Ритмическая гимнастика как средство совершенствования двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (младшая группа)
Совершенствование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по ритмической гимнастике
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять ритмическую гимнастику, как средство физического воспитания детей. Её актуальность обусловлена тем, что она доступна, так как содержание её базируется на знакомых занимающимся упражнениях.
Об этом свидетельствуют труды Н.И. Ефремовой (2013) она пишет, что ритмическая гимнастика на сегодняшний день – это сформировавшаяся учебная дисциплина, музыкально-теоретического цикла в системе начального музыкального образования, сохраняющая всё ценное, что было в её содержании во времена Э. Жак-Далькроза и, что наработано его последователями, в том числе в России Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, М.А. Румер и педагогами следующих за ними поколений Е.В. Коноровой, Г.С. Франио, И.В. Заводиной.
В.Б. Матов, О.А. Иванова, И.Н. Шаробарова (1989) считают, что основа ритмической гимнастики - экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, сочетающиеся с элементами игры, праздничным характером обстановки, нарядной одеждой, музыкальным сопровождением.
Также об этом свидетельствуют труды Т.А. Дмитриевой (2010) она даёт определение ритмической гимнастики, как одной из разновидностей основной (педагогической) гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения, физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др.), выполненные преимущественно поточным способом под эмоциональную ритмическую музыку различного характера.
Более широкое определение ритмической гимнастики даёт Н.В. Казакевич (2001), она определяет её как общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. По мнению автора, её доступность в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека.
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которой состоит в том, чтобы укреплять здоровье ребёнка, поддерживать на высоком уровне его физическую форму и умственную работоспособность.
Особенностью ритмической гимнастики является непрерывность движений под музыку в различных темпах.
Практическая значимость занятий по ритмической гимнастике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Занятия по ритмике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию.
Упражнения ритмической гимнастики просты по двигательной структуре. Это общеразвивающие упражнения, бег, ходьба, прыжки, подскоки, элементы танца выполненные более интересно.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и выполняется под соответствующую музыку, которая, в свою очередь, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет помимо эстетического фактора еще и корригирующую направленность. У таких детей нарушено внимание, чувство ритма, темпа, нарушения осанки, общей и мелкой моторики.
Занятия по ритмике, вызывают у дошкольников непосредственный интерес, дают возможность учить их подчинять свое поведение и действия определённым правилам. Максимальное использование игровой деятельности на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности. Занятия ритмической гимнастикой строятся в форме урока, имеющего подготовительную (разминку), основную и заключительную части.
Ритмическая гимнастика позволяет приобщать к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных. Таким детям нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии здоровья. Музыкальное оформление создаёт благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей об этом свидетельствуют труды О.Г. Киевской (2001).
Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, а также стремлением согласовать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения.
Сегодня преподавание ритмической гимнастики в дошкольных учреждениях осуществляется на программно-нормативной основе, то есть на основе государственного стандарта. Программа содержит научно обоснованные цели, задачи, перечень конкретных требований и средств музыкально-ритмического воспитания применительно к детскому возрасту. Методическим обеспечением программы являются методические разработки и пособия различного уровня и различных направлений, создаваемые преподавателями предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...
Досуг,как средство развития и совершенствования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Досуг для детей старшего дошкольного возраста...
ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с использование лэпбука....
Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Игры-эстафеты как средство совершенствования двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста....
Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста. ...
Статья на тему «Подвижные игры с мячом как средство развития двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста»
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Однако неблагополу...
ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раннее детство – особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они раз...