Формирование навыков безопасного поведения во время непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах по физическому развитию детей
статья по физкультуре на тему

Михеева Ирина Анатольевна

Как извесно, травмы легче предотвратить. чем потом лечить их последствия, поэтому важно научить детей соблюдать правила безопасности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Формирование навыков безопасного поведения

 во время непосредственно образовательной деятельности

и в режимных моментах

по физическому развитию детей

Подготовила

инструктор по физической культуре

Ирина Анатольевна Михеева

Санкт-Петербург

2016

 (Из опыта работы по формированию навыков безопасного поведения во время непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах по физическому развитию детей)

        В детском саду, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребёнка знаний и умений безопасного поведения. В течении дня  дети занимаются разнообразными видами деятельности, и каждый из них диктует свои особенности поведения и меры предосторожности. Но во время проведения двигательных мероприятий дети наиболее подвержены частым ушибам, вывихам и другим травмам. Излишнее любопытство, отсутствие жизненного опыта, не достаточно развитая координация движений, незавершенное формирование костной ткани - всё это составляющие риска получения травмы.

         Как известно, травмы легче предупредить, чем лечить их последствия. Поэтому важно и необходимо обучать детей безопасному поведению. Обучить безопасному поведению - значит приучить к определённому образу жизни. У ребёнка должен быть выработан защитный механизм, который сработает в нужный момент.

        Формирование у ребёнка навыков безопасного поведения должно строиться на воспитании определенных привычек.

        При обучении детей безопасному поведению во время проведения  непосредственно образовательной деятельности, подвижных и спортивных игр, я учитываю возрастные особенности наших детей, в своей работе я выделила следующие направления:

1. Воспитание у детей осознания ими ценности своего здоровья

2. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, обучение безопасным приёмам двигательных действий.

3. Формирование умения объективно оценивать свои физические возможности.

4. Ознакомление детей с возможными травмирующими ситуациями.

        1)Начала я  работу с формирования навыков безопасного поведения, с изучения детьми своего организма, умения прислушиваться к нему. Для этого я  начала знакомить детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме рассказывала об органах человека (руки, ноги, сердце, органы чувств, как мы дышим). Обратила внимание детей на то, какие органы нуждаются в особой защите. Был проведен блок занятий: «Наше тело и что в нём происходит». Я стараюсь формировать умение чётко прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы: «Устал, нужно отдохнуть», «Хочу пить», и др.

        2)  Начиная с младшего дошкольного возраста я учу детей соблюдать элементарные правила безопасности (не толкать товарищей, не тянуть за предметы одежды), как во время выполнения основных движений, так  и во время проведения подвижных игр.  Для этого я использую различные примеры из жизни и схематичные значки.

         В старшем дошкольном возрасте, когда дети уже достаточно овладели навыками основных движений, ребята знакомятся и с более сложными  подвижными играми. А так же с элементами спортивных игр, таких как баскетбол, волейбол, хоккей, футбол и т.д.  В спортивных играх четко определены правила игр и ребята постепенно знакомясь  с ними учатся соблюдать их. С точки зрения обеспечения безопасности очень важно научить ребёнка правильно выполнять движения. Например, научившись хорошо ловить мяч двумя руками, можно избежать удара в лицо. Научившись соблюдать дистанцию во время бега, можно избежать столкновения с другими детьми и т. д.

        Очень важно, чтобы дети понимали, что соблюдать правила игры нужно не только ради самой игры, как таковой (исполняя, например содержание или сюжет игры), но и ради безопасности своей и своих товарищей. Перед началом освоения детьми новых движений  я обязательно провожу  инструктаж по технике безопасности. Объясняю детям в доступной для них форме для чего необходимо соблюдать определенные правила и  возможные последствия их  нарушения .

         Для того, чтобы ребята лучше запомнили некоторые правила, я в своей практике, использую не большие истории и примеры из окружающей жизни, а так же схемы и таблички, на которых изображены правила безопасности при выполнении определенных движений.

        Я так же использую разметку на полу зала и метки-маркеры при лазании по гимнастической стенке ( ограничение, на отметке 1,5 метра  для  младшего возраста) Ребята обычно хорошо запоминают правила безопасности и стараются их выполнять.

         В своей работе, я так же использую разметку во время проведения занятий на улице,  она  помогает ребятам более четко выполнять задания.

        Четкое выполнение правил безопасности во многом помогает избежать травм.

        При соблюдении правил безопасного поведения, во время занятий и подвижных игр,  я всегда хвалю и поощряю детей.  Если правила не соблюдаются, то стараюсь обговорить с детьми, какие конкретно правила были нарушены, почему, и к каким последствием могло бы привести их не исполнение.        

        Таким образом, при возникновении опасной ситуации, детям всегда стараюсь разъяснить допущенную ими ошибку и её возможные последствия. Чтобы дети стали лучше осознавать выполняемые действия, я задаю им такие вопросы: «Что ты делал? », «Какие движения выполнял?»

