Проблема формирования эмоционально –волевой сферы у дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Мащенко Анастасия Васильевна

Эмоции  и воля чело­века непосредственно влияют на развитие различных сфер личности — от психомоторной до самосознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mashchenko_anastasiya_vasilevna_statya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мащенко Анастасия Васильевна

Тема: Проблема формрования эмоционально –волевой сферы у дошкольников.

Эмоции  и воля человека непосредственно влияют на развитие различных сфер личности — от психомоторной до самосознания. Все большее значение приобретает «аффективно-эмоционально-волевая (личностная)» философия образования, центром которой является эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Многие психологи отмечают, что тактика ускорения темпов детского развития с одной единственной сверхцелью — подготовить ребенка к школе — сегодня фактически вытеснила специфически детские формы деятельной жизни дошкольника. Это отражается в постепенном и незаметном «вымывании» из дошкольных программ традиционных игр и различных видов художественного творчества. Информация, с которой ребенок сталкивается в детском саду, все более и более становится дидактичной, т. е. в ней преобладают элементы обучения, но не игровые или побуждающие воображение, творчество.

 В психологии известно, что возраст от 3 до 7 лет — это сензитивный, наилучший, период для развития и совершенствования общебиологических и психофизиологических закономерностей деятельности детского организма

Если окажется пропущен сензитивный период создания регулирующей основы поведения — навыков, умений, способностей, высок риск того, что реальными станут те разрушительные явления: психологическая депрессия («угнетающие» аффекты), безволие, отсутствие мотивации к труду и обучению. И, главное, «нравственное уродство» — ярое непослушание, отсутствие взрослых авторитетов, жестокость, цинизм и агрессия  детей.

Установка, торможение, дифференцирование — вот ключевые понятия при исследовании поведения детей, таковы и узловые проблемы в их воспитании.

Большинство установок  формируется у современного ребенка с помощью средств массовой информации (телевидение, реклама), феноменов массовой культуры (к которым теперь можно отнести и детскую литературу), предметов потребления (игрушки) и т. п. При этом взрослые почти не осознают, насколько созидательным или разрушительным будет воздействие таких явлений на личность ребенка, и совершенно не контролируют их. Процесс торможения в поведенческих реакциях, как видно из медицинских и педагогических исследований, крайне затруднен для современного ребенка, отличающегося перевозбуждением нервной системы и гиперактивностью.

Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют требований, которые должны им безоговорочно выполняться, не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. В то же время готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, не дается сама собой, к ней нужно приучать специально, лишь сила привычки может облегчить трудность усилия. Мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно. Подобные дети не приучены достигать каких-либо целей, так как не могут «обуздать» себя и преодолеть появившиеся трудности.

Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. Родители, желая воспитать ребенка трудолюбивым, умным, умеющим прилично вести себя в обществе, нагружают свое дитя непосильной работой. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое до конца, что тоже представляет собой проявление слабоволия.

Наблюдая за деятельностью детей дошкольного возраста, я увидела  проблема в ЭВС занимает особое место. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере Я ведет к неудовлетворению потребностей, напряженность, разнонаправленность  которых и порождает состояние тревоги.

Для развития ЭВС в   группе можно использовать приемы, основанные на разных методических позициях: игровые методы, ролевые методы (ролевые методы можно разделить на три группы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы), , ролевые ситуации) коммуникативные игры, игры и задания, направленные на развитие произвольности,  игры  развивающие воображение (игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: вербальные, невербальные и «мысленные картинки»).

Эмоции и воля оказывают непосредственное влияние на перцептивные процессы, фильтрует информацию, которую человек получает при помощи органов чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки.

В. М. Бехтерев считал, что если исключить эмоции, то мозг лишается главного источника сил.

Список использованной литературы:

1. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1991.

2. .Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. .Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологическою консультирования: Учебное пособие.- М.: «Ось-89», 2003.

4. .Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

5. .Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально-волевой сферы как условие успешной социальной адаптации дошкольников

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или ...

НОД по формированию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста путем сказкотерапии "Волшебное путешествие"

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков.Задачи: ·        способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состо...

Презентация " Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников."

Недаром дети любят сказку,Ведь тем она и хороша, Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа…В. Берестов...

Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=

В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА

Что такое двигательная сказка? Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства. Именно поэтому, можно отмети...

Консультация для родителей "Сказкотерапия- как средство формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника"

Одной из главных проблем, с которыми сталкиваются современные  дети, является недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы. Они испытывают трудности в контроле своих эмоций, сложности в фор...