Организация работы и планирование по профилактике нарушения осанки в процессе НОД по физической культуре
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Ваганова Евгения Владимировна

Данная разработка содержит перечень методов, приёмов и средств, а также перспективное планирование по профилактике нарушения осанки в процессе НОД по физической культуре в условиях ДОУ.

Материал будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям, старшим воспитателям и методистам ДОУ.

Перспективное планирование соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

 «Организация работы и планирование по профилактике нарушения осанки в процессе НОД по физической культуре»

                                                 Автор: Ваганова Евгения Владимировна

 Инструктор по физической культуре

Описание: Данная разработка содержит перечень методов, приёмов и средств, а также перспективное планирование по профилактике нарушения осанки в процессе НОД по физической культуре в условиях ДОУ.

Материал будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям, старшим воспитателям и методистам ДОУ.

Перспективное планирование соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и рассчитано на детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

     Формирование осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Она создаёт наилучшие условия для правильного положения и нормальной деятельности всех внутренних органов, что способствует повышению функциональных возможностей систем организма.

Факторы, определяющие формирование осанки

     На формирование осанки оказывают влияние множество как внешних, так и внутренних факторов. На некоторые из них нет возможности повлиять извне, например: наследственность, тип конституции, темпы роста, экология и.т.д. Но существуют внутренние факторы, которые можно и нужно учитывать в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Сюда относятся: уровень развития физических качеств, уровень развития навыка правильной осанки. Понятие осанки определяется как привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом, поэтому одним из главных факторов формирования осанки является уровень развития опорно-двигательного аппарата, интенсивное формирование которого происходит в течение всего дошкольного возраста. Соответственно, осанка является отражением состояния опорно-двигательного аппарата.

В свете актуальности вышеизложенной проблемы возникает необходимость в  мероприятиях, направленных на предупреждение (профилактику) заболеваний опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель:  Профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД по физической культуре.

Задачи:

  1. Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата:
  • Укреплять мышечный корсет,
  • Способствовать увеличению гибкости и подвижности в суставах
  1. Формировать навык правильной осанки и систематически закреплять этот навык.
  2. Повышать уровень развития физических качеств.
  3. Формировать общие представления о правильной осанке и упражнениях способствующих формированию правильной осанки, о физическом воздействии выполняемого упражнения на соответствующую группу мышц.

Ожидаемые результаты: на выходе из детского сада дети знают, что такое осанка и какие упражнения способствуют формированию правильной осанки, умеют правильно выполнять эти упражнения и показывают прирост показателей развития физических качеств выше 15%.

Организация работы по профилактике нарушения осанки

     При организации работы по профилактике нарушения осанки в процессе НОД по физической культуре целесообразно:

  • Реализация принципа сознательности;
  • Использование методов, приёмов и средств, используемых в ЛФК при нарушениях осанки и сколиозах.
  • Использование элементов игрового стретчинга.

Реализация принципа сознательности

  При организации образовательной деятельности по  физической культуре необходимо руководствоваться общепринятыми принципами: систематичности, доступности, от простого к сложному, повторения, индивидуального подхода и.т.д.

       Но основополагающим я считаю принцип сознательности, который  приучает к самостоятельности и воспитывает потребность в занятиях разными формами физической культуры.

       Во время выполнения  упражнений сначала нужно проговорить полностью,  желательно  в стихотворной форме, на какую группу мышц  или на развитие, какого физического качества в данный момент направлено упражнение. Например:  «На пятках шагаем – ноги укрепляем!», «Чтобы сердце укреплять нужно долго и медленно бежать!», «Мячик отбиваем – ловкость развиваем!». В дальнейшем проговаривать только начало предложения, а дети должны хором его продолжить. Например, педагог начинает: «Наклоны будем выполнять…», а дети продолжают: «…спину будем укреплять». Педагог начинает: «По канату (скамье) мы идём и нам весело, не теряем на ходу…», дети продолжают: «…равновесие!» и.т.д.

