Статья Обучение плаванию детей с нарушениями речи в условиях бассейна ГБДОУ
статья по физкультуре
Разработана система обучения плаванию детей объединяющая в себе комплекс приемов, средств и мероприятий как на занятиях в бассейне, так и вне их с привлечением специалистов детского сада и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 68.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Статья
Обучение плаванию детей
с нарушениями речи в условиях бассейна ГБДОУ
Инструктора по физической культуре
Седовой Ольги Вадимовны
2018 год
Разработана система обучения плаванию детей объединяющая в себе комплекс приемов, средств и мероприятий как на занятиях в бассейне, так и вне их с привлечением специалистов детского сада и родителей.
Опыт работы состоял из трех этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (подготовительный)
включал самостоятельное
- изучение современных нормативных документов по дошкольному образованию;
- анализ образовательной программы ГБДОУ детского сада №94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга;
- изучение
- передового педагогического опыта по теме, обзор и подбор эффективных методов и приемов обучения плаванию детей с нарушением речи;
- вариантов мониторинга,
а также взаимодействие с работниками детского сада и участниками образовательных отношений.
Взаимодействие с работниками детского сада,
участниками образовательных отношений
Категория | Содержание |
Врач | Беседы - об особенностях состояния здоровья воспитанников - о нормативах показателей микроклимата и состояния воды. |
Учителя-логопеды | 1.Обсуждение особенностей речевых нарушений воспитанников, приемов коррекции двигательной сферы. 2. Выбор дыхательных упражнений. 3. Ознакомление с планом лексических тем, для построения собственной работы и подбора технологий, средств и методов в соответствии с ним (гимнастики в стихах, сюжетные игры, сюжетные упражнения, словесные дидактические игры) |
Инструктор по физической культуре, организующий занятия в зале и на улице | Совместное планирование физкультурно-оздоровительной работы по развитию у детей физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта, обеспечению комплексного подхода к физическому развитию детей |
Разработка комплексов ОРУ, включающих специальные упражнения на развитие подвижности голеностопных, коленных, плечевых суставов, межмышечной координации ориентировку в пространстве, силы мышц ног, спины, подводящие и имитационные упражнения для овладения навыками плавания | |
Воспитатели | Беседы о содержании комплексно-тематического плана воспитателя, об индивидуальных особенностях каждого ребенка |
Музыкальный руководитель | Подбор музыкального материала для комплексов аквааэробики, утренней гимнастики |
Педагог-психолог | Подбор приемов, игр, направленных на снятие напряжения, страхов у детей, развития эмоциональной сферы воспитанников |
Родители | Проведение бесед, анкетирования с целью выявления: - проявления водобоязни у ребенка; - двигательного опыта в водной среде, отношения к занятиям плаванием, - ожидаемых результатов от занятий в бассейне, - вариантов оказания консультативной помощи, а также получение согласия родителей на проведение фото и видеосъемки детей во время занятий |
В результате была разработаны:
- рабочая программа инструктора по плаванию,
- методика обучения плаванию, включающая игровые методы и приемы,
- комплексы утренней гимнастики,
- комплексы аквааэробики,
- конспекты занятий,
- видеоролики для родителей и детей.
Отличие данной методики от традиционной заключается в том, что содержание занятий направлено на успешное освоение техники способов плавания кроль на груди и кроль на спине. С первых же занятий у детей формируется навык правильного положения тела в воде, а именно, положение лежа, горизонтальное. Инструктор использует игровые приемы, наглядный, словесный методы и поддерживающие плавательные средства, чтобы побудить ребенка самостоятельно проплыть, преодолеть дистанцию (первые метры). Именно этот опыт, полученный ребенком в спокойной, доброжелательной обстановке как нельзя лучше способствует преодолению водобоязни, влияет на положительное отношение ребенка к воде, побуждает занимающегося к регулярному посещению бассейна.
Методику обучения плаванию условно можно разделить на несколько блоков. Упражнения и игры из первых трех блоков следует давать в совокупности, параллельно, а не последовательно. Такой подход позволяет максимально быстро обогатить двигательный опыт детей, в сжатые сроки приобрести уверенность в своих действиях при нахождении в воде, овладеть базовыми умениями передвижений и перейти к обучению более сложных элементов техники.
