Рабочая программа по лечебной физкультуре МБДОУ «Детского сада №15» инструктора по физической культуре Бабинцевой Н.А.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
Лечебная физическая культура для детей 5-6 лет как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей
Гимнастика удлиняет молодость человека.
Джон Локк
Гимнастика есть целительная часть медицины.
Джон Локк
Дух согнутый - осанкой не исправишь.
Валентин Рычков
Пояснительная записка
Лечебная физическая культура (ЛФК) - это применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целями. Движения в любой форме должны быть адекватны физиологическим возможностям детей 5-6 лет. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма и необходима для его нормального формирования и развития.
К пяти годам улучшается координация движений, поэтому дети бросают и ловят мяч, осваивают прыжки, различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр. В пять, шесть лет интенсивно формируется выносливость, что создаёт условия для количества повторений, увеличивается дистанция для ходьбы и бега (300 — 500м). Бег становится лёгким и ритмичным, исчезают боковые раскачивания. Дети легко прыгают в длину и высоту, становятся более подвижными, любят играть. «Ребёнок отдаётся игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая во время игры максимальное удовольствие» (Д. Б.Эльконин).
Завершается период яркой отличительной особенностью — первым физиологическим (скелетным) вытяжением, которое характеризуется ускоренным ростом тела в длину. Поэтому в этом возрасте происходит увеличение количества признаков нарушения осанки и плоскостопия. В толковом словаре В.Даля написано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Осанка напрямую связана со здоровьем ребёнка. При её ухудшении нарушается функции дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и изменения в позвоночнике, которые ведут к таким заболеваниям, как кифоз, сколиоз и остеохондроз. Поэтому, пока ребёнок ещё не ходит в школу, необходимо использовать все резервы формирования осанки в условиях детского сада. Совершенна очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей 5-6 лет, своевременное выявление её нарушений и их активное устранение.
Лечебная физическая культура даёт возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющих постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
Цель ЛФК:
1. оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка.
2.осуществлять своевременную коррекцию имеющего патологического и предпатологического состояния.
Общие задачи:
- нормализовать трофические процессы
- создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника
- способствовать правильному взаиморасположению частей тела.
- Систематически закреплять навык правильной осанки
- выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности.
Частные задачи ЛФК- при каждом нарушении в индивидуальном порядке.
Занятия учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости ребенка при физических нагрузках.
Занятия лечебной физической культурой с 5-6 лет проводятся 2-3 раза в неделю, для того, чтобы у ребёнка начал формироваться динамический стереотип. Курс ЛФК делится на три периода: подготовительный, основной и заключительный. При нарушениях осанки в подготовительный период (2 недели) используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. В это время создаётся зрительное восприятие правильной осанки и мысленное её представление. Заключительный период (2-3 недели) направлен на совершенствование навыка правильной осанки в усложнённых вариантах выполнения упражнений. На протяжении всего курса применяются разгрузочные упражнения из разных исходных положений.
Подготовительная часть занятия (5 минут)
Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра, ритмическая гимнастика, самомассаж, тропа «Здоровья»
Задача – подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке.
Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки – отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.
Основная часть занятия (15-20 минут)
- выполнение корригирующей гимнастики, обучение новым упражнениям. В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 8-10 упражнений, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
- Дыхательные упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета.
- Гимнастика суставная и пальчиковая выполняются в конце основной части занятия или в паузах для отдыха.
- Равновесие, лазания.
- Игры для детей с нарушением осанки и игры для детей на укрепление и формирование мышц стопы и голени.
Заключительная часть. (3-5 минут)
Задача - постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности.
- Игра.
- Релаксационная гимнастика.
- Психогимнастика.
Формы лечебной физкультуры для детей 5-6 лет
Формы лечебной физической культуры | Длительность |
Утренняя гигиеническая гимнастика | 7-8 минут (обязательное включение 1-2-специальных упражнения) |
Занятия лечебной физической культурой | 25-30 минут |
Самостоятельные занятия (ортопедические минутки) | 8-10 минут (выполнение 3-4 специальных упражнений) |
Дозированная ходьба (на территории детского сада) | 100-200 м со скоростью 60-70 шагов в минуту и сохранением осанки |
Занятия с тренажерами | 25-30мин |
Игровые занятия | 20-25 мин |
Терренкур (в выходные дни) (это метод дозированных восхождений. Сочетает ходьбу по горизонтальной плоскости с восхождением по холмистой местности и спусками) | 45 минут |
Ходьба на лыжах (занятие на воздухе) | 30-35 минут |
Плавание |
|
Лечебные игры (индивидуально и подгруппами детей) | 20-25 минут |
Занятия в кружке «Хатха Йога» со специально подобранными асанами | 25-30минут |
Ожидаемый результат.