        3)  Ещё я использую такой приём как обсуждение с детьми придуманных ситуаций. Например, предлагаю детям послушать следующую историю. «Во дворе мальчики играли в суперменов. Они залезли на высокий забор. Один мальчик предложил: «Давай прыгнем вниз». Другой мальчик сказал: «Но ведь очень высоко». «Ничего», - ответил первый мальчик – «ведь мы супермены! » Детям задала вопросы: «Кто из мальчиков прав? Кому опасно прыгать с высоты: мальчикам или суперменам»? Дети правильно отвечали, что обычным людям прыгать с высоты опасно, можно разбиться, пораниться, сломать руки и ноги. «Покажите, какая высота,по вашему, является опасной? С какой высоты вы могли бы прыгать»? Дети показывали на перекладину шведской стенки опасную и безопасную, по их мнению, высоту. Так я пытаюсь сформировать у детей осознание своих физических возможностей.

        Важно, чтобы дети понимали необходимость быть здоровыми и стремились выполнять всё, что этому способствует. Они должны иметь представление о том, что неправильное поведение во время выполнения основных движений и подвижных игр,  может привести к опасной ситуации.         Даже такие «безобидные» действия как толкание, подножка, хватание за одежду во время повышенной двигательной активности,  могут привести к травме. Ребёнку нужно разъяснять, что может произойти. С этой целью я провожу дидактические игры: «Можно-нельзя», «Опасно-неопасно»

        Я стараюсь не оставлять без внимания любые ситуации, которые происходят во время выполнения детьми основных движений, подвижных и спортивных игр. Если ребёнок поступил правильно, например,  дождался своей очереди и выполнил действия, не мешал другим, то я обязательно похвалю и обращу на это внимание других детей. Если ребёнок поступает неверно, объясняю допущенную ошибку и рассказываю о возможных последствиях.                  Необходимо так же сказать о правилах безопасности во время проведения других режимных моментов, связанных с физической культурой, таких, как утренняя и бодрящая гимнастика.  Ребята, приученные к соблюдению общих правил безопасного поведения, будут стараться выполнять их везде, где бы они не находились, поэтому очень важно именно в дошкольном детстве показать детям необходимость в безопасном поведении, как для себя, так и для окружающих.

        Нельзя забывать и про оборудование, которое находится на прогулочных площадках. Ребята должны знать об опасностях, которые могут их подстерегать и , чтобы избежать некоторых из них, прибегать к помощи взрослых

        Но наибольшему риску получения травмы дети подвержены во время самостоятельной двигательной активности. Другие виды двигательной деятельности детей (занятия, досуги, подвижные игры, динамические паузы) готовятся взрослыми, они продумываются ими, подбираются атрибуты. И риск получения травмы гораздо меньший. А в свободной игре дети двигаются самостоятельно, «не по плану», и очень часто они не могут сами переключиться с одного вида движений на другой.  Этому тоже надо детей научить. Можно обратиться к ребёнку: «Ты тяжело дышишь, покраснел, послушай, как бьётся твоё сердечко, ты вспотел. Как ты думаешь, почему у тебя такое состояние? Это полезно или вредно для тебя? как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы почувствовать себя лучше»?

        Во время двигательной деятельности, ребята часто используют различное спортивное оборудование (гимнастические стенки, скамейки, туннели, тренажеры) и спортивный инвентарь (мячи, скакалки, кегли, ракетки, клюшки и т.д.)    Прежде, чем допустить детей к работе на спортивном оборудовании, оно должно быть проверено на его исправность, неподвижное оборудование должно быть хорошо закреплено и испытано под нагрузкой. В результате испытаний должен быть составлен  «Акт о проведении испытаний гимнастических снарядов и оборудования в спортивном зале», а так же должен быть «Акт  - разрешения на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном зале ГБДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «День Победы» для детей второй младшей группе . Автор: Кочергина Елена Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад

Конспект непосредственно-образовательной деятельности предназначен для детей второй младшей группы. НОД носит характер познавательного и физического развития детей. Занятие основную цель преследует: п...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Дикие животные» по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

«План – конспект непосредственно образовательной деятельности«Дикие животные»по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием презентации....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по О.О. «Физическое развитие» с использованием карточек-схем «Путешествие в зимний лес» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект НОД по физическому развитию "Путешествие в зимний лес" с использованием карточек-схем составлен для детей старшей группы. В ходе НОД у детей  формируется способность самостоятельно орган...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию в старшей группе на тему: «Со здоровьем дружит спорт»

План-конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному и физическому развитиюв старшей группе на тему:«Со здоровьем дружит спорт»...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательному и физическому развитию) На тему: «Путешествие по России» для детей старшей группы

Задачи:  Формировать представления детей о России;совершенствовать навык сохранения равновесия на уменьшеннойи неустойчивой площади опоры;развивать фантазию детей;воспитывать уверенность в своих ...