Кружковая работа с детьми 4-5 лет "Детский фитнес"
рабочая программа по физкультуре (средняя группа) по теме

Ястребова Ирина Александровна

Занятие степ -аэробикой обязательно  сопровождаютсябодрой, ритмичной музыкой, которая создаёт у детей хорошее настроение. . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            1.Пояснительная записка.

 Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее  развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание  максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка.  

В настоящее время детские сады посещает много детей с ослабленным здоровьем, часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистые, нарушение осанки и плоскостопие. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка. Данными вопросами в области здоровьесбережения и применения здоровьесберегающих инновационных технологий занимались: В.А. Бордовский, JI.C. Подымова, С.Д. Поляков, А.И. Пригожин, Г.К. Селевко, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицына и др.    

     Научным исследованиям в области фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты можно встретить в работах отечественных и зарубежных авторов  В.Е. Борилкевич, 1998 -2006; Э.Т. Хоули, Б.Дон Френке, 2000; А.Г. Лукьяненко, 2001; A.B. Менхин, 2002; Е.Б. Мякинченко, 2003; В.И. Григорьев, 2005 - 2008; C.B. Савин, 2008 и др.

Детсий фитнес- постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное музыкальное сопровождение, необычное сочетание движений, связанных с необычным предметом – платформой. Эффективность степ – аэробики заключается в комплексном развитии у детей, двигательных качеств в благоприятном воздействии на организм человека (на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы). Специфика детский фитнес – это сочетание базовых упражнений с элементами танцев различных стилей, тесная связь движений с музыкой и ритмами, высокая динамичность и разнообразие движений и, следовательно, обогащение двигательного опыта и повышение культуры движений.

         Детский фитнес - это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой. Платформа изготовлена из плотного полиэтиленового или деревянного каркаса, который выдерживает нагрузку и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлениях. В партнерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Такие движения доступны практически всем. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься дети с разным уровнем подготовки, и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.

        2.Актуальность и новизна программы.

 Вид детского фитнеса – степ-аэробика, это современный и достаточно эффективный инструмент в пропаганде здорового образа жизни. Но самое главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект. Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» -соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.  В  программе применена комбинация методики детского фитнеса  - степ-аэробика   в сочетании с оздоровительными технологиями:  логоритмика; игровая гимнастика, дыхательная гимнастика;  координационноподвижная игра; релаксация.

Возможности  применения степ-аэробики  широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и воспитательном направлении развития личности человека. Занятия оздоровительной направленности с использованием степплатформ не ставят задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны практически всем детям.        

Программа Детский фитнес «Степ - аэробика» предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма.

        Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз  по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Снаряд очень  полезен в работе с детьми.

Первый плюс — это огромный интерес детей к занятиям степаэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.

 Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.

Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.

Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.  

      Исходя из главной цели физического воспитания дошкольников, направленной на сохранение и укрепление здоровья, определена цель программы.

         3.Педагогическая целесообразность.

  Это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Практическая ценность детского фитнеса  заключается в том, что она:  

-способствует гармоничному развитию и укреплению мышечной системы;

-  улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела;

 -  нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы;

-  помогает выработать прекрасную осанку, красивые, выразительные и точные движения; -   способствует концентрации ума;

-  повышает самооценку.

   

     

             4. Направленность: физкультурно-оздоровительная.

             5. Цель: Укрепление здоровья и повышение двигательной активности  дошкольников через занятия детским фитнесом.  

         6. Задачи:  

В детском саду

В семье

Улучшение общего физического состояния (развивать основные физические качества)

Создать благоприятную обстановку для занятий

Формирование правильной осанки, содействование профилактике плоскостопия

Приучать к формированию правильной осанки путем подбора упражнений, личным примером

Формировать чувство ритма и музыкальной памяти

Формировать двигательные способности, путём выполнения  движений под музыку красиво, свободно.

Знакомить детей различными видами спорта через занятия фитнесом

Расширять кругозор в вопросах спортивной жизни (просмотр трансляций соревнований, иллюстраций и.т.д.)

              7. Отличительные особенности программы.

Специфика заключается в том, что фитнес относится к дополнительным занятиям в детском саду, которые отличаются от обязательных занятий относительной  свободой детей в их выборе, возможностью борьбы с гиподинамией и поиска наиболее привлекательной двигательной деятельности со стороны родителей и педагогов.

             В первую очередь нужно учитывать, что, несмотря на все достоинства, различные оздоровительные системы и комплексы упражнений имеют один общий недостаток — относительно узкую направленность воздействия на функции организма. Так, например, аэробика развивает преимущественно сердечно-сосудистую систему, стретчинг — гибкость и подвижность в суставах и т.д. Целью же идеальной оздоровительной системы должно быть всестороннее гармоничное развитие функций организма как необходимое условие здоровья. Поэтому, создавая систему оздоровительного фитнеса, следует использовать из существующих оздоровительных программ  наиболее эффективные и разнообразные методы и средства, всесторонне воздействующих на организм  ребенка.

