Здоровье как социальный феномен .
статья по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaportal-danilovazdorove_kak_sotsialnyy_fenomen.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье как социальный феномен .
Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко возрастают и предъявляют все новые требования к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации ресурсов его здоровья, в том числе и социальных, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.
Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.
Если задать присутствующим вопрос: что в Вашем понимании «социальное здоровье?». Скорее всего, можно будет услышать, что это воспитанность. И это отчасти правда. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального социально здорового дошкольника.
Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.
Социально здоровый ребенок - это значит в соответствии своему возрасту:
- способен к построения межличностных отношений, к анализу различных ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;
- освоил нормы, средства и способы общения,
- обладает базисными коммуникативными умениями:
- умение вступать в контакт, слушать другого,
- умение обратиться с просьбой или сказать «нет»,
- понимать состояние другого человека,
- анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;
- обладает достаточным уровнем самовыражения, отсутствием скованности и закомплексованности;
-обладает уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;
- готов к сотрудничеству и совместной деятельности;
- готов принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни;
- готов к жизнедеятельности в новых социальных условиях.
И. В. Кузнецова определяет следующие составляющие социального здоровья детей:
1. адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада),
2. овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная),
3. овладение нормативным, правилосообразным поведением, выработка индивидуального стиля поведения, наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств, общая средовая адаптация — интеграция в общество
Какие же условия формирования социального здоровья детей как со стороны семьи, так и в образовательном учреждении:
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- эстетика быта;
-комфортная предметно-развивающая среда;
-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;
-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;
-уважение прав и свобод личности ребенка;
-пространство для групповых игр и уединения.
Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, то его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.
Социальное здоровье ребенка — такое состояние, при котором его возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам.
Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности ( у ребенка проявляется несформированность социальных чувств, интересов, навыков, умений), что может привести к социокультурной деформации личности, которая снижает социальную адаптивность личности.
Нарушение социального здоровья связано с социальной пассивностью ребенка либо с деконструктивной активностью. Для профилактики социальной беспомощности ребенка следует включать его в тренинговые формы работы как в образовательных учреждениях, так и в психолого-педагогических медико-социальных центрах (ППМС-центрах). Социальное нездоровье личности, ребенка, как правило, проявляется в нарушении закона, формировании делинквентного поведения. Такая категория детей является объектом исследования социальной педагогики. Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья с детьми, входящими в группу риска (дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем; дети из алкоголизированных/наркотизиро-ванных семей; одаренные; дети с проблемами в учебной деятельности; дети с ограниченными возможностями; дети, воспитывающиеся в семьях с низким (или, наоборот, с чрезмерно высоким) материально-экономическим достатком; дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах, территориях; дети, требующие различного рода формы реабилитации; дети — социометрические звезды или социометрические отверженные; дети, не посещающие школу, занимающиеся бродяжничеством; дети с умеренными психическими нарушениями; дети, подвергшиеся насилию и др.).
Полученные данные свидетельствуют, что нарушения социального здоровья наиболее ярко проявляются, начиная со школьного возраста, а именно с младшего школьного возраста. Это явление связано, прежде всего, с несколькими основаниями: изменение социального статуса ребенка, содержание новой социальной роли школьника, большее влияние процесса стихийной социализации со стороны дворового детского сообщества, изменение процесса социально-психологической адаптации в связи с возрастным кризисом семи лет. Социокультурные личностные деформации наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте у детей с неблагоприятной семейной обстановкой. Данная категория подростков совершает административные и уголовные правонарушения.
Таким образом, заботясь о социальном, психическом, физическом здоровье подрастающего поколения, мы создает благоприятную почву для сбережения, накопления составляющих духовного наследия нации, всех граждан, живущих в Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства
АННОТАЦИЯ Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслое...
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательны...
Статья "Детство как социальный феномен"
Актуальность темы в последнее десятилетие XX века в мировом сообществе проблемы детства обсуждаются с особым вниманием. В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления ...
Здоровье как социально-педагогическая проблема в современном российском обществе
Выступление на методическом совете...
Формирование у дошкольников основ физической культуры и культуры здоровья посредством социального партнерства ДОУ и семьи
Взрослые, окружающие малыша, играют важную роль в его развитии. Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья...
Включение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду через использование сказкотерапии и арт-терапии
Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ об...
Современная семья как социальный феномен
Семья как социальный феномен имеет для каждого отдельного человека большое значение, и в самом обществе составляет общепризнанную социальную ценность. ...