Ребенок будет знать:
- Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений.
- Комплексы упражнений, направленных на улучшения состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп)
- Правила здорового образа жизни.
Ребенок будет использовать:
- Методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Результативность освоения детьми программы осуществляется с помощью различных способов и проверок.
Мониторинг физического обследования и наблюдения за ребёнком старшей группы ЛФК
№ | Фамилия, имя ребёнка | Диагноз | Начало года дефекты опорно-двигатель-ного аппарата | Начало года- умения и навыки | Конец года- дефекты опорно-двигатель-ного аппарата | Конец года | Диагноз | ||||||||||||
|
|
| Го-ло-ва, шея откло-не-ны от ср. ли-нии | Вы-сту-па-ние жи-во-та | Кры-ло-вид ные ло-патки | Уп лощение пло ско сто пие | Вы положительногоне ние правильной осанки | «за мок» руками между лопаток | Удерживание спины 20 сек | Захват и удерживание предметов пальцами стопы | Голова шея отклонены от средней линии | Выступание живота | Крыловидные лопатки | Уплощение плоскостопие | Выполнение правильной осанки | Замок руками между лопаток | Удерживание спины 20 секунд | Захват и удерживание предметов пальцами стопы |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план.
- Вводное занятие 2
- Общеразвивающая гимнастика 4
- Самомассаж 10
- Суставная гимнастика 2
- Дыхательная гимнастика 2
- Корригигирующая гимнастика 20
- Релаксация 4
- Подвижные игры 4
- Тренажеры 10
- Равновесие 6
- Ползание 6
- Психогимнастика 4
- Специальные (при нарушении опорно-двигательного аппарата) 10
- Гимнастические (с элементами коррекции, хореографии) 2
Особые указания:
Основным средством профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как поврежденный характер (например, длительное нахождение в неправильных статических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика)
Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:
1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше с ортопедической подушкой. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком».
2. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.
3. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой.
4. Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание.
Техническое оснащение зала (материально-технические ресурсы)
.Специальное оборудование должно соответствовать нормативам.
В зале лечебной физкультуры должна быть:
- - гимнастическая стенка;
- - баскетбольная корзина;
- - предметы для занятий:
- • гимнастические палки;
- • мячи надувные и набивные различной величины;
- • гантели;
- • булавы;
- • лесенки для пальцев;
- • специальные блоки для рук и ног.
- - тренажеры
Перспективный план в группе ЛФК для детей с нарушением осанки
месяц | Коли-чество занятий | Мотива-ция | Ходь-ба, бег | Упражнения стоя | Упражнения сидя
| Упражнения лёжа | Равновесие | Лаза-ние | Дыха-тель-ные упражнения | Игры | Тренажёры |
сентябрь | -4 | "До свидания, лето» | Бег по диагонали ходьба на пятках | "На носки» «Забор-чик» «Наклоны в сторо-ны» | "Наклонись» «Косич-ку к ногам» | На спине: «Потя-гива-ние» «Сог-нуть ножки»
| Ходба по канату прямо, руки в сторо-ны | По верёвочной лестни-це | Релаксация «Крокодил» | "Совы» «Ласточки» | "Штан-га» |
сентябрь | 4 | "Мой город» | *Ходь-ба на носках *ходьба проти-вохо-дом | "Руки и плечи вверх» «Потягивание» «Наклонись»
| «Комо-чек на бок» «Под забор-чик» | ""Сог-нуть ногу» «Потянись и прог-нись» «Вело-сипед» | По гимнастической скамей-ке | По швед-ской стенке | Произ-вольное дыха-ние | "Пеше-ходы и автомо-били» «Тише едешь- дальше будешь | велотренажёр |
октябрь | 4 | "Осенние листья» | *В полу-присяде *по массажным коври-кам | У опоры *проверка осанки *приседания | С опорой на локти «Вело-сипе-дист» «Фут-бол» | "Воздушная мельница» «Вань-ка- встань-ка» «Брев-но» | "носить корзину на голове» | Восхождение и спуск со ступе-нек | Релаксация «Я отды-хаю» | "Кто быст-рее?» (собе-рём грибы и листья) | балан-сир |
