Программа по плаванию "Мама +малыш"
методическая разработка по физкультуре
Основной направленностью общеразвивающей программы «Мама малыш» является, оздоровление, закаливание и ознакомление ребенка с плаванием. Программа предполагает организацию плавания в бассейне детей 1-3 лет вместе с мамой. предусмотрено. Каждое занятие строится на игровых приемах, инструктор обучает родителей приемам страховки, и под руководством мамы организует обучение двигательным навыкам в воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mama_malysh.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 61 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ–ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА Педагогическим советом | УТВЕРЖДЕНА Приказом №____от___________20___г. |
Заведующий ГБДОУ детский сад № 61 ____________________М.В. Калинина |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мама Малыш»
Возраст учащихся:1-3 лет
Срок реализации: 11 месяцев
Разработчик: | |
Маликова Людмила Сергеевна, педагог дополнительного образования | |
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | 2 |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Цель и задачи программы | 5 |
1.3 Учебный план. | 6 |
1.4 Содержание программы | 6 |
1.5 Планируемые результаты | 7 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | 7 |
2.1 Календарный учебный график | 7 |
2.2 Условия реализации программы | 7 |
2.3 Методические материалы | 8 |
2.4 Список литературы | 10 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка.
Основной направленностью общеразвивающей программы «Мама малыш» является, оздоровление, закаливание и ознакомление ребенка с плаванием. Программа предполагает организацию плавания в бассейне детей 1-3 лет вместе с мамой. предусмотрено. Каждое занятие строится на игровых приемах, инструктор обучает родителей приемам страховки, и под руководством мамы организует обучение двигательным навыкам в воде.
Направленность программы: физкультурно – оздоровительная...
Актуальность: учеными-физиологами и педиатрами (экспериментальный институт по плаванию г. Мюнхен) научно обоснована не только возможность обучения раннего возраста плаванию, но и доказана огромная оздоровительная роль регулярного занятия в бассейне. Помимо хорошего здоровья и физического развития дети отличаются, по мнению ученых, уравновешенным характером, хорошим аппетитом, повышенным интеллектом. В 1978 году З. А. Фирсов опираясь на методику рекомендаций мюнхенских ученых, опубликовал статью «Плавать раньше, чем ходить». Программа построена на основании рекомендаций З. А. Фирсова «Плавать раньше, чем ходить».
Отличительная особенность общеразвивающей программы "Мама Малыш" заключается в том, что общение мамы и ребенка при организации обучения на базе детского сада будут способствовать повышению интереса к играм с водой, активизации двигательных навыков и умении, и сближению совместной деятельности ребенка и мамы. Сформируется устойчивый интерес у детей к занятиям в воде. Сформируются двигательные навыки в воде. Сформируются положительные эмоции от общения в воде с мамой, родители будут проявлять повышенный интерес к здоровью ребенка. Укрепится здоровье ребенка.
Новизна программы: заключается в обучении детей плаванию, закаливанию их, эмоциональной разрядки, потому, что движение-это основное проявление жизни и в то же время средство гармонического развития личности.
Адресат программы: дети раннего возраста (1-3 лет.)
Особенности физического развития детей 1-3 лет: на протяжении раннего детства, на втором и третьем году жизни, темп физического развития организма ребенка заметно замедляется. У детей второго года жизни дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы.
У трехлетнего ребенка голова уже не выглядит такой большой, как у младенца, ноги стали относительно более длинными, а туловище относительно более коротким. Однако на втором году жизни эти изменения не столь заметны, и строение тела сохраняет еще в известной степени «младенческие черты».
Уже в то время, когда малыш учился держать голову, сидеть, ходить, начали намечаться необходимые изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный, обеспечивающие прямое передвижение при хождении. На протяжении раннего детства эти изгибы закрепляются. Но окостенение позвоночника далеко еще не заканчивается в эти годы.
У ребенка на втором году жизни оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Помимо действий по инициативе ребенка взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), составляющие целый комплекс движений. Взрослый постепенно, неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования. Посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т.п.).
Большую роль играют подражательные действия взрослому. Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 3 года. Ведь совершенствуются двигательные умения ребенка, побуждая его выполнять все более сложные действия, одновременно развивается его сообразительность, воля, характер, настойчивость, приучаете к дисциплине.
В период от 1 года до 3 лет практически надо развивать умения: плавание, ходьбу, лазанье, бег и метание. Попутно и развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.
