Рабочая программа с детьми ОВЗ
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«Детский сад «Березка»
Принята педагогическим советом Утверждено заведующей МКДОУ
МКДОУ «Детский сад» «Березка»
31.08.2018г. __________Саляхова Р.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инструктора по физическому воспитанию
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
на 2018-2019 учебный год
Составитель программы:
Валеева Лиана Ришатовна
инструктор по физическому воспитанию
первой квалификационной категории
2018 год
Содержание рабочей программы
1.Целевой раздел рабочей программы | |
1.1. Пояснительная записка | |
1.2. Цели и задачи | |
1.3. Структура физкультурного занятия | |
1.5 Характеристика возрастных особенностей воспитанников | |
1.6. Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ | |
1.7. Планируемые результаты освоения программы | |
2. Содержательный раздел рабочей программы | |
2.2. Коррекционная работа | |
2.3. Содержание образовательной работы с детьми | |
2.4. Система педагогической диагностики | |
2.5. Организация и формы взаимодействия с родителями | |
3. Организационный раздел | |
3.1. Структура реализации образовательной деятельности | |
3.2. Образовательная нагрузка | |
3.4. Программно-методическое обеспечение |
1.Целевой раздел рабочей программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности инструктора по физическому воспитанию Валеевой Лианы Ришатовны по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 1,6 до 7лет, родителями воспитанников и педагогами МКДОУ «Детский сад «Березка» и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса в ДОУ.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Березка». Направление физкультурно-оздоровительной работы реализуется во время таких форм двигательной активности, как: занятие, утренняя зарядка, бодрящая гимнастика, физкультурные минутки, паузы, досуги и праздники, индивидуальная работа с детьми.
Цель | - реализация содержания адаптированной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования по физическому развитию воспитанников |
Задачи | - предупреждение появления нарушений осанки и плоскостопия у детей. -укрепление мышечных групп туловища и ног. - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. - улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. - совершенствование мелкой моторики рук. - воспитание положительных эмоций к физическим упражнениям, подвижным играм. |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | - обеспечение охраны жизни, физического и психического здоровья детей; - организация системы физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей; - обеспечение личностно-ориентированного и деятельного подхода к физическому развитию воспитанников |
Основания разработки рабочей программы | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 1,6 до 7 лет. |
Срок реализации рабочей программы | 2018-2019 учебный год (Сентябрь 2018 - август 2019 года) |
Формы работы | Воспитанники группы делятся на две и более подгруппы. Работа в подгруппе носит вариативный характер в зависимости от развития детей. Дети, имеющие высокий и средний уровень развития работают самостоятельно или парами. Дети, имеющие низкий уровень выполняют предложенные упражнения с помощью инструктора. |
Коррекционная работа с детьми. |
|
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы (по физическому развитию воспитанников) | - стремление к общению со взрослым, активно подражает взрослому в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. - проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им. - развитие крупной и мелкой моторики - стремление осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание через предметы) -с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. |
Основания разработки рабочей программы
(документы и программно-методические материалы)
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012,
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Данная рабочая программа составлена на основе:
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Березка» (далее – рабочая программа, программа), утвержденной Педагогическим Советом МКДОУ «Детский сад «Березка»
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва: Мозаика – Синтез, 2014г.
Рабочая программа разработана на период 2018-2019 учебного года.
1.2. Цели и задачи
Цель программы:Создать условия для потребности детей в двигательной активности, сформировать основы здорового образа жизни, направленные на укрепление здоровья
Задачи:
- Охрана и укрепление здоровья детей.
- Формирование у детей жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными способностями.
- Создание условий для реализации двигательной активности
- Воспитание потребностей в здоровом образе жизни
- Обеспечение физического и психического благополучия
- Инструктору по физической культуре следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
- Кроме, того задачи направленные на физическое развитие детей решаются индивидуально в других видах деятельности, проводимые воспитателем в группе (динамические паузы, минутки здоровья и др.).
- Диагностика физической подготовленности детей проводится два раза в год: сентябрь - вводная, май - заключительная.
- улучшение деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
- совершенствование мелкой моторики рук.
- воспитание положительных эмоций к физическим упражнениям, подвижным играм.
1.3. Структура физкультурного занятия
Занятия по физической культуре проводятся в специально оборудованном и оснащенном помещении. Непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию проводится 2 раза в неделю в группе раннего возраста; в первой младшей; во второй младшей группах, 3 раза в неделю в средней, старшей возрастной группе (2 занятия в зале,1 на свежем воздухе для детей)
Воспитанники группы делятся на две и более подгруппы. Подгруппы формируются по заболеванию. Работа в подгруппе носит вариативный характер в зависимости от развития детей. Дети, имеющие высокий и средний уровень развития работают самостоятельно или парами. Дети, имеющие низкий уровень выполняют предложенные упражнения с помощью инструктора.
1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.
Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.
Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития ребенка.
У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко диградируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.
Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др.
1.5. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата-неоднородная по составу групп со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько выделяют три типа двигательных нарушений:
- Заболевания нервной системы: ДЦП, полиомиелит.
- Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, сколиоз, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы.
- Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие нарушение или утрата двигательных функций). Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений – например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития и наоборот.
У детей с ОВЗ снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, приводит к искажению мыслительной деятельности. У детей раннего и младшего возраста замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений. Указанные трудности затрудняют усвоение программы и формируют особые образовательные потребности у воспитанников.
Формирование осанки у ребенка начинается сразу же после рождения. В процессе нормального развития у ребенка появляются физиологические изгибы, свойственные позвоночнику взрослого человека. Физиологические изгибы в позвоночнике способствуют амортизации толчков и сотрясений, возникающих при ходьбе, беге, прыжках.
Другой особенностью, подстерегающей ребёнка, являются искривления позвоночника влево-вправо, так называемая сколиотическая болезнь. Эта болезнь оказывает большое влияние на общее состояние организма.
К нарушениям опорно-двигательного аппарата относится и деформация стоп. Раздражительность, плохое настроение, боли в ногах, спине, голове – все эти недомогания могут быть вызваны плоскостопием. Различают продольное плоскостопие, при котором опускается продольный свод стопы и поперечное плоскостопие, при котором нарушается внешний поперечный свод стопы.
Плоскостопие обычно развивается медленно, постепенно и проходит несколько стадий. Итак: детей с заболеваниями ОДА характеризует.
- Двигательная не скоординированность;
- Нарушения в соблюдении темпа движений;
- Низкая работоспособность;
- Повышенная утомляемость;
- Отставание в физическом развитии;
- Ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
- Затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
- Затруднения в фиксации положения на определенное время;
заторможенность.
2.3. Коррекционная работа
Основное направление деятельности МКДОУ «Детский сад «Березка» – профилактика и коррекция функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей раннего и дошкольного возраста, проведение комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от воспитательного процесса, в комфортных для ребенка условиях макросоциума.
Педагогическая работа с детьми проводится с учетом требований ортопедического режима и индивидуальных медицинских рекомендаций. В каждой группе присутствует оборудование для профилактики заболеваний опорно – двигательного аппарата. Это способствует укреплению мышечно – связочного аппарата, формированию устойчивого стереотипа правильной осанки, закреплению двигательных навыков.
В каждое физкультурное занятие, независимо от цели, задач и средств проведения, включаются оздоровительные мероприятия, дыхательная гимнастика, проводится профилактика плоскостопия и нарушений осанки.
Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения ОДА заключается в:
- Профилактике плоскостопия – ходьба на носочках, пяточках, внешнем своде стопы, массаж стоп, ходьба по ребристой дорожке, захват предметов пальцами ног, ходьба по шнуру различной толщины, укрепление свода стопы с помощью
Общеразвивающих упражнений.
- Укрепление мышц спины, брюшного пресса с помощью общеразвивающих упражнений.
2.4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования по физическому развитию воспитанников (во всех группах)
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в образовательной области: "Физическое развитие" | мониторинг "Диагностика педагогического процесса. | 2 раза в год | 1-2 недели в каждой группе | Сентябрь, Май |
2.5.Совместная деятельность родителей и инструктора по физкультуре в ДОУ
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами образовательного учреждения. Семья и детский сад – социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. Поступая в ДОУ, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, слаборазвитые двигательные навыки (быстроту, ловкость, координацию движений). Наша задача – помочь родителям в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям). Один из путей решения задач – совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в детском саду, так и в семье. В нашем дошкольном учреждении разработаны формы тесного взаимодействия детей и взрослых. В детском саду проводятся: Физкультурные занятия, развлечения и праздники, приобщение к здоровому образу жизни. В работе с семьей стараемся приобщить родителей проводить с детьми в домашних условиях: утреннюю гимнастику, подвижные игры, игровые упражнения, комплексы по профилактике нарушений осанки и развития плоскостопия, упражнения в домашней ванне, профилактику простудных заболеваний. В работе с родителями используются традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, открытые занятия). Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание здорового человека, как физически, так и духовно. Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать, общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
3. Организационный раздел рабочей программы.
3.1. Структура реализации образовательной деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Виды деятельности, технологии |
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию - 2 раза в неделю в группе раннего возраста; младшие группы;3 раза средняя и старшая группы. Праздники- осенний, зимний, летний Спортивные развлечения. Другие формы совместной деятельности- игровая деятельность | Создание условий для самостоятельной деятельности детей по физическому развитию в режимных моментах (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, динамические паузы). | 1.Совместная деятельность. а) развитие основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание) б) развитие основных качеств (скорость, сила, ловкость, гибкость) в). Игровая деятельность 3. Физкультурно оздоровительная работа (утренняя зарядка, физкультурные минутки, динамические паузы, зарядка после сна. 4. Праздники (праздник осени, проводы зимы, "День защиты детей") |
3.2.Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по физическому развитию)
(в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
Группы | Продолжительность одного занятия по физическому развитию | Количество образовательных занятий по физическому развитию в неделю |
Ранний возраст 1 младшая 2 младшая А 2 младшая Б Средняя Старшая | 10 мин. 10 мин. 15 мин. 15 мин. 20 мин. 25 мин. | 2 2 2 2 3 3 |
3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Образовательная область, направление образовательной деятельности | Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.) |
Физическое развитие |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим по программе Детский сад 2100
Пособие по программе Детский сад 2100 "Здравствуй, мир!"...
Рабочая программа с детьми старшей группы по развитию речи по программе Детский сад 2100
программа по развитию речи в старшей группе...
Рабочая программа с детьми старшей группы (целевой раздел)
Содержание I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка …………………….……………...………… 2 1.2 Цель рабочей программы………………………………………....….2 1.3 Задачи рабочей программы:………………...
«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год
Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...
Рабочая программа с детьми по здоровьесбережению "Витамины с грядки-наши верные друзья"
ЗОЖ с детьми...
Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности
Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности...