Проект туризм для детей дошкольного возраста с экологическим уклоном «Веселый рюкзачок»
проект по физкультуре (средняя группа)

Мельникова Людмила Валерьевна

 Проект Туризм для детей дошкольного возраста с экологическим уклоном «Веселый рюкзачок»

Справка о привлечение воспитанников к получению дополнительных услуг в МАДОУ ДС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_proekt.docx579.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №34 «Дюймовочка»

MP900433193[1]

Проект

Туризм для детей дошкольного возраста

с экологическим уклоном

«Веселый рюкзачок»

                                                                                             Автор-составитель:

  Воспитатель Исаева Л.В.

г. Нижневартовск 2014

Содержание

Паспорт проекта

3

Пояснительная записка

5

Концептуальные основы

7

Содержание проекта

8

Механизм реализации проекта

9

Условия реализации проекта

12

Перспективы дальнейшего развития

14

Список литературы

15

Приложение

16

Паспорт проекта

Тема проекта

     Туризм для детей дошкольного возраста с экологическим уклоном «Веселый рюкзачок»

Основание для разработки программы

     Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность.
Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте. Изучение специальной литературы, практического опыта наших коллег из других регионов, анализ существующих форм,  методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

Автор проекта

Исаева Людмила Валерьевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский  сад  № 34 «Дюймовочка»

Организация исполнитель

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №34 «Дюймовочка»

Целевая аудитория

 Дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели

Адрес организации исполнителя, телефон/факс

     628624 Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Нижневартовск, ул. Ханты – Мансийская, 27 а.

Телефоны:65-21-17,43-30-50

Тел./факс: (3466) 43-30-50

Электронная почта: mbdoy34@mail.ru

Тип проекта

 Практико – ориентированный.

Сроки реализации

     1 год

Цель

1.  Развитие физических способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством туристической деятельности.

2. Формирование у дошкольников интереса к особенностям природы родного края.

Задачи

1. Формирование теоретических и практических туристских знаний, умений и навыков.

2. Формирование первоначальных знаний, умений, навыков в проведении небольших исследований объектов природы.

3. Развитие интереса к туристической деятельности.

4. Развитие выносливости, самоорганизации при ходьбе и беге на небольшие дистанции.

5.  Развитие зрительной памяти, внимания, умения анализировать и сравнивать  на основе наблюдения за объектами природы.

6. Воспитание взаимопомощи, любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Краткое

содержание

проекта

   В проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию физических способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством туристической деятельности с экологическим уклоном. Проект реализуется в 4 этапа:

I этап (организационный) – сентябрь 2013г.

II этап (диагностический) – октябрь 2013 – апрель 2014г.

III этап (основной) ––апрель-май 2014г.

IV этап (итоговый) – апрель-сентябрь 2014г.

Ожидаемые результаты

1. Сформирован интерес к туристической деятельности и занятиям туризмом.

2.  Сформированы представления и практические умения в проведении небольших исследований объектов природы.

3. Сформированы простейшие туристские умения и навыки.

4. Увеличился уровень показателей основных видов движений и спортивных упражнений на 15%.

5.  Повышен уровень развития у детей когнитивных процессов  на основе наблюдения за объектами природы на 23%.

6. Сформированы нравственные качества: организованность, взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, бережное отношение к природе.

Пояснительная записка

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важных направлений деятельности дошкольных учреждений. Особенно данные проблемы актуальны для северных территорий.

Статистический  анализ состояния здоровья  детей г. Нижневартовска подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.

Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в городе являются  суровые климатические условия, низкая двигательная активность детей в семье.  В последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к физическому, психическому здоровью детей и их развитию.

Практически во всех дошкольных учреждениях физическое развитие и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением. В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку созданы условия соответствующие требованиям СанПиН, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.

Новизна. Сложившаяся в дошкольном учреждении система оздоровительной работы в активизации процесса оздоровления детей ведется через внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, проектную деятельность.

  Это позволит добиться максимальных результатов по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, сформировать и развить внутренние мотивы детей к  пониманию ценности здоровья, стремлению выполнять физические упражнения, сформировать представления  об экологии родного края.

Замысел представленного проекта Туризм для детей среднего дошкольного возраста с экологическим уклоном «Веселый рюкзачок» предусматривает обеспечение сохранения и укрепления здоровья ребенка, формирование экологической культуры и всестороннее развитие его личности. В проекте ребенок рассматривается как  целостное духовно-телесный организм, который является посредником и преобразователем  значимых для него природных, социальных и экологических связей.  

Цель проекта: развитие физических способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством туристической деятельности; формирование у дошкольников интереса к особенностям природы родного края.

Объект проекта - процесс формирования физического и экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет проекта - развитие физических способностей и формирование интереса к особенностям природы родного края посредством   туристской деятельности.

Задачи проекта:

1. Формирование теоретических и практических туристских знаний, умений и навыков.

2.Формирование первоначальных знаний, умений, навыков в проведении небольших исследований объектов природы.

3. Развитие интереса к туристической деятельности.

4. Развитие выносливости, самоорганизации при ходьбе и беге на небольшие дистанции.

5.  Развитие зрительной памяти, внимания, умения анализировать и сравнивать  на основе наблюдения за объектами природы.

6. Воспитание взаимопомощи, любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Методы и приемы: игровые задания, творческие двигательные задачи, проблемные ситуации, схемы выполнения основных движений, картотека «Образы  движений», «Подвижные игры», метод ТРИЗа («Придумай движение», «Придумай подвижную игру» и др.)

Теоретико-методологические основы проекта: проект составлен на основе пособия для практических работников дошкольных образовательных учреждений «Туристские прогулки в детском саду» Н.И. Бочарова, «Игровые экологические занятия с детьми» Л.П. Молодовой.        

Представленный проект основан на следующих педагогических принципах:

1. Принцип учета возрастных особенностей.

2. Принцип личностного подхода.

3. Принцип социальности.

4. Принцип системности.

5. Принцип гуманности и цивилизованности.

6. Принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.

Новизна, теоретическая и практическая значимость разработанного мною проекта заключается в том, что физическое и познавательное развитие дошкольников  является довольно таки сложной задачей образования. Для решения данной проблемы педагогу требуется не только знание методик и умение направлять свою работу на физическое и познавательное развитие детей во всех видах деятельности, но искать новые методы и технологии для работы по данной теме.

Формирование двигательной и познавательной сферы в игре способно выработать у него осмысленное отношение к собственному телу, его состояниям и возможностям. Именно такой подход обеспечит воспитание у ребенка ценностного отношения к движению, как способу существования живого, а также сформируется экологические представления о родном крае.

Туризм - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Такая форма работы вполне приемлема для детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Туризм в детском саду - это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например. В игровой форме выполняется полученное задание, подводятся итоги.

Педагогическая модель организации взаимодействия педагога с детьми в различных видах деятельности, ориентированная на гармонизацию общего развития детей, позволит педагогу самостоятельно проектировать задачи и содержание образовательной деятельности на интегративных принципах.

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие» -  охрана жизни и  укреплению  физического и психического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям физической культуры;

«Познавательное развитие» - формирование безопасного поведения во время двигательной активности, воспитание здорового образа жизни, формирование предметных связей, а также овладение операциональным составом различных видов детской деятельности;

«Социально-коммуникативное» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение.

         Участниками проекта являются: воспитанники среднего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

          Проект реализуется в 2012-2013 году на базе МБДОУ ДСКВ № 34 «Дюймовочка» в группе общеразвивающей направленности детей среднего дошкольного возраста.    

Проект долгосрочный, практико-ориентированный, рассчитан на 1 год, включает в себя 4 этапа: подготовительный, диагностический, основной, итоговый.

Концептуальные основы

Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

         Уникальность  туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

 Физическое воспитание в детском саду направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

Занятия строятся с учетом наглядно – действенного восприятия ребенком окружающего мира. В процессе обучения стремимся задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого представляем, возможность потрогать, понюхать, попробовать, если это безопасно. На занятие широко используются такие формы деятельности, как игра, мини – поход, занятие – путешествие, стремимся к тому, чтобы процесс обучения был активным, ибо активность – индикатор и фактор развития.

        К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристские упражнения прикладного многоборья. Особую группу средств, для физической и технической подготовки детей составляют  упражнения по овладению техникой движений в пешеходных и лыжных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а также предметы личного и группового снаряжения.   

Проектный материал реализуется в трех организационных формах: образовательной, физкультурно-оздоровительной и активном отдыхе.

Образовательная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. Рекомендуется проведение практических занятий по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, прогулок-поисков, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий и т.п.

Физкультурно-оздоровительная работа: двигательный и познавательный материал проекта закрепляется и совершенствуется на утренних и вечерних прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристской направленностью. Время на выполнение не регламентируется. Однако педагог должен учитывать предыдущую деятельность детей и знать допустимые для этого возраста физические нагрузки. В ходе реализации проекта определились варианты физкультурно-оздоровительной работы с элементами туризма:

  • по типу физкультурного занятия (упражнения в непринужденной форме с учетом интересов детей);
  • самостоятельное выполнение двигательных и познавательных заданий под руководством педагога.

Содержание проекта

Основные этапы реализации проекта.

Подготовительный этап (сентябрь 2013г.)

Задачи

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  • Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг.
  • Систематизировать работу с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие физических качеств и экологических представлений детей.
  • Подобрать практический материал для работы с педагогами, родителями, детьми.

Формы реализации

  • Анализ психолого-педагогической, методической литературы.
  • Анкетирование родителей.
  • Диагностический инструментарий.
  • Комплекс игровых занятий с детьми.
  • Перспективный план по работе с родителями.
  • Перспективный план по работе с педагогами.
  • Консультационный материал «Туризм в детском саду».
  • Разработаны тематические презентации для педагогов и родителей («Ваш ребенок идет в поход», «Туризм как средство оздоровления дошкольников», «Система занятий по туризму в детском саду», «Виды детского туризма»).

Диагностический этап (сентябрь – октябрь 2013г)

Задачи

  • Выявление уровня овладения детей по физическому и познавательному развитию
  • Выявление педагогической компетентности родителей (законных представителей) о роли туризма в развитии детей.

Формы реализации

Диагностика.

  • Анкетирование родителей.

Основной этап (апрель – май 2014г.)

Задачи

  • Проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогами согласно перспективному плану работы с участниками образовательного процесса.

Формы реализации

  • Практические занятия с дошкольниками.
  • Мастер-классы с родителями, педагогами.
  • Консультации.

Итоговый этап (апрель – сентябрь 2014г.)

Задачи

  • Выявить динамику уровня овладения детей по физическому и познавательному развитию
  • Сформулировать выводы по итогам реализации проекта.
  • Распространение педагогического опыта.

Формы реализации

  • Сравнительный анализ мониторинга до реализации проекта и после.
  • Мастерская педагогических идей – обсуждение хода и результатов проекта «Веселый рюкзачок»
  • Представление опыта на педсовете, конференциях.
  • Выставка  - фотоотчет в уголке «Веселый рюкзачок».
  • Участие в городском конкурсе

Механизм реализации проекта

Содержание совместной деятельности по туризму организуется как на прогулке в дневное или вечернее время, а также в спортивном зале дошкольного учреждения. Периодичность совместной деятельности проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.

Формы проведения: беседы,  экскурсии,  наблюдения,  беседа с демонстрацией,  игры (подвижные, дидактические, ролевые и т.д.).

I этап – подготовительный (сентябрь 2013г.)

        На первом этапе работы осуществлялось изучение психолого-педагогической, методической литературы по данной теме. Анализ методологической и психолого-педагогической литературы выявил наличие объективного противоречия между теоретической направленности и практической деятельности по внедрению туризма в детский сад.

Далее был подобран диагностический инструментарий: упражнения по выявлению уровня физического развития ребенка, задания на определение представлений детей об окружающей природе родного края. Разработан цикл непосредственно-образовательной деятельности по развитию физических качеств и экологических представлений детей среднего дошкольного возраста. Изготовлены пособия для выполнения физических упражнений, наблюдений за природой, проводился подбор методов и приемов. Составлен перспективный план работы с родителями, педагогами направленный на повышение педагогической компетентности в вопросах детского туризма с экологическим уклоном. Осуществлен подбор практического материала для работы с родителями: консультации, папки - передвижки, беседы, презентации.

На II диагностическом этапе работы проводился мониторинг по выявлению интегративных качеств ребенка в образовательных областях «Физическая культура», «Познавательное развитие». Проведено анкетирование родителей с целью выявления педагогической компетентности о роли туризма.

III этап - основной (октябрь 2013 – апрель 2014г.г.)

Для реализации поставленных задач проводились мероприятия с детьми, родителями, педагогами согласно перспективному плану работы. Проведен ряд мастер-классов с педагогами. Организована родительская школа по просвещению родителей (законных представителей) с целью привлечения родителей в работу проекта.

