«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры и физические упражнения»
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.
Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно - силовые и временные характеристики движения ребёнка.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения для проявления быстроты.
О возможностях подвижных игр известно давно. В подвижной игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных, физических и умственных сил. Для детей подвижная игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает педагогов, в том числе и инструкторов по физической культуре. Она посильна даже слабым детям. В игре развиваются физические качества, укрепляется здоровье, это немало важный фактор развития и воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 34»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ
«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры и физические упражнения»
Разработана:
Инструктором по физическому воспитанию
Любовью Васильевной Лебедевой
Ленинградская область
г. Кировск
2018 год
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.
Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно - силовые и временные характеристики движения ребёнка.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания, различные перебрасывания мяча друг другу. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Также у ребенка должно быть хорошо развито равновесие. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений, объединять эти движения с различными элементами. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми элементами и более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.
Е.Н. Вавилова считает, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при о бегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.
Развитие быстроты у дошкольников.
Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения для проявления быстроты.
О возможностях подвижных игр известно давно. В подвижной игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных, физических и умственных сил. Для детей подвижная игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает педагогов, в том числе и инструкторов по физической культуре. Она посильна даже слабым детям. В игре развиваются физические качества, укрепляется здоровье, это немало важный фактор развития и воспитания дошкольников.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:
- подвижные игры технологии значительно повышают физическое развитие и воспитание дошкольников;
- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим, ее актуализации.
В результате исследования нами определено несколько видов подвижных игр, в частности, малоподвижные, сюжетно - ролевые, познавательно-дидактические, на развитие физических качеств.
План – конспект занятия по физической культуре с дошкольниками
Хочу представить вам одну из своих разработок план – конспект основную часть и заключительную часть занятия по физкультуре с дошкольниками с применением подвижных игр. В основу данного занятия включены различные подвижные игры, ознакомление детей с правилами игр.
Подготовительная часть занятия включает в себя психологический настрой детей, а также подготовку организма к предстоящей нагрузке.
Основная часть урока посвящена подвижным играм которые развивают быстроту, ловкость и другие физические качества «Бери скорее», «Бабочки и стрекозы», «Догони», «Конь- огонь», «Передай мяч», «Канатоходец», «Коршун и наседка», «Перемени предмет», «Кто скорей».
Заключительная часть включает игры на внимание, на релаксацию, расслабление организма от физических нагрузок и возбуждения.
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с различными подвижными играми.
Задачи:
1. образовательные: закреплять навыки бега, прыжков, технику ловли и передачи мяча;
2. развивающие: развивать ловкость, внимание, быстроту, прыгучесть;
3. воспитательные: воспитывать умение коллективно выполнять упражнения, а также воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
4. оздоровительные: формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игр; укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнения упражнений; развивать умение правильно выполнять упражнения на дыхание (вдох – носом, выдох – через рот).
Оборудование: гимнастические скамейки, мячи, кегли, канат или веревка, колпаки, флажки, камешки, гимнастические ленты.
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность: 30 минут из них 20 минут – подвижные игры.
Ход занятия
Под музыку дети входят в зал. Построение.
Инструктор
Ребята! Я знаю, что вы очень любите заниматься физкультурой, поэтому вы ловкие, быстрые и смелые. Сегодня у нас будет не обычное занятие, мы с вами познакомимся с различными подвижными играми и отправимся в страну игр. В основной части нашего занятия мы будем играть в подвижные игры.
- Построение, приветствие, сообщение задач занятия (1-2 минуты).
Частные задачи | Программное содержание | Дозировка | Методические рекомендации | ||
Подготовительная часть | |||||
Содействовать развитию внимания. Развивать координацию движения. Размять голеностопные суставы. Развивать внимание, содействовать развитию мышц бедра. Восстановить дыхание. Развивать координацию движений, ловкость, внимание. Содействовать развитию моторики. Содействовать развитию мышц брюшного пресса. Содействовать развитию мышц спины. | Ходьба в колонне по одному по кругу. Ходьба на носках: Ходьба на пятках Ходьба с высоким подниманием колена. Корригирующие упражнение «Гусеница» - сидя на ягодицах продвигаться вперед по кругу. Подскоки Бег по кругу. Боковой галоп: - правым боком; - левым боком. Бег по кругу. Бег с за хлёстом голени назад. Бег без задания. Ходьба. Дыхательное упражнение. Ходьба, восстановление дыхания: Руки вверх — вдох; Руки вниз — выдох. Дети строятся в две колонны. Внимание! Из колоны по одному, в колону по два, по центру зала. Шагом марш! Упражнения ОРУ с предметом. 1. Упражнение: «Потянись». 1 - мяч вверх, встать на носочки; 2 - мяч вниз, опуститься на всю стопу. 2. Упражнение: «Нарисуй улыбку». И.п.: о.с: мяч внизу. 1 - 2 нарисовать полукруг -«улыбку» в вертикальной плоскости. 3. Упражнение: «Прокати мяч». 1- 4 прокатывать мяч вокруг себя, перебирая пальцами. 4. Упражнение «Веселый мяч» И.п.: сидя, мяч зажат в вытянутых ногах, руки упором сзади. 1 - поднять ногами мяч вверх; 2 - и.п. 5. Упражнение: «Лодочка». 1 - 4 поднять мяч вверх, прогнуться; 5 - 6 вернуться в и.п. 6. Упражнение на восстановление дыхания «Подуй на мяч». |
20сек 20сек 20сек 20сек 20сек 30сек 45сек По 25сек 20сек 30сек 20 сек 20сек 20сек 10сек 6 раз 4 раз в каждую сторону по 2 раза девочки 4 раз мальчики 6 раз девочки 4 раз мальчики 6 раз 2 – 3 раза | На право, друг за другом шагом марш! Идем на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки за голову. Следим за осанкой, коленом достаем ладони. А сейчас сели на ягодицы и как «гусеницы» продвигаемся вперед, руки согнуты в локтях.
Спину держим прямую Друг за другом по кругу бегом марш! Бег приставным шагом правым плечо вперед, а потом левым плечом вперед. Спина прямая, руки на пояс. Бегом марш. Как можно сильнее делаем за хлёст голени. Туловище прямое. Переходим в спокойную ходьбу. Идем спокойно, выполняем упражнение на восстановление дыхания, вдох носом, выдыхаем через рот. Молодцы!!! Спинку держим прямо, поднимаемся высоко на носках. Молодцы!!! Спинку держим прямо, пальцами катаем, мяч стараемся не терять его. Молодцы!!! Держим мяч ногами и поднимаем ноги вверх, стараемся не ронять мяч, упираемся на руках. Прогибаем спину хорошо, ноги вместе. Молодцы!!! Вдох - набираем воздух через нос, мяч поднимаем перед собой, выдох – выдыхаем через рот дуя на мяч долгим, плавным выдохом. | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Подвижные игры способствуют развитию физических качеств (быстрота, ловкость, сила). Способствует физическому развитию и воспитанию. | |||||
1.Успей поймать. Играющие стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронить мяч, тот и выигрывает. Усложнение: бросить мяч, положить камешек, выбежав из круга, затем вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю). 2.Бери скорее. Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 – 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают одно из исходных положений – сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает тот, кто успел взять предмет и убежать за линию. 3. Бабочки и стрекозы. Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия "Бабочки" и "Стрекозы". Воспитатель, стоя с боку, называет одну из команд. Её игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Воспитатель называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника. Усложнение: дети принимают исходное положение, стоя на коленях, сидя, лёжа. 4.Догони На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребёнка, между ними расстояние 2- 3 м. по сигналу бегут в прямом направлении на другую сторону, сзади стоящий старается догнать переднего. Расстояние для бега 20 – 30 м. Затем дети меняются местами. 5.Конь – огонь. Играющие стоят в кругу, один в центре круга с флажком. Идут подскоками по кругу под слова: "у меня есть конь, этот конь – огонь! Но – но – но – но, но – но – но – но". Останавливаются, на месте делают движение согнутой ногой – конь бъёт копытом. Водящий в это время подскоками обходит круг, говоря: "я скачу на нём, на коне своём. Но – но – но – но, но – но – но – но". С окончанием слов останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один бежит в правую сторону круга, другой – в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому это удалось, идёт в круг с флажком. Игра повторяется. 6.Передай мяч Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в две колонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди колонны оказывается ведущий звена. Варианты передачи: над головой, с боку, внизу между ног, в положении сидя на полу или скамейке. 