Во-вторых, специфика восприятия  и  понимания фитнеса как оздоровительно- профилактической  физической  культуры (в отличие от обобщенного понимания физической культуры, как условия здорового образа  жизни)  предполагает  наличие достаточно четких  критериев оценки  уровня физического состояния  тех, кто занимается  фитнесом, т.е. определенный медико-педагогический  контроль. Так,  при работе с дошкольниками в качестве конечного критерия  воздействия  на занимающихся  фитнесом  используются  показатели  антропометрических  и физиологических  норм,  имеющие  связь со здоровьем. Кроме того, в качестве результатов решения двигательных и спортивных задач выступает высокий уровень фитнес - тестирования. Оно оценивает оптимальность физического  состояния и двигательной активности, включающее достижение определенного уровня результатов выполнения двигательных тестов и низкий уровень риска развития заболеваний.

В программу входят  профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические, приемы само - массажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые  упражнения т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику  утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются   рекомендации родителям по оздоровлению детей  в домашних условиях (самостоятельные  занятия оздоровительной  гимнастикой, закаливание, фито- и витамино- профилактика и т.д.). В основе  ее лежат принципы  построения тренировки  в оздоровительном  или  физическом  фитнесе, которые  предполагает снижение  риска возникновения заболеваний, повышение общей физической и интеллектуальной  работоспособности, правильный  режим  питания, навыки безопасного  поведения, создание благоприятных условий окружающей среды  во время  занятий  и  т.п.  

Большое значение в детском фитнесе имеет игровая  направленность занятий. Игры и игровые задания можно использовать в различных частях занятия. В разминке целесообразно  проводить  игры  на внимание, постановку правильного дыхания. В основной части занятия они могут быть направлены на совершенствование или закрепление уже освоенных двигательных умений и навыков, в заключительной – на релаксацию и восстановление.

           8. Возраст  и  сроки   реализации   программы.

Данная программа рассчитана на детей  4-5лет, на 1 года  обучения.

           9.Формы  и  режим  занятий.   

Группа  по  детскому  фитнесу   формируется  из  детей  4-5  лет (средней  группы  детского  сада),  имеющих  допуск  врача.  

Минимальная  наполняемость групп — 15 человек.

 Количество  тренировочных  занятий 1 раз в неделю.

Продолжительность  занятия  — 20-25  мин.  Продолжительность  занятия  для  каждого ребенка  варьируется  в зависимости  от  его индивидуального  психофизиологического  и  физического  состояния.

 Место проведения кружка-  спортивный зал ДОУ.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.

        10.Характеристика возрастных особенностей пятого года жизни. 

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

 Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, инструктор широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом он исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком — в этом проявляется одна из особенностей детей.                

Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется инструктором для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей инструктора по физическому развитию совместно с воспитателями является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях.  

         11.Содержание программы кружка «Детский фитнес»

   Образовательная: 

- знакомить с элементарными знаниями по физическому воспитанию;  - формировать жизненно необходимые умения и навыки;

 - заботиться о формировании осанки детей, укреплении мыщц стоп, а также мышц кистей и пальцев рук.

  Развивающая:  

- развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;  

- способствовать развитию мелкой моторики, правильного дыхания;  

-способствовать развитию координированности  движений, их экономичности  и  ритмичности.  

Воспитательная: 

- воспитывать дружеские  взаимоотношения  между детьми;

 - воспитывать морально-волевые  качества;  

- развивать познавательный интерес и расширять кругозор.  

 Оздоровительная:  

- охрана и укрепление здоровья детей;  

- воспитание потребности в здоровом образе жизни  - снижение заболеваемости.

        12.Основные правила техники выполнения степ - тренировки:

 Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:

• Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными; • Избегать перенапряжения в коленных суставах;

• Избегать излишнего прогиба спины;

 • Не делать наклон вперёд от бедра, наклонятся всем телом;

• При подъёме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;

• Стоя лицом кстеп - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;

 • Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.

 • Выполнять шаги в центр степ - платформы;

• Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

• Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни отстеп - платформы;

• Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;

• Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;

• Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений.

         При выборе музыкального сопровождения инструктор должен руководствоваться наличием в композиции чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ - программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности. Слдует также учитывать, что более быстрый темп часто приводит к увеличению риска травм.

        Важной частью степ - тренировки являются словесные команды. Они должны быть краткими и чёткими.

       В детских садах спортивные танцы с использованием степ - платформы можно включать в программу праздников и развлечений. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик.

      Выступления со степ - аэробикой на праздниках демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку.

      13.Прогнозируемый результат: 

• У детей сформируется правильная осанка, укрепится костно-мышечный корсет, улучшится музыкальная и двигательная память.

• Повысится уровень двигательной активности.

 • Возрастёт интерес к занятиям по физической культуре, сформируется осознанное отношение к укреплению своего здоровья.

• Воспитанники, прошедшие курс степ-аэробики, освоят все базовые шаги и будут применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов.

Мониторинг достижения  детьми  планируемых  результатов.

Показатели динамики формирования интегративного качества.

№ п\п  

 

Ф.   И. ребенка.

Ритмичность выполнения основных видов гимнастики.

Сформированность навыков владения степами.

Сформированность выполнения связок ОРУ под музыку.

Владение приёмами дыхательной гимнастики, самомассажа.

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

Прохорова Мария

2.

Гладюк Евдокия

3.

Гладюк Григори

4.

Мухин Дмитрий

5.

Шулюкин Роман

6.

Баранова Юлия

7.

Жирякова Елизавета

8.

Дегтярёва Елизавета

9.

Ваулина Ясмина

10.

Беспалов Игнат

11.

Каллаур Николай

12.

Абдулкадыров Али

13.

Магомедов Мурад

14.

Звонарёв Артём

15.

Хорин Александр

16.

Коровина Дарья

17.

Хаустов  Лев

18.

Степанов Александр

19.

Сдержикова Арина

Мониторинг проводиться   2 раза  в год (декабрь, май).

В процессе  наблюдения за деятельностью детей делается вывод о соответствии  одному  из уровней  достижения планируемы  результатов (показателей) формирования интегративного качества:  высокому, среднему,  низкому.  

Высокий – выполняет самостоятельно при минимальном  контроле (помощи) взрослого

 Средний – выполняет самостоятельно, при напоминании  взрослого.

Низкий – выполняет отдельные движения (элементы)  самостоятельно, основные  – в совместной со взрослым  деятельности.

-Открытый показ организованной деятельности по дополнительному образованию для родителей и педагогов.

 -Участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня.

- Видео  материал;   фотоотчет; интернет  ресурс.

        

Литература

 1.Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. — М., 2006. 2.Давыдов  В.Ю.,  Коваленко  ТТ.,  Краснова  Т.О.  Оздоровительный  фитнесс для детей и взрослых на специальных мячах. — Волгоград, 2004.

3.Егорова Н.В.  Образовательно-методический комплекс «Детский фитнес».  —М-., 2009.

 4.Теория  и  методика  фитнес -тренировки:  Учеб.  персон,  тренера  /  Под  ред. Д.Г. Калашникова. — М., 2002.

 5.  Карпей Э. Энциклопедия фитнеса. — М., 2003.

6.  Кожухова  Н.Н.,  Рыжкова  Л.А.,  Борисова  ММ.  Методика  физического воспитания  и  развития  ребенка:  Учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб. заведений. — М., 2008.

7.  Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. — М., 2005.

8.  Лисицкая ТС,  СидневаЛ.В. Аэробика: Теория и методика. — М., 2002.

9.  Охрана здоровья дошкольников: Справочное пособие для ДОУ / Сост. И.М. Ахметзянов. - М, 2007.

 10.  Примерная  программа  по  фитнес -аэробике  для  детско-юношеских спортивных  школ  и  специализированных  детско-юношеских  школ олимпийского  резерва/  Сост.  Слуцкер  О С ,   Сиднева  Л.В.,  Зайцева  Г.А., Сахарова М.В. - М., 2007.

 11.Программа  воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. — 3-е изд., испр. и доп. - М., 2005.

 12.Теория  и  методика  фитнес -тренировки:  Учебник  персонального  тренера. — М., 2010. 13.Физкультурно-оздоровительная  работа  в  ДОУ:  Из  опыта  работы  /  Авт.-сост. О.Н. Моргунова. — Воронеж, 2005.

14. Фитнес в детском саду: программа и конспекты занятий с детьми 3-4 лет \Под редакцией Н.В. Микляевой – М.АРКТИ, О.Н. Рыбкина, Л,Д, Морозова 2012г.

15. Е.В. Сулим Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей3-5 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПЛАН  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ                 ...

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Техника "Изонить".

Прием использования  графики в технике "Изонить" привлекает детей дошкольного возраста. Он несложен, дети легко усваивают  эту технику, быстро добиваются результатов. Я разработала  вид...

Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ

План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....

Планирование кружковой работы с детьми по правилам дорожного движения

в методической разработке представлено планирование работы по изучению правид дорожного движения с детьми средней группы ДОУ...

Кружковая работа с детьми 4–5 лет «Детский фитнес»

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – со...