выступление на МО«Организация сюжетного занятия по физической культуре методом круговой тренировки»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Цель применения круговой тренировки
Задачи круговой тренировки:
Эффективность круговой тренировки:
последовательность подготовки к проведению сюжетных занятий по методу круговой тренировки (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на Методическом объединении | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация сюжетного занятия
по физической культуре
методом круговой тренировки»
выступление на МО
для инструкторов по физической культуре
Раменского муниципального района МО
По теме: «Организация сюжетных занятий
по физической культуре в дошкольной образовательной организации»
Подготовила:
Рябова Г.П.,
инструктор по физической культуре,
высшей квалификационной категории
МДОУ № 49, п.Родники
Раменского муниципального р-на
декабрь 2018г.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе - важнейшая задача детского сада. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребёнка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание. Хорошо учиться может только здоровый, физически развитый ребёнок. Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемое под руководством педагога, должно представлять собой определённый двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 60 % от периода бодрствования. При этом необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по интенсивности двигательной активности.
Физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Эффективность физкультурных занятий во многом определяется их плотностью.
Одним из перспективных методов реализации тренирующего эффекта, повышение и развития уровня физических качеств воспитанников, и увеличения моторной плотности занятий является метод круговой тренировки.
Слайд 2
Круговая тренировка – это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу.
Круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму образовательной деятельности, направленной в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Методической основой «круговой тренировки» является многократное выполнение определенных движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка в чередовании с отдыхом.
Классическая круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсом в тысяча девятьсот пятьдесят втором – пятьдесят восьмом годах. Её название происходит оттого, что первоначально места, где выполнялись упражнения (станции), располагались по замкнутому кругу.
Слайд 3
Цель применения круговой тренировки в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре – оптимизация физического состояния детей, создание фундамента их физического здоровья и основ потенциала.
Задачи круговой тренировки:
- адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе круговой тренировки;
- сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
- повышение уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста;
- совершенствование физических качеств;
- закрепление двигательных умений и навыков;
- формирование интереса к физическим упражнениям.
Для детского сада подходят упрощённые комплексы круговой тренировки с заданиями различной степени трудности. Поскольку в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка является игра, необходимо таким образом организовать круговую тренировку, чтобы она воспринималась детьми, как часть игры. Этому способствуют, прежде всего, сюжетные комплексы круговой тренировки, в которых каждое упражнение на «станции» имеет образное название либо применяются приёмы имитации и подражания (занятия «Зоопарк», «Цирк», «Озорные котята, «Школа юных моряков», «Веселый стадион», «В гости к старичку Лесовичку», «Волшебная страна мячей» и др.
Существует два варианта круговой тренировки: непрерывно-поточный и интервальный. В первом случае дети выполняют упражнения, последовательно перемещаясь со «станции» на «станцию» и проходят так несколько «кругов». Во втором – определённое время или количество раз повторяют упражнение на своей «станции» и по сигналу переходят на следущую. И так до возвращения на исходное положение.
Стандартные черты круговой тренировки:
- Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу;
- Использование хорошо освоенных упражнений;
- Последовательное включение в работу различных мышечных групп;
- Регламентация работы и отдыха на каждой «станции»;
- Индивидуализация тренировочной нагрузки;
- Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.
Структура занятия по методу круговой тренировки та же что и в традиционном занятии, и включает в себя вводную, основную и заключительные части. Вводная часть занятия, общеразвивающие упражнения, основные иды движений, подвижная игра подбираются также в соответствии с сюжетом. В занятия можно включать элементы психогимнастики и релаксации, пальчиковую гимнастику, стретчинговые упражнения.
Слайд 4
Эффективность круговой тренировки:
- Высокая моторная плотность физического развития;
- Индивидуализация педагогического воздействия;
- Относительно точное дозирование физической нагрузки;
- Согласование содержания упражнений на «станциях» с программными задачами;
- Одновременное и самостоятельное выполнение упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря.
Слайд 5
Дифференцировать нагрузку в процессе образовательного процесса можно следующим образом:
- Изменять продолжительность и количество повторений упражнений на «станциях», количество «станций», количество «кругов»;
- Изменить темп упражнений;
- Изменить интервалы отдыха;
- Ввести дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;
- Варьировать способы и условия выполнения упражнений.
Слайд 6
Условия необходимые для достижения положительной динамики результатов используя метод круговой тренировки:
- соответствие тренировочных воздействий возрастным особенностям детей и их физическому состоянию;
- применение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях;
- максимальное приближение занятий по физической культуре к игровой деятельности.
Проведение сюжетных занятий с круговой тренировкой требует подготовки детей.
1. Предварительно на занятиях знакомлю детей с круговой тренировкой,
объясняю детям способ передвижения по кругу,
2. Знакомлю детей с названиями «станций», объясняю двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Во время показа движений детьми обращаю внимание занимающихся на те или иные детали техники, варианты выполнения двигательных заданий, подчеркиваю правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие «станции». На первом занятии использую 4 станции, на последующих увеличиваю до 5-6 станций.