        При обучении общеразвивающим упражнениям, во время первого выполнения упражнения, нужно задавать медленный темп и предложить детям почувствовать, какие мышцы у них задействованы в работе. Затем дети должны перечислить, на какие группы мышц они почувствовали воздействие.        

Для осознания детьми старшего дошкольного возраста значимости правильной осанки с определённой периодичностью можно проводить два эксперимента.  

      Суть первого эксперимента заключается в том, что дети в исходном положении стоя или сидя, ноги скрестно принимают сутулую осанку посредством того, что «обнимают» себя за плечи.  И в таком положении я предлагаю им сделать глубокий вдох. После этого дети принимают правильную осанку (расправляли плечи) и также пытаются сделать глубокий вдох. Затем они рассказывают свои ощущения и делают вывод, что только при правильной осанке можно полноценно дышать и есть больше места для работы сердца.

     Суть второго эксперимента заключается в том, что стоя перед зеркальной стеной, дети принимают неправильную осанку, а затем правильную. После этого оценивают эстетику каждого положения тела и делают вывод, что красиво они выглядят  только когда принимают правильное положение тела.

Использование методов и приёмов ЛФК при нарушениях осанки

Контроль за выполнением упражнений

Контроль состоит из двух составляющих – это контроль, за темпом выполнения упражнений и техникой выполнения упражнений.

       При решении задач по профилактике нарушения осанки нецелесообразно выполнять упражнения в быстром темпе. При выполнении общеразвивающих упражнений нужно задавать умеренный темп, чтобы дать возможность детям потянуться, выпрямиться, проработать мышцы. Регулируя темп выполнения упражнений, обеспечивается разная нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем, которые нужно укреплять в данное время. Тоже касается и выполнения основных видов движений на равновесие и некоторых упражнений на развитие скоростно-силовых качеств. Например, ползание по гимнастической скамье, подтягиваясь двумя руками, прыжки с продвижением вперёд и.т.д. Даже при выполнении динамических упражнений, нужно стараться  задавать такой темп, чтобы дети на доли секунды могли фиксировать статическое напряжение, которое способствует укреплению мышечного корсета.

     Большое внимание нужно уделять профилактики плоскостопия, которое является патологией ОДА. При плоскостопии стопа не может нести свою основную рессорную функцию. Эта функция перекладывается, как дополнительная нагрузка на поясничный отдел позвоночника, что не может не отразиться на осанке.

     Для профилактики плоскостопия используются упражнения на укрепление мышц сводов стопы. Это ходьба на носках, на пятках; по палке, обручу, канату и.т.д.  Также необходимо вести постоянный контроль за упражнениями, в процессе выполнения которых можно способствовать и в том числе профилактике плоскостопия. Например, во время ползания по гимнастической скамье на животе, подтягиваясь двумя руками, нужно следить, чтобы носок был натянут от себя. Во время ходьбы с высоким подниманием колена давать задание тянуть носок от себя или на себя, тоже и при сгибании, поднимании ног из различных исходных положений во время выполнения ОРУ. Особое внимание уделять технике прыжков. Правильное выполнение  отталкивания и приземления способствует укреплению свода стопы. При лазании по гимнастической стене, ходьбе по канату, наклонной лестнице, палке, обручу следить, чтобы дети становились на предмет серединой стопы.

       Для увеличения экскурсии грудной клетки  целесообразно использовать дыхательные упражнения, сопровождающиеся поднятием рук вверх, разведением в стороны при вдохе и опускании рук в и.п. при выдохе, произнося различные звуки. При выполнении упражнений нужно следить, чтобы работа руками выполнялась с полной амплитудой, вдох был достаточно глубокий, а выдох длиннее вдоха.

Самоконтроль за выполнением упражнений

       Приём «самоконтроль ребёнка за осанкой» необходимо использовать на протяжении всей НОД по физической культуре.

       Нужно разными способами побуждать детей к самоконтролю во время выполнения упражнений, например, во время ходьбы в водной части подбадривать вопросом или выражением «Кто красивей всех шагает, голову не опускает?» и дальше продолжать «Все ребята высший класс? Посмотрю сейчас на вас!».

