Начальное обучение юных баскетболисток тактическим взаимодействиям на основе формирования у них отношений сотрудничества
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Баскетбол – это командная игра, в которой результат зависит от согласованности действий членов команды, их сотрудничества. Правильное и активное взаимодействие игроков команды – это основа коллективной деятельности. Каждый игрок должен уметь не только хорошо работать в защите против своего игрока, но и еще уметь подстраховать, помочь, подсказать партнеру по команде. Чтобы не дать сопернику свободно произвести бросок, необходимо своевременно и правильно отреагировать на все его действия. Следовательно, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание сотрудничать, помогать партнерам по команде – необходимые личностные качества, которые должны формироваться в процессе обучения тактическим действиям.
Проблема исследования: Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью включать в учебно-тренировочный процесс подвижные игры, имеющие характер сотрудничества, влияющие на процесс обучения тактическим взаимодействиям и ограничением педагогического воздействия на учебно-тренировочных занятиях лишь традиционной программой обучения.
Цель исследования: И зучить влияние подвижных игр, имеющих характер сотрудничества, на процесс обучения тактическим взаимодействиям . Объект исследования: содержание учебно-тренировочного процесса при подготовке юных баскетболисток в СДЮШОР Предмет исследования : этап начального обучение тактическим действиям.
Гипотеза: П редполагалось , что использование специально разработанного комплекса подвижных игр, направленных на формирование отношений сотрудничества, позволит повысить эффективность процесса обучения юных баскетболисток тактическим действиям ( взаимодействиям ).
Задачи: Провести анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования. Выявить уровень сотрудничества и игровой активности у баскетболисток 12-13 лет. Разработать и экспериментально проверить комплекс подвижных игр, имеющих характер сотрудничества и направленных на эффективность процесса обучения тактическим взаимодействиям. Проверить эффективность разработанных нами комплексов подвижных игр на учебно-тренировочных занятиях.
Методы исследования: Теоретический анализ и обобщение литературных источников; Опрос (анкетирование занимающихся) Педагогическое наблюдение; Педагогический эксперимент; Статистическая обработка результатов исследования.
Комплекс подвижных игр: Комплекс подвижных игр №1 Комплекс подвижных игр №2 Комплекс подвижных игр №3
Результаты диагностики «конфликтности» у девочек 12-13 лет до эксперимента Опрос Экспериментальная группа Контрольная группа P-value X ± Sx X ± Sx Соперничество 7,30 ± 0,21 7,10 ± 0,21 P >0,05 ( P =0,17) Сотрудничество 4,50 ± 0,27 4,7 ± 0,21 P >0,05 ( P =0,69) Компромисс 4,70 ± 0,26 5,10 ± 0,18 P >0,05 ( P=0 ,87) Избегание 8,10 ± 0,28 7,60 ± 0,3 0 P >0,05 ( P=0 , 4 6) Приспособление 5,2 ± 0,2 6,10 ± 0,26 P >0,05 ( P=0 ,98)
Анализ игровых показателей до педагогического эксперимента Игровые показатели Экспериментальная группа Контрольная группа P - value X ± Sx X ± Sx Передачи 4,5 ± 0,4 4,8 ± 0,4 P >0,05 ( P =0,93) Атакующие передачи 2,6 ± 0,3 2,5 ± 0,4 P >0,05 ( P =0,94) Заслоны 4,8 ± 0,6 4,4 ± 0,7 P >0,05 ( P =0,89) Встречные перемещения 4,2 ± 0,4 4,1 ± 0,4 P >0,05 ( P =0,71) Пересечения 3,2 ± 0,4 3,1 ± 0,4 P >0,05 ( P =0,82)
Результаты диагностики «конфликтности» у девочек 12-13 лет после педагогического эксперимента Опрос Экспериментальная группа Контрольная группа P-value X ± Sx X ± Sx Соперничество 5,40 ± 0,27 6,50 ± 0,37 P >0,05 ( P =0,98) Сотрудничество 7,40 ± 0,16 5,10 ± 0,33 P ≤0,05 ( P =0,006) Компромисс 5,90 ± 0,31 5,70 ± 0,21 P >0,05 ( P=0 ,27) Избегание 6,10 ± 0,28 6,70 ± 0,21 P >0,05 ( P=0 ,92) Приспособление 5,40 ± 0,30 5,90 ± 0,31 P >0,05 ( P=0 ,87)
Данные прироста результатов после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Анализ игровых показателей после педагогического эксперимента Игровые показатели Экспериментальная группа Контрольная группа P-value X ± Sx X ± Sx Передачи 5,2 ± 0,5 4,8 ± 0,4 P >0,05 ( P =0,93) Атакующие передачи 3,5 ± 0,4 2,6 ± 0,5 P >0,05 ( P =0,94) Заслоны 4,9 ± 0,7 4,1 ± 0,6 P >0,05 ( P =0,89) Встречные перемещения 7,8 ± 0,6 4,3 ± 0,5 P >0,05 ( P =0,71) Пересечения 6,7 ± 0,6 3,5 ± 0,5 P >0,05 ( P =0,65)