7. Канатоходец Две команды стоят в колоннах у линии старта, финиш на расстоянии 8 – 10 м. У игроков по одному бумажному или картонному колпаку. Первые в колонне ставят на голову колпак, разводят руки в стороны и по сигналу продвигаются вперёд. Повернув в условном месте, берут колпак в руки и бегут к своей колонне. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой. 8. Перемени предмет. На одной стороне площадки в кружках 4 – 5 предметов (мешочки, кубики, кегли). На противоположной стороне за линией старта (расстояние 15 – 20 м) дети образуют 4 – 5 колонн. Первые получают по одному такому же предмету, но другого цвета. На сигнал "Беги" они бегут к кружкам напротив своей колонны, кладут предмет, берут лежащий, возвращаются с ним к своей колонне и поднимают над головой. Отмечается выигравший. Затем они передают предмет следующему из своего звена, а сами встают в конец колонны. Отмечается колонна, в которой оказалось больше выигравших. 9. Кто скорей. Эта игра с элементом соревнования может включать преодоление различных препятствий, знакомых детям. Не следует давать только ползанье на четвереньках, так как дети, торопясь выполнить задание, могут травмировать коленный сустав. - пройти по гимнастической скамейке и обежать змейкой мячи или кегли. - подлезать под верёвку, перепрыгнуть канавку. - провести мяч, ударами о пол по прямому направлению или огибая положенные предметы. - пролезать в один обруч, затем прыгать из обруча в обруч на двух ногах. 10. Коршун и наседка 6 – 7 детей (цыплята), стоят в колонне, держась друг за друга, впереди стоящий – наседка. На другой стороне площадки – коршун. По сигналу он вылетает и старается схватить цыплёнка, стоящего последним. Наседка защищает цыплят, поднимая руки в стороны и не давая коршуну достать цыплёнка. Все цыплята дружно двигаются за наседкой, не разрывая сцепления, мешая коршуну. Коршун, для того чтобы поймать цыплёнка, часто меняет направление движения. Усложнение: в каждом кружке находится по 3 – 4 предмета. На сигнал "Беги" играющие бегут, и в это время им называют предмет, который надо взять. | 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза | Данная игра развивает смелость, ловкость, внимание. Обращать внимание на правильность выполнения игры. Подвижная игра, которая развивает быстроту реакции, внимание, ловкость. Подвижные игры включают в себя элементы состязаний, кто самый быстрый, кто самый ловкий, кто самый сильный, кто самый меткий, кто самый умный и воспитанный. Подвижные игры учат владеть предметом таким как мяч, обруч, гимнастические палочки, набивные мячи, ленты и т.д. Подвижные игры способствуют широкому восприятию взгляда на народы мира (национальные подвижные игры), сюжетно-ролевые игры (перевоплощение в разные роли), дружбу с товарищами (общение в коллективе) и сплоченность. Молодцы ребята! Мы сегодня очень хорошо поиграли! | |||
Заключительная часть (малоподвижные игры). | |||||
1. Упражнение «Змейка»: в вертикальной плоскости; в горизонтальной плоскости. 2. Упражнение «Радуга»; полукруглый мах лентой над головой вправо, влево. 3. Упражнение «Круг»: мах лентой в вертикальной плоскости перед собой; 4. Упражнение «Салют»: взмах - лента вверх; вниз - «змейка». Итог занятия. Беседа с детьми. Инструктор: Расскажите мне, в какой стране вы сегодня побывали, что вам понравилось? Дети отвечают. Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами заниматься и играть. Вы были быстрыми, смелыми, ловкими, активными. Молодцы! | 30 сек 30 сек 30 сек 30 сек | Эти игры способствуют расслаблению мышц рук, восстановлению дыхания. Также воспитывают у детей чувство красоты, тягу к творчеству и физическому развитию. Я открою вам тайну: в волшебной стране подвижных игр живет один великий художник. Он просил передать для вас необыкновенные краски, чтобы вы раскрасили этот уютный красивый спортивный зал. Как вы думаете, можно ли рисовать такими красками? Давайте попробуем |
Созданная методика работы, а именно включение в занятия подвижные игры обеспечивает повышение двигательной активности, способствует росту показателей физического развития дошкольников.
В дошкольных учреждениях проводится физическая культура три раза в неделю. Одно занятие я посвящаю подвижным играм. Такие занятия я провожу в своем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени.
В своем конспекте я представила только несколько подвижных игр, которые способствуют физическому развитию дошкольников.
В ходе проведения занятия по физической культуре с применением подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, моё внимание было направленно на то, как дети ведут себя в играх, как они выполняют данное им задание. Благодаря подвижным играм можно понять насколько хорошо или плохо у детей развиты физические качества (быстрота, ловкость, сила), воспитание и внимание.