3. После объяснения заданий и прохождения выбранными детьми одного «круга» уточняю представления детей о порядке выполнения упражнений и размещаю их по «станциям» (по 3-4 человека на каждой, в зависимости от количества детей и «станций»)
4. По сигналу дети одновременно начинают делать упражнения. Я слежу за выполнением упражнений детьми, делаю дополнительные словесные указания, исправляю ошибки, при необходимости оказываю помощь, поощряю правильные двигательные действия.
5. Затем знакомлю детей с графическим изображением упражнения, и предлагаю им самостоятельно приготовить оборудование для выполнения движений на станциях.
6. На следующих занятиях сразу размещаю детей по «станциям», и они начинают выполнять упражнения после кратких указаний.
В комплексы круговой тренировки включаю технически несложные и предварительно хорошо разученные движения.
При подготовке к сюжетному занятию по методу круговой тренировки сначала:
1.Выбираю сюжет занятия.
2. Продумываю основные виды движений, их игровые названия, чтобы они соответствовали сюжету занятия, воздействовали на разные группы мышц, были знакомы детям.
3. Продумываю оборудование, его размещение и последовательность его расположения, так чтобы оно не мешало выполнению движений на станциях и хорошо просматривались все «станции» и выполняемые на них упражнения.
4. Обдумываю сюрпризный момент начала и конца занятия.
5. Подбираю упражнения для ходьбы и бега в водной части занятия, общеразвивающие упражнения, которые являются подводящими к движениям круговой тренировки, подвижные и малоподвижные игры, познавательную информацию по теме занятия, соответствующие сюжету загадки, стихи, пальчиковую гимнастику, ритмичные танцевальные движения, дыхательную гимнастику, релаксацию, которые не только повышают интерес детей к двигательным заданиям, но и способствуют активизации психических процессов и формированию потребности к ведению здорового образа жизни..
Таким образом, использование метода круговой тренировки в ДОУ позволяет повысить эффективность физического воспитания, способствует положительной динамике показателей, характеризующих физическое состояние детей, что выражается в снижении заболеваемости и улучшении результатов во всех двигательных тестах. В процессе круговой тренировки развиваются не только физические качества, но и умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям взрослого, контролировать свои действия в процессе выполнения задания. Умение чётко следовать инструкциям имеет большое значение: без него ребёнок не в состоянии усваивать знания и навыки в процессе обучения, что очень важно для будущих школьников.
Наряду с этим круговая тренировка является эффективным средством формирования интереса дошкольников к занятиям физическими упражнениями.
Большим достоинством круговой тренировки является высокая плотность занятия. Развивается общая выносливость. Если во время занятий по традиционной методике средний уровень частоты сердечных сокращений составляет 110-130 ударов в минуту, то во время круговой тренировки – 140-160. Благодаря разнообразным упражнениям, включаемым в занятие, значительно расширяются двигательные возможности дошкольников, что помогает решать им двигательные задачи, возникающие в практических и игровых ситуациях.
- В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления».
- К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду».
- Пимонова Е.А., Воропаев А.М. Методика занятий тренирующей направленности с детьми дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. – 1989. - №5. – С.30-33 - https://drive.google.com/file/d/0BzF1KVTWzThZdk1yc3JCTjJMTlk/view
Шарманова С.Б., Фёдоров А.И., Лапина Н.А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей //Дошкольное воспитание. - №6. – 1998. – С.47-50;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетное занятие по физической культуре по типу круговой тренировки «Школа юных моряков»
Занятие по физической культуре на аттестацию инструкторов по физической культуре....
Развитие двигательной активности и самостоятельности через организацию физкультурных занятий по принципу круговой тренировки посредством рисунков – схем с заданием
Развитие двигательной активности и самостоятельности через организацию физкультурных занятий по принципу круговой тренировки посредством рисунков – схем с заданием...
Путешествие по стране «Физическая культура» конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами круговой тренировки.
Цель: Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Задачи:Образовательная: закреплять технику ходьбы и бега; формировать правильну...
Открытое занятие по физической культуре. (круговая тренировка) (подготовительная группа)
Конспект открытого занятие по физической культуре.(круговая тренировка)(подготовительная группа)...
Конспект образовательной деятельности по физической культуре круговая тренировка «Путешествие в Африку».
1.Помочь детям ощутить радость, удовольствие от совместной двигательной деятельности в группах.2.Умение выполнять движения по сигналу.3.Совершенствовать умения детей лазанья на гимнастическую стенку, ...
Выступление на Педсовете "Организация сюжетно-ролевой игры "Больница""
Цель игры: расширять представления детей о деятельности врачей разных специализаций.Задачи:- научить детей играть в сюжетно - ролевую игру «Больница», учить соблюдать правила и ход игры;- ...