IV этап – итоговый. С целью отслеживания результатов эффективности проводился мониторинг, включающий игровые задания, игровые упражнения.

Отслеживание представлений, практических умений по экологическому воспитанию включали следующие задачи: имеет представления: о многообразии растительного и животном мира своего края, об особенностях сезонных изменениях в природе. Отслеживание представлений, практических умений в образовательной области «Физическая культура»: бег (выносливость, ритмичность, координация), может выполнять основные виды движения (прыжки, подлезание под дугу, ходьба по ограниченной поверхности).

Результаты диагностики на начало учебного года (октябрь 2013г.) представлены в таблице 1.

Компоненты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

К-во

 детей

%

К-во детей

%

К-во детей

%

Имеет представления о многообразии растительного мира своего края

2

14

5

35

8

51

Имеет представления о многообразии животном мира своего края

2

14

5

35

8

51

Имеет представления об особенностях сезонных изменений в природе Югорского края

3

16

6

42

6

42

Может бегать по сигналу воспитателя, не наталкиваясь на других детей

4

25,5

4

25,5

7

49

Выполняет ОВД

4

25,5

4

25,5

7

49

Таблица 1.

На первоначальном этапе было обследовано 15 воспитанников среднего дошкольного возраста. В ходе мониторинга выявилось: 2 детей (12%)  имеют представления о многообразии растительного и животного мира родного края, 48% детей затруднялись в выполнении заданий. У 4 детей (24%) развиты физические качества. Обобщая результаты мониторинга, следует констатировать, что у большинства воспитанников низкий и средний результат по физическому и познавательному развитию, поэтому возникает необходимость их развития через проектную деятельность по туристической деятельности, которая включает задачи указанных образовательных областей.

На следующем этапе проекта происходила апробация основной работы по экологическому воспитанию и физическому развитию, через туристическую деятельность с экологическим уклоном, включающую в себя совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную деятельность детей, работу с  педагогами ДОУ, работу с родителями.

Работа с детьми

Организация совместной деятельности по туристической деятельности с экологическим уклоном  проходит на основе дополнительного образовательного кружка «Веселый рюкзачок», целью которого является организация туристической деятельности, предусматривающая выполнение достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительными передвижениями по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями, умениями и навыками. Формирование у дошкольников экологической культуры родного края.

Гибкая форма организации детского деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Выполнение упражнений в сюжетной форме облегчает понимание детьми требований к правильному выполнению. Через образ дети подражают зверям, людям разным профессий и т.д. Мною создана картотека «Образов движений», которые используются в подвижных играх: «Не скажи, а покажи», «Изобрази с помощью помощников», «Выставка» и др.

Также используется метод одушевления, одухотворения движений ребенка, с помощью чего достигается эффект развития осмысленной моторики, то есть ребенок вступает в диалог с органами своего тела, его частями как с самостоятельно действующими лицами.

Такой прием предлагается использовать не только на физкультурных занятиях, так например, образно - игровое занятие «Лепим умелую и уверенную руку», где ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале представления об уверенности, умелости, можно использовать на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности. Также можно «слепить» и нежную, добрую руку.

Часто в работу я включаю проблемные ситуации, где ребенок погружается в условия выбора. Например, прыжки в длину с места через проведенную линию, где ребенку: первое расстояние задает педагог, второе - ребенок сам выбирает для себя это расстояние и третье - ребенок должен провести эту линию мысленно. Такие занятия помогают также сформировать адекватную самооценку.

Методы ТРИЗ также являются одним из средств развития творческого познания, поэтому я посчитала необходимым использование их в совместной деятельности. Это игры на знакомство с противоречиями «Вперед — назад», где дети анализируют любой объект (спортивный снаряд, упражнения, движения), сказав, чем он удобен и не удобен, чем он нравится или не нравится. Называя качество положительное - делает шаг вперед, отрицательное - шаг назад, (игры «Найди и угадай», «Кто впереди», «Правый фланг - левый фланг» и др.). Решение проблемных ситуаций, например, «Как помочь животным перебраться с одного берега широкой реки на другой» и др.

На протяжении всей деятельности осуществляется дифференцированный подход к детям: (пассивные дети привлекаются к деятельности, детям с высоким уровнем предлагаются более сложные упражнения). На непосредственно-образовательной деятельности использую различные формы работы: коллективная, подгрупповая, индивидуальная. Для получения оценки деятельности детей использую элементы соревнования, прием похвалы и поощрения, педагогический такт. На развитие мышления детей используются следующие виды деятельности: анализ, синтез, метод классификации, постановка проблемных вопросов.

Результаты мониторинга на конец учебного года по реализации проекта представлены в таблице 2.

Компоненты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

К-во

 детей

%

К-во детей

%

К-во детей

%

Имеет представления о многообразии растительного мира своего края

6

40

6

40

3

20

Имеет представления о многообразии животном мира своего края

6

40

6

40

3

20

Имеет представления об особенностях сезонных изменений в природе Югорского края

6

40

8

53

1

7

Может бегать по сигналу воспитателя, не наталкиваясь на других детей

6

40

8

53

1

7

Выполняет ОВД

6

40

8

53

1

7

Таблица 2.

Таким образом, на основании таблицы видна положительная динамика реализованного проекта «Веселый рюкзачок». Увеличился уровень освоения детьми экологический представлений и развития физических качеств, в среднем, на 37%. На низком уровне остались дети, которым часто пропускали занятия. Что дает возможность планировать работу на следующий учебный год.

Итогом реализации систематической работы по физическому и познавательному развитию детей среднего  дошкольного возраста средствами детского туризма явилась положительная динамика общего состояния здоровья детей.

Сравнительные данные представлены в диаграмме 1.

Таким образом, анализ мониторинга показывает положительную динамику, что подтверждает эффективность использования детского туризма в оздоровлении и познавательном развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Что еще немаловажно: в известных нам программах по физическому воспитанию мало уделено внимания такому виду движения, как лазание. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разные виды лазания, перелезание, подлезание, спортивным комплексам на спортивной площадке, по навесной переправе. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.

Работа с педагогами проводилась в различных формах: Семинар «Оздоровительный семейный досуг», «Игры на прогулке».

Мастер-класс практикум: «Навесная переправа», «Маятник», «Параллельные веревки», «Переправа через болото», «Полоса препятствий на спортивной площадке». Просмотр презентации «Идем в поход».

Работа с родителями включала следующие мероприятия: Родительская школа «День сотрудничества» (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма, спортивные и подвижные игры в лесу - (физинструктор). Оформление информационного стенда «Игры в походе», «Чем заняты туристы» и др. Подготовка и проведение встречи «За круглым столом» - опыт семейного воспитания по теме «Путешествуем семьей». Оформление фотоальбома, стенгазеты, фоторепортажей, спортивных дневников из опыта семейного воспитания. Выпуск газеты «Семейный поход».

Условия реализации проекта.

Кадровое обеспечение проекта.

Общее руководство проекта осуществляет заместитель заведующего по ВМР. По согласованию с администрацией детского сада руководитель кружка «Веселый рюкзачок», разрабатывает проект; определяет содержание, формы, методы, технологии, средства для проведения развивающих занятий в рамках дополнительной услуги; утверждает время проведения занятий; создает необходимые условия для качественной реализации проекта; отслеживает и обобщает результаты реализации проекта.

Кадровое обеспечение проекта.

Наименование должности

Кол-во единиц

Заведующий МАДОУ

1

Заместитель заведующего по ВМР

1

Заместитель заведующего по АХР

1

Инженер по охране труда

1

Медицинская сестра

1

Педагог-психолог

1

Инструктор по физической культуре

1

Музыкальный руководитель

1

Воспитатель

1

Помощник воспитателя

1

Швея-кастелянша

1

ИТОГО

11

Материально – техническое обеспечение проекта:

Помещение

Оборудование

Количество

Физкультурный зал

Спортивный комплекс: сухой бассейн,  гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка,

спортивные маты,

лестницы для перешагивания и развития равновесия,

резиновые коврики, нестандартное оборудование

мячи,

обручи,

лыжи,

санки,

батут,

велосипед,

магнитофон, диски с записью классической музыки и «звуков природы».

Картотеки развивающих, дидактических коррекционных игр.

Презентации на тему «Здоровье»

1

1

2

4

4

10

По количеству детей

12

6

6

6

2

1

4

1

Методическое обеспечение

Методическая литература и рекомендации

1.Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду.2004. -116с.

2.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар», 1996

3.Бикренева Л. Идем в поход.//Дошкольное образование.2002, №2 с 21

4.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя  дет.сада. – М.: Просвещение, 1981.- 96 с., ил.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; дети научились ориентироваться на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.

Родители стали больше заботиться о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком. Увеличилась массовость посещения спортивных мероприятий, спортивных секций вне детского сада.

Проект реализуется в настоящее время и планируется продолжение работы в 2015-2016г. Работая в данном направлении, коллектив детского сада нарабатывает богатый практический, методический опыт, что позволит в дальнейшем принимать участие в конкурсах различного уровня, распространять положительный опыт посредством проведения открытых мероприятий на базе учреждения, публиковать описания опыта работы в различных методических журналах, а также может быть рекомендован к использованию воспитателями других садов.

Предложенный проект принимал участие в 2013г. в первом городском Конкурсе социальных проектов «Время действовать» - 3 место, участие в 4 Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности в номинации: «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении», 2013г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бикренева Л. Идем в поход. // Дошкольное образование.2002, №2 с 21
  2. Бочарова  Н.И.   Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: АРКТИ,2002.- 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).    
  3. Бочарова Н.И. «Туристские прогулки в детском саду». М., 2004
  4. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: Здоров я,1983. – 208 с.
  5. Зубкова Т. Уроки старого Компаса . // Дошкольное образование 2002, №2 с.22.
  6. Картушина М.Ю. «Зелёный огонёк здоровья». М., 2009
  7. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар», 1996
  8. Николаева С.Н. «Юный эколог». М., 2002
  9. Полиевский С.А., Гук Е. П.  Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1984. – 80 с., ил (Науч.- попул. мед. Литература. Физкультура и закаливание). 15 к.
  10. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду». М., 2000.
  11. Сапожникова О. Как учить детей ориентироваться на местности // Дошкольное образование .2002, № 2 с .20.
  12. Степаненкова Э.Я.  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368 с.
  13. Торочкова Т.Ю. Игры для похода или прогулки в лесу .// Библиотеска журнала «Вестник образования» .2001, № 3 с.49
  14. Шишкина В.А.Прогулки в природу: Учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ В.А.Шишкина, М.Н.Дидулевич.-Просвещение, 2002.-112с.

Приложение 1

Перспективный план работы кружка для детей среднего дошкольного возраста «Веселый рюкзачок».

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Сентябрь

Знакомство

Цель: Знакомство с понятием туризм, беседа о правилах поведения во время прогулок, рассказ о лесе.  

Наглядные материалы, палатка,  подвижные игры.

«Ловкие  туристы»

Цель: познакомить основными правилами поведения в лесу, элементарных туристических навыков, умение преодолевать препятствие в естественных условиях.

Беседа,

наблюдение,

подвижные игры

Октябрь

«Путешествие в осенний лес» 

Развивать внимание и координацию движений. Воспитывать желание достигать намеченной цели. Закрепить представление детей об обитателях леса, воспитывать интерес, добрые чувства к животным.

Наглядный материал, подвижные игры

Веселые  соревнования

Цель: обучение закрепления  преодолению естественных препятствий

Мячи по количеству детей, картинки на тему осень

«Лесные приключения» 

Цель: обучение преодолению естественных препятствий

Рюкзаки, подстилка, палатка для привала. Теремок, бабочка, лягушка, зайчик, волк, медведь. Корзины с шишками, 3 красных флажка. «Паутина» из резинки - 2 шт., много небольших игрушек.

«Готовимся к зиме»

развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

корм для птичьей кормушки, атрибуты для подвижной игры: шапочки и носики Морозов.

Ноябрь

В гостях у зайки - побегайки

Развивать мышление и воображение, умение играть дружно, проползать под дуги, прогибая спину; проходить по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие.

Гимнастическая скамейка, дуги, игрушка зайчик

Мы едим на паровозике

Развитие памяти, мышления, развитие координации движений, оздоровление детей.

Елочки и деревья, игрушки; птенцы, ручей, сопровождении звуков природы, птиц.

Сказочные человечки

Развивать техническую и эмоциональную сферу детей.

Магнитофон, куклы, спортивный инвентарь.

На поиски клада (пираты)

Цель: Воспитывать смелость, выдержку,  интерес к занятиям туризмом.

Маски по количеству детей, сабли, карта.

На лесной поляне

Учить держать равновесии, прыжки через два шнура, поддерживать у детей самостоятельно выполнять знакомые движения.

Гимнастическая скамейка, канат, шнур, картинки цветов.

Декабрь

Зимние забавы на санках

Цель: Развивать интерес к использованию спортивного инвентаря,

Санки по количеству детей

Взятие снежной крепости

Цель: Упражнять детей в умении регулировать ширину шага при ходьбе, развивать чувство равновесия. Совершенствовать технику метания в необычной обстановке.

- Приучать детей выполнять знакомые движения в тревожной ситуации.

Спортивный инвентарь

«Зимой на воздухе»

Цель: Развивать физические качества, приобщать детей к традиционным играм на свежем воздухе .

Спортивный инвентарь

Ловкие, зверята.

Цель: развитие выносливости у детей, закрепление материала о жизни зверей

Спортивный инвентарь, картинки, маски зверей

Январь  

Туристическая прогулка (лыжная)

Цель: Учить детей кататься на лыжах, прививать навыки здорового образа жизни.

Лыжи

Снежинки

Цель: Развитие ловкости, выносливости, быстроты реакции, развитие мелкой моторики рук.

Наглядный материал, снежки, корзины.

Февраль

«Лесные жители»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию речевой и познавательной активности.

Беседа,

наблюдение,

подвижные игры

Прогулка по зимнему лесу

Цель: Закрепить основные правила поведения в лесу. Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Беседа,

наблюдение,

подвижные игры

«Лесные модники»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве. Способствовать развитию речевой и познавательной активности.

Беседа,

наблюдение,

подвижные игры, атрибуты для подвижной игры

«Замкнутый круг»

Цель: воспитывать выносливость; умение преодолевать препятствия в естественных условиях.

Спортивный инвентарь

      Март

Как снеговики правду о весне искали

Цель: Закрепить основные правила поведения в лесу. Развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Беседа,

наблюдение,

подвижные игры, атрибуты для подвижной игры

«К бабушке пешком»

Цель: поддержание интереса к туризму в форме прогулки с элементами развлечения.

Картинка Бабушки, цветы, спортивный инвентарь

«Не промочи ноги»

Цель: Сформировать устойчивые и доброжелательные отношения к здоровому образу жизни через познания окружающего мира и занятия физкультурой.

Спортивный инвентарь

Среди красок природы

Цель: Вспомнить и закрепить охраняемые территории нашего края;; закрепить правила отдыха на природе; повышение двигательной активности, развитие пространственной ориентации. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа с использованием иллюстративного материала, подвижные игры

Апрель

«В поиске колобка»

Закрепить знания детей о туризме: знаками, ориентирование на местности, поведение в лесу; совершенствовать основные виды движений метание, прыжки, лазание, равновесие умение правильно держать биту в спортивной игре «Городки»; развивать физические качества, смелость, ловкость, быстроту, выносливость; воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Маски по количеству детей,  карта.

«День здоровья»

Совершенствовать навыки ходьбы, ползания, прыжков, бега.  Способствовать развитию речевой и познавательной активности. 

Воспитывать чувство коллективизма уверенности в себе, желание дойти до намеченной

Спортивный инвентарь

«Безопасность в лесу»

Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве. 

Гербарий,

иллюстрации растений, спортивный инвентарь

Прогулка-поход «Весна идёт, весне дорогу! «

Цель: познакомить основными правилами поведения в походе, элементарных туристических навыков, умение преодолевать препятствие в естественных условиях, развивать выносливость, повышать двигательную активность

Спортивный инвентарь

Май

Веселые кузнечики

Цель: развитие выносливости, навыков самоорганизации, воспитание чувств коллективизма

Веревочки, кубы, плоские пластиковые фишки

«Хочу стать ловким»

Цель: знакомство с праздником День защитника Отечества в рамках военно-патриотического месячника.

Спортивный инвентарь

Опасные явления природы

Цель: Закрепить представление детей об обитателях леса, воспитывать интерес, добрые чувства к животным. Развивать внимание и координацию движений. Воспитывать желание достигать намеченной цели.

Компас, бумага, карандаши спортивный инвентарь

Что подарит нам лето

Цель: Развитие памяти, мышления, воображения. Координацию движении, ловкость.

Наглядный материал, спортивный инвентарь

Приложение №2

ИГРЫ

ДЛЯ ПОХОДА ИЛИ ПОГУЛКИ В ЛЕСУ

 «Самый быстрый»

место проведения. Край редкого леса без кустарника.

Описание. На деревьях, находящихся друг от друга на расстоянии, в различном порядке прикрепить номера на карточках от 1 до 5. каждый ребенок должен как можно быстрее обежать все деревья от первого до десятого и коснуться каждого их них рукой. По часам определяется лучшее время и победитель в игре.

-   руководитель игры

  • игроки

-   карточки с номерами

  • деревья

-   движения игрока

« Кто самый зоркий»

Место проведения. Открытая местность( поляна, дорога, просека).

Описание. На расстоянии, когда еще можно различить простые движения, водящий через произвольные промежутки времени быстро выполняет всевозможные движения: чистит зубы, поднимает руки вверх, в стороны, приседает, подпрыгивает и т.д. остальные игроки должны записать или запомнить каждое движение водящего. Выигрывает тот, чьи записи или показ будет более точными. Победитель игры- новый водящий.

« Ползком»

Место проведения.На ровной местности.

Описание. В очерченном квадрате на расстоянии 20 м от крайних деревьев становится водящий. На одном из деревьев висит свисток. Остальные игроки, спрятавшись, подкрадываются к дереву со свистком. Если водящий замечает кого-либо, он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает тот игрок, которому удается свистнуть раньше, чем его заметят.                                                

« Чего здесь не должно быть»

Место проведения. Дорожка в лесу, край леса с кустарниками

Описание. Игроки закрывают глаза. На определенном участке местности к деревьям и кустам прикрепляются что-нибудь такое, чего там не должно быть. Например, к березе крепится веточка сосны, к лиственнице - еловая шишка и т.п. по команде игроки открывают глаза и начинают искать лишние предметы. Побеждает тот, кто заметит больше таких предметов. Играть можно и двумя командами по  5-6 человек. Одна команда готовит «задание» для другой, затем меняются ролями.

« Сбор листьев»

Место проведения. Поляна в лесу.

Описание. Руководитель игры пишет 5-10 названий деревьев или кустов, которые растут в лесу вблизи поляны. Игроки в течение 10 минут должны принести их листья. Побеждает игрок, который за меньшее время соберет и принесет больше требуемых листьев.

«Метни и беги»

Место проведения. Открытая местность.

Описание. Игроки по очереди бросают камень на расстояние и бегут (как можно быстрее), пока камень падает. Выигрывает тот, кто успевает убежать дальше всех.

« Пятнашки обыкновенные»

Место проведения. Поляна.

Описание. Игру начинают  с выбора водящего, его называют « пятнашкой». Все участники игры разбегаются по площадке, «пятнашка» их догоняет .Кого он коснулся рукой, тот становится «пятнашкой».

Правила

  1. Детям по ходу игры нужно внимательно следить за сменой водящих.
  2.  «Пятнашка» не должен бегать только за одним играющим.

«Фехтование»

Место проведения. Лес или парк.

Описание. Участвуют две и более команды. Для игры необходимы: по одному воздушному шарику и одной заостренной палке на каждую команду. Шарики вывешивают один за другим на ветке дерева. Игроки каждой команды разбиваются на пары. Один выполняет роль наездника, другой везет его на плечах. Каждый из наездников пытается палкой проколоть шар.

«Охота за сигналом»

Место проведения. Лес или парк.

Описание. Играют две команды (6-8 человек). Для игры потребуется свисток. Одна команда прячется, подавая при этом сигнал свистком. Игроки другой команды должны найти  скрывающихся противников. Затем команды меняются ролями.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

« Найди и принеси самое- самое»

    Предложите детям отыскать на поляне самую большую шишку, самый большой желудь, самый большой опавший лист.

Претенденты  на победу в конкурсе должны «защитить» найденный ими предмет: придумать ему имя, определить какому растению принадлежит плод или лист; расхвалить его всеми возможными способами, предложить способ дальнейшего использования.

Победитель конкурса награждается венком из листьев или бусами из шишек.

« Отыщи растения»

Детям  дается задание отыскать на поляне три известных им растения , прибежать к ведущему и сообщить ему названия обнаруженных растения.

Задание можно усложнить, если предложить детям по отдельности назвать три дерева, три кустарника, три травянистых растения.

«Кто здесь живет ?»

Нужно отыскать на поляне три различных живых существа- например, муравья, шмеля, синицу- и назвать к какой группе животных они относятся. ( насекомые, птицы. Звери).

« Найди лишний предмет»

К ветке дерева, куста привязывают веник, искусственный цветок, вешается ведерко, веревка с флажком и т.д. это «лишний предмет», который нужно обнаружить . выигрывает тот, кто первым найдет «лишний предмет».

СОРЕВНОВАНИЯ В СКОРОСТИ, ЛОВКОСТИ, МЕТКОСТИ

«Лесные спринтеры»

На деревьях, растущих недалеко от поляны, без всякой системы прикрепляют  номера от 1 до 10( или. В зависимости от возраста детей, от 1 до 5). По условному сигналу игрок бежит к дереву номер1, потом – к дереву с номером 2  и т.д. и, дотронувшись до дерева с номером 10(5) возвращается на старт. Время его пробега засекается по секундомеру.  Затем бежит следующий ребенок. И так до тех пор, пока дистанцию не пробегут все желающие.

Результаты пробега сравниваются и выбирается победитель.

«Бег с шишками»

играющие должны пройти по бревну с 10-15 шишками в руках.  В количестве от возраста  детей количество шишек можно сократить или увеличить.

Для малышей само передвижение по бревну, да еще с «грузом», довольно сложное задание. Но в соревнования детей шести-семи лет можно ввести и показатель времени.

« Попади в цель»

К дереву привязывается большая мишень. Игроки по очереди метают в мишень шишки и каштаны. В зависимости от точности попаданий каждый игрок  набирает то или иное количество очков. Очки сравниваются и выбирается победитель.

« Смотай веревку»

В большой пень вбивается  большой гвоздь, к которому привязана тонкая веревочка  длиной три метра. Другой конец веревочки привязывается на палец игроку, по сигналу игрок  должен как можно скорее смотать веревку любым способом ( т.е. намотать либо на палец, либо на гвоздь). Выигрывает тот кто сделает это за самое короткое время.

« Белка»

Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается «белка» - игрок, к поясу которого привязывается  небольшая веревочка какого – нибудь цвета - « хвост». Среди деревьев и кустов спрятаны тряпочки , веревочки. Мочалки и другие подобные предметы, близкие по цвету к цвету беличьего хвоста каждой команды. По условному сигналу  игроки  обеих команд разбегаются по поляне  в поисках кусков хвоста для своей белки. Каждый  найденный кусочек они должны привязать к хвосту  своей белки. Выигрывает та команда, которая за отведенное время  «отрастит» своей белке как можно длинный хвост.

I. Подготовка к походу.

  1. Провести беседы с детьми:
  • о правилах поведения в зимнем лесу ( нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замершие ветки становятся  они хрупкими и легко ломаются; быть внимательным- чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);
  • о зимней походной одежде (варежки- 2 пары, закрывающие уши шапка, куртка, брюки, закрывающие сверху обувь);
  • о походной еде (1-2 печенья, 1-2 бутерброда, горстка сухофруктов или орехов, 1-2 кислые конфеты).
  1. Провести беседу с родителями: о маршруте и длительности похода, об одежде и еде, о программном содержании.
  2. Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
  3. Ознакомится с прогнозом погоды.

Подготовить схему маршрута похода, указать местонахождения остановок для экологических занятий, малых и больших привалов.

Приготовить 4 красных флажка для перекрывания автомобильного движения при переходе через трассу.

II. Перед выходом.

 Проверить одежду, обувь, наличие носков, варежек.

Выдать поясные сумки, в которых дети должны уложить еду.

Ознакомить детей со схемой маршрута.

Провести всем детям точечный массаж носоглотки, специальный массаж горла.

III. По дороге в лес

Построение парами. Впереди – воспитатель по физической культуре, в конце - два сильных мальчика и воспитатель с экологом.

Прощаемся с детским садом: « До свидания, до встречи!».

У автодороги  просим детей  понюхать воздух и запомнить запах. Переходим через автодорогу, перекрывая движения красными флажками.

IV . В лесу.

Воспитатель предлагает поздороваться с лесом. Читает стихи о природе, вспоминает  с детьми правила поведения в зимнем лесу.

Особенностью зимнего похода является , то что остановки в движении по маршруту не должны превышать по времени 2-3 минуты, при этом необходимо следить за самочувствием и внешним видом ребят: цветом щек, носа, дыханием. Запланированные наблюдения можно проводить, сбавляя темп движения. Двигаться следует в колонне с интервалом 0,8-1 метр.

Для разогрева рук можно выполнять упражнения: на счет 1-2-3-4- потряхивание руками вверху, на 5- резко сбросить руки вниз,  на 6-7-8- покачать ими вперед-назад. Для разогрева ног делать подскоки на месте  или несколько махов перед - назад ногой, держась друг за друга.

Воспитатель физической культуры проводит дыхательные упражнения, следит за правильным дыхание во время похода: оно должно быть «носовым», но если ребенок дышит ртом, можно научить его держать язык прижатым к небу, чтобы воздух, обтекая его, нагревался перед тем как попасть в горло.

Малый привал делается через 20-25 минут после начала движения. Дети делают дыхательную гимнастику, сравнивают воздух леса с тем, что был возле автодороги, сверяются с маршрутом. Съедают  кислую конфету- леденец.

Двигаясь дальше по маршруту, проводят наблюдения с воспитателем.

Большой привал делается на середине маршрута и длится 25-30 минут. Во время привала воспитатель по физической культуре проводит командные игры, поднимающие настроение и не дающие детям остыть.

ПРАВИЛА ТУРИСТЯТ

Лучше правил не сыскать-

Мы их будем выполнять!

1.Собираясь в поход( экскурсию, туристскую прогулку)

  • Узнай значение слов: турист, маршрут, рюкзак, дежурство, привал( стоянка), «перекус».
  • Слет, знаток( деревьев, кустарников, цветов и т.д.)
  • Обсуди с ребятами и взрослыми , куда пойдете, каким путем. Нарисуйте свой путь.
  • Договоритесь, кто и за что  в походе отвечает, что понесет. Больше всех работы у командиров и его помощников, ответственных за питание, медицину. Снаряжение. Игры и т.д.
  • Каждый из вас увидит многое во время похода, но решите сами, кто лучше других должен запомнить деревья, кто- цветы и травы, кто- кусты, кто – птиц, насекомых, кто- животных, кто- погоду, кто – реку или пруд, кто- памятники, кто- кинотеатр, кто – магазины, кто – другие объекты. Каждый из вас должен быть знатоком определенных объектов, явлений и даже событий.
  • Попросите мам, пап, бабушек, дедушек помочь вам подготовиться к походу и пойти вместе с вами.
  • Собираясь в поход, не забудьте « перекус»: бутерброды, термос с чаем, напитком (хотя бы на троих), другие продукты.

2. В походе ( экскурсии, на прогулке)

  • Никто не говорит: не могу, не хочу, не буду. Все говорят : могу. Хочу, буду.
  • С самого начала пути маршрута смотрим, где мы идем, какие встретились на нашем пути объекты, явления, какие произошли события. Каждый особенно запоминает то, что ему как знатоку нужно запомнить.
  •  В лес идем без палки и камня. Никого в лесу не обижаем: ни муравья , ни лягушку, ни цветочек. Идем по силам слабейшего.
  • Учимся слушать тишину и музыку леса, поля, плеск воды у реки, переливы ручья…
  • Помогаем лесу и леснику: собираем кучи бумаги, бутылки, сухие ветки и сучья; соберем с земли шишки, желуди, другие плоды, листья, мхи и т.п. для поделок дома, в детском саду.
  • Будем внимательны к девочкам, тем, кто отстает в движении( «семеро одного в походе ждут»), к взрослым. В пути возможны остановки- короткий отдых ( привал).на привалах туристята как знатоки могут рассказать о своих наблюдениях. На большом привале туристята красиво накрывают общий обеденный стол; кушают все вместе, угощают друг другу ( сначала предлагают старшим, потом - девочкам). Некрасиво есть украдкой и кому когда захочется.
  • Кто плохо себя чувствует ( устал, заболел живот, голова), должен сразу сказать об этом руководителю или командиру. Слово командира и руководителя – закон.
  • В играх и конкурсах самодеятельности на большом привале должны участвовать все.
  • Место привала после нас должно быть чище, чем до нас.
  • После похода( экскурсии, прогулки)
  • Снова соберитесь вместе, вспомните свой поход. Послушайте каждого: что увидел, заметил, нашел, кому и чем помог.
  • Скажите тому. Кто увидел и запомнил много всего и рассказал об этом: « Ты – настоящий знаток!» Отметьте , кто помогал в походе друзьям-товарищам, руководителю.
  • Приготовьте выставку даров леса, поделок, рисунков, записей рассказов о походе, воспоминаний.
  • Позовите в гости родителей и тех ребят, кто не был в походе: слушайте и смотрите, какие мы туристы- краеведы, как любим и бережем свой край.
  • Выберите новый маршрут и начинайте готовиться к новому походу.

3.Правила безопасности на прогулках и экскурсиях:

  • Главное правило - слушаться старших и хорошо себя вести;
  • Правильно вести себя в общественных местах: в музеях, на выставках, в театрах, транспорте и т.д.
  • Знать, где и как переходить улицу; быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии.

Как учить детей ориентироваться на местности

Система игровых упражнений

I Этап (Занятия с детьми 4 лет)

  1. Упражнения, выполняемые в групповом помещении и дома:
  • «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;
  • «Объясни, где лежит игрушка»
  • «Возьми пирамидку и поставь не полку справа»;
  • задание: найти игрушку в комнате по словесному описанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни направо, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»);
  • различные задания найти предмет по количеству шагов.
  1. Аналогичные задания, выполняемые на территории детского сада и во дворе дома:
  • Ознакомительная экскурсия по участку детского сада и двору дома (задача: сформулировать, где что расположено по отношению к ребенку);
  • Нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например:«Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдешь игрушку»).

II Этап

(Занятия с детьми 5 лет)

  1. Работа с макетом кукольной комнаты с мебелью (совместное рассматривание кукольной комнаты и изображение ее взрослым с помощью простейших геометрических фигур).
  2. Создание взрослыми при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются стены с окнами и дверями.
  3. Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения. Задания: показать и назвать предмет в комнате, найти его изображение на карте-схеме (в качестве помощника можно использовать цвет).
  4. Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы или своей комнаты на листе бумаги. ( Необходимая помощь взрослого - в соблюдении масштаба схемы).
  5. Упражнения с картой схемой.

а)  Взрослый пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребенку.

Б) Соревнования: кто быстрее и точнее пройдет свой маршрут.

Важные подсказки:

  • При передвижении карту-схему нужно держать перед собой, так чтобы ее главные детали- стены, окна, двери - совпадали с их подлинным расположением.
  • Постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь.

      В) Игры «Найди, где спрятались игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-

      схеме».

  1. Ориентирование на участке детского сада (во дворе дома)

А) Изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений.

Б) Составление плана участка взрослым и детьми.

В) Упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображенными на карте стрелками», « Как проехать от веранды до песочницы?»

Г) Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трех групповых участков.

Д) Составление «малых» карт каждым желающим ребенком.

