Использование подвижных игр в развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

Слепцова Анисия Григорьевна

В играх закрепляются двигательные навыки, которые становятся более точными, координированными, дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование подвижных игр в развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.Н. Водовозова, Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

По определению отечественных психологов Льва Семеновича Выготского, Александра Владимировича Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. (А.В. Запорожец). Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Подвижная игра также - незаменимое средство развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Воспитанию психофизических качеств, в том числе ловкости, у детей дошкольного возраста посвящены экспериментальные работы Елены Николаевны Вавиловой, Н.А. Ноткиной, Т.В. Артамоновой и др. Авторы подчеркивают важность использовании подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости. Подвижные игры широко используются в режиме дня дошкольного учреждения, именно в играх и через игры реализуется физический потенциал ребенка, именно игры способствуют совершенствованию двигательных навыков и развитию физических качеств, в частности, ловкости. Основной путь воспитания ловкости у детей - овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению двигательного опыта и положительно сказывается на функциональные возможности двигательного анализатора. Для чего целесообразным будет использование подвижных игр.

В играх закрепляются двигательные навыки, которые становятся более точными, координированными, дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях. Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное воздействие на состояние нервной системы ребенка. Определяя значение подвижной игры в жизни дошкольника, Ефим Аронович Аркин, писал, что наряду с простыми действиями, ребенок выполняет более сложные движения, которые требуют творческой работы ума, изобретательности, сознательной целенаправленности. Двигательная активность и двигательная одаренность ребенка, приобретенные им в подвижных играх умения и ловкость определяют не только его физическое положение, но и социальное место, которое он способен занять в детском коллективе. Воспитанию психофизических качеств, в том числе ловкости, у детей дошкольного возраста посвящены экспериментальные работы Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, Т.В. Артамоновой, В.А. Гуляйкина и др. Авторы рассматривают возможность использования подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости, полагая, что подвижные игры способствуют формированию умения точно выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях среды, но экспериментальные данные не приводятся. По мнению В.К. Бальсевича, у детей дошкольного возраста воспитание ловкости происходит в процессе обучения новым движениям, при развитии способностей точно воспринимать пространство и время, соизмерять свои усилия с двигательными задачами, сохранять равновесие. Полезно предлагать ребенку упражнения в движениях из необычных исходных положений, с усложнением ритма, в неожиданных ситуациях, выполняемых необычным способом. Упражнения, направленные на воспитание ловкости, вызывают быстрое утомление, поэтому они не должны быть продолжительными и выполняться на фоне утомления. Старшие дошкольники уже сравнительно хорошо владеют многими двигательными умениями, осваивают спортивные упражнения и элементы спортивных игр. У них более высокая координация движений, точны мышечные усилия, улучшаются пространственные и временные ориентировки. В связи с этим расширяется круг движений, которые можно использовать с целью развития ловкости. Широко используются упражнения с разнообразными предметами, более сложные их сочетания, больше движений, выполняемых мелкими группами мышц, в особенности кистью. В целях развития ловкости как способности перестраивать движения в соответствии с меняющейся обстановкой можно использовать игры, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета (пробежать, перепрыгнуть, подлезть, повернуться). Введение новых элементов или неожиданные сочетания основных движений также совершенствуют ловкость:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста

Самые различные задачи воспитательного иобразовательного характера, в том числе и насовершенствование двигательных умений инавыков. Нагрузка в них должна быть больше,чем в других частях («Передача мяч...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры и физические упражнения»

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, б...

Консультация для родителей "Значение подвижной игры для развития физических качеств у детей дошкольного возраста"

Подвижная игра- незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Подвижную игру мож...

Статья. Подвижная игра как средство развития развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

В статье описывается актуальность подвижных игр в дошкольном возрасте, о влиянии на развитие ребенка....