октябрь | 4 | "Карнавал животных» | "Цапля «Аист»»Гусь» «Лиса» «Рак» | "Мед-ведь» «Ласточка» | "Льви-ца» «Львё-нок разбегается» | "Пав-лин» «Тю-лень» «Жи-раф» | "Мед-ведь на канате» | Под дугой | Очищающее дыха-ние «Ши-петь как змея» | "Зоо-парк» «Совы» | "Мини-твист» |
ноябрь | 4 | "Транспорт» | * С перека-том *со сменой движе-ния | Проверка осанки Сделать шаг вперёд сохра-няя осанку | "С опорой на локти» «Вело-сипед» «Ката-маран» | "Само-лёт» «Лодка | Ходьба с закры-тыми лазами | туннель | "Вы-дуть теннис ный мяч на тарелку | "Тише едешь- дальше будешь «Кто быстрее | "Лодка» |
ноябрь | 4 | "Если хочешь быть здоров» | По массажным коври-кам | Потягивание Сделать шаг вперёд, сохра-няя осанку Тяжелоатлет | Пловец «На лодке» «Футбо-лист» | Плава-ем брассом «Любопытные «Плы-вём на спине» | Удерживание равновесия стоя на одной ноге на набив-ном мяче | Полза-ние на животе подтягиваясь руками | Дыха-ние произвольное Релаксация «Я отды-хаю» | "Сде-лай фигуру | "Штан-га» |
декабрь | 4 | "Здравствуй, зимушка- зима» | *на носках по ребрис-той доске * С вы- соким подниманием колен | "На коньках «На лыжах» «Проверка осанки |
| "Катать ком» «Снеж-ная берёз-ка» «»Ост-рая сосуль-ка» (угол) | "Пронеси, не урони» | По гимнастической лестни-це до сосуль-ки | "Градусник» «Греем руки» | "Ледя-ная фигура «Два мороза | "Лыжи |
декабрь | 4 | "Зимние забавы» | *пере-кат с пятки на носок * с вы-соким подни-манием колен | "Ура» «Пра-вая, левая» «Лыжи «Конь-ки» «Шаг вперёд» | "Впра-во - влево» «Пружинва» «Прсе-ли» | "Смот-рим вправо, влево» «Сесть, лечь» «Ногу вверх» | По нак-лонной доске, по ребри-стой доске | Между рейка-ми Под дугой | "Осту-дим чай» | "Сле-пой медведь»Льдинки, ве-тер и мороз» | "Лыжи |
январь | 3 | "Снегуроч- ка» | С высо-ким подниманием бедра * по диагонали | Про-верка осанки Потягивание «Шаг назад и вперёд | С опорой на локти При-сесть «Кошка лезет подвижностизаборчик | "Снегурочка спит» «Брев-но»ый» «Любопыт-ный» | Удерживание равновесия стоя на одной ноге | На четвереньках под шнур | "Градусник» | "Мороз- Крас-ный нос» «Ледя-ная фигура | Беговая дорож-ка |
январь | 3 | "Стройная спинка» | С перека- том * на внутренней и внеш-ней стороне стопы | Проверка осанки у опоры Потя-нись На турнике | На коленях «Толс-тый и тон-кий» «Под забор-чик» | "Вело-сипед» «Плава- ние брассом «Лечь- сесть» | Ходьба с закры-тыми глазами Ходьба по «Тро пе здоро-вья» | Полза-ние по скамей-ке на животе подтягиваясь руками | Дыха-ние произвольное «Я отды-хаю» | "Совушка» | Вело-трена-жёр |
февраль | 4 | "Азбука безопас-ности» | По ребрис-той доске По канату | "Коро-мысло» «Само-лёт» «Регулировщик
| "Катамаран» «Нож- ки вправо- влево» | "Велосипед» «Ногу назад» | Сохра-нить правль-ную после приседания | Восхождение и спуск со ступеньки | "Бабоч-ка летает» | "Свето-фор» | велотренажёр |
февраль | 4 | "Наши защитники» | *про- тивозод *по диагонали | "Сила-чи» «Само-лёт» на сигнал поворот | "Стой-кий оловянный солда-тик» с опорой на локти | «Разведчики» «В дозоре» «В би-нокль» | Ходьба по рейкам верёвочной лесенки | Лаза-ние по швед-ской стенке | Дыха-ние произвольное | "Часо-вой» «Замри | балан-сир |
март | 4 | "Конкурс красоты» | Провер-ка осанки перед зерка-лом ходьба гимнас-тичес-ким шагом | Косич-ку вверх Накло нись Шаг вперёд | Русалка Ножки вправо, влево Накло-ны сидя | Прямой угол Любо-пытные Сесть-лечь | Ходьба по скамей-ке с мешком на голове | "Коль-цо» «Угол» | Массаж ног «Спя-щая краса-вица просы-пается» | "КуклыСделай фигуру | Беговая дорож-ка |