Е) Игра с картой.

Площадка условно делится на 4 маршрута: например, красный. Синий, желтый, зеленый. В качестве ориентиров на маршрутах размещены знакомые детям предметы или игрушки указанных четырех цветов. На карте схеме маршруты изображены цветовыми знаками, соответствующими размещенным ориентирам, которые одновременно являются сигналами поворотов на пути следования.

Каждому члену команды (команда состоит примерно из четырех детей) выдается карта, на которой нанесен предстоящий маршрут. Дети должны пройти по своему маршруту. Запомнить ориентиры, а затем нарисовать их фломастерами на общей карте. Можно также проехать по маршруту на велосипеде.

Ж) Самостоятельные игры типа «Казаки- разбойники»: одна из команд убегает, отмечая свое направление стрелками, другая ищет ее

Приложение 3

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОДБОР ОБУВИ И ОДЕЖДЫ

Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребенка и взрослых членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, - одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воздуха) на момент начала похода, но и возможность ее изменения, особенно в случае многодневного похода. Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1 размер больше), удобной, позволяющей  вставить войлочную стельку и надеть два носка - хлопчатобумажный и шерстяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом является кожаные туристические ботинки, особенно если намечается поход в сырую прохладную погоду. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки. В теплый период в многодневный поход обязательно берутся легкие спортивные тапочки, чтобы обеспечить отдых ногами и просушку «ходовой» обуви.

Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку- анорак (надеваемую через голову, с короткой застежкой – молнией, переходящей в капюшон). Может быть использована обычная куртка- ветровка от спортивного костюма и аналогичные брюки. В зимний период – это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек. Такая одежда предохранит ребенка от ветра и влаги, попадаемой на него при попаданиях, а также  во время отдыха. Количество и толщина нижних слоев одежды зависит от погоды и способа передвижения группы. Оптимально, если родители предусматривают возможность варьировать одежды во время  активного движения и пассивного отдыха ( снятие- надевание дополнительных верхних жилетов, уплотнителей, капюшонов, шарфов, накидок и т.п.)

Следует предусмотреть для каждого члена группы накидку – плащ, позволяющий закрыть от дождя не только туриста, но и его  рюкзак. Накидка- плащ занимает мало места, легка и просто незаменима на случай резкой  перемены погоды. Необходимо так же продумать головной убор. В теплый период можно рекомендовать кепку - бесйсболку или спортивную панаму. Предохраняющую от солнечных лучей  и создающую определенный стиль в одежде туриста. В холодное время года – спортивную шапочку (с дополнительным слоем - утеплителем для ветреных и морозных дней). У каждого туриста (взрослого и ребенка) должны быть запасные рукавицы и носки независимо от того, собираются в однодневный поход или на трех - четырехчасовую прогулку.

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ориентирование на местности

Чтобы научить юных туристов премудростям походной жизни, необходимо много знать и уметь самому. Наиболее сложным является вопрос обучения детей ориентированию на местности. Поэтому эти подсказки предлагаются для не очень опытных родителей- туристов. Итак, начинаем подготовку к экзамену на тему: «Как не заблудиться в лесу днем и ночью».

  • Ориентироваться – значит определять положение сторон горизонта, а также социальных и природных объектов относительно той точки, в которой вы находитесь.
  • Ориентирование облегчается , если у вас есть карта местности. Однако, если она отсутствует, дорогу «туда» и «обратно» можно определить с помощью компаса. Известным способом ориентировки является  хождение по азимуту. Азимут- это угол, образуемый направлением на север и заданным направлением(на конкретный предмет). Например, для того чтобы совершить движение по азимуту в 150 градусов, нужно. Во-первых , расположить тонкую палочку, соломинку на стекло компаса так, чтобы она совпала с делением 150. найдите неподвижный объект- ориентир, на который указывает ваша соломинка(дом, стог сена, столб). Это и есть направление вашего пути.
  • Если нет компаса, не отчаивайтесь. Опытные туристы умеют ориентироваться по солнцу, луне, звездам.

По солнцу. Летом в 6 часов утра солнце приблизительно находится на востоке, около 10 часов – на юго-востоке, в 12 часов- на юге, в 15 часов – на юго-западе, а в 18 часов- на западе. Если вы в полдень установите на земле палку в вертикальном положении, то ее тень будет указывать на север. Таким образом , можно определить стороны света в любое время.

По луне. Во время первой четверти луна в 18 часов находится на юге, в 24 часа- на западе(напоминаем, что «молодая» луна напоминает букву «Э»). В полнолуние в 18 часов- на востоке, в 24 часа- на юге. В последней четверти луна в 24 часа находится на востоке, А 6 утра- на юге( в это время луна похожа на букву «С»).

По звездам. Найдите на небе созвездие Большой Медведицы(ковш). Мысленно соедините две крайние звезды ковша и продолжите ее дальше. Вы увидите Полярную звезду. Если стать к ней лицом, то прямо перед вами будет север, позади - юг, направо- восток, слева- запад. В течение июля и августа около полуночи на юге располагаются созвездия Лебеди и Орла, а в сентябре – созвездие Пегаса.

  • Если вам не повезло с погодой, и небо затянуто тучами, есть и другие способы определения сторон света. Например, по природным явлениям, приметам:

 на березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола;

мох и лишайник чаще покрывают северную часть камней (валунов);

цветы череды и подсолнечника в течение дня поворачиваются за солнцем и никогда не бывает обращены на север;

ягоды на поляне в период созревания раньше краснеют с южной стороны;

в первой половине лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны деревьев или высоких пней, во вторую половину лета трава, расположенная с южной стороны, становится желтой и менее сочной;

муравейник лесных муравьев чаще расположены к югу от стволов деревьев;

снег в оврагах тает скорее на стороне, обращенной к югу;

квартальные просеки в лесах чаще всего идут с севера на юг и с востока на запад;

весной перелетные птицы летят на север, осенью – на юг.

Надеемся , что вооружившись нашими шпаргалками, вы сможете устоять под неиссякаемым градом вопросов юных экзаменаторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возрастас ОВЗ средствами образовательных ситуаций

Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением в развитии образовательно системы....

ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"

Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...

Туризм для детей дошкольного возраста с экологическим уклоном «Веселый рюкзачок»

Туризм для детей дошкольного возраста с экологическим уклоном«Веселый рюкзачок»...

ПРОЕКТ «Природоохранный социально-образовательный проект «Эко-патруль» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия » (5-7 лет) 2024г.

laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.Здесь в природе, вечный источник детского разума (В. Сухомлинский) Приро...