Влияние подвижных игр на физическое развитие и формирование эмоционально-волевых качеств дошкольников.
консультация по физкультуре на тему

Консультация для педагогов по физическому воспитанию. Раздел подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_podvizhnyh_igr_na_fizicheskoe_r-e_i_f-e_e-v.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние подвижных игр на физическое развитие и формирование эмоционально-волевых качеств дошкольников.

Веселые подвижные игры — наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салок. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Игра по очень распространенному мнению, есть отдых; она восстанавливает силы, развлекает человека, обновляет его эмоционально и физически. Подвижная игра, является упражнением, готовящим ребенка к жизни.  Нет игры у дошкольников -нет интереса к учебе у школьников. Традиционные русские игры без преувеличения можно позвать витаминами душевного благополучия. В игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным физическим усилиям.

В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле и т. д.(«Лягушка и цапля», «Не попадись», «Не оставайся на полу», «Кто скорее», «Паук и мухи», «Совушка», «Ловля обезьян», «Бадминтон», «Сбей кеглю», «Волк во рву», «Догони меня»)    Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Увлеченность ребенка игрой не только усиливает физиологическое состояние, но и улучшает результативность движения. Убегая, догоняя, увертываясь, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирование быстроты, силы, выносливости.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и усвоению нравственных норм, правил поведения, эстетических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его ведь игра - это естественное состояние ребенка, его основное занятие.  

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. («Хитрая лиса», «Узнай меня», «Море волнуется раз…», «Король любит», «Спрячь руки за спину», «Караси и щука») Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей нравственно-эмоционального развития детей. Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных).

Такие игры являются одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. Особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют эмоциональные процессы. Дети передают характер и образы персонажей игры,  их настроения, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. («Передай мяч», «Шар в ворота», «Бросить и поймать», «Школа мяча», «Забрось мяч в кольцо», «Мяч водящему», «Догони мяч») Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По наблюдению педагогов было выявлено, что отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Игры с элементами соревнования («Эстафета с обручами», «Эстафета по кругу», «Пожарные на учении», «Чье звено быстрее соберётся»)  требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребёнок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками, в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Очень важно объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.    

   Подвижные игры - источник радостных эмоций, они положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения. При этом подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, жеребьевками. Эти незначительные поэтические вкрапления добавляют подвижным играм своеобразный сказочный, волшебный  колорит.  Подвижная игра с правилами – это сознательная активная деятельность детей, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на эмоциональную деятельность. Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. И практически любая игра – это возможность преодолеть свою стеснительность и показать себя, научиться находить общий язык со сверстниками, решать конфликты мирным путем и получать удовольствие от общения.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, дружелюбному отношению друг к другу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать.

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.  

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных эмоционально-волевых качеств.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы младших дошкольников

Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников...

Проблема формирования эмоционально –волевой сферы у дошкольников.

Эмоции  и воля чело­века непосредственно влияют на развитие различных сфер личности — от психомоторной до самосознания...

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Рабочая программа по коррекции и развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием телесно - ориентированной терапии

Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление ...

Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...

Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=

В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....

"Влияние подвижных игр на физическое развитие дошкольников"

В статье описывается важность подвижных игр и их влияние на физическое развитие дошкольников....