Двигательная активность дошкольников
методическая разработка по физкультуре на тему

Определение двигательной активности, ее основные параметры. Три группы детей по степени двигательной активности.  Рекомендации по оптиматизации двигательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл da_doshkolnikov_.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность дошкольников

       Воспитание здорового, физически подготовленного поколения является основной задачей педагогов и родителей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.

       Двигательная активность – это любая активность, связанная с деятельностью мышечного аппарата. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благотворное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. При гиперкинезии (чрезмерно большая двигательная активность) происходит перенапряжение сердечно-сосудистой системы, что   неблагоприятно отражается на развитии организма ребенка. Поэтому требуется создание предпосылок для обеспечения детей рациональным (оптимальным) уровнем двигательной активности.

        Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от:

- возраста,

- физической подготовленности,

- состояния здоровья,

- индивидуальных особенностей ВНД,

- уровня организации двигательного режима,

-  постановки физического воспитания в условиях дошкольного учреждения.

       Двигательная активность должна быть целенаправленной и отвечать индивидуальному опыту, интересам и желаниям детей. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

       На основе наблюдений за детьми разных возрастных групп и данных медико-педагогического контроля выделены три группы детей по степени подвижности.

     Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения их обычно четкие, уверенные, целенаправленные. Они быстрее усваивают правила игр, содержание игровых упражнений, им достаточно объяснения и одного-двух показов педагога.

     Дети большой подвижности подразделяются на две подгруппы – с умеренной и высокой интенсивностью движений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигательной активности ровное, спокойное. Дети с высокой интенсивностью движений отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности. Движения их быстры, резки, иногда бесцельны.

     Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают; стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать. Они, как правило, часто болеют и имеют некоторые функциональные отклонения. Для них характерны слабая выносливость, значительное отставание в показателях развития основных видов движения (в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча) от возрастных нормативов. Им необходим замедленный показ отдельных элементов с четким, подробным и многократным объяснением, наличие доброжелательной и спокойной обстановки.

       Подобный анализ отличительных  особенностей детей данного возраста необходимо учитывать в  работе педагога для достижения максимально эффективных целей.

      Рекомендации по оптимизации режима двигательной активности детей:

  1. Дети с высокой двигательной активностью.
  • Воспитателю необходимо добиваться выполнения двигательных заданий в нужном темпе, доводя их до конца, не совершая ненужных беспорядочных действий.
  • Добиваться четкости выполнения упражнений без проявления суетливости, беспокойства, несдержанности, раздражительности.
  • Подбирать игры на внимание, игры с преобладанием ходьбы, лазания.
  • Учить ребенка саморегулировать деятельность и свое поведение.
  • Учить расслабляться с последующим восстановлением частоты сердечных сокращений.
  1. Дети со средним уровнем двигательной активности.
  • Обращать внимание на правильность выполнения заданий.
  • Следить за качеством выполнения упражнений.
  • Совершенствовать технику движений.
  1. Дети с низким уровнем двигательной активности.
  • Разнообразить двигательную деятельность детей, включая прыжки, бег.
  • Побуждать стремление быть лидерами.
  • Поощрять самостоятельность при выполнении трудных заданий, выборе пособий, преодолении препятствий.
  • Учить преодолевать нерешительность, медлительность.
  • Воспитывать уверенность в своих возможностях, привлекать к участию в играх-соревнованиях.

       Организованная двигательная деятельность – это деятельность организованная педагогом (физкультурные занятия, индивидуальная работа по физкультуре, подвижные игры, физминутки на занятиях, физкультурные паузы между занятиями, гимнастика после сна, а также спортивные праздники и развлечения),  а самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность организованная самим ребенком. Но воспитатель создает для самостоятельная двигательная деятельность детей  необходимые условия: организовывает развивающую среду, обеспечивает достаточное количество игрового материала для сюжетно-ролевых игр т.п.     Самостоятельная двигательная активность детей является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

        Самостоятельная двигательная деятельность в старших возрастных группах должна составлять не менее 60% от общей продолжительности двигательной активности детей в течение целого дня (около 5 часов).

       Наиболее важной особенностью двигательной активности детей дошкольного возраста является ее зависимость от времени года. Сезонные изменения двигательной активности детей проявляются в повышении двигательной активности в весенне-летний период и снижении в осенне-зимний. Сезонная зависимость суточной двигательной активности – это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации двигательной деятельности детей.

     Отмечено три периода подъема двигательной активности в течение дня: утренний (с 8 до 9 час), дневной (с 10,30 до 12 час) и вечерний (с 16,30 до 19 час). Суточный объем двигательной активности детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и соответствующим снижением их активности. Наиболее высокая двигательная активность отмечена в среду и четверг, ее объем в среднем выше на 10% по сравнению с другими днями недели.

      Оптимальный уровень двигательной активности детей может достигаться при условии достаточного объема, продолжительности и интенсивности движений.

    Основные параметры ДА: объем, продолжительность и интенсивность определяются  с использованием методик шагометрии, индивидуального хронометража и пульсометрии.

     С помощью методики шагометрии можно определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Для этой цели используется прибор шагомер. Шагомер помещается в плотный кармашек, укрепленный на поясе у ребенка. Шагомер фиксирует количество движений (шагов) ребенка. Количество движений – это показатель объема двигательной активности.

     Измерение продолжительности двигательной активности детей (времени, затраченного на движения) осуществляется методом хронометража с помощью секундомера или шахматных часов. Во время проведения хронометража из двух рабочих кнопок секундомера используется одна, которая всегда нажимается в момент начала и окончания каждого периода движения ребенка. В конце педагогического наблюдения на малом циферблате секундомера стрелка показывает общее время движений за весь период обследования двигательной активности ребенка.

     Интенсивность двигательной активности – это количество движений в одну минуту. Она вычисляется путем деления объема двигательной активности (количество движений) на ее продолжительность (минуты).

     Для получения среднего показателя двигательной активности ребенка нужно проводить обследование в течение целой недели не менее 3-4 раз в год. Первое обследование проводится в начале учебного года (сентябрь), второе – в середине учебного года (январь), третье – в конце года (май), четвертое – в июле или августе.

     На основе комплексной оценки двигательной активности детей можно получить полную характеристику двигательного поведения ребенка. Данные материалы позволят педагогу распределить детей по уровням двигательной активности и подобрать соответствующие приемы и методы руководства. В то же время педагог может выявить и недостатки в организации занятий, наметить пути их совершенствования.

     Ориентировочными показателями суточного объема двигательной активности можно считать для детей 5 лет – 13000-14000 дв., 6 лет – 14500-1500 дв., 7 лет – 15500-17500 дв. Интенсивность двигательной активности  детей 5-7 лет колеблется в пределах 55-70 дв. в мин. Общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования.

       Таким образом, потребность  в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задача педагога заключается в контроле за двигательной деятельностью своих воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Литература:

  1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с., ил.

  1.  Рунова М.А. Двигательная активность в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.

  1.  Рунова М.А. Характеристика модели оптимального двигательного режима. – Дошкольное воспитание. – 1999 – №12.

  1.  Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности. – Дошкольное воспитание. – 2000. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.

Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивает...

Двигательная активность дошкольников в режиме дня

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой...

Развитие двигательной активности дошкольников

Двигательная  активность является  важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети которые систематически занимаются физическими упражнениями  посещают секции и кружки...

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

Консультация: "Двигательная активность дошкольника - как показатель его двигательного развития".

Правильная организация двигательного режима - удовлетворение естественных биологических потребностей детей в движении....

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....