Также для самоконтроля я использую приёмы создания игровой мотивации (мы солдаты, стройные ромашки и др.)

        В основной части образовательной деятельности при планировании общеразвивающих упражнений подбирать такие упражнения, во время выполнения которых невозможно удержать равновесие, если не принять правильную осанку. Например, присед на носки колени в стороны, стойка на одной ноге и.т.д. Во время выполнения основных видов движений при ходьбе по гимнастической скамье, дети делают остановку на середине и выполняют стойку на носках, присед на носки колени в стороны. Также дети выполняют ходьбу по гимнастической скамье с мешочком на голове, что способствует самоконтролю ребёнка за осанкой. В конце основной части занятия можно проводить подвижную игру, в которой предусмотрены правила для  фиксации правильной осанки. Например, подвижная игра «Снежная королева», содержание которой состоит в том, что «Снежная королева» догоняет детей и, дотронувшись за ребёнка, замораживает его. В конце игры королева может разморозить, только тех детей, кто принял правильную осанку.

Использование средств ЛФК

При планировании НОД по физической культуре целесообразно включать упражнения, используемые в ЛФК при нарушениях осанки. Это различные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, игровые упражнения и подвижные игры для профилактики плоскостопия и формирования навыка правильной осанки, дыхательные упражнения для увеличения подвижности грудной клетки и.т.д.

Использование игрового стретчинга

К правилам стретчинга относятся: медленное и плавное исполнение упражнений, расслабление мышц, «правило ровной спины», спокойное дыхание и регулярная растяжка. Всё это способствует росту и развитию ОДА, развитию мышечной силы и подвижности в различных суставах, координационных способностей, создаёт условия для положительного психоэмоционального состояния детей и.т.д.

Поэтому элементы игрового стретчинга можно использовать в процессе НОД по физической культуре. Лучше всего включать упражнения в водную часть, в комплекс общеразвивающих упражнений и в заключительную часть НОД.

     


Перспективное планирование по профилактике нарушения осанки

у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД по физической культуре

     

Так как осанка является, по определению двигательным навыком, то целесообразно планировать одни и те же упражнения, способствующие профилактике нарушения как для детей старшей, так и подготовительной группы. Только при систематическом повторении происходит закрепление и совершенствование навыков выполнения упражнений.

При календарном планировании НОД дозировка упражнений учитывается исходя из возрастных особенности детей и зоны ближайшего развития.

Аббревиатура

ОРУ – общеразвивающие упражнения

ОВД – основные виды движений

И.п. – исходное положение


Ме-сяц

Название упражнения

Описание упражнения

Место в структуре НОД

Цель

Сентябрь

Ходьба с остановками

Ходьба в обход, свободно размахивая руками (4 – 8 – 12 счётов); остановка с проверкой осанки (4 счёта).

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки.

Дыхательное упражнение «Дыши спокойно»

И.п. – стойка ноги врозь, глаза закрыть.

Медленный вдох носом, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос. (5 – 10 раз)

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

ОРУ «Потягушки»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,

3-4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Мы колено подтянули»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах.

1 – согнуть правую ногу, подтягивая её руками к животу,

2 – и.п.,

3 – согнуть левую ногу, подтягивая её руками к животу

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

ОРУ «На носочках подрастаем»

И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-2 – стойка на носках,

2-3 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение Тише едешь — дальше будешь».

Дети стоят в шеренге, ведущий становится впереди них на некотором расстоянии.

Ведущий говорит: «Тише едешь — дальше будешь». В это время дети идут вперед. По сигналу ведущего: «Стоп», дети останавливаются и проверяют осанку

Заключи-тельная часть

Формирование навыка осанки и функции равновесия.

Октябрь

Ходьба руки вперёд с остановками

Ходьба в обход, руки вперёд (4 – 8 – 12 счётов);

остановка, руки вниз, проверка осанки (4 счёта)

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки и функции равновесия.