Хочу заметить, дети играли с большим интересом, внимательно слушали мои указания и рекомендации. Очень старались выполнить данное мной задание.
Дети внимательно слушали мои указания, не отвлекались. С каждым повторением подвижной игры у детей улучшались физические качества (быстрота, ловкость, сила и т.д.).
Игра с предметами, например: «Передай мяч» такая игра очень понравилась детям, и поэтому они очень быстро усвоили правила игры.
Трудности появлялись лишь в том, что дети торопились выполнить задание и поэтому передавали мяч через одного; передавали мяч не над головой, а поворачивались друг к другу лицом. Уже на второй - третий повтор игры дети выполняли задание без ошибок.
Благодаря физкультурным занятиям, где применяются различные подвижные игры, мы у детей воспитываем патриотизм, понимание, дружбу, чувство сплоченности. Также развиваем у детей физические качества, двигательную активность и формируем здоровый образ жизни.
В ходе опыта моей работы были использованы занятия, где основная часть включала в себя подвижные игры. Введение игр в занятие было затруднено отсутствием мотивации, желания детей включиться в работу, так же неумением работать в командах. Но по ходу занятий дети изменили свое отношение, те, что были уверены, что у них ничего не получится, попробовали свои силы и убедились в обратном. В результате можно сказать, что включение подвижных игр в занятия прошли успешно.
Основной целью являлись результаты физического развития и воспитания дошкольников, формирование познавательного интереса детей к физическим нагрузкам через подвижную игру. Видно, что будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в занятия по физической культуре различные виды подвижных игр.
Можно сделать вывод, что в ходе занятия с применением подвижных игр дети были активны, возрос интерес к занятиям физической культуры, повысились физические качества, усвоение материала, внимание. Дети активно воспитывают умение коллективно выполнять упражнения, а также воспитывают чувство товарищества и взаимовыручки.
Заключение
Одна из важных задач педагогов нашего МБДОУ - это физическое развитие и воспитание средствами подвижных игр. Подвижные игры – общедоступное средство физического и нравственного воспитания детей.
Целью моей работы было изучить возможности подвижных игр в физическом развитии и воспитании дошкольников.
В многообразии средств физического воспитания игре принадлежит совершенно особое место. Появление игры было оправданно с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения к другому. Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического развития и воспитания. В развитие двигательной деятельности подвижной игре также принадлежит ведущая роль. Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы, правильного выполнения задания и неожиданные изменения игровой обстановки.
Из всего этого можно сделать заключение, что подвижная игра способствует физическому развитию и воспитанию дошкольников.
Подвижные игры включают в себя элементы состязаний: кто самый быстрый, кто самый ловкий, кто самый сильный, кто самый меткий, кто самый умный.
В ходе работы была изучена научно-педагогическая и методическая литература. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. В своих исследованиях они предлагают подвижные игры, развивающие физические качества (быстроту и ловкость) детей дошкольного возраста, они рекомендуют включать их в физкультурные занятия в повседневной жизни детей. Что помогло в моей работе с детьми.
При применении подвижных игр в физкультурных занятиях на протяжении длительного времени я могу с уверенностью сказать, что проведение различных подвижных игр способствуют физическому развитию и воспитанию дошкольников. Это видно из опыта моей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Т.В. Лисина, Г.В. Морозова - «Подвижные тематические игры для дошкольников», ООО «ТЦ Сфера», 2014
- Гурин Ю.В, Монина Г.Б – «Игры длоя детей от трех до семи лет», ООО «ТЦ Сфера», 2010
- Алябьева А.А. – «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения», - М., 2006
- Картушина М.Ю. – «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», М., 2007
- Картушина М.Ю. – «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М., 2007
- Коваленко В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников», М., 2005
- Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 80 c.
- Нищева, Н. В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры (+ CD) / Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 176 c.
- Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник / М.А. Ключева. - М.: Форум, Неолит, 2014. - 400 c.
- Степаненкова Э.Я «Сборник подвижных игр для детей от 2 до 7 лет», изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2016. – 144 с.
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2-е изд., испр. – М. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014. – 336с.
- Громова О.Е. «Спортивные игры для детей» - М.: ООО «ТЦ Сфера» 2002. – 128 с.
- Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Недели здоровья в детском саду» методическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 160 с.
- Анисимова М.С., Хабарова Т.В. «Двигательная деятельность младшего и среднего дошкольного возраста» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
- Наборы развивающих карточек:
- Матиясевич Д. «Игры с детьми на осенних и зимних прогулках», ООО «Издательство «Речь», СПб., 2011
- Матиясевич Д. «Игры с детьми на весенних и летних прогулках», ООО «Издательство «Речь», СПб., 2011
- Елена Лютова-Робертс, Галина Монина «Игры с мячами и шарами», ООО «Издательство «Речь», СПб., 2011
Приложение к
Методической разработке на тему
«Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
через подвижные игры и физические упражнения»
Разработана:
Инструктором по физическому воспитанию
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 34»
Любовью Васильевной Лебедевой
Игры, раﮦзвиваﮦющие преимущественно наﮦвыкﮦи быстроты
Подвижные игры для младшего дошкольника
Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.
Содержание подвижных игр для маленьких детей 3-4, 4-5 лет в детском саду направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания.
- Подвижная игра "Мыши водят хоровод"
Цель: развивать двигательную активность
Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:
Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»
Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.
- Игра "Солнышко и дождик"
Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.
Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».
- Игра "Воробушки и кот"
Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.
Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.
- Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"
Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.
Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.
Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
- Игра "Кот и мыши"
Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.
Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.
- Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"
Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.
Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).
- Через ручеек (подвижная игра с прыжками)
Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.
Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.
- Игра "Птички и кошка"
Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.
Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.
Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.
- Игра "Снежинки и ветер"
Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).
- Подвижная игра "Найди себе пару"
Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.
Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.
Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.
- Подвижные игры для детей 5-7 лет
У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.
- Игра "Медведь и пчелы"
Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.
Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.
- Игра "Горелки"
Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.
Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.
- Подвижная игра "Два мороза"
Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.
Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.
- Игра "Хитрая лиса"
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».
После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.
- Игра "Ловля оленей"
Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.
Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.
Стихотворение про игру в мяч на перемене (написала Ветрякова Светлана специально для Pedsovet.su)
Чтобы весело играть
Нужно мячик накачать.
А мальчишки и девчонки
По мячу ударят звонко.
Настоящие спортсмены
Побегут на перемену.
Будут прыгать и скакать
И друг друга догонять.
Мы надуем мячик ловко
Нужно лишь иметь сноровку.
Посильнее нажимай,
Побыстрее убегай!
Игры разные с мячом
Обязательно начнем.
И в «Лягушку», и в «Собачку»,
В «Ручеек», и в «Быстрый мячик».
Добежал до поворота,
Закатился за ворота.
Перепрыгнул через двор,
Убежал через забор.
Быстро кружится, летает!
Кто его теперь поймает?
Поскорее догоняй
И соседу передай.
Разноцветный яркий мячик
Без запинки резво скачет.
Хватит бегать, веселиться,
Нужно нам идти учиться!
Мы огромный мяч надули,
Поиграли, отдохнули.
Нам пора вернуться в класс,
Там занятия у нас.
- Игра "Удочка"
Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.
- Игра "Охотники и соколы"
Задачи: упражняться в беге.
Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.
- Игра "Паук и мухи"
Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.
Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.
- Подвижная игра "Мышеловка"
Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.
Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:
«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»
Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.
Картотека подвижных игр с элементами соревнования
«Разгрузи машину»
Перед командами стоит простая задача — разгрузить машину с кирпичами. Для этого с одной стороны площадки ставятся две коробки с кубиками («машины с кирпичами»), а с другой стороны располагаются игроки. Задача участников — добежать до «машины», взять «кирпич», вернуться к линии старта, положить ношу в обозначенное место и передать эстафету другому участнику. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет все «кирпичи».
«Пройди через обручи»
Две команды становятся друг за другом в колонну. На площадке раскладывается 3—4 обруча. Задача участников — добежать до поворотной стойки (это может быть стул, куст, камень, столб, какой-то предмет) и вернуться назад к линии старта. На пути вперед необходимо преодолеть препятствия: поднять каждый обруч, продеть через себя и положить на место.
«Перенеси арбузы»
Для этой игры вам понадобится шесть мячей разных размеров (по три для каждой команды). Перед каждым участником ставится задача: донести три «арбуза» до поворотной стойки и вернуться назад. Тот, кто уронил «арбузы», собирает их и продолжает движение к линии старта. Удержать три мяча в руках, да еще и бежать при этом — трудная задача. Поэтому двигаются игроки медленно и осторожно.
«Соревнования мячей»
Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.
«Общая картина»
Для проведения этой игры вам понадобятся два мольберта, на которых закреплены чистые листы бумаги (можно упростить задачу и прикрепить два листа ватмана на стене). Рядом положите фломастеры или маркеры с толстым стержнем. Ведущий ставит перед командами задание — написать картину: портрет человека, кошку, дом, робота и т. д. (задание должно быть простым). Каждый участник должен добежать до «мольберта», нарисовать одну деталь образа и вернуться назад. Побеждает та команда, которая первой представит свой «шедевр».
«Меткие стрелки»
На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.
«Быстрее, выше, сильнее!»
К пяти годам большинство подвижных игр для детей приобретают спортивный характер. «Быстрее, выше, сильнее!» — этот олимпийский девиз становится актуальным, насущным для старших дошкольников. И девочкам, и мальчикам одинаково интересны активные игры с элементами бега, прыжков, преодоления различных препятствий.
"Третий лишний"
Все играющие встают парами по кругу, одна пара за другой, по направлению движения. Двое водящих находятся в середине круга в 3-5 шагах один от другого. Играющие держатся за руку, а свободные руки ставят себе на пояс. Все пары прогуливаются под музыку. Один убегает, - другой догоняет его. Убегающий, спасаясь, становится рядом с какой-либо парой, взяв под руку крайнего.
«Рыбаки».
Соревнуются одновременно 2-3 команды с равным числом играющих. Каждый ребёнок получает бумажную рыбку (длина 25см, ширине 6-7см), к хвостику, которому прикреплена нитка длиной 1м. Играющие заправляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы рыбка свободно касалась пола, - рыбки плавают. У каждой команды рыбаки определенного цвета. По сигналу все идут по площадке, стараясь наступить ногой на рыбку соперника и в то же время, не давая поймать свою. Чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает команда, у которой останется больше не пойманных рыбок.
«Волейбол с воздушными шарами».
Натянуть верёвку на высоте примерно 1,2-1,5м. Связать вместе два воздушных шара, в которые можно налить по несколько капель воды. По обеим сторонам от верёвки располагаются команды, по 3-5 детей в каждой. Играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону противника, и не давая упасть на своей стороне. Шары нужно отбивать руками, задерживать нельзя. На чьей стороне опустились шары, начисляется гол.
«В чьей команде меньше мячей»
Две команды стоят друг против друга на расстоянии 3-4м. Количество игроков в команде одинаковое. Каждый участвующий держит по мячу большого или малого диаметра. По сигналу играющие начинают перебрасывать мячи на сторону соперника в течение 30-60 секунд. После завершения подсчитываются мячи, в чьей команде меньше мяче, та команда и выиграла.
«Кто быстрее снимет ленту»
На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек в каждой. На расстоянии 10-15 шагов напротив колонн протягивается верёвка, высота которой на 10-15см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту верёвку накладывается лента. По сигналу «беги» первые в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдёргивают её с верёвки. Снявший ленту первым считается выигравшим. Игра кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитывается выигрыш в каждой колонне.
«Свободное место»
По кругу стоят стулья на один меньше чем играющих. По сигналу (под музыку) играющие идут или бегут по кругу, как останавливается музыка или прозвучит сигнал нужно занять свободное место кто быстрее. Кому не хватило стула, выбывает из игры и убирается стул и т.д.
«Скворечники»
В разных местах площадки чертятся кружки или кладутся обручи. Это дома для «скворцов» - «скворечники». В каждом скворечнике помещаются одна пара скворцов. Число «скворечников» на один меньше. Дети, изображают скворцов, бегают (летают) по площадке в разных направлениях. По сигналу «скворцы прилетели» они бегут в скворечник. Одна пара остаётся без кружка. «Скворцы летят» тогда все играющие выбегают из кружков.
«Соревнование ловких»
На столик маленькую кеглю или небольшую фигурку. В игре участвуют три человека. Один из них находится в шаге от стола, а двое сбоку. В 15-20см от предмета завязывается из двухметрового шнура большую петлю. Подаётся сигнал: «Внимание, игра началась!» Игроки следят друг за другом. Стоящий около столика выбирает момент, быстрым движением продевает руку через петлю и, схватив фигурку, выдёргивает обратно. Двое других стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в неё попала рука первого игрока. Каждому даётся одна попытка. Игроки по очереди меняются ролями. Тот, кто сумеет выполнить задание, - победитель.
Кто скорее дойдет до середины.
