Проект «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»
материал (подготовительная группа) на тему

          Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.     

    Введение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) способствуют освоению образовательных задач, новых способов и новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ikt_v_rabote_s_doshkolnikami.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД  №1 «ТЕРЕМОК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО  ВИДА

  г. ОЛЁКМИНСКА  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА  «ОЛЁКМИНСКИЙ  РАЙОН»

 РЕСПУБЛИКИ  САХА (ЯКУТИЯ)   

_________________________________________________________________________

678100 г.Олекминск,ул.К.А.Миллера,д.81,тел.4-06-98,

E-mail: Nadezhda-teremok@rambler.ru

Проект

«Использование ИКТ в работе

с дошкольниками»

Автор:  Барская Светлана Анатольевна

ВоспитательМБДОУ-Д/С №1 «Теремок»

Компенсирующего вида г.Олекминска

Олекминск  2017г.

Введение

«Как много дел считались невозможными,

пока они не были осуществлены»

Плиний Старший

           Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. И  в детском саду представить себе работу без них невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности этого «чуда техники».

          Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.     

    Введение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) способствуют освоению образовательных задач, новых способов и новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально.

      ИКТ дает возможность педагогам создавать различные презентационные и наглядные материалы, электронные пособия разного уровня и доступности. В процессе работы идет постоянное дополнение и обновление материала.

Актуальность проблемы

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот одно из них:

  • владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

         А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно вошел в нашу жизнь, стал  необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании ИКТ в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.

    Данным требованиям уделяется пристальное внимание в Профстандарте педагога. Обладание ИКТ – компетентностью проходит красной нитью в данном документе и дифференцируется на три уровня:

  • Общепользовательская;
  • Общепедагогическая;
  • Предметно – педагогическая (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Общепользовательская ИКТ компетентность включает в себя:

  • умение использовать видео- и фотосъемку;
  • пользоваться системами мгновенных сообщений;
  • навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ;
  •  использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ;
  •  соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации);
  •  видео-аудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе;
  • Клавиатурный ввод;
  • аудио-видиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками);
  • навыки поиска в Интернете и базах данных;с
  • систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность:

  • педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами: планирования и объективного анализа образовательного процесса;
  • прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа);
  • организации образовательного процесса:

-  выдача заданий учащимся,

- проверка заданий перед следующим занятием,

- рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев, - составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,

- дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, - поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

  • Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

  • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде;
  • организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде;
  • использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий;
  • визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа;
  • предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся;
  • оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования;
  • учет общественного информационного пространства, в частности молодежного;
  • поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся:
  • организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность

Требования к предметно-педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать.

Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.     

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

        Компьютер, являясь современным инструментом обработки информации, способен играть роль незаменимого помощника в воспитании и развитии ребенка, служить мощным средством образования. 
      С целью оптимизации своей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я стала использовать компьютерные технологии  при  организации    воспитательно- образовательного процесса.  

    Для детей с ЗРР характерен ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности словаря, ошибки в словообразовании и словоизменении. Кроме того, у многих детей отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. Организация коррекционно – образовательной деятельности таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку. 

    Поэтому использование ИКТ при организации коррекционно–образовательной деятельности позволит:

  • повысить мотивационную готовность детей,
  • повысить их интерес к образовательной деятельности,
  • активизировать непроизвольное внимание,
  • расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует успешной коррекции речевых нарушений.

    Мультимедийные технологии являются эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи.  

      Таким образом, в начале учебного года я поставила перед собой цель:     

   Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

 

Исходя  из  цели,  были  поставлены  следующие  задачи:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса (Power Point    и    Auto Play Media Studio);
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе ( мультимедийный проектор, интерактивная доска);
  • создание медиатеки  электронных пособий  по лексическим темам;

«Я сам учусь, а не меня учат»

      Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

      Воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса  и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности.

       В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения -  практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.  

      Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.

     Основываясь на приоритетном направлении работы детского сада, мной было принято решение о создании медиатеки электронных пособий   по познавательно – речевому развитию детей (ФЦКМ, развитие речи, чтение художественной литературы).

         Я разрабатываю и внедряю в организацию игрового и воспитательно-образовательного процесса дидактические электронные пособия, которые позволяют:

  • предъявлять информацию на экране интерактивной доски в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога.

        А теперь перейдем к непосредственно к пособиям. 

     Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ при организации воспитательно–образовательного процесса. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Широкий выбор наглядного, музыкального и анимационного материала для меня открылся в интернет ресурсах, который я активно использую в своей работе, как для улучшения эффективности воспитательно -образовательной работы, так и для повышения уровня своего профессионального мастерства. Пользование информационной сетью Интернет даёт педагогу возможность

  • повышать своё профессиональное мастерство, узнавать самые последние новости в сфере воспитательно – образовательной  работы с детьми;
  • находить нужные материалы для работы;
  • презентовать себя в Сети, создавая сайт или страницу на сайте учреждения;
  •  участие в Интернет-проектах, конкурсах, фестивалях, вебинарах, мастер-классах;
  • повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий.

Power Point – мастер создания презентаций.  

    Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.  Я составила ряд интересных презентаций по лексическим темам: Дикие животные, домашние животные и птицы, животные жарких стран, животные холодных стран, овощи, фрукты, одежда, обувь, дом, семья   и другие для детей старшего дошкольного возраста. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты. Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.

     Также в презентациях использовала элементы анимации для создания дидактических игр: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Скажи какой, какое, какая»  и т.д. Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.  

     Использование презентаций Power Point для обучения заучиванию стихотворений и для ознакомления с художественной литературой увлекает детей, превращает занятие в игру. Особенно этот метод эффективен для дошкольников с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит непроизвольный характер,  зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром иллюстраций на экране, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Autoplay Media Studio.

     Также я хотела бы поделиться своим опытом (пусть и небольшим) работы в программе Autoplay Media Studio. На мой взгляд, это очень интересный программный продукт. При помощи неё можно создавать электронные пособия учебного назначения, CD\DVD визитки, презентации, несложные игры, электронные фотоальбомы, сборники видеофайлов с удобным просмотром, простые аудио и\или видео плееры, небольшие каталоги товаров или услуг и так далее. И всё это фактически без знания языков программирования. 

Какие же возможности предоставляет нам, педагогам, данный программный продукт?

  • В программу входят уже готовые шаблоны для оформления меню с разнообразными кнопками для запуска программ, проигрывания звуков, печати файлов, открытия Интернет-сайтов.
  • Вы также сможете без труда оформить свой проект с помощью любого контента на ваш выбор - музыки, видео, flash-анимации, текста.
  • Приложение, созданное с помощью AutoPlay Media Studio, на заключительном этапе будет представлено в виде объектной модели. Эта модель состоит из группы отдельных страниц, наподобие того, как это реализовано на Интернет-сайтах. На этих страницах можно размещать любые объекты (графику, текст, видео, Flash, HTML и пр.).
  • Любому элементу проекта, будь то объект или страница, можно назначить определенное действие. Программа предоставляет сотни различных действий, которые можно связать с объектами.
  • Возможность записи CD-R (CD-RW) прямо из программы. Готовый проект может быть представлен в виде самораспаковывающегося архива или сохранен отдельной папкой на жестком диске.

Возможно, покажется, что AutoPlay Media Studio как программа для создания презентаций не очень удобна и слишком сложна  (по сравнению с уже привычной нам Microsoft PowerPoint). Но это только потому, что Вы еще не начали с ней работать. Мне хватило недели, чтобы самостоятельно научиться создавать мультимедийные проекты  в программе  AutoPlay Media Studio.  

Интерактивная  доска и компьютерная  программа «Paint»

      Следующее направление, которое я использую в своей работе с дошкольниками - это использование интерактивной доски и компьютерной программы «Paint» в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста через дополнительное образование «Дошколенок и компьютер»

(Обучение дошкольников элементам компьютерной графики).

     Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти, внимания креативности принимаемых решений. На занятиях изобразительной деятельностью ИД и компьютер рассматриваются, прежде всего, как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребенком. В дошкольном возрасте у детей прекрасно развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движений кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т.д. Педагогам и родителям знакомо разочарование ребенка от того, что круги, нарисованные им не круглые, линии не достаточно ровные, домики кривые, а краска растеклась по листу и все испортила. Компьютерные графические программы не только снабжают юного художника набором геометрических фигур идеальной формы и разнообразных способов закрашивания цветом изображения, но позволяют отменить не получившееся действие, исправить рисунок сколько угодно раз, добиться результата, удовлетворяющего строгим требованиям маленького автора и повышающего его самооценку.

        Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность каждого занятия – 20-25 минут. Общее количество занятий в год 35-36.На каждом занятии предполагается физминутка в начале и в конце занятия, гимнастика для снятия усталости глаз, вводная беседа, освоение детьми теоретических навыков, практическая работа на компьютере 10 – 15 минут.

   Занятия по обучению дошкольников элементам компьютерной графики не заменяют традиционные методы эстетического воспитания и обучения изобразительной деятельности, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

     Введение занятий компьютерной графикой в педагогический процесс детского сада позволяет:

 -  расширить кругозор дошкольника;

-   развивать его интеллект;

-   познакомить его с интересующей его компьютерной техникой;

-   научить создавать с ее помощью графические изображения;

-   повысить самооценку;

-   подготовить к обучению в школе;

- заложить основы для успешной адаптации ребенка в информационном обществе.

 

Заключение

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить воспитательно - образовательный  процесс в ДОУ, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов дошкольников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Используемая литература

1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, 2004.

2. Л.А. Леонова, Л.В.Макарова "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004
3. Л.Р.Лизунова "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005
4. М. Никитина "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006
5. Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы.

6. Интернет – ресурсы

7. Анисимова Т.В. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ

AUTOPLAY MEDIA STUDIO ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ

УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

8.«Дошколенок +компьютер»  перспективно-тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Авторы – составители Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова.

9. «От точки до пейзажа» Н.П.Ходакова, Ю.А. Бревнова.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе в работес дошкольниками".

Здоровьесберегающая технология - это система мер,включающая взаимосвязь и взаимодействие  всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обуче...

Проект «Использование игр с песком с дошкольниками средней группы».

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отнош...

Проект «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники....

Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»

Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»...

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".

Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....

Проект "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Предложенный материал может быть использован педагогами в своей профессиональной деятельности....