воспитаетель: - Хорошо отдохнули.
Часть 4
Можно и у Кота взять еще конвертик, да? Читаю: Поиграйте в игру «Молчанка».
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку. –
1Сколько пальцев на правой руке? –
2Сколько глаз у светофора? –
3Сколько носов у двух собак? –
4Сколько ушей у двух мышей? –
5Сколько хвостов у двух котов?
6. Сколько носов у трех котов?
7. Какая цифра спряталась в слове “семь-я”?
8. Сколько пальцев на левой руке?
9. Какой сегодня день недели?
10. Сколько раз в году бывает день рождения?
11. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
12 Сколько углов в треугольнике?
13. Сколько дней в одной неделе?
14 Какую цифру мы с вами учили на прошлом занятии?
Все верно, показали. Молодцы.
Часть 5
- Я смотрю, у Принцессы еще один конвертик, откроем? Она просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для кота и большой для неё. (Образец на доске). - Что сделала Настя? - Что сделала Даша? - Что сделал Максим? - Сколько палочек использовали для домика кота? - Сколько палочек использовал Илья для домика принцессы? Какие красивые домики у вас получились.
Часть 6
Воспитаетель: - Сейчас я возьму последний конвертик у кота и прочитаю. "Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед".
Анализ занятия:
Воспитаетель: - Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки? Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Молчанка», строили домики из счетных палочек, считали дни недели по волшебным облакам, ходили по лабиринту и нашли сюрприз.) Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Коту и Принцессе выполнить все задания.
Предварительный просмотр:
Современный подход к образовательному процессу. Технология и методы активного обучения в ДОУ.
Коршунова В.А.
МБДОУ Центр развития ребёнка №126 «Дружные ребята».
Воспитатель I категории.
Целями современного образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, является оптимальной для достижения этих целей.
Отличительной особенностью развития образования в современном мире является повышенное внимание правительств развитых стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей экономическое развитие и конкурентоспособность страны.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Как показали исследования немецких ученых (а впоследствии и российских), человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Поэтому, для достижения цели всестороннего, полноценного развития детей и эффективного поднятия уровня образования, в современной педагогике идёт внедрение активных методы обучения (АМО).
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения развивающего материала.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии, что и требуют от нас ФГОС ДО и НОО.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности:
- групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
- использование деятельностного подхода к обучению;
-практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
- игровой и творческий характер обучения;
- интерактивность образовательного процесса;
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
- использование знаний и опыта обучающихся;
- задействование в процессе обучения всех органов чувств;
- рефлексия процесса обучения его участниками.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
- Инициация (приветствие, знакомство)
- Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)
- Определение ожиданий, опасений обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
- Закрепление изученного материала (повторение пройденного, обсуждение домашнего задания)
- Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
- Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
- Эмоциональная разрядка (разминка)
- Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)
Методов АМО существует огромное множество. Такие методы, как «Подарки», «Комплименты», «Здороваются носики», помогут нам начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.
Следующий пример АМО – это презентации учебного материала. Можно использовать такой метод, как «Цветик-семицветик». Данный метод позволят нам сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На информационную доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт. Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить. Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.
Еще один активный метод – «Мозговая атака». Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению ожиданий и опасений в занятии и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников занятия в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.
В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
По окончанию занятия используется активный метод «Кафе», с помощью которого можно подвести итоги. Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов: Что вам больше всего понравилось? Чего бы вы еще съели? Чего вам еще добавить? Чего вы переели? Конечно, на данные вопросы могут ответить только дети старшего дошкольного возраста. Задача воспитателя с помощью этих вопросов выяснять, что дети усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Обратная связь от детей позволяет скорректировать задачи на будущее.
Так незаметно и весело пройдет занятие с использованием активных методов обучения, принеся удовольствие детям и воспитателю.
Кроме того, технология АМО - хороший помощник во взаимодействии с семьями воспитанников. С целью активизации родителей, вовлечения их в процесс сопровождения ребёнка, рекомендуется проводить различные мероприятия для родителей: родительские собрания, консультации, гостиные.
Таким образом, с помощью технологии АМО мы эффективно корректируем недостатки и формируем психологический базис для полноценного развития личности ребенка. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире, педагог формирует личность человека, соответствующего современным потребностям общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности"
Докла....
Доклад "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"
Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире....
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Доклад «Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию ставших дошкольников через внедрения программы «Юный кадет»
В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.Насторажива...
Доклад "Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание историческим переемственности поколений, сохронение, распростронение и развитию национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческ...
Доклад "Современные подходы к организации разных видов деятельности дошкольников в процессе физического воспитания
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯЧехонадских С.А. В настоящее время в связи с переходом н...
Статья :"Знакомство дошкольников с миром современных профессий: методы и подходы в образовательном процессе." Семинар 2024г
Как помочь детям понять значимость различных профессий и сформировать первичные представления о трудовой деятельности....