Физическое воспитание надо проводить, непременно учитывая особенности характера ребенка. Робкого, неуверенного надо подбодрить, вялого, малоподвижного – заинтересовать яркой игрушкой, вовлекая в игру посильную для него работу.
Есть дети чрезвычайно подвижные. Однако часто их движения хаотичны и нецелесообразны: ведь неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех их устремлений. Малыш стремится как можно скорее добежать до мамы, он мчится, вытянув ручки, но не успевает поднимать и переставлять ножки и падает. Он поднимается по лестнице, не успевает подтянуть ножку за туловищем на следующую ступеньку и повисает на руках. Таким детям необходимо показывать нужное чередование элементов движений, их последовательность.
Физическое совершенствование детей от 1 года до 3 лет происходит в основном во время игр. Таким образом, важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Только во взаимодействии с факторами внешней среды заданные предпосылки развития могут оказаться включенными в формирование двигательных способностей. Это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон развития двигательных способностей у различных детей одного и того же возраста под влиянием одних и тех же физических нагрузок.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы: Структура и содержание программы определена сроком 11 месяцев и корректируется в соответствии с реальными условиями, дополняется плановым документом - календарным планированием работы.
Форма обучения: Очная.
Особенности организации образовательного процесса: процесс обучения плаванию детей 1-3 лет, предусматривает последовательное изучение упражнений на базе естественного роста и развития ребенка, а также его двигательной подготовленности.
Режим занятий: образовательная деятельность рассчитана в среднем на 99-100 занятий в год. Занятия проводятся 2 раз в неделю, с сентября по август, длительностью 30 минут.
1.2 Цель и задачи программы:
Цель занятий: обучение детей в раннем дошкольном возрасте плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Задачи занятий:
1. Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.
2. Обучение и приобретение широкого круга двигательных навыков.
3. Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием
и к здоровому образу жизни.
4. Сохранение здоровья (профилактика заболеваний с помощью закалива-
ния).
5. Улучшение дыхания и кровообращения.
6. Укрепление опорно-двигательного аппарата.
7. Улучшение деятельности ЦНС.
Занятие плаванием занимает особое место в физическом воспитании и
развитии ребенка, укреплении здоровья с самого рождения. Благоприятные
условия для развития физических качеств и возможность предупреждения
опасных ситуаций на воде ставит плавание на одно из первых мест в физичес-
кой культуре.
1.3 Учебный план
№ | Название раздела, темы занятия | Всего часов | Формы аттестации/контроля |
1. | Техника безопасности. Ознакомить детей и родителей с правилами поведения в бассейне. Правила поведения при занятиях плаванием. | 2 | наблюдение |
2. | Освоение с водой. | 10 | наблюдение |
3. | Учить передвигаться по дну бассейна «крокодилом» с работой ногами кролем на груди и с опусканием лица в воду. | 10 | наблюдение |
4. | Погружение под воду. | 10 | наблюдение |
5. | Ознакомление с поддерживающим средством (плавательные доски). | 8 | наблюдение |
6. | Учить работать ногами как при плавании способом кроль на груди с плавательной доской. | 10 | наблюдение |
7. | Учить выдох в воду, опуская голову в воду. | 10 | наблюдение |
8. | Учить детей прыгать в воду с бортика бассейна из положения, сидя на бортике. | 10 | наблюдение |
9. | Свободное плавание. | 20 | наблюдение |
10. | Игры на воде. | 10 | наблюдение |
1.4 Содержание программы.
Содержание программы ориентировано на группы в количестве 5-6 детей и мам. Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. Занятие состоят из вводно-подготовительной, основной и заключительной частей. Продолжительность занятий 20-30 минут.
ВВОДНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5 мин). Выполнение различных подготовительных и подводящих упражнений в воде, способствующих лучшему усвоению в воде техники плавательных движений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (20 мин). Основной этап проводится в воде. Проводятся различные игры для успешного освоения с водой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой.
1.5 Планируемые результаты:
Планируемые результаты освоения данной программы конкретизируют целевые ориентиры применительно к плаванию. Оценка уровня индивидуального развития детей осуществляется в процессе наблюдений двигательной деятельности детей во время занятий в бассейне и проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
К концу года дети могут: - правила личной гигиены; - основные правила безопасности поведения на воде - приседая , погружаться в воду до подбородка, до глаз, с головой, открывать глаза в воде; - участвовать в играх, водить хороводы; -бегать (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»);пытаться выполнять упражнение «крокодильчик»; - погружать лицо и голову в воду; - дуть на воду, пытаться выполнять вдох над водой и выдох в воду; - прыгать по бассейну с продвижением вперед; - пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и спине; - выполнять движения ногами вверх-вниз, сидя в воде, выполнять движения ногами на груди и спине стиль «кроль». - доставать со дна предметы (игрушки).
