Особенности двигательной деятельности детей 5 - 7 лет
статья по физкультуре на тему

Марухина Елена Сергеевна

Особенности двигательной деятельности детей 5 - 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oobennosti_dvigatelnoy_deyatelnosti_detey_5_-_7_let.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Старшие дошкольники быстро растут. Именно в это период происходит ростовой скачок, зримо увеличивается длина конечностей, изменяются в пропорции тела. Поэтому необходимо постоянный контроль позы и осанки детей, использование общеразвивающих физических упражнений, укрепляющих мышечную систему, а также специальные мера для предупреждения развития плоскостопия и функциональных отклонений осанки.

Движения детей старшего дошкольного возраста становятся всё более осознанными и носят преднамеренный характер. У них развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющие заданный способ. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети учатся постоянно планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности.

Двигательная деятельность детей становится всё более интенсивной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается формирование разнообразных способов выполнения многих видов спортивных упражнений. Усиливаются проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий. Начинают создаваться небольшие группировки по интересам к тому или иному виду упражнений.

В двигательной деятельности большое внимание следует уделять развитию движений и физических качеств детей. Целесообразно рационально организовать двигательный режим, разнообразить двигательную деятельность детей в течение дня. Педагогу важно поддержать попытки ребёнка в правильной организации собственной деятельности, учить элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов.

В двигательной деятельности у детей складываются более сложные формы общения со взрослыми и между собой. У них развивается чувство уважения к старшим, стремление подражать им. У некоторых детей появляется желание помочь другому, научить его. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результата в движении, игре. Однако в этом возрасте нередко поведение детей обусловливает возникающие мотивы соперничества, соревнования.

Оценка ребёнком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обусловливает большую её объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Они начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминания педагога, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности.

Старший дошкольный возраст – начало активного социального развития. В этот период начинает складываться личность с её основными компонентами. Взрослым необходимо учитывать и поддерживать проявления индивидуальности в ребёнке. Важно развивать у ребёнка представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя принятым в обществе, это даёт ему необходимое для полноценного личностного развития ощущения уверенности и защищённости. Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах. Поэтому, взаимодействуя с детьми, педагогу целесообразно придерживаться следующих правил: 1) подходить к каждому ребёнку с «оптимистической гипотезой», верить в его успех, всегда поддерживать положительные действия и намерения; 2) развивать в детях чувство самоуважения, потребность в совершении социально одобряемых, справедливых действий и поступков; 30 признавать право каждого ребёнка на проявление творчества, поддерживать и поощрять самостоятельность и инициативу, чаще ставить детей перед необходимостью самостоятельно сделать выбор решения; 4) обеспечивать нарастание стремления детей к освоению новых умений, способов деятельности.

Старший дошкольный возраст – это важный возраст для развития детской самостоятельности. В двигательной деятельности целесообразно соблюдать ряд требований, способствующих её развитию:

  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчёркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
  • содействовать освоению умений детей поставить цель (или принять её от взрослого), обдумать путь и средства её достижения, осуществить свой замысел и оценить полученный результат с позиции цели;
  • широко использовать ситуацию выбора, что создаёт почву для самовыражения каждого ребёнка.

В образовательной программе дошкольного образования «Детство» обозначен ряд задач образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, которые целесообразно решать каждому педагогу в практике собственной деятельности.

Задачи образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет

  • Развивать умения осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений).
  • Развивать умение анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей.
  • Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях.
  • Развивать творчество в двигательной деятельности.
  • Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
  • Развивать физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу.

Задачи образовательной деятельности с детьми 6 – 7 лет

  • Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности.
  • Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях.
  • Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
  • Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
  • Развивать физические качества: (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость, а также координацию движений.
  • Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту.

Программа определяет основные методы взаимодействия с детьми:

  • привлечение внимания ребенка к физическим упражнениям как к особому объекту познания: педагог использует показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, показ некоторых упражнений ребёнком, указания, анализ, оценку движений ребёнка, побуждает к оценке движений товарища и элементарной самооценке;
  • рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами;
  • использование специальных подводящих упражнений, создающих мышечное ощущение правильного выполнения элемента техники основного движения, спортивного упражнения;
  • развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов.

Литература

М. С. Анисимова «Двигательная деятельность детей 5 – 7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Особенности двигательной деятельности детей 3 - 4 лет

Особенности двигательной деятельности детей 3 - 4 лет...

Особенности формирования двигательной деятельности детей дошкольного возраста

Особенности формирования двигательной деятельности детей дошкольного возраста...

Особенности организации двигательной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Особенности организации двигательной деятельности детей среднего дошкольного возраста...