Данные прироста результатов после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Выводы: Анализ литературы показал, что командные тактические взаимодействия основаны на формировании у игроков отношений сотрудничества, согласования собственных действий с действиями партнера. Поэтому обучение тактическим взаимодействиям будет более эффективно, если в учебно-тренировочный процесс включить комплекс подвижных игр, имеющих характер сотрудничества. Нами были проведены опросы, на основе которых мы выявили уровень общительности и конфликтности, а также был проведен анализ педагогического наблюдения с помощью которого мы определили игровую активность до эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. Результаты в обеих группах не значительно отличаются друг от друга, это свидетельствует об однородности этих групп.
На основе анализа научно-методической литературы нами были подобраны комплексы подвижных игр, имеющих характер сотрудничества, направленные на обучение тактическим взаимодействиям. Один комплекс включал в себя две игры в подготовительной и основной части учебно-тренировочного занятия. После учебно-тренировочных занятий с использованием предложенного комплекса подвижных игр улучшилась направленность игроков на взаимодействия. Игры повлияли на результаты показателей сотрудничества, результаты улучшились – с 4,50(ср. балл) до 7,40(ср. балл). В частности, в экспериментальной группе повысились показатели: передачи – с 4,5(ср. балл) до 5,2(ср. балл), атакующие передачи – с 2,6(ср. балл) до 3,5(ср. балл). И хотя сами игровые показатели не сильно улучшились, так как это обусловлено умением постановки заслона, правильной и своевременной передачи своему партнеру по команде. Но в подвижных играх направленность на сотрудничество значительно выше, чем до начала педагогического эксперимента. Показатели встречных перемещений – с 4,2(ср. балл) до 7,8(ср. балл) и пересечений – с 3,2(ср. балл) до 6,7(ср. балл) значительно увеличились после проведения педагогического эксперимента. Полученные данные показывают высокую значимость применения подвижных игр, имеющих характер сотрудничества, направленных на более эффективное обучение тактическим взаимодействиям.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности”.
laquo;Заставить полюбить природу нельзя,но помочь полюбить можно».Н.И. Сладков. Экологическое образование – это основа национальной безопасности нашей Родины. Это работа ...
Преемственность в содержании обучения детского сада и школы как основа сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников
Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, однако каждый год данная тема рас...
Эффективные игровые приемы и средства для развития навыка языкового анализа у детей с ЗПР, как основы начального обучения чтению
Проблема подготовленности ребенка к школьному обучению в последнее время стала более острой, так как в нынешнее время в первых классах практикуется обучение детей с шести лет. Эти первоклассники, а те...
Психологические основы начального обучения чтению
Прежде чем подойти к созданию новой методики обучения начальному чтению, Д. Б. Эльконин подверг психологическому анализу сам процесс чтения. Что является основным в процессе чтения? Казалось бы, конеч...
Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...
Организация детской деятельности для формирования отношений сотрудничества и симпатии между детьми
В презентации содержится материал о формировании отношений сотрудничества в совместной деятельности дошкольников, правилах партнерства и сотрудничества. А так же раскрыты задачи, которые будут решатьс...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии проблемного обучения «Чем похожи мальчики и девочки»Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола. Задачи: — форми
Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.Задачи: — формировать адекватную идентификацию себя со сверстниками своего пола;&m...