Квест- технология в спортивно- патриотической игре "Зарница" для детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Виноградская Юлия Владимировна

В статье описано практическое применение квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении на примере спортивно- патриотической игры "Зарница"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Квест - технология в спортивно-патриотической игре «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста»

Ю.В. Виноградская

ГБДОУ детский сад №16 Красносельского р-на С- Пб

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. Одной из таких форм является квест -технология (образовательный квест), который популярен среди детей и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. В детском саду она знакома нам под таким название как игра по станциям.

Квест- это цепочка заданий, связанная между собой какой- либо тематикой, общей целью. Это приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. То есть квест- это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша, смогут узнать главную тайну и получить за это приз.

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно.  Изначально она сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре.

На сегодняшний день принято различать несколько видов квестов:

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест, только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

 Структура квест-технологии:

  1. постановка задачи (введение) и распределение ролей;
  2. список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
  3. порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
  4. конечная цель (приз).

Образовательные квесты могут проходить на территории детского сада, в групповых помещениях, в городе, в парке, на природе. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

  • Маршрутный лист: а) последовательно написаны станции и их расположение; б) загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответом на которые будет то место, куда надо последовать;
  • «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
  • Карта (схематическое изображение маршрута);
  • «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).

Я предлагаю вашему вниманию конспект квест- игры «Зарница». Игра проводится на территории детского сада в зимнее время года при наличии снега. Игра рассчитана на две группы старшего дошкольного возраста. За каждой группой (отрядом) закрепляется куратор, который следит за выполнением заданий и заносит результаты испытаний в протокол. За выполненное не до конца задание- штрафные очки. Отряд, выполнивший все задания первым с наименьшим количеством штрафных очков, победил. До начала игры оговаривается количество игроков: детей и родителей должно быть равное количество в обеих командах. Во время всех испытаний звучит бодрая музыка на военную тематику.

Цель:

Формирование нравственно- патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством участия в спортивно- патриотической игре «Зарница».

Задачи:

1. Формировать у детей представление об игре «Зарница» как о мирном соревновании с целью физического и социально – нравственного совершенствования людей;

2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества;

3. Способствовать развитию целеустремленности, самостоятельности, организованности, инициативности, взаимопомощи;

4. Способствовать развитию быстроты, ловкости, координации движений;

5. Способствовать обогащению словарного запаса;

6. Воспитывать патриотические чувства;

7. Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни;

8. Привлекать родителей к совместной организованной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Интеграция областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа с детьми: беседы с детьми, направленные на расширение знаний на патриотические темы, на расширение кругозора относительно военных профессий, на знание гимна, флага Российской Федерации, формировать умение ориентироваться по карте, разучивание марш- парада.

Предварительная работа с родителями: консультация по актуальности темы и привлечение к совместной деятельности.

Предварительная работа педагога: изготовление карты местности, подбор аудио-треков на военную тематику, изготовление «самолетов» из пластиковых бутылок, заполнение воздушных шаров и белых бутылок водой.

Тип квеста: по методу – поисковый, спортивно- патриотический, по продолжительности – краткосрочный, по виду – кольцевой.

Оборудование: портативная аудиосистема, флагшток, российский флаг, карта местности (2 шт.), конверты с заданиями (двух цветов), воздушные шары (заполненные водой), кубики, повязки для глаз, 2 ведра, 2 детские лопатки, 3 самолета (из пластиковых бутылок), пустые коробки для метания («танки»), кегли, белые бутылки с водой (30 шт.), сетка для подлезания, веревка с прикрепленными к ней «шифровками», санки- ледянки (2 шт.), 2 фотографии с обозначением места нахождения «документов», записи военных музыкальных произведений, пилотки по количеству детей, грамоты и медали, знамя детского сада.

Техника безопасности: 1) квест проводится в отсутствии детей других групп на площадках; 2) Задание «Сбей танк» размещается на середине дистанции и организуется таким образом, чтобы задание могли выполнять одновременно оба отряда; 3) детей каждого отряда заранее условно разделяют на две-три подгруппы для организации таких заданий как «Сбей самолет», «Сбей танк», «Полоса препятствий» (строятся в 2-3 колонны).

Инструктаж: Тематическая беседа с детьми, родителями, воспитателями по формированию навыков безопасного поведения во время игры «Зарница», при пользовании спортивным инвентарем, при проведении открытых мероприятий на улице в зимний период.

Здоровьесберегающие технологии: игровая технология, технология музыкального воздействия.

Конспект военно-патриотической игры «Зарница» для детей

Старшего дошкольного возраста.

Под марш («Мы мальчишками отважными растем») отряды проходят маршевым шагом и выстраиваются по периметру спортивной площадки.

Генерал: Здравие желаю, товарищи бойцы! Начинаем военно-патриотическую игру «Зарница», посвященную тем, кто служит и будет служить в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Отряды, равняйсь! Смирно! В честь открытия военно-патриотической игры «Зарница» звучит гимн Российской Федерации. Равнение на флаг.

Звучит гимн Российской Федерации, папы вносят флаг РФ, закрепляют его на флагшток и поднимают вверх.

Генерал: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы? (предполагаемые ответы детей)

Команды произносят название отряда и девиз.

Генерал: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов,

доложить о готовности. Командиру отряда “Снайперы” сдать рапорт!

Командир отряда “Снайперы”: Отряд равняйсь, смирно!

Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

Товарищ генерал! Отряд “Снайперы” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Белогубкин Прохор. Рапорт сдан!

«Генерал»: Рапорт принят!

Командир отряда “Снайперы” становится в строй.

«Генерал»: Командиру отряда “Зенитчики” сдать рапорт!

Командир отряда “Зенитчики”: Отряд равняйсь, смирно!

Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

Товарищ генерал! Отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Ворончихин Григорий. Рапорт сдан!

«Генерал»: Рапорт принят!

Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.

«Генерал»: Для выполнения боевого задания вам необходимо получить карту местности, где обозначено место первого испытания. Для прохождения следующих испытаний вам необходимо будет следовать по стрелкам на карте и искать конверты с заданиями. Необходимо найти все десять конвертов (для каждого отряда конверт определенного цвета). Когда выполните все задания, вы получите конверт с фотографией места нахождения «секретных документов». Найдя документы, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания.

Командиры подходят к генералу и берут карту.

Генерал: Отрядам приступить к выполнению задания.

Отряды группируются, знакомятся с картой, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.

Задания:

  • «Гранаты»

Передача в шеренге «гранат» (воздушные шары, наполненные водой). Задача: передать все «гранаты», не уронив ни одной на землю. За каждую упавшую «гранату»- штрафное очко.

  • «Сбей танк»

Задача: Сбить вражеские танки. Чем больше «танков» собьет отряд, тем больше шансов на победу. Каждый игрок бросает по 2 кегли.

Примечание:

  • Количество сбитых танков заносится в протокол
  • Если детей немного, участвуют и папы.
  • «Танки»- пустые коробки.
  • «Сбей самолет»  

Задача: Сбить вражеские самолеты. За попадание в самолет отряд получает 1 бонусное очко. Каждый игрок бросает по 2 снежка.

Примечание:

  • Количество бонусных очков заносится в протокол;
  • Если детей немного, участвуют и папы;
  • Самолеты изготавливаются из полуторалитровых бутылок
  • «Минное поле»

Задача: найти в снегу 15 «мин» (белые бутылки с водой). Примечание:

  • Участвует весь отряд одновременно (только дети);
  • За каждую не найденную «мину»- 1 штрафное очко.
  • Ответить на вопросы на военную тематику (за каждый правильный ответ – 1 бонусное очко):
  1. Кто защищает нашу Родину? (армия, солдаты)
  2. Какие военные профессии вы знаете? (моряки, артиллеристы, летчики, связисты, танкисты, пограничники, пехотинцы)
  3. Задаю я вам вопрос.