ВТОРОЙ ЭТАП (практический)
Взаимодействие с детьми
Содержание | Технологии | Периодичность |
1. Проведение мониторинга уровня подготовленности детей (выявление уровня развития координационных качеств, гибкости; степени формирования двигательных умений в воде - выполнение вдохов, выдохов, лежание на воде, плавание способом «Стрелочка») | Игровые | Два раза в год |
2. Обучение детей плаванию согласно рабочей программе с осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода. Весь контингент группы делится на две подгруппы с учетом уровня подготовленности, возраста занимающихся, проявления водобоязни, наличия сложных диагнозов. | Игровые | В течение учебного года |
3. Проведение утренней гимнастики, включающей упражнения «сухого» плавания, направленные на - формирование и закрепление представлений об упражнениях по ознакомлению с передвижениями в воде, о технике дыхания при плавании; - выполнение упражнений, подводящих к выполнению сложно координационных движений в воде; - знакомство, сближение, сотрудничество с детьми, не посещающими бассейн из-за водобоязни; - проведение игровых упражнений для создания положительного климата в группе; - дыхательные упражнения; - элементы самомассажа. | Игровые. Здоровье-сберегающие | В течение учебного года |
Ознакомление детей с водными видами спорта, стилями плавания | ИКТ | 2 раза в месяц |
Взаимодействие с работниками детского сада,
участниками образовательных отношений
Категория | Содержание | Периодичность |
Врач | Внесение корректировок в физкультурно-оздоровительную работу для детей, перенесших заболевания, нормирование нагрузки для детей, имеющих тяжелые диагнозы. | Ежедневно |
Учителя-логопеды | 1. Консультация инструктора по плаванию о направлениях коррекционной логопедической работы (развитие общих речевых навыков при помощи дыхательной, мимической, артикуляционной гимнастики; развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления). 2. Раскрытие содержания специальных упражнений и словесных дидактических игр, обсуждение какие из них можно выполнить в бассейне. | Еженедельно Ежемесячно |
Инструктор по физической культуре, организующий занятия в зале и на улице | 1. Проведение комплексов ОРУ, включающих имитационные упражнения движений рук, ног и согласования работы рук и дыхания в плавании обеспечивая специальную подготовку детей к занятиям плаванием. 2. Совместная работа по организации и проведению праздников, досугов, проектной деятельности групп и детского сада. | Еженедельно. Согласно календарному плану |
Воспитатели | 1. Обучение воспитателей комплексам утренней гимнастики. 2. Обмен информацией о настроении детей после занятий, о том, какие задания вызвали у них наибольший интерес, что, с точки зрения детей, получилось и не получилось на занятии, для дальнейшего анализа и обеспечения индивидуального подхода.. 3. Формировании культуры здоровья у воспитателей (проводит мастер-классы по обучению плаванию). | Еженедельно Один раз в три месяца |
Педагог-психолог | Беседует с детьми. Выполнят специальные упражнения, помогает детям с повышенной водобоязнью преодолеть страх | По мере необходимости |
Взаимодействие с родителями воспитанников
Содержание | Технологии | Периодичность | |
Публикации видеоматериалов для родителей на сайте ДОУ о правильном выполнении упражнений в домашних условиях, направленных на формирование навыка: - правильного положения тела в воде, - выполнение дыхания в кроле на груди, - правильной работы ног, как при плавании кролем на груди и на спине, - согласования движений ног и дыхания - правильной работы рук как при плавании кролем на спине, - согласования движений рук, ног и дыхания в кроле на груди | ИКТ | В течение года | |
Просмотр и обсуждение видеороликов, подготовленных инструктором, отражающих технику плавания, организацию детей в ходе гигиенических мероприятий (как надевать шапочку и очки самостоятельно), упражнений для выполнения домашнего задания | ИКТ | По мере необходимости | |
Привлечение родителей к участию в фотовыставке «Мы любим спорт!», открытых занятиях на воде, совместном спортивном празднике «Мама, папа, я –спортивная семья!», с целью приобщения семей к занятиям совместной двигательной активностью. | Технологии сотрудничества | Согласно календарному плану | |
Индивидуальные консультации по побуждению ребенка к выполнению домашнего задания на отработку движений | Технологии сотрудничества | В течение года |
ТРЕТИЙ ЭТАП
(аналитический)
1. Анализ данных полученных в ходе мониторинга уровня подготовленности детей.
2. Анализ хода и результатов работы, корректировка содержания работы в соответствии с реальной ситуацией. Внедрение нововведений.
3. Подведение итогов взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами, определение направлений дальнейшего сотрудничества на итоговом педагогическом совете в мае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.
Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старше...
Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»
Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...
Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"
В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности органи...
Лэпбук как средство обучения дошкольников с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС ДО
Что такое ЛЭПБУК? Каково его значение в коррекционной работе? Как его изготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в представленном материале....
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...