март | 4 | "Быть здоровыми хотим» | Ходьба по тропе здо-ровья | Плыть брассом поворо-ты накло-ны в сторо-ны | "Присядка» с опорой на локти | "Вело-сипедисты» «Плов-цы» «Лодка | Ходьба по ограни-ченной площа-ди, переша-гивая через предметы | "Тачка» | Очищающее дыха-ние «ща» «ча» «Ша» | "Пятнашки с именем | штанга |
апрель | 4 | "Цирк» | По диагонали, змейкой по канату | Обруч вверх Шаг назад | Воздушные гимнас-ты приседания | Кольцо Коробочка Корзи-ночка | Ходьба по змейке, по камуш-кам | Под дугами | Дыха-ние произвольное | Сделай фигуру | батут |
апрель | 4 | "Весна пришла» | Через ручей-ки по тропе здо-ровья | Рады весне Солнышко | по- турецки «Пово-роты» «Наклоны» | "Птицы «Любо-пыгные «Пере-каты» | На набив-ном мяче | На швед-ской стенке | Массаж ног «Подуй | "Ласточки» «Совы» | Беговая дорож-ка |
май | 4 | "Морское царство» | *на носках *на пятках *на внеш-ней стороне стопы | Прощание Плыть кролем | Корал-лы Русалка Матрос взбира- ется по реям | Дель-фин ныряльщики
| По канату | По верёвочной лестни-це | "Мор-ской воздух» | "Акула и рыбки» | Мини-степ» |
май | 4 | "Мир природы» | По тропе здо-ровья | "Бабоч ки» «Цветы просну-лись» «Дует силь-ный ветер» | "Цветы закры-лись» «Ёжик» «Лиса» | "Мед-ведь перекатывается «Под-смот-рим» «Гусе-ница» | По бревну | "Под коряги» | Дыха-ние произвольное | "Птицелов» | батут |
Литература
1.Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка»1993
2.Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат» 2009
3.Вераксы Н.Е.Комарова Т.С., Васильева М.А. «Рабочая программа воспитателя» ДОУ Старшая группа. 2014.
4.Галанов А.С. «Игры, которые лечат» 2001
5.Змановский Ю.Ф. «Воспитаем детей здоровыми» 1989
6.Каштанова В.Г., Мамаева О.В., Сливина О.В., Чуманова В.А. «Лечебная физкультура и массаж» 2007.
7.Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» 2003
8.Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ» 2003
9.Подольская Е.И. «Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет»2013
10.Подольская Е.И. «Физическое развитие детей 2-7 лет» 2013
11.Полтавцева Н.В.«Физическая культура в дошкольном детстве» 2004
12.Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр от 2-7 лет» 2011.
13.Чистякова М.И. «Психогимнастика» 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план летне-оздоровительной работы в детском саду для инструкторов по физической культуре
Как построить летне-оздоровительную работу в детском саду, что бы она была интересной, разнообразной, не скучной?.Для этого можно расширить диапозон занятий, вводя здоровье-сберегающие технологии; раз...
Лечебная физкультура в детском саду.
В своей работе использую различные виды физкультурно-оздоровительной работы:• непосредственно-образовательная деятельность;• физкультминутки;• разновидности гимнастики (утре...
Использование лечебной физкультуры в детском саду для профилактики и лечения плоскостопия
Комплекс упражнений для профилактики и лечения плоскостопия....
Лечебная физкультура в детском саду (предметные кружки, их результативность).
Предметные кружки, их результативность:ЛФК (лечебная физкультура)Жизнь - это движение. Жители стран Востока еще в давние времена знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его дв...
Рабочая программа разновозрастной оздоровительной группы МБДОУ детского сада "Диинчигеш"
Рабочая программа разновозрастной группы дошкольного возраста основана по программе "От рождения до школы" Н.Е. ВераксыТ.С. Комаровой, М.А. Васильевой...
Рабочая программа разновозрастной оздоровительной группы МБДОУ детского сада "Диинчигеш"
Рабочая программа II разновозрастной оздоровительной группы дошкольного возраста...
Рекомендации по физической культуре на май месяц Детский сад № 117 инструктор по физической культуре Голубева А.Д.
Фамилия Имя ребенка Рекомендации Равновесие - ходьба по доске, лежащей на полу, приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки на пояс. Ходьба по гимнастической скамейке ...