Проблема формирования эмоционально –волевой сферы у дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему
Эмоции и воля человека непосредственно влияют на развитие различных сфер личности — от психомоторной до самосознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mashchenko_anastasiya_vasilevna_statya.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мащенко Анастасия Васильевна
Тема: Проблема формрования эмоционально –волевой сферы у дошкольников.
Эмоции и воля человека непосредственно влияют на развитие различных сфер личности — от психомоторной до самосознания. Все большее значение приобретает «аффективно-эмоционально-волевая (личностная)» философия образования, центром которой является эмоциональное и социальное развитие ребенка.
Многие психологи отмечают, что тактика ускорения темпов детского развития с одной единственной сверхцелью — подготовить ребенка к школе — сегодня фактически вытеснила специфически детские формы деятельной жизни дошкольника. Это отражается в постепенном и незаметном «вымывании» из дошкольных программ традиционных игр и различных видов художественного творчества. Информация, с которой ребенок сталкивается в детском саду, все более и более становится дидактичной, т. е. в ней преобладают элементы обучения, но не игровые или побуждающие воображение, творчество.
В психологии известно, что возраст от 3 до 7 лет — это сензитивный, наилучший, период для развития и совершенствования общебиологических и психофизиологических закономерностей деятельности детского организма
Если окажется пропущен сензитивный период создания регулирующей основы поведения — навыков, умений, способностей, высок риск того, что реальными станут те разрушительные явления: психологическая депрессия («угнетающие» аффекты), безволие, отсутствие мотивации к труду и обучению. И, главное, «нравственное уродство» — ярое непослушание, отсутствие взрослых авторитетов, жестокость, цинизм и агрессия детей.
Установка, торможение, дифференцирование — вот ключевые понятия при исследовании поведения детей, таковы и узловые проблемы в их воспитании.
Большинство установок формируется у современного ребенка с помощью средств массовой информации (телевидение, реклама), феноменов массовой культуры (к которым теперь можно отнести и детскую литературу), предметов потребления (игрушки) и т. п. При этом взрослые почти не осознают, насколько созидательным или разрушительным будет воздействие таких явлений на личность ребенка, и совершенно не контролируют их. Процесс торможения в поведенческих реакциях, как видно из медицинских и педагогических исследований, крайне затруднен для современного ребенка, отличающегося перевозбуждением нервной системы и гиперактивностью.
Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют требований, которые должны им безоговорочно выполняться, не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. В то же время готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, не дается сама собой, к ней нужно приучать специально, лишь сила привычки может облегчить трудность усилия. Мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно. Подобные дети не приучены достигать каких-либо целей, так как не могут «обуздать» себя и преодолеть появившиеся трудности.
Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. Родители, желая воспитать ребенка трудолюбивым, умным, умеющим прилично вести себя в обществе, нагружают свое дитя непосильной работой. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое до конца, что тоже представляет собой проявление слабоволия.
Наблюдая за деятельностью детей дошкольного возраста, я увидела проблема в ЭВС занимает особое место. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере Я ведет к неудовлетворению потребностей, напряженность, разнонаправленность которых и порождает состояние тревоги.
Для развития ЭВС в группе можно использовать приемы, основанные на разных методических позициях: игровые методы, ролевые методы (ролевые методы можно разделить на три группы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы), , ролевые ситуации) коммуникативные игры, игры и задания, направленные на развитие произвольности, игры развивающие воображение (игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: вербальные, невербальные и «мысленные картинки»).
Эмоции и воля оказывают непосредственное влияние на перцептивные процессы, фильтрует информацию, которую человек получает при помощи органов чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки.
В. М. Бехтерев считал, что если исключить эмоции, то мозг лишается главного источника сил.
Список использованной литературы:
1. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1991.
2. .Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. .Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологическою консультирования: Учебное пособие.- М.: «Ось-89», 2003.
4. .Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.
5. .Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмоционально-волевой сферы как условие успешной социальной адаптации дошкольников
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или ...
НОД по формированию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста путем сказкотерапии "Волшебное путешествие"
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.Задачи: · способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состо...
Презентация " Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников."
Недаром дети любят сказку,Ведь тем она и хороша, Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа…В. Берестов...
Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=
В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....
Консультация для педагогов "Формирование эмоционально-волевой сферы и нравственно-этических норм поведения дошкольника с нарушениями речи"
Проблема формирования личностных качеств дошкольников с нарушениями речи....
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
Что такое двигательная сказка? Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отмети...
Консультация для родителей "Сказкотерапия- как средство формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника"
Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются современные дети, является недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы. Они испытывают трудности в контроле своих эмоций, сложности в фор...