Проект "Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
проект
Одним из важнейших факторов целенаправленного развития двигательной активности дошкольников является физическая культура, которая рассматривается как культура здоровья, телосложения и как культура двигательная, обеспечивающая развитие потребностей ребёнка в здоровой двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Повышение уровня двигательной активности" | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»
«Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Развитие двигательной активности
Маклакова Н.В., старший воспитатель
Пегасина А. А., инструктор по физическому развитию
Плужникова М.А., педагог-психолог
Фадина Е.Н., воспитатель
2021г.
Обоснование необходимости педагогического проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, является сохранение и укрепление здоровья детей. В ФГОС ДО так же отмечена важность решения следующей из задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Все мы знаем, что первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им двигательную активность.
Вместе с тем, мы можем говорить о том, что в последнее время дети дошкольного возраста, в большинстве своем, испытывают «двигательный дефицит», причиной этого является гиподинамия - режим малоподвижности.
Недостаточное развитие двигательной активности наблюдается у дошкольников и нашего региона, имеющего свои климатические и погодные условия. А ведь не секрет, что из-за плохой погоды осенью, продолжительных морозов, короткого светового дня, возрастающих познавательных интересов детей (просмотр телепередач, компьютерные игры и др.) дети много времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, компьютера). Это вызывает утомление определенных мышц, нарушение обмена веществ, ухудшению здоровья. В связи с этим, именно у детей старшего дошкольного возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Основная задача физкультурно-оздоровительной работы в нашем дошкольном учреждении заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольников. Реализация поставленной задачи во многом определяется качеством организации физической культуры в ДОУ, в системе которой важное место занимает двигательная деятельность.
Анализируя мониторинг физических качеств детей, у которых есть низкие показатели, обратила внимание на то, что у этих же детей имеется отставание в познавательном развитии.
Поэтому приоритетным направление своего проекта считаю повышение двигательной активности детей. Свою работу строю на обобщении имеющегося опыта и на поиске новых подходов к оздоровлению детей. Понимаю, как это важно для развития дошкольников.
Основная идея проекта состоит в создании и внедрении в образовательный процесс эффективных форм развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Цель педагогического проекта: создание условий для развития двигательной активности детей старшего возраста.
Задачи педагогического проекта:
1.Изучить опыт по данной проблеме, проанализировать результаты анкетирования.
- Создать новые формы организации детей для развития двигательной активности.
- Расширять способы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, социумом.
Основное содержание проекта.
В работу по реализации проекта включены субъекты образовательного процесса: педагоги, дети, родители (законные представители) воспитанников.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (май-август 2017 года)
-Изучение, анализ и оценка имеющихся исследований по теме проекта.
-Разработка механизма реализации проекта.
-Выявление возможных рисков реализации проекта и разработка способов их предотвращения.
Первый этап проекта был направлен на выявления уровня компетенции педагогов ДОУ и родителей по вопросам обеспечения двигательного режима детей, повышения уровня их двигательной активности.
Проведя анализ анкетирования родителей, я сделала выводы, что родители считают двигательную активность своего ребенка как норму или очень подвижный, хотя большинство предпочитает добираться до детского сада на транспорте, а не пешком, организуют досуги детей у телевизора или компьютера, подвижные игры не используют из-за боязни что-либо разбить в доме, повышенного шума. Основная масса детей не посещает дополнительные занятия по физической подготовке (кружки, секции) из – за недостатка времени у родителей.
Отсутствие отдельного спортивного зала, небольшого группового помещения не дает возможность детям проявлять двигательную активность в большем объеме.
При реализации данного этапа проекта мною были проведены семинары, консультации, мастер - классы по темам «История возникновения физических упражнений и подвижных игр», «Двигательный режим в группах, условия его оптимизации», «Подвижные игры детей» и др. Для самообразования воспитателей и родителей создана библиотека, отражающая проблемы физического воспитания дошкольников.
2 этап – практический ( сентябрь 2017-март 2018 года)
-Работа над созданием конечного продукта проекта.
-Отслеживание продвижения проекта.
-Решение возникающих проблем в ходе реализации проекта.
- Внесение в план реализации проекта изменения.
Данный этап включает два направления.
Первое направлении е-организация физкультурно - развивающей среды, обеспечивающей ребенку широкую возможность двигаться в пространстве. Физкультурный зал был дополнен специальным оборудованием и спортивным инвентарем: детский тренажер (велотренажёр), батут, гимнастические мячи, мягкие модули и тоннели, конусы, степ- платформы.
В групповых комнатах дополнены центры двигательной активности традиционным и нетрадиционным многофункциональным оборудованием и инвентарем, необходимым для активизации всех видов самостоятельной двигательной деятельности детей.
На территории ДОУ оборудована спортивная площадка , дополнена крупным гимнастическим оборудованием для физических упражнений и игр.
