ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
методическая разработка по физкультуре на тему

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных задач. Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно-воспитательное средство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ   В  УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ  И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных задач. Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно-воспитательное средство.

Задачами физического воспитания являются:

  1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому  развитию и повышению работоспособности организма ребенка с ограниченными возможностями.
  2. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков детей с ограниченными возможностями, обучение их новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний.
  3. Развитие основных двигательных качеств.
  4. Формирование привычки и воспитание устойчивого интереса детей с ограниченными возможностями к систематическим занятиям  физическими упражнениями.

Для детей с ограниченными сенсорными возможностями характерны недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития пространственной ориентации, замедленное овладение двигательными навыками.

Оптимальному физическому развитию таких детей . а также коррекции

недостатков двигательных функций способствует постепенное увеличение объема двигательной активности. Эти дети отличаются ярко выраженными нарушениями работоспособностями и проявлениями, так называемой раздражительности слабости. При утомлении у них нарастают раздражительность, плаксивость, боязливость.

Во время занятий с этими детьми во всех упражнениях спортивного

 характера следует стремиться к мышечному расслаблению, особенно приводящих мышц бедра, выпрямлению спины.

Приведенная классификация отражает характер отклонений в

физическом развитии и двигательные способности  детей с ограниченными возможностями и позволяет систематизировать физические упражнения, направлять их на коррекцию соответствующих двигательных нарушений детей.

Средствами физического  воспитания  являются физические

упражнения, а также оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические навыки.  В своей работе я использую следующие способы закаливания:

"ВОДА"

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. 
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а
 массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня. 

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. 
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании. 

 

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

 Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.

       Наиболее мягкой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.

          Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.


"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

- в младших группах до 20-25 мин.

- в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть,  дать воды.

 В своей группе  закаливание осуществляю  путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

 а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды; 
г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года  и от возраста детей.

         Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Традиционные виды закаливания детей.

  • утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
  • оздоровительная прогулка
  • воздушные ванны
  • воздушные ванны с упражнениями
  • сон с доступом свежего воздуха
  • умывание в течение дня прохладной водой
  • полоскание рта прохладной водой
  • хождение босиком до и после дневного сна
  • хождение босиком по «дорожке здоровья»
  • солнечные ванны

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а  гигиенические  навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучаю к выполнению элементарных правил:

- мыть руки:

- перед едой,  после пользования туалетом;

- после игры, прогулки и т.д.

С каждым годом эти навыки  совершенствуются. Например, при изучении темы «Мытье рук» я обучаю детей ее правилам, а затем организую их деятельность повторяю с детьми эти правила, потом закрепляю перед

зеркалом. Такое взаимодействие учебной и воспитательной работы способствует совершенствованию навыков детей, успешному применению их в жизнь. Гигиенические знания целесообразны на занятиях, и поэтому я использую дидактические игры и сюжетно- ролевые игры: «Уроки Мойдодыра»,  «Вымой кукле руки», «Зуб – замарашка» и другие.

Методы упражнений различаются прежде всего по степени регламентации  деятельности занимающихся.  Строго регламентированные упражнения характеризуются тем, что форма движений, порядок их чередования, количество повторений, темп, дозы, нагрузки задаются.

Спортивные занятия детей с ограниченными возможностями

направлены на достижение максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений.

Исходя из опыта педагогической деятельности видно, что дети очень любят соревнования в них проявляются их знания и умения полученные на занятиях. Например: «Озорные медвежата» где завязывается сюжет и соревнования. Дети стремятся помочь героям, выполняют задания с азартом, стремятся к выполнению результата. Так же использую следующие спортивные занятия: «Мы спортсмены»,  «Зов джунглей», «Мы растем здоровыми».

Оздоровительные силы природы – солнечные лучи, свежий воздух,

вода – самые распространенные и очень значимые средства физического воспитания.

В своей работе я использую так же развлечения, праздники на улице : «У нас сегодня день здоровья». Это воспитание дружеских взаимоотношений, умение ориентироваться в пространстве, интерес к физическим упражнениям, развитие у ребенка способности к самовыражению. Проводила спортивные праздники с родителями: «Вместе весело играть», «Любимые народные игры». У детей переполняли эмоции видя как родители совместно с детьми играют, соревнуются , выполняют задания. Совместные развлечения и праздники способствуют развитию физических и волевых качеств у детей и родителей.  Это дает возможность сплотить родителей, детей и сотрудников центра.

Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»; игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много других игр.

После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

Создание необходимых гигиенических условий  для  занятий

физическими упражнениями является обязательным. Самые ценные упражнения, выполняемые в душном, тесном помещении, в неудобной одежде, приносят вред.5555

Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Для укрепления здоровья детей – с ОВЗ важное значение имеет закаливание  организма, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Детей постепенно приучать к длительному пребыванию на  свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. При  относительно легких формах ограничения двигательных, сенсорных, интеллектуальных возможностей особое значение приобретают специальные методы закаливания – воздушные и водные процедуры. Способы и время  начала закаливания необходимо согласовать с врачом, интенсивность процедур следует увеличивать постепенно.

Исходя из опыта работы считаю приемлемы применять упражнения бодрящей гимнастики:

Вот солдатики стоят                                / дети строятся /

Начинается парад

1, 2, 3, 4, 5

Начинаем мы шагать                                / дети ходят по кругу обычным шагом /

Вот бегут машины

Шуршат своими шинами                        / легко бегут /

На носочки встала кукла заводная

Закружилась в танце, руки поднимая        / кружатся на носочках /

Медвежонок взял гармошку

Поиграть решил немножко                        / повороты в стороны /

Вот какой веселый мячик!