Дыхательное упражнение «Воздушный шар»

И.п. – стойка ноги врозь. Руки на нижней части рёбер. Медленный вдох через нос, руки ощущают распирание  грудной клетки. Выдох – грудная клетка медленно зажимается руками в нижней части рёбер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6 – 10 раз).

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

ОРУ «Пешеходик»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподнять правую ногу, левую руку и голову,

2 – и.п.

3 – приподнять левую ногу, правую руку и голову,

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Колено согни, носок натяни»

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

вариант 1 (для старшей группы):

1 – согнуть правую ногу, носок от себя

2 – и.п.,

3 – согнуть левую ногу, носок от себя

4 – и.п.

вариант 1 (для подготовительной группы):

1 – согнуть правую ногу, носок от себя

2 – согнуть левую ногу, носок от себя

3 – правую ногу в и.п.,

4 – левую ногу в и.п.

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

ОРУ «Ставим ногу на носок»

И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-6 (10) - поочередное сгибание ног с опорой на носок.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение «Ходим в платочках»

Дети строятся на определённые места на одной стороне зала, кладут на голову «платочки». Проверив правильность осанки, идут обычным шагом на противоположную сторону зала, сохраняя хорошую осанку и удерживая «платочек».

Заключи-тельная часть

Формирование навыка правильной осанки и функции равновесия.

Ноябрь

Ходьба руки в стороны с остановками

Ходьба в обход, руки в стороны (4 – 8 – 12 счётов);

остановка, руки вниз, проверка осанки (4 счёта)

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки и функции равновесия.

Дыхательное упражнение «Воздушный шар поднимается вверх»

И.п. – стойка ноги врозь. Вдох и выдох через нос со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч ( 4 – 8 раз).

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

ОРУ «Лодочка»

И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища.

1- приподнять голову и плечевой пояс,

2-3 – держать,

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Карандашики»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах, руки вдоль туловища.

1 – выпрямить правую ногу,

2-3 – «рисовать» круг, 4 – и.п.

5-8 – тоже с левой ноги.

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

ОРУ «Пяточка-носочек»

И.п. – о.с., руки на пояс.

1 – праву вперёд на носок.

2 –на пятку,

3 –на носок, 4 – и.п.,

5-8 – тоже с левой.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение «Ходим в платочках-2»

Дети строятся в колонну по одному, кладут на голову «платочки». Проверив правильность осанки, идут по узкой дорожке, руки в стороны на противоположную сторону зала, сохраняя хорошую осанку и удерживая «платочек».

Заключи-тельная часть

Формирование навыка правильной осанки и функции равновесия.

Декабрь

Ходьба руки за голову с остановками

Ходьба в обход, руки за голову (4 – 8 – 12 счётов);

остановка, руки вниз, проверка осанки (4 счёта)

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки.

Дыхательное упражнение «Радуга, обними меня!»

И.п. – стойка ноги врозь. Вдох носом, руки в стороны; задержать дыхание на 3 – 4 секунды. Выдох – произносить звук «с», растягивая губы в улыбке, втягивая в себя живот и обнимая себя руками за плечи (3 – 4 раза).

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

ОРУ «Рыбка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

вариант 1 (для старшей группы):

1- приподнять голову и плечевой пояс,

2-3 – держать,

4 – и.п.

вариант 1 (для подготовительной группы):

1 – приподнять голову, плечевой пояс и ноги от пола,

2-3- держать,

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Трамплин»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах, руки вдоль туловища.

вариант 1 (для старшей группы):

1 – выпрямить правую ногу, носок от себя,

2 – выпрямить правую ногу, носок от себя,

3 – согнуть правую ногу в и.п.,

4 – согнуть левую ногу в и.п.

вариант 1 (для подготовительной группы):

1 – выпрямить ноги,

2-3 – держать,

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

ОРУ «Приседаем-подрастаем»

И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – полуприсед,

2 – и.п.,

3 – стойка на носках,

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение «Ходим в платочках-3»

Дети строятся в колонну  по одному, кладут на голову «платочки». Проверив правильность осанки, идут, перешагивая через барьеры высотой 5 см, руки на поясе.

Заключи-тельная часть

Формирование навыка осанки и функции равновесия.

Январь

Ходьба на носках с остановкой

Ходьба  в обход на носках, останавливаясь и опускаясь на полную стопу, проверяя осанку.

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки.

Дыхательное упражнение «Трубочка»

Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух. Сделать глотательное движение, пауза 2 – 5 секунд. Поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно (4 – 6 раз).

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

ОРУ «Звёздочка»

И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.

1- приподняться,

2-3 – держать,

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Точка-строчка»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах.:

1 – выпрямить ноги,

2 – ноги в стороны,

3 – ноги вместе,

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

ОРУ «Поймай равновесие»

И.п. – о.с.

1-2 – присед на носки колени в стороны, руки внешними дугами вверх (вперёд, в сторо-ны),

3-4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение «Ходим в платочках-4»

Дети строятся в колонну  по одному, кладут на голову «платочки». Проверив правильность осанки, идут, по узкой ограниченной опоре высотой 5 см старшая группа, 10 см – подготовительная группа, руки на поясе.

Заключи-тельная часть

Формирование навыка осанки и функции равновесия.

Февраль

Ходьба с высоким подниманием колена с остановкой

Ходьба в обход с высоким подниманием колена, руки на пояс (4 – 8 счётов); осанка, руки вниз, проверка осанки (4 счёта).

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки.

Дыхательное упражнение «Регулировщики»

Стойка ноги врозь, правая рука вверх, левая в сторону. Вдох носом. Поменять положение рук с удлинённым выдохом, произнося звук «а»

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

ОРУ «Кошечка»

И.п. – стойка на четвереньках.

1 – прогнуть спину (кошечка добрая),

2 – и.п.,

3 – выгнуть спину (кошечка злиться),

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Велосипед»

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1- согнуть ноги на весу.

2-7(9) – ногами имитация езды на велосипеде,

8(10) – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

ОРУ «Маленький-большой»

И.п. – сед на пятках, руки на пояс.

1 – стока на коленях, упор на носки,

2 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение «Пройди-не ошибись»

Дети строятся на определённые места на одной стороне зала. Проверив правильность осанки, идут, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги на противоположную сторону зала, сохраняя хорошую осанку.

Заключи-тельная часть

Формирование навыка осанки и функции равновесия.

Март

Ходьба в различном темпе с остановкой

Ходьба в обход в различном темпе (4 – 20 счётов); остановка с проверкой осанки.

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки.

Дыхательное упражнение «Каша кипит»

Стойка ноги врозь, одна рука лежит на груди, другая на животе. Вдох носом, втягивая живот. Выдох, втягивая живот и произнося «Ш-ш-ш…»

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

 ОРУ «Кошечка потягивается»

И.п. – сед на пятках.

1-2 – руками потянуться по полу вперёд.

3-4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Горочка»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах, руки вдоль туловища.

1– поднять таз,

2-3 – держать, 4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

ОРУ «Цапля»

И.п. узкая стойка., руки на пояс.

1 – согнуть  правую ногу вперёд носок от себя,

2 – носок на себя,

3 – носок от себя,

4 – и.п.,

5-8 – тоже с левой.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение «Пройди-не ошибись-2»

Дети строятся в колонну по одному. Проверив правильность осанки, идут, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги по намеченной линии, сохраняя хорошую осанку.

Заключи-тельная часть

Формирование навыка осанки и функции равновесия.

Апрель

Ходьба приставными шагами боком с

остановкой

Ходьба в обход боком приставным шагом руки на поясе;

остановка с проверкой осанки. Повторить со сменой направления.

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки.

Дыхательное упражнение «Семафор»

Стойка ноги врозь. Вдох, поднимая руки в стороны. Выдох, медленно опуская руки вниз, произнося звук «С-с-с…»

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

ОРУ «Силачи»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1- приподнять плечевой пояс.

2- руки к плечам,

3 – руки вверх, 4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Змейка

И.п. – лёжа на спине, руки вверх.