В зависимости от времени года проводились спортивные упражнения и игры: зимой - катание на санках, мини - хоккей, ходьба на лыжах; весной и летом - катание на самокатах, футбол, бадминтон и др. Эффективными формами повышения двигательной активности детей на открытом воздухе стали эстафеты и спортивные соревнования. Так же краеведческие прогулки в рощу, дети преодолевали полосу препятствий, участвовали в подвижных играх «Добеги до сосны», «Не подведи команду» и т.д.
В рамках данного направления мною разработана и реализуется программа кружка спортивно-оздоровительной направленности « Степ-аэробика» для детей старшего дошкольного возраста.
Для качественной организации и проведения кружка прошла курсы повышения квалификации по теме «Методика использования фитнес-программ (базовая аэробика, стретчинг, степ-аэробика, пилатес, силовой тренинг) на уроках физической культуры».
В рамках проведения технологии «Клубный час» мною организован клуб «Тропа Тарзана», которая направлена на развитие двигательной активности детей.
В рамках сотрудничества с Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением "Гимназия №1" было проведено спортивное мероприятие «Веселые старты».
Одним из мероприятий, данного направления является участие воспитанников в городских спортивных мероприятиях среди дошкольных образовательных учреждений города: «Спартакиада среди дошкольных образовательных учреждений г. Канска», « Городской фитнес – марафон среди команд воспитанников ДОУ».
Второе направление данного этапа проекта - расширение физкультурно - образовательного пространства, вовлечение родителей в триаду педагогического процесса «педагоги - дети - родители». Это осуществлялось через наглядно - информационные средства; через привлечение родителей к реализации проекта «Эти разные мячи», к участию в совместных физкультурных праздниках: «Мама, папа, я - спортивная семья», «За здоровьем в детский сад», к спортивным мини - походам в рощу «День здоровья».
Одним из мероприятий данного направления является участие родителей и воспитанников в городской Спартакиаде «Семейные старты».
3 этап – аналитический ( апрель -май 2018 года)
-Оценка удовлетворенности участников проекта.
-Оценка приобретённого опыта.
-Обобщение опыта проекта.
-Определение перспективы при реализации проекта.
- Обмен опытом проекта.
Данный проект находится в стадии реализации, но уже можно сделать промежуточные результаты:
-родители стали проявлять большой интерес к участию в спортивных мероприятий, экскурсий;
-дети проявляют самостоятельность к организации проведению подвижных игр и эстафет.
Ресурсное обеспечение проекта осуществляется через совершенствование деятельности следующих составляющих:
Кадровое:
-создание условий для повышения квалификации педагога.
Информационное:
-развитие сотрудничества с родителями, педагогами.
Материально-техническое:
специальное оборудование и спортивный инвентарь;
-ноутбук;
-мультимедийный проектор;
-музыкальный центр.
Ожидаемые результаты педагогического проекта.
Реализация проектной деятельности предполагает:
- внедрение в образовательную деятельность эффективных форм, обеспечивающих совершенствование физических качеств;
- обеспечение участием детей не менее 50%в городских спортивно-массовых оздоровительных мероприятиях;
- повышение процента участия родителей в спортивных мероприятиях;
- Улучшение результатов мониторинга физических качеств детей.
Перспективы дальнейшего развития моего проекта:
планирую, что данный проект будет реализовываться в следующем учебном году, в зависимости от запросов и потребностей родителей, а так же привлечение педагогов ДОУ для обмена опытом.
План действий по реализации проекта.
Формы работы | Участники проекта | Сроки |
Изучение литературы, подбор материала | май - август | |
Анкета, родительское собрание в старших группах, консультация для родителей, «Веселые старты» гимназия №1 | родители(законные представители), дети | сентябрь |
Поход в сосновый бор, «Веселые старты» между возрастными группами ДОУ. | Воспитатели, дети | октябрь |
Проект «Эти разные мячи», городская спартакиада «Семейные старты». | родители(законные представители), дети | ноябрь |
Консультация, «За здоровьем в детский сад» | родители(законные представители), дети | декабрь |
Создание презентации, о спорте, соревнования на санках. | Инструктор по физической культуре, дети | январь |
«Мама, папа, я – спортивная семья», городской «Фитнес – марафон» | родители(законные представители), дети | февраль |
Анкета | родители(законные представители) | март |
Выставка фотографий «Спортивная семья | родители(законные представители | апрель |
Отчет | Инструктор по физической культуре | май |
Уважаемые родители!
Просим принять участие в анкетировании на тему «о двигательной активности детей»
1. Как Вы оцениваете двигательную активность своего ребенка?
Малоподвижный
Норма
Очень подвижный
2. Как Вы с ребенком добираетесь до ДОУ утром?
Пешком
На транспорте (личном/общественном)
3. Уделяете ли Вы внимание физическому воспитанию ребенка в семье?
Регулярно
В выходные дни
Во время отпуска
Никогда
4. Посещает ли Ваш ребенок дополнительные занятия по физической подготовке?