Для игры используется шнур длиной 4-5 м. На обоих концах его имеются палочки (длиной 20-25 см, диаметром 2,5-3 см), середина шнура обозначается цветной ленточкой, тесьмой. Двое играющих берут палочки и по сигналу наматывают шнур. Выигрывает тот, кто раньше дойдет до середины.
Игры-эстафеты.
Такие игры можно составлять из разных движений, преимущественно из таких, которыми дети уже владеют:
а) пройти по скамейке, подлезть под дугу, обежать кеглю и вернуться на место;
б) пробежать по узкой дорожке между двух линий (расстояние между ними 15-20 см), перепрыгнуть через ручеек (шириной 40-50 см), разбежаться и достать в прыжке до ветки;
в) прыгнуть из кружка в кружок (расстояние между ними 30 см), пробежать 5 м, снова прыгнуть из кружка в кружок. Соревнуются примерно равные по силам дети.
Найди пару в кругу. Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, водящий — в центре круга. По сигналу играющие внутреннего круга идут шагом, наружного — бегом. По другому сигналу дети наружного круга быстро подбегают к любому стоящему во внутреннем круге, берутся за руки и двигаются шагом. Водящий также старается найти себе пару. Оставшийся без пары становится водящим.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ
Поменяйтесь местами. По кругу положена веревка. Дети бегают парами: один справа, другой слева от веревки. По сигналу воспитателя, продолжая бежать, не останавливаясь, дети меняются местами.
Обеги мяч. Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч змейкой.
Не задень. По кругу расставляются кегли на расстоянии 50—60 см одна от другой. Играющие идут по кругу за кеглями. На сигнал поворачиваются лицом в круг и впрыгивают в середину, стараясь не задеть кегли.
С мячом под дугой. Проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2—3 м.
Вперед с мячом. Сесть на пол, мяч зажать ступнями, руками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед (примерно на расстоянии 3 м), не отпуская мяча.
Не теряй мяч. Сесть на пол, скрестив ноги. Катать мяч вокруг себя в одну и другую сторону, не отпуская его далеко от себя.
Перекат назад. И. п.: присесть, согнуться, обхватить колени руками, спина круглая. Быстро и мягко перекатиться на спину в этом положении до касания пола лопатками, ноги не выпрямлять, держать прижатыми к туловищу («в группировке»), руки обхватывают колени, снова вернуться в исходное положение.
Разойдись — не упади. Двое детей идут по скамейке с разных ее сторон, встретившись, расходятся, держась друг за друга, и продолжают движение. Упражнение можно делать и на мостике-качалке. Дети расходятся таким же способом или по-другому: один проползает, подтягиваясь за рейки, другой проходит над ним по боковым перекладинам.
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
(Игра большой подвижности для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи: развитие быстроты и ловкости; закрепление навыков ориентировки в пространстве, умения быстро реагировать на сигнал, выполнять задание в меняющихся условиях.
Количество участников: 12-20 человек.
Место проведения: спортивный зал.
Атрибуты и инвентарь: красные, синие, желтые султанчики (флажки, ленточки) по количеству участников игры; три длинных ленты или шнура тех же цветов – зрительные ориентиры; музыкальное сопровождение или бубен.
Подготовка к игре: на одной стороне зала разложены разноцветные султанчики, на противоположной стороне – последовательно – три ленты, шнура тех же цветов, расстояние между лентами – 60 см.
Описание игры: под музыку дети свободно врассыпную бегают по залу (можно - бег с заданиями). По сигналу (остановка музыки) бегут к султанчикам, берут по одному и быстро возвращаются на противоположную сторону зала, выстраиваясь на (за) соответствующей цвету султанчика линии и поднимают султанчик вверх. Побеждает та команда (по цвету), которая быстрее построилась. Для детей 4-5 лет можно провести эту игру с использованием султанчиков только двух цветов.
Усложнения и варианты: увеличение количества цветов; при повторе игры берется султанчик другого цвета; при построении на цветной линии выполнить задание: красная линия – сесть по-турецки, желтая линия – встать на «высокие» колени; синяя линия – стоя размахивать султанчиком над головой.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ
(Игра большой подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи: развитие быстроты и скоростной выносливости, ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимание и ориентации в пространстве; воспитание находчивости и инициативы.
Атрибуты и инвентарь: ленточки на колечке.
Место проведения: зал или спортивная площадка.