Так и скачет, так и скачет!                        / прыгают на месте /

Шарик воздушный

Такой непослушный!

Взял отвязался                                        / вздох – руки вверх

Ввысь помчался!                                          выдох – руки вниз /

Мы по лесу погуляем

Много нового узнаем                                        / шагают друг за другом /

Листья осенние тихо кружатся                        / дети кружатся руки на поясе /

Прямо нам под ноги листья ложатся                / приседают /

И под ногами шуршат, шелестят                        / плавные движения руками влево-вправо /

Будто опять закружиться хотят                        / плавно кружатся /

Так же использую пальчиковую гимнастику по темам:

Там в углу лежат игрушки

Отдыхают в тишине                                / сжимать, разжимать кулачки /

Пять игрушек в день рожденье

Подарили гости мне                                / разжимают пальцы /

Раз – ушастый серый зайчик                         / показывают указательный палец /

Два – есть дудка у меня                            / изображают игру на дудочке, перебирая пальцами /

Три – сейчас я покажу                        

Черногривого коня                                / пальчики прыгают по столу /

Бурый мишка мой четвертый                        / пальцы ходят вперевалочку /

Белка рыжая пять                                / прыгают по столу пальцы /

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать                        / хлопают в ладоши /

Свяжем мы сейчас носочек:                                        / кисти собраны в кулачки, вращаем кулачками /

Для Ванюши                                                        / поднять вверх большие пальчики /

Для Танюши                                                        / поднять вверх указательные пальчики /

Для Андрюши                                                        / поднять вверх средние пальчики /

Для Катюши                                                        / поднять вверх безымянные пальчики /

Самый маленький носочек

Будет мой носить сыночек                                        / поднять вверх мизинцы /

Вот и кончился клубочек

Зрительная гимнастика

1 упражнение

Мы пришли в лес                                        / моргать глазами /

Сколько здесь вокруг чудес                        / широко открыть глаза /

Справа – березка стоит                                / взор вправо /

Слева – елка на нас глядит                         / взор влево /

Вот зайка прискакал, от лисы убежал        / взор вверх-вниз /

2 упражнение

Что за чашечка такая?                        / широко открывать глаза /

Воду льешь, она стоит                        / взор вверх-вниз /

Чай в ней пьешь, она молчит                / закрыть глаза /

Только ложка заводная                        / круговые движения по часовой стрелке /

Не стоит и не молчит

Непослушная такая                        / моргают глазами /

Все стучит, стучит, стучит

 Упражнения на развитие речевого дыхания:

1 упражнение

Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями

Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями

2 упражнение

На одном выдохе – усиление и ослабление звука м-м-М-М-м-м («Гудок»)

Пластические этюды

- показать пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние изображенных персонажей

- выполнение мимических упражнений

 

     

- показать пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние изображенных персонажей

- выполнение мимических упражнений

Обычно воздушные ванны сочетают с массажем и лечебной гимнастикой.

Важным фактором успешности физкультурно-оздоровительных

занятий детей с ограниченными возможностями является эмоциональная заинтересованность воспитанников. Эмоционально положительное отношение к занятия физической культурой лучше других средств побуждает ребенка к преодолению трудностей.

Дети с ОВЗ должны испытывать радость и удовольствие от физических

упражнений. Важно помнить,  что прозаичное, нехудожественное, неигровое физическое воспитание «сжигает» ребенка, а физические упражнения превращаются в постылую и ненавистную обязанность. Вместе с тем, следует осторожно и внимательно дозировать степень соревновательности в процессе  физкультурно - оздоровительных мероприятий детей с ОВЗ.

Соревновательные занятия уместны лишь в случаях равных возможностей детей с ОВЗ. Работая в реабилитационном центре я использую следующие упражнения:

 Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не хочу держать в руках – пусть лежат в кармашке (дети показывают).

Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью. (нагибаются) 

Улетел зелёный жук, улетел на крыльях (дети машут руками).

 Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

 Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. 
(одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. 
(приседания, хлопки в ладоши над головой.) 
Крутим-вертим головой, 
Разминаем шею. Стой! 
(вращение головой вправо и влево.)

При проведении всех видов занятий по развитию движений следует

избегать переутомления  детей, для чего необходим индивидуальный  подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. 555555555555

Применение приемов : наглядный, словесный, практический я считаю так же эффективным и целесообразным  они позволяют повысить двигательную активность детей.

Наглядные:

- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);

- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям и поиск ответов;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- словесная инструкция.

- слушание музыкальных произведений;  

Практические:

- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- выполнение упражнений в игровой форме;

- выполнение упражнений в соревновательной форме;

- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

Например : при обучении ребенка прыжкам с места:

 рассматривание иллюстраций;

поэтапный  показ с пояснением;

показ взрослого;

самостоятельно принять и.п.;

показ упражнения на месте;

выполнение упражнения;

закрепление упражнения в игровой, спортивной  игре и т.д.

Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию

движений  и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает двигательную активность.  

ВЫВОД

На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение  к детям с  ОВЗ, можно выработать  интерес к выполнению физических упражнений, а так же к самостоятельным занятиям  по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.

В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье, делает жизнь ребёнка с ОВЗ  более полноценной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений

В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Предлагаю вам статью на тему "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окр...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироватьс...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...