Да
Нет
5. Что мешает Вам и Вашему ребенку активно заниматься спортом?
Состояние здоровья
Недостаток времени
Другое
6. Каковы источники Ваших знаний о физическом воспитании ребенка?
Личный опыт
Телевидение, интернет
Специалисты ДОУ
Не интересуюсь
7. Как Вы оцениваете работу по физическому воспитанию Вашего ребенка в ДОУ?
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Анализ анкеты о двигательной активности детей
1. Как Вы оцениваете двигательную активность своего ребенка?
Малоподвижный – 0 %
Норма – 56%
очень подвижный – 44%
2. Как Вы с ребенком добираетесь до ДОУ утром?
Пешком –38%
На транспорте (личном/общественном) –62%
3. Уделяете ли Вы внимание физическому воспитанию ребенка в семье?
Регулярно –34%
В выходные дни- 42%
Во время отпуска – 9%
Никогда – 5%
4. Посещает ли Ваш ребенок дополнительные занятия по физической подготовке?
Да – 12,5%
Нет – 87,5%
5. Что мешает Вам и Вашему ребенку активно заниматься спортом?
Состояние здоровья – 2,5%
Недостаток времени – 71%
Другое – 26,5%
6. Каковы источники Ваших знаний о физическом воспитании ребенка?
Личный опыт – 38%
Телевидение, интернет –40%
Специалисты ДОУ – 22%
Не интересуюсь – 0%
7. Как Вы оцениваете работу по физическому воспитанию Вашего ребенка в ДОУ?
Отлично – 52%
Хорошо – 41%
Удовлетворительно – 7%
Рекомендации для родителей по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста
Недостаток движения – причина многих заболеваний. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Движение – обязательное условие здорового образа жизни.
Дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные мультфильмы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети — само послушание! И это так удобно для родителей! Ведь,ребенок не шумит,не мешает и не «путается под ногами» .Как плачевный итог этого появляется проблема у детей-а именно:
- гипокинезия – недостаток мышечных движений;
-гиподинамия – недостаток физического напряжения.
Наша задача, как взрослых, это помочь детям в развитии всех сторон его жизнедеятельности-умственной,физической,психической,нравственной,моральной.
При развитии двигательной активности необходимо для начала- поддерживать естественный интерес детей к подвижным и активным играм. Это и пример взрослого, и высокая самооценка ребенка на занятиях по физической культуре, и терпимость взрослых к ошибкам ребенка. Конечно, каждый родитель знает, что больше любит делать их ребенок, и это тоже стоит учитывать при занятиях. Если ребенок устал и не хочет что то выполнять, то не стоит настаивать –пусть отдохнет и займется чем- нибудь другим.
Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Все должно делаться «взаправду».
Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре и воспитанию исподволь, собственным примером. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов. Последнее затрудняет, а иногда делает совершенно невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения.
Еще один простой метод развития двигательной активности- танец. Дети очень любят слушать музыку и танцевать под нее. Еще более охотно они танцуют вместе со взрослыми. И родителям не стоит пренебрегать этим.
Очень важным средством физического воспитания детей являются прогулки. В зависимости от времени года они могут быть пешеходными, лыжными или водными. Такие прогулки не только помогают укреплению здоровья ребят, но и способствуют всестороннему развитию их.
В летнее время особенно важно, чтобы дети занимались плаванием, греблей, ездой на велосипеде. Зимой создаются большие возможности для занятия детей лыжным и конькобежным спортом, катаньем на санках и игрой в хоккей и т. п. Одним из главных условий правильного физического воспитания детей является забота родителей о чистоте помещения, где живут, занимаются и отдыхают дети. Необходимо следить за тем, чтобы воздух в квартире не застаивался.
Приложение 1
План работы с родителями
|
|
|
- формирование здорового образа жизни семьи; - развитие спортивных и двигательных навыков. |
|
|
|
|
|
«Давай выполним вместе»; «Поиграй со мной». |
|
|
|
«Откуда берутся болезни»; «Спорт и здоровье»; «Будем закаляться»;
|
|
|
|
|
Памятка для родителей по формированию
здорового образа жизни у своих детей
Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
Соблюдайте режим дня.
Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
Любите своего ребёнка, он - ваш. Уважайте членов своей семьи, они попутчики на вашем пути.
Обнимать ребёнка следует не менее четырёх раз в день, а лучше - восемь раз.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
Личный пример по ЗОЖ - лучше всякой морали.
Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду.
Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
Лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.
Кок заинтересовать ребенка занятиями физкультурой
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные ...
Презентация для родительского собрания в старшей группе по теме "Развитие двигательной активности для детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшае...
Саморегуляция двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования саморегуляции двигательной активности очень актуальна для практических психологов дошкольных учреждений, и особенно в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка активно развива...
Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений
Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста через организацию музыкально-ритмических игр и упражнений...
Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...
Сообщение на тему :" Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
В наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех сис...