Описание игры: каждому ребенку даётся ленточка на колечке, которую он заправляет себе в шорты сзади, делая «хвостик. По команде (свистку) дети разбегаются по залу и пытаются сорвать ленту-«хвостик» у другого игрока, при этом сохраняя свой «хвостик». Держать свою ленточку руками нельзя. Игра заканчивается по команде (свистку) или когда все ленточки будут сорваны. Побеждает тот игрок, кто больше наберёт ленточек и сохранит свою.
БЕЗДОМНЫЕ ПАРЫ
Игра большой подвижности, несюжетная, для детей старшего дошкольного возраста
Задачи: развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимание и ориентации в пространстве; воспитание находчивости и инициативы.
Атрибуты и инвентарь: обручи
Место проведения: зал или спортивная площадка.
Описание игры: перед началом игры дети распределятся в пары и встают вдвоём в любой обруч, свою пару надо запомнить. По сигналу взрослого или с началом музыки все разбегаются (расходятся, прыгают на двух ногах, ходят в приседе и т.д.) врассыпную по залу, взрослый убирает один обруч. Как только прозвучит сигнал или закончится музыка, все пары должны соединиться и встать в любой обруч. Пара, которая не успела занять обруч, выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется одна пара, она и является победителем.
ЭСТАФЕТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
Основная цель. Развитие быстроты и ловкости.
Организация. Группа делится на 3-4 команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей стартовой линией. Интервал между колоннами — 3 м.
Направляющие игроки колонн получают по эстафетной палочке. В 15 м перед каждой колонной ставится поворотная стойка, а посередине 15-м отрезка кладется гимнастический обруч, в центре которого мелом очерчивается небольшой белый кружок.
Проведение. По стартовому сигналу направляющие игроки колонн бегут к своей поворотной стойке, добежав до лежащего на пути обруча, пролезают сквозь него, затем кладут обруч на то же место, с белым кружком в центре, и бегут дальше. Поравнявшись с поворотной стойкой, огибают ее слева и возвращаются обратно, пролезая снова сквозь обруч, после чего по правилам передачи легкоатлетической эстафеты передают палочку следующему игроку своей колонны, а сами становятся в ее конец. Следующий игрок выполняет то же самое игровое задание, передавая палочку очередному участнику, и так далее до последнего игрока команды. Выигрывает команда, закончившая эстафету быстрее.
СТОЙ!
Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: Мячик кверху! Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч кричит Стой!.Все должны остановиться, а водящий, несходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становиться водящим .Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху- игра продолжается.
Правила игры: Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: (Стой!) - продолжал двигаться ,то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.
БЕГ ПО КРУГУ
Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 2 - 3 шагов друг от друга. Перед носками играющих проводится черта. По команде руководителя все поворачиваются направо и начинают бег вдоль черты по наружной стороне круга. Каждый старается догнать бегущего впереди. Тот, кого запятнали, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в кругу останется 3 - 4 игрока. Они считаются победителями. Во время бега, если игра затягивается, руководитель может подать сигнал, по которому играющие поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении. Это необходимо для того, чтобы у ребят не закружилась голова.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ
«ЧАЙ-ЧАЙ ВЫРУЧАЙ»
Цель: Развитие, быстроты, ловкости, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры.
Выбирается водящий из числа детей. Те, которых он коснулся, считаются пойманными. Они встают, широко расставив ноги, и произносят « Чай, чай, выручай!».
Любой игрок может выручить пойманного, если он пролезет между ног.
«САЛКА»
Цель: Развивать умение увертываться в беге.
Ход игры.
Водящий бегает за детьми, стараясь кого-то осалить, приговаривает: « Я осалил тебя, ты осаль другого! ». Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет эти же слова
«СТАДО»
Цель: Активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции.
Ход игры
Играющие выбирают пастуха и волка все остальные – овцы. Дом волка находиться в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок. Заиграй в рожок!
Трава мягкая. Роса сладкая.
Гони стадо в поле. Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу « Волк!» овцы бегут в дом - на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути у волка, защищает овец.
Все, кого поймал волк, выходят из игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры
Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры...
Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры
развитие активной деятельности детей посредством подвижных игр....
ПРОЕКТ «Развитие интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста через подвижные игры». «Мы любим играть»
Анализ практики показывает, что дошкольные учреждения. к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движени...
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста через подвижные игры
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойс...
Статья на тему: "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через подвижные игры"
Статья раскрывает возможности подвижных игр в становлении и развитии физических качеств у дошкольников....
Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."
Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....