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
(Рабочая программа)
Образовательная деятельность рассчитана в среднем на 99-100 занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по август, кроме праздничных дней.
Дни | Название |
5 ноября | День народного единства |
30 декабря-8 января | Новогодние каникулы |
8 марта-10 марта | Международный женский день |
1 мая-5 мая | Праздник весны и труда |
9мая-12 мая | День Победы |
2.2 Условия реализации программы
Успешность обучения детей раннего возраста навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.
Обучение плаванию детей раннего возраста по данной программе проходит в бассейне размером 3метра в ширину и 7 метров в длину, расположенном в здании ГБДОУ №61 детский сад. Занятия по плаванию проходят в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. Непосредственную образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование. Санитарно-гигиенические условия проведения НОД по плаванию включают следующее:
- освещенные и проветриваемые помещения;
- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря; - анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.
Оборудование и спортивный инвентарь необходимый для НОД по плаванию.
№ | Наименование | количество изделий |
1 | Доска для плавания (маленькие) | 9-11 |
2 | Доска для плавания (большие) | 4-5 |
3 | Мячи маленькие | 10-12 |
4 | Мячи большие надувные | 3-4 |
5 | Тонущие игрушки (кольца) | 10-12 |
6 | Обруч с грузом | 1 |
7 | Обручи | 5 |
8 | Нудлсы (палки) | 9-11 |
2.3 Методические материалы
Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в бассейне осуществляется по рабочей программе. В ней определены, развивающие задачи по обучению плаванию, здоровье сберегающим технологиям, профилактике нарушений и укреплению опорно-двигательного аппарата, закаливанию. В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Каждое занятие посвящается определенной теме, хотя на нем решается сразу несколько учебно-воспитательных и развивающих задач. Задачи ряда занятий взаимосвязаны, взаимно обуславливают друг друга. Задачи и содержание занятий располагаются в порядке возрастающей трудности и с учётом постепенного увеличения нагрузки. Обязательной частью занятия являются игры и развлечения в воде, а также попытки плавать удобным для ребенка способом – свободное плавание.
Наглядный метод - создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений.
Словесные метод - включают объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет. В работе с обучающимися словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания.
Метод упражнения предусматривает многократное выполнение движений с контролем за дозировкой, темпом, интервалами отдыха, что в целом (учитывая и сложность упражнения) составляет физическую нагрузку.
Игровой метод в последние годы стал предметом пристального внимания исследователей, поскольку за счет введения игровых элементов он придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму.
2.4 Список литературы
1. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. Учебное пособие. – М. 1977.
2. Васильева В.С., Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию.
Учебное пособие. М. 1973.
3. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в
дошкольном образовательном учреждении: Метод. Пособие. – М.: Изд-во
НЦ ЭНАС, 2004.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший
возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС,
1999.
5. Левин Г. Плавание для малышей. – М.1974.
6. Макаренко Л.Т. Плавание – М.2002.
7. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в
детском саду и начальной школе: метод. Пособие. – М.: Физкультура и
спорт, 1980.
8. Набатников М.Я. Плавание. – М. 1962.
9. Осокина Т.И. Как научить детей плавать – М. 1985.
10. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической
культуре. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
11. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М.: Знание, 1990.
12. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М. – 2001.
13. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. – М.: Физкультура и
спорт, 1978.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 61 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический праздник по программе Е. Затеевой "Малыш в мире искусства родного края" "
Сценарий тематического праздника...
Презентация дополнительной образовательной программы "Фитнес для малышей"
Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» - соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.Данная программа реализуется в ...
Составительская программа "Будь здоровым, малыш!"
Система дошкольного образования – это тот чернозём, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей. Самая сложная и самая важная творческая задача воспитателя...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол для малышей»
Программа разработана на основе разделов образовательной области «Физическая культура». Физкультурно- спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации дошкольников...
Программа "Будь здоров малыш"
ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Будь здоров Малыш»...
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....