Что же носит наш матрос?

Полосатая рубашка

Называется…(тельняшка)

  1. Нрав у злодейки буйный, злой,

А называется ручной.

Но совсем не виновата

В этом грозная …(граната)

  1. В бою черепаха — стальная рубаха (танк)
  • Задание для пап: с завязанными глазами собрать как можно больше кубиков, лежащих на снегу. Участвует один папа от отряда. За несобранные кубики назначаются штрафные очки.
  • «Полоса препятствий»

Задача: преодолеть полосу препятствий, снять «шифровку» и передать эстафету следующему. Примечание:

  • Отряд строится в две колонны. Выполняют два игрока одновременно (один из одной колонны, второй из другой). Добегают до натянутой сетки, проползают под ней на животе, снимают с веревки «шифровку», возвращаются обратно, проползая под сеткой;
  • Участвуют только дети.
  • Задание для пап

Участвует 2 папы от отряда. Задача: детской лопаткой наполнить ведро снегом (до краев). После выполнения задания отряд переходит к следующему заданию.

  • «Солдатский мешок» 

Что солдат берет с собой в поход? Если эта вещь нужна, хлопают в ладоши, если нет, топают ногами.

  1. Кружку 2. Ложку 3. Духи 4. Спички 5. Матрёшку 6. Шинель 7. Погремушку 8. Котелок 9. Подушку 10. Утюг 11. Гармошку 12. Картошку
  • «Перевези раненого»

Задача: перевезти на санках-ледянках «раненых» как можно быстрее. Довезти санки до ограничителя, «высадить раненого» и вернуться к команде за следующим игроком. Примечание:

  • Детей везут папы;
  • После выполнения задания отряд получает фотографию с местонахождением пакета с секретными документами.

Отряды сдают рапорта генералу о том, что задание выполнено.

Генерал: Батальон, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда “Снайперы” сдать рапорт!

Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

Товарищ генерал! Отряд “Снайперы” задание выполнил: документ доставлен в штаб! Командир отряда Белогубкин Прохор. Рапорт сдан!

Командир вручает генералу “документ”.

Генерал: Рапорт принят!

Командир отряда “Снайперы” становится в строй.

Генерал: Командиру отряда “Зенитчики” сдать рапорт!

Командир отряда “Зенитчики”: Отряд равняйсь, смирно!

Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:

Товарищ генерал! Отряд “Зенитчики” задание выполнил: документ доставлен в штаб! Командир отряда Ворончихин Григорий. Рапорт сдан!

Командир вручает генералу “документ”.

Генерал: Рапорт принят!

Командир отряда “Зенитчики” становится в строй. Командир вручает генералу “документ”.

Генерал: Товарищи бойцы! Вы отлично справились с заданием. Все документы доставлены в штаб. Назовите мне, что на них изображено (военная техника). Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями.

Подводятся итоги, отряды награждаются почетными грамотами и медалями. Победителю вручается знамя детского сада.

Под маршевую музыку отряды покидают спортивную площадку.

Литература:

 1) Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

2) Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

3) http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy

4) http://imc-peterhof.spb.ru/stati/materialy/kvest-kak-odna-iz-deyatelnostnykh-form-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для педагогов Тема: ОТСМ – ТРИЗ технология в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении....

Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Что мы Родиной зовём? Город, в котором мы живём

Цель технологии:Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину....

Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Квест -игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Россия"

Цель: Формирование познавательных способностей в процессе игры.Задачи:Обучающая задача: Совершенствовать знания детей о своей Родине, отвечать на вопросы воспитателя.Развивающая задача: развивать...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...

Квест-игра как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных праздников в ДОУ

Квест-игра как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных праздников в ДОУКвест (англ. quest), - приключенческая игра (англ.adventure game) — один ...