Квест- технология в спортивно- патриотической игре "Зарница" для детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье описано практическое применение квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении на примере спортивно- патриотической игры "Зарница"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Квест - технология в спортивно-патриотической игре «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста»
Ю.В. Виноградская
ГБДОУ детский сад №16 Красносельского р-на С- Пб
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. Одной из таких форм является квест -технология (образовательный квест), который популярен среди детей и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. В детском саду она знакома нам под таким название как игра по станциям.
Квест- это цепочка заданий, связанная между собой какой- либо тематикой, общей целью. Это приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. То есть квест- это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша, смогут узнать главную тайну и получить за это приз.
Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Изначально она сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре.
На сегодняшний день принято различать несколько видов квестов:
- линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
- штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
- кольцевые (по сути, тот же линейный квест, только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Структура квест-технологии:
- постановка задачи (введение) и распределение ролей;
- список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
- порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
- конечная цель (приз).
Образовательные квесты могут проходить на территории детского сада, в групповых помещениях, в городе, в парке, на природе. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист: а) последовательно написаны станции и их расположение; б) загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответом на которые будет то место, куда надо последовать;
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).
Я предлагаю вашему вниманию конспект квест- игры «Зарница». Игра проводится на территории детского сада в зимнее время года при наличии снега. Игра рассчитана на две группы старшего дошкольного возраста. За каждой группой (отрядом) закрепляется куратор, который следит за выполнением заданий и заносит результаты испытаний в протокол. За выполненное не до конца задание- штрафные очки. Отряд, выполнивший все задания первым с наименьшим количеством штрафных очков, победил. До начала игры оговаривается количество игроков: детей и родителей должно быть равное количество в обеих командах. Во время всех испытаний звучит бодрая музыка на военную тематику.
Цель:
Формирование нравственно- патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством участия в спортивно- патриотической игре «Зарница».
Задачи:
1. Формировать у детей представление об игре «Зарница» как о мирном соревновании с целью физического и социально – нравственного совершенствования людей;
2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества;
3. Способствовать развитию целеустремленности, самостоятельности, организованности, инициативности, взаимопомощи;
4. Способствовать развитию быстроты, ловкости, координации движений;
5. Способствовать обогащению словарного запаса;
6. Воспитывать патриотические чувства;
7. Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни;
8. Привлекать родителей к совместной организованной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Интеграция областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми, направленные на расширение знаний на патриотические темы, на расширение кругозора относительно военных профессий, на знание гимна, флага Российской Федерации, формировать умение ориентироваться по карте, разучивание марш- парада.
Предварительная работа с родителями: консультация по актуальности темы и привлечение к совместной деятельности.
Предварительная работа педагога: изготовление карты местности, подбор аудио-треков на военную тематику, изготовление «самолетов» из пластиковых бутылок, заполнение воздушных шаров и белых бутылок водой.
Тип квеста: по методу – поисковый, спортивно- патриотический, по продолжительности – краткосрочный, по виду – кольцевой.
Оборудование: портативная аудиосистема, флагшток, российский флаг, карта местности (2 шт.), конверты с заданиями (двух цветов), воздушные шары (заполненные водой), кубики, повязки для глаз, 2 ведра, 2 детские лопатки, 3 самолета (из пластиковых бутылок), пустые коробки для метания («танки»), кегли, белые бутылки с водой (30 шт.), сетка для подлезания, веревка с прикрепленными к ней «шифровками», санки- ледянки (2 шт.), 2 фотографии с обозначением места нахождения «документов», записи военных музыкальных произведений, пилотки по количеству детей, грамоты и медали, знамя детского сада.
Техника безопасности: 1) квест проводится в отсутствии детей других групп на площадках; 2) Задание «Сбей танк» размещается на середине дистанции и организуется таким образом, чтобы задание могли выполнять одновременно оба отряда; 3) детей каждого отряда заранее условно разделяют на две-три подгруппы для организации таких заданий как «Сбей самолет», «Сбей танк», «Полоса препятствий» (строятся в 2-3 колонны).
Инструктаж: Тематическая беседа с детьми, родителями, воспитателями по формированию навыков безопасного поведения во время игры «Зарница», при пользовании спортивным инвентарем, при проведении открытых мероприятий на улице в зимний период.
Здоровьесберегающие технологии: игровая технология, технология музыкального воздействия.
Конспект военно-патриотической игры «Зарница» для детей
Старшего дошкольного возраста.
Под марш («Мы мальчишками отважными растем») отряды проходят маршевым шагом и выстраиваются по периметру спортивной площадки.
Генерал: Здравие желаю, товарищи бойцы! Начинаем военно-патриотическую игру «Зарница», посвященную тем, кто служит и будет служить в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Отряды, равняйсь! Смирно! В честь открытия военно-патриотической игры «Зарница» звучит гимн Российской Федерации. Равнение на флаг.
Звучит гимн Российской Федерации, папы вносят флаг РФ, закрепляют его на флагшток и поднимают вверх.
Генерал: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы? (предполагаемые ответы детей)
Команды произносят название отряда и девиз.
Генерал: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов,
доложить о готовности. Командиру отряда “Снайперы” сдать рапорт!
Командир отряда “Снайперы”: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд “Снайперы” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Белогубкин Прохор. Рапорт сдан!
«Генерал»: Рапорт принят!
Командир отряда “Снайперы” становится в строй.
«Генерал»: Командиру отряда “Зенитчики” сдать рапорт!
Командир отряда “Зенитчики”: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Ворончихин Григорий. Рапорт сдан!
«Генерал»: Рапорт принят!
Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.
«Генерал»: Для выполнения боевого задания вам необходимо получить карту местности, где обозначено место первого испытания. Для прохождения следующих испытаний вам необходимо будет следовать по стрелкам на карте и искать конверты с заданиями. Необходимо найти все десять конвертов (для каждого отряда конверт определенного цвета). Когда выполните все задания, вы получите конверт с фотографией места нахождения «секретных документов». Найдя документы, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания.
Командиры подходят к генералу и берут карту.
Генерал: Отрядам приступить к выполнению задания.
Отряды группируются, знакомятся с картой, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.
Задания:
- «Гранаты»
Передача в шеренге «гранат» (воздушные шары, наполненные водой). Задача: передать все «гранаты», не уронив ни одной на землю. За каждую упавшую «гранату»- штрафное очко.
- «Сбей танк»
Задача: Сбить вражеские танки. Чем больше «танков» собьет отряд, тем больше шансов на победу. Каждый игрок бросает по 2 кегли.
Примечание:
- Количество сбитых танков заносится в протокол
- Если детей немного, участвуют и папы.
- «Танки»- пустые коробки.
- «Сбей самолет»
Задача: Сбить вражеские самолеты. За попадание в самолет отряд получает 1 бонусное очко. Каждый игрок бросает по 2 снежка.
Примечание:
- Количество бонусных очков заносится в протокол;
- Если детей немного, участвуют и папы;
- Самолеты изготавливаются из полуторалитровых бутылок
- «Минное поле»
Задача: найти в снегу 15 «мин» (белые бутылки с водой). Примечание:
- Участвует весь отряд одновременно (только дети);
- За каждую не найденную «мину»- 1 штрафное очко.
- Ответить на вопросы на военную тематику (за каждый правильный ответ – 1 бонусное очко):
- Кто защищает нашу Родину? (армия, солдаты)
- Какие военные профессии вы знаете? (моряки, артиллеристы, летчики, связисты, танкисты, пограничники, пехотинцы)
- Задаю я вам вопрос.
Что же носит наш матрос?
Полосатая рубашка
Называется…(тельняшка)
- Нрав у злодейки буйный, злой,
А называется ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная …(граната)
- В бою черепаха — стальная рубаха (танк)
- Задание для пап: с завязанными глазами собрать как можно больше кубиков, лежащих на снегу. Участвует один папа от отряда. За несобранные кубики назначаются штрафные очки.
- «Полоса препятствий»
Задача: преодолеть полосу препятствий, снять «шифровку» и передать эстафету следующему. Примечание:
- Отряд строится в две колонны. Выполняют два игрока одновременно (один из одной колонны, второй из другой). Добегают до натянутой сетки, проползают под ней на животе, снимают с веревки «шифровку», возвращаются обратно, проползая под сеткой;
- Участвуют только дети.
- Задание для пап
Участвует 2 папы от отряда. Задача: детской лопаткой наполнить ведро снегом (до краев). После выполнения задания отряд переходит к следующему заданию.
- «Солдатский мешок»
Что солдат берет с собой в поход? Если эта вещь нужна, хлопают в ладоши, если нет, топают ногами.
- Кружку 2. Ложку 3. Духи 4. Спички 5. Матрёшку 6. Шинель 7. Погремушку 8. Котелок 9. Подушку 10. Утюг 11. Гармошку 12. Картошку
- «Перевези раненого»
Задача: перевезти на санках-ледянках «раненых» как можно быстрее. Довезти санки до ограничителя, «высадить раненого» и вернуться к команде за следующим игроком. Примечание:
- Детей везут папы;
- После выполнения задания отряд получает фотографию с местонахождением пакета с секретными документами.
Отряды сдают рапорта генералу о том, что задание выполнено.
Генерал: Батальон, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда “Снайперы” сдать рапорт!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд “Снайперы” задание выполнил: документ доставлен в штаб! Командир отряда Белогубкин Прохор. Рапорт сдан!
Командир вручает генералу “документ”.
Генерал: Рапорт принят!
Командир отряда “Снайперы” становится в строй.
Генерал: Командиру отряда “Зенитчики” сдать рапорт!
Командир отряда “Зенитчики”: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд “Зенитчики” задание выполнил: документ доставлен в штаб! Командир отряда Ворончихин Григорий. Рапорт сдан!
Командир вручает генералу “документ”.
Генерал: Рапорт принят!
Командир отряда “Зенитчики” становится в строй. Командир вручает генералу “документ”.
Генерал: Товарищи бойцы! Вы отлично справились с заданием. Все документы доставлены в штаб. Назовите мне, что на них изображено (военная техника). Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями.
Подводятся итоги, отряды награждаются почетными грамотами и медалями. Победителю вручается знамя детского сада.
Под маршевую музыку отряды покидают спортивную площадку.
Литература:
1) Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
2) Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3) http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Для педагогов Тема: ОТСМ – ТРИЗ технология в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении....
Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Что мы Родиной зовём? Город, в котором мы живём
Цель технологии:Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину....
Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Квест -игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя Родина - Россия"
Цель: Формирование познавательных способностей в процессе игры.Задачи:Обучающая задача: Совершенствовать знания детей о своей Родине, отвечать на вопросы воспитателя.Развивающая задача: развивать...
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...
Квест-игра как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных праздников в ДОУ
Квест-игра как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных праздников в ДОУКвест (англ. quest), - приключенческая игра (англ.adventure game) — один ...