Статья на тему «Подвижные игры с мячом как средство развития двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста»
статья (средняя группа)
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Однако неблагополучные социально-экономические условия, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы, дефицит двигательной активности, неполноценное питание и прочие факторы приводят к общему снижению здоровья детей. Так, по данным, приведенным на Информационном сайте НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2012 год, в среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде. Увеличивается число детей, имеющих несколько диагнозов, функциональных нарушений и хронических заболеваний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Подвижные игры с мячом как средство развития двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста»
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Однако неблагополучные социально-экономические условия, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы, дефицит двигательной активности, неполноценное питание и прочие факторы приводят к общему снижению здоровья детей. Так, по данным, приведенным на Информационном сайте НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2012 год, в среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде. Увеличивается число детей, имеющих несколько диагнозов, функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Т.М. Параничева и Е.В. Тюрина, специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, отмечают, что сегодня как национальная трагедия России многими исследователями рассматривается неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов. В последнее десятилетие педиатры, гигиенисты, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья, двигательной подготовленности. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы. Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в 13,5% случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массытела или ее избыточность, низкорослость). В целом, по данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.
Для привлечения внимания общественности к этим проблемам Конвенция ООН о правах ребенка провозгласила право ребенка на охрану своего здоровья. Особое значение проблема охраны и укрепления здоровья ребенка приобретает для детей дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. Во исполнение требований Конвенции дошкольные образовательные стандарты и программы во всем мире приоритетное место отдают заботе о здоровье ребенка. Не стала исключением и наша страна. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из главнейших задач является задача по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья, которая решается через интеграцию двух образовательных областей - «Здоровье» и «Физическая культура». Конечным результатом целостной интегративной деятельности по здоровьесбережению должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности. Важнейшим условием достижения этой цели является высокий уровень квалификации педагогов в плане владения технологиями здоровьесбережения.
С точки зрения непосредственно физического воспитания особое значение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) приобретает образовательная область «Физическая культура». Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач: развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации); накопление и обогащение двигательного опыта у детей; формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Между тем, несмотря на провозглашенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачи, в практике дошкольных учреждений работа по физическому развитию далеко не всегда осуществляется должным образом. Можно отметить недостаточную квалификацию воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, недооценку роли двигательной активности во время режимных моментов, пробелы в организации и методическом обеспечении технологии работы по развитию основных движений. Менее всего, особенно в среднем дошкольном возрасте, уделяется внимание формированию навыков метания. Метание не только укрепляет мышцы плечевого пояса и рук, но и способствует развитию необходимых дошкольнику навыков координации, глазомера, меткости.
Но самое главное, как отмечает Н.О. Долгобородов, по-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости. Именно игра, являясь основным и естественным видом деятельности дошкольника, способствует наилучшему усвоению основных движений. Игры с мячом, помимо того, что формируют навыки метания, еще и замечательно развивают ловкость, ритмичность, точность движений.
Проблемы формирования навыков метания рассматривались в работах А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Д.Б. Юшкевича, Е.Н. Вавиловой, В.Г. Гришина. Однако до сих пор не выработано единого подхода к способам закрепления метания в разных возрастных группах, рекомендации часто носят размытый характер, а перечень подвижных игр с элементами метания достаточно ограничен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...
СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...
Народные подвижные игры как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Народные подвижные игры...
Статья "Игры с мячом, как средство развития двигательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Публикация статьи "Актуальные проблемы дошкольного образования"...
«Игры с мячом, как средство развития двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Для любого человека движение - это жизнь, а для маленького ребенка это важно вдвойне. Задача нас, взрослых - растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.Привлекая детей к разнообразным двигател...
Курсовая работа на тему: "Подвижная игра как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Курсовая работа...
Статья на тему «Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Музыкально-театрализованная деятельность – как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»«Ни одно из искусств не обладаеттакой действенной восп...