1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,

3-4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

ОРУ «Постоим мы на носках, а потом на пятках»

И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

вариант 1:

1 – стойка на носках,

2 – и.п.,

3 – стойка на пятках,

4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение

Дети свободно располагаются в зале. Где-то сидит или стоит «сова». Ведущий говорит: «День наступает, все оживает». Все играющие в спокойном темпе движутся по площадке, выполняя различные движения руками, имитируя полет бабочек, стрекоз. Ведущий произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться, принять правильную осанку. У кого плохая осанка, того «сова» отправляет в «дупло».

Заключи-тельная часть

Формирование навыка осанки и функции равновесия.

Май

Ходьба с остановкой и расслаблением

Ходьба, сохраняя хорошую осанку (4 – 8 – 12 счётов);

остановка с расслаблением: опустить голову, плечи вперёд (4 счёта); выпрямиться: поднять голову, развернуть плечи.

Вводная часть

Формирование навыка правильной осанки.

Дыхательное упражнение «Семафор»

Медленная ходьба по залу в обход. На вдох – поднять руки в стороны, Выдох – руки вниз, с длительным произношением звука «у-у-у…»

Вводная, основная часть

Увеличение подвижности грудной клетки.

ОРУ «Молоточки»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподнять плечевой пояс,

2-7(9) – поочерёдное постукивание кулаками по полу.

8(10) – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Брёвнышко»

И.п. – лёжа на спине, руки вверх.

1- перевернуться вправо на спину,

2- и.п..

3- перевернуться влево на спину, 4 – и.п.

Основная часть

Укрепление мышц брюшного пресса.

Игровые упражнения «Ловкие ноги»

Дети сидят на полу по кругу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывают мяч в сторону, передавая его следующему.

Основная часть

Укрепление мышц свода стопы, развитие функции равновесия и координационных способностей.

Игровое упражнение «Стойкие оловянные солдатики»

Основная стойка. Дети принимают правильную осанку, закрывают глаза. Самоконтроль за осанкой (15-20 секунд)

Заключи-тельная часть

Формирование навыка осанки и функции равновесия.


Список литературы

  1. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку лёгкой. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. – (Здоровый малыш)
  2. Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.
  3. Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. – СПб: Издательство «Корона. Век», 2014 – 128с.
  4. Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М: Издательство «Скриптлрий 2003», 2009. – 80 с.
  5. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы /Автор-составитель О.Н.Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2013. – 144с.
  6. Реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного образовательного учреждени/ Сост. Н.А.Склянова, О.И.Черемисина, Е.Б. Лейтан, О.В. Зайцева. – Новосибирск. – 2012. – 128с.
  7. Сулим Е.В. Занятия по физической культуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с. – (Здоровый малыш)
  8. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт. сост. О.Н. Моргунова – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для инструкторов по физической культуре по теме "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста" для использования в процессе образовательной деятельности по физической культуре

В данном материале описываются упражнения (общеразвивающие, дыхательные, подвижные игры и.т.д.) способствующие формированию навыка правильной осанки, укреплению дыхательной системы, мышечного корсета,...

Методическая разработка по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении

В методической разработке представлен материал по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении...

Практический материал по профилактике нарушения осанки и плоскостопия в процессе образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном учреждении

Упражнениям на развитие правильной осанки в работе с дошкольниками должно уделяться значительное внимание. Именно, под воздействием физических упражнений происходит укрепление мышечного корсета, котор...

Профилактика нарушения осанки в процессе образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ

Осанка зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного аппарата и нервно-мышечного аппарата. Правильно будет сказать, что осанка является отражением  состояния ...

Профилактика нарушения осанки в процессе НОД по физической культуре

Представлен комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки детей дошкольного возраста...

Профилактика нарушений осанки дошкольников на занятиях по физической культуре

Дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической работе, которая должна быть направлена на коррекцию осанки координацию всего опорно–двигательного аппарата, укреплен...

«Здоровьесберегающие технологии в профилактике нарушений осанки и плоскостопия на занятиях физической культурой в ДОУ»

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательных, оздоровительных, коррекционных, профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенок &nda...