Квест- технология в спортивно- патриотической игре "Зарница" для детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье описано практическое применение квест- технологии в дошкольном образовательном учреждении на примере спортивно- патриотической игры "Зарница"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Квест - технология в спортивно-патриотической игре «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста»
Ю.В. Виноградская
ГБДОУ детский сад №16 Красносельского р-на С- Пб
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. Одной из таких форм является квест -технология (образовательный квест), который популярен среди детей и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. В детском саду она знакома нам под таким название как игра по станциям.
Квест- это цепочка заданий, связанная между собой какой- либо тематикой, общей целью. Это приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. То есть квест- это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша, смогут узнать главную тайну и получить за это приз.
Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Изначально она сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре.
На сегодняшний день принято различать несколько видов квестов:
- линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
- штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
- кольцевые (по сути, тот же линейный квест, только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Структура квест-технологии:
- постановка задачи (введение) и распределение ролей;
- список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
- порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
- конечная цель (приз).
Образовательные квесты могут проходить на территории детского сада, в групповых помещениях, в городе, в парке, на природе. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист: а) последовательно написаны станции и их расположение; б) загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответом на которые будет то место, куда надо последовать;
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).
Я предлагаю вашему вниманию конспект квест- игры «Зарница». Игра проводится на территории детского сада в зимнее время года при наличии снега. Игра рассчитана на две группы старшего дошкольного возраста. За каждой группой (отрядом) закрепляется куратор, который следит за выполнением заданий и заносит результаты испытаний в протокол. За выполненное не до конца задание- штрафные очки. Отряд, выполнивший все задания первым с наименьшим количеством штрафных очков, победил. До начала игры оговаривается количество игроков: детей и родителей должно быть равное количество в обеих командах. Во время всех испытаний звучит бодрая музыка на военную тематику.
Цель:
Формирование нравственно- патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством участия в спортивно- патриотической игре «Зарница».
Задачи:
1. Формировать у детей представление об игре «Зарница» как о мирном соревновании с целью физического и социально – нравственного совершенствования людей;
2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества;
3. Способствовать развитию целеустремленности, самостоятельности, организованности, инициативности, взаимопомощи;
4. Способствовать развитию быстроты, ловкости, координации движений;
5. Способствовать обогащению словарного запаса;
6. Воспитывать патриотические чувства;
7. Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни;
8. Привлекать родителей к совместной организованной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Интеграция областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми, направленные на расширение знаний на патриотические темы, на расширение кругозора относительно военных профессий, на знание гимна, флага Российской Федерации, формировать умение ориентироваться по карте, разучивание марш- парада.
Предварительная работа с родителями: консультация по актуальности темы и привлечение к совместной деятельности.
Предварительная работа педагога: изготовление карты местности, подбор аудио-треков на военную тематику, изготовление «самолетов» из пластиковых бутылок, заполнение воздушных шаров и белых бутылок водой.
Тип квеста: по методу – поисковый, спортивно- патриотический, по продолжительности – краткосрочный, по виду – кольцевой.
Оборудование: портативная аудиосистема, флагшток, российский флаг, карта местности (2 шт.), конверты с заданиями (двух цветов), воздушные шары (заполненные водой), кубики, повязки для глаз, 2 ведра, 2 детские лопатки, 3 самолета (из пластиковых бутылок), пустые коробки для метания («танки»), кегли, белые бутылки с водой (30 шт.), сетка для подлезания, веревка с прикрепленными к ней «шифровками», санки- ледянки (2 шт.), 2 фотографии с обозначением места нахождения «документов», записи военных музыкальных произведений, пилотки по количеству детей, грамоты и медали, знамя детского сада.
Техника безопасности: 1) квест проводится в отсутствии детей других групп на площадках; 2) Задание «Сбей танк» размещается на середине дистанции и организуется таким образом, чтобы задание могли выполнять одновременно оба отряда; 3) детей каждого отряда заранее условно разделяют на две-три подгруппы для организации таких заданий как «Сбей самолет», «Сбей танк», «Полоса препятствий» (строятся в 2-3 колонны).
Инструктаж: Тематическая беседа с детьми, родителями, воспитателями по формированию навыков безопасного поведения во время игры «Зарница», при пользовании спортивным инвентарем, при проведении открытых мероприятий на улице в зимний период.
Здоровьесберегающие технологии: игровая технология, технология музыкального воздействия.
Конспект военно-патриотической игры «Зарница» для детей
Старшего дошкольного возраста.
Под марш («Мы мальчишками отважными растем») отряды проходят маршевым шагом и выстраиваются по периметру спортивной площадки.
Генерал: Здравие желаю, товарищи бойцы! Начинаем военно-патриотическую игру «Зарница», посвященную тем, кто служит и будет служить в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Отряды, равняйсь! Смирно! В честь открытия военно-патриотической игры «Зарница» звучит гимн Российской Федерации. Равнение на флаг.
Звучит гимн Российской Федерации, папы вносят флаг РФ, закрепляют его на флагшток и поднимают вверх.
Генерал: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы? (предполагаемые ответы детей)
Команды произносят название отряда и девиз.
Генерал: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов,
доложить о готовности. Командиру отряда “Снайперы” сдать рапорт!
Командир отряда “Снайперы”: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд “Снайперы” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Белогубкин Прохор. Рапорт сдан!
«Генерал»: Рапорт принят!
Командир отряда “Снайперы” становится в строй.
«Генерал»: Командиру отряда “Зенитчики” сдать рапорт!
Командир отряда “Зенитчики”: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда Ворончихин Григорий. Рапорт сдан!
«Генерал»: Рапорт принят!
Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.
«Генерал»: Для выполнения боевого задания вам необходимо получить карту местности, где обозначено место первого испытания. Для прохождения следующих испытаний вам необходимо будет следовать по стрелкам на карте и искать конверты с заданиями. Необходимо найти все десять конвертов (для каждого отряда конверт определенного цвета). Когда выполните все задания, вы получите конверт с фотографией места нахождения «секретных документов». Найдя документы, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания.
Командиры подходят к генералу и берут карту.
Генерал: Отрядам приступить к выполнению задания.
Отряды группируются, знакомятся с картой, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.
Задания:
- «Гранаты»
Передача в шеренге «гранат» (воздушные шары, наполненные водой). Задача: передать все «гранаты», не уронив ни одной на землю. За каждую упавшую «гранату»- штрафное очко.
- «Сбей танк»
Задача: Сбить вражеские танки. Чем больше «танков» собьет отряд, тем больше шансов на победу. Каждый игрок бросает по 2 кегли.
Примечание:
- Количество сбитых танков заносится в протокол
- Если детей немного, участвуют и папы.
- «Танки»- пустые коробки.
- «Сбей самолет»
Задача: Сбить вражеские самолеты. За попадание в самолет отряд получает 1 бонусное очко. Каждый игрок бросает по 2 снежка.
Примечание:
- Количество бонусных очков заносится в протокол;
- Если детей немного, участвуют и папы;
- Самолеты изготавливаются из полуторалитровых бутылок
- «Минное поле»
Задача: найти в снегу 15 «мин» (белые бутылки с водой). Примечание:
- Участвует весь отряд одновременно (только дети);
- За каждую не найденную «мину»- 1 штрафное очко.
- Ответить на вопросы на военную тематику (за каждый правильный ответ – 1 бонусное очко):
- Кто защищает нашу Родину? (армия, солдаты)
- Какие военные профессии вы знаете? (моряки, артиллеристы, летчики, связисты, танкисты, пограничники, пехотинцы)
- Задаю я вам вопрос.
Что же носит наш матрос?
Полосатая рубашка
Называется…(тельняшка)
- Нрав у злодейки буйный, злой,
А называется ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная …(граната)
- В бою черепаха — стальная рубаха (танк)
- Задание для пап: с завязанными глазами собрать как можно больше кубиков, лежащих на снегу. Участвует один папа от отряда. За несобранные кубики назначаются штрафные очки.
- «Полоса препятствий»
Задача: преодолеть полосу препятствий, снять «шифровку» и передать эстафету следующему. Примечание:
- Отряд строится в две колонны. Выполняют два игрока одновременно (один из одной колонны, второй из другой). Добегают до натянутой сетки, проползают под ней на животе, снимают с веревки «шифровку», возвращаются обратно, проползая под сеткой;
- Участвуют только дети.
- Задание для пап
Участвует 2 папы от отряда. Задача: детской лопаткой наполнить ведро снегом (до краев). После выполнения задания отряд переходит к следующему заданию.
- «Солдатский мешок»
Что солдат берет с собой в поход? Если эта вещь нужна, хлопают в ладоши, если нет, топают ногами.
- Кружку 2. Ложку 3. Духи 4. Спички 5. Матрёшку 6. Шинель 7. Погремушку 8. Котелок 9. Подушку 10. Утюг 11. Гармошку 12. Картошку
- «Перевези раненого»
Задача: перевезти на санках-ледянках «раненых» как можно быстрее. Довезти санки до ограничителя, «высадить раненого» и вернуться к команде за следующим игроком. Примечание:
- Детей везут папы;
- После выполнения задания отряд получает фотографию с местонахождением пакета с секретными документами.
Отряды сдают рапорта генералу о том, что задание выполнено.
Генерал: Батальон, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда “Снайперы” сдать рапорт!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд “Снайперы” задание выполнил: документ доставлен в штаб! Командир отряда Белогубкин Прохор. Рапорт сдан!
Командир вручает генералу “документ”.
Генерал: Рапорт принят!
Командир отряда “Снайперы” становится в строй.
Генерал: Командиру отряда “Зенитчики” сдать рапорт!
Командир отряда “Зенитчики”: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к генералу и докладывает:
Товарищ генерал! Отряд “Зенитчики” задание выполнил: документ доставлен в штаб! Командир отряда Ворончихин Григорий. Рапорт сдан!
Командир вручает генералу “документ”.
Генерал: Рапорт принят!
Командир отряда “Зенитчики” становится в строй. Командир вручает генералу “документ”.
Генерал: Товарищи бойцы! Вы отлично справились с заданием. Все документы доставлены в штаб. Назовите мне, что на них изображено (военная техника). Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями.
Подводятся итоги, отряды награждаются почетными грамотами и медалями. Победителю вручается знамя детского сада.
Под маршевую музыку отряды покидают спортивную площадку.
Литература:
1) Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
2) Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3) http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВЕСТ «УРОКИ ЭТИКЕТА ОТ ФЕИ ВЕЖЛИВОСТИ» СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В домике Белоснежки и семи гномиков случилась беда: злая волшебница заколдовала всех ее жителей. Все они перессорились, забыли о вежливости, доброте, хороших поступках и этикете. Задан...
Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Пиратский квест"
Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста, проводится на всей территории детского сада...
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Квест «В поисках сокровищ»
Создание условий для формирования физических качеств с использованием квест игр...
Для педагогов Тема: ОТСМ – ТРИЗ технология в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении....
Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Что мы Родиной зовём? Город, в котором мы живём
Цель технологии:Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину....
Использование квест – технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Доклад с презентацией: Использование квест- технологий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...