«Внимание! гиподинамия» «обучение детей дошкольного возраста основным видам движений»
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Обучение движений детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnimaniegipodinamiya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВНИМАНИЕ! ГИПОДИНАМИЯ»
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДВИЖЕНИЙ»
На современном этапе развития общества наблюдаются условия резкого возрастания двигательного дефицита (гиподинамии). На сегодняшний день двигательный режим в г. Москве определяется социальными факторами, традициями и обычаями. В последнее время большинство родителей не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей.
Многие забывают, что именно при обучении движениям у детей формируются двигательные качества такие, как выносливость, быстрота, ловкость, сила. Сформированностью данных качеств определяется и готовность к обучению в школе.
Исходя из вышесказанного, важное значение приобретает обучение детей «основным движениям».
К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание.
Основными они называются потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения и в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения; другие используются в естественных условиях.
Ходьба - основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движений. Задачей упражнений, формирующих правильный навык ходьбы, является воспитание у ребенка правильной осанки, устремленного вперед шага, формирование свода стопы.
Физическая нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраченной энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, усиливает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в целом способствует повышению обмена веществ.
В целях совершенствования ходьбы, а также профилактики плоскостопия используется ряд специальных упражнений.
Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.
Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы: увеличивается длина шага, соответственно уменьшается количество шагов в минуту.
Бег вызывает значительно большую нагрузку, чем ходьба, но ходьба и бег в меньшей или большей мере активизируют работу всех органов, укрепляют мышцы, способствуют развитию двигательных качеств.
Основные показатели правильного бега - это естественное, напряженное положение тела, прекрасная координация движений рук и ног, наличие фазы полета.
У детей первого и второго года жизни полета не наблюдается. Следовательно, не формируются навыки бега. На третьем году жизни появляется фаза полета, но она еще мало заметна.
Ползание, подлезание, пролезание, перелезание, влезание, лазание способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
При выполнении этих движений в работу включаются многие группы мышц. Однако напряжение здесь чередуется с отдыхом, что обеспечивает большую работоспособность мышц.
У детей 2-3 лет ползание на четвереньках является одним из важнейших упражнений для развития и укрепления мышц туловища и конечностей. Ползание создает оптимальные физиологические условия для формирования осанки. Из упражнения в лазании детям дошкольного возраста доступно лазание одноименным и разноименным способами. Сюда включаются упражнения в лазании вверх и вниз по гимнастической стенке, наклонной лестнице, передвижение в стороны по рейкам гимнастической стенки.
Упражнение в лазании с опорой на руки и ноги проводятся в горизонтальном положении (на четвереньках на полу, по ступенькам лестницы, по гимнастической скамье и т.п.), в наклонном направлении (по наклонным лестницам, доскам, трапу), в вертикальном направлении (по гимнастической стенке, лестнице), широко используется ползание на четвереньках (с опорой на колени и ладони или на колени и предплечья).
Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и в связи с этим способствует повышению функциональной деятельности всего организма ребенка, а также формированию правильной осанки. Лазанье характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие.
Упражнения в лазанье улучшают координацию движений, способствуют совершенствованию функции дыхания, кровообращения, повышают обмен веществ. Ежедневное упражнение в лазанье обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений.
Детям-дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако, непродолжительные висы на турниках разной высоты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с 5-летнего возраста, но не дольше 1-1,5 с и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышцы плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.
Прыжки характеризуются сильными, но кратковременными мышечными усилиями.
Прыжки по форме принято делить на подготовительные прыжки (подпрыгивание, спрыгивания в глубину, прыжки с короткой и длинной скакалкой), простейшие прыжки через горизонтальные препятствия (в длину с места и с разбега) и через вертикальные препятствия (в высоту с места и с разбега).
В самом процессе прыжка выделяют 4 фазы: подготовительную, отталкивание, полет и приземление. Показателями правильного прыжка являются сильный толчок при отрыве от почвы и легкое, без потери равновесия, приземление.
Детям раннего возраста прыжки недоступны. На втором году жизни дети подпрыгивают на двух ногах, а на третьем - перепрыгивают через веревку и палку, прыгают в играх.
Метание оказывает положительное воздействие на организм ребенка, совершенствует координацию, укрепляет мышцы плечевого пояса, рук, развивает меткость и глазомер. Метание проводится правой и левой рукой, двумя руками из разных исходных положений (стоя, лежа, с разбега, на коленях). Направление метания - вперед, вверх, в сторону и т.д.
Основная задача обучения детей дошкольного возраста в этом виде движений - научить метанию мелких предметов в цель и в даль. Существует несколько способов метаний: из-за спины, через плечо, прямой рукой снизу, сверху, сбоку и метание двумя руками снизу, от груди, от плеча, от головы, сбоку.
В детском саду используются следующие виды метаний: катание, прокатывание, подбрасывание и ловля, перебрасывание, метание в цель и в даль.
С 3-х лет дети бросают мяч вверх и вниз двумя руками и ловят его, в более старших группах бросают мяч о стенку и ловят его.
Метание способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.
Систематические упражнения с мячом в разных вариантах вырабатывают постепенно доступную детям технику метания.
Равновесие способствует развитию координации движения, ловкости, внимательности, воспитанию смелости, уверенности в своих силах. Упражнения в равновесии выполняются на полу, шнуре, рейке, положенных на пол или приподнятых, на гимнастической скамейке, бревне, лестнице, с различными заданиями и препятствиями.
Следовательно, основные движения - это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье.
В течение всего дошкольного возраста основные движения развиваются, совершенствуются и закрепляются в двигательные стереотипы.
Однако в процессе обучения и развития основных движений у детей особого внимания требует постепенное формирование гибкого динамического стереотипа, способности быстрой перестройки к изменяющимся условиям окружающей среды. Это осуществляется путем выполнения различных вариантов упражнений, изменения заданий, темпа движений, условий, в которых они выполняются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей дошкольного возраста основным видам движения движения дет
Всем воспитателям и инструкторам рекомендую воспользоваться для оформления планов и в работе с детьми....
Обучение детей дошкольного возраста основным видам движения движения дет
Всем воспитателям и инструкторам рекомендую воспользоваться для оформления планов и в работе с детьми....
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними....
Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.
В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности
Обучение детей среднего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его...
«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...
Обучение детей дошкольного возраста различным видам метания
Обучение детей дошкольного возраста различным видам метанияМетание – движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствуе...