Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОО
консультация
Слаженность в работе педагогов – залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в том числе педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по ФИЗО и воспитателя.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации, является рациональность взаимодействия педагогов, например, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя, учителя-логопеда и т.д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально.
Согласно п. 13.2 СанПиН от 2.4.1.3049-13 года в части «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденным постановлением Главного государственного врача РФ, в ДОО рекомендованы следующие формы двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
- физкультурные минутки между НОД;
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- ритмическая гимнастика;
- занятия на тренажерах;
- плавание и др.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и, всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
В настоящее время в детских садах практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физкультуре и воспитателей. Однако последние зачастую просто присутствуют на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Педагоги объясняют это тем, что если в штате ДОО есть инструктор по ФИЗО, то именно он отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий, досугов и спортивных праздников.
Как показывает практика, педагоги попросту не знают, чем могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем, от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физкультуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.
Безусловно, ответственность за разработку сценария, организацию и проведение спортивного мероприятия ответственность несет инструктор. Задача воспитателя – помогать инструктору, осуществлять страховку воспитанников, следить за качеством выполнения упражнений и заданий, поддерживать дисциплину, а также, проводить индивидуальную работу с ослабленными или особыми детьми.
К педагогам в период подготовке к занятию по физкультуре предъявляются те же требования, что и к воспитанникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, что позволит ему включиться в образовательную деятельность и будет являться безусловным примером для детей.
Например, в ходе вводной части занятия воспитатель может вместе с детьми под руководством инструктора выполнять запланированные виды ходьбы и бега.
В основной части НОД, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором движение и повторять его технически правильно. Функция воспитателя на этом этапе сводится к оказанию индивидуальной помощи воспитанникам, которые в ней нуждаются.
Если дети выполняют упражнения стоя в колоннах, то инструктор контролирует выполнение упражнение в одной, а воспитатель в другой колонне. Так же воспитатель может помочь в расстановке необходимого для упражнений спортивного инвентаря.
Как известно, существуют разные способы организации детей во время поведения НОД по физической культуре: фронтальная, групповая, индивидуальная, способ круговой тренировки.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми.
При групповом – дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом воспитатель занимается с одной группой воспитанников, а инструктор с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность этого способа в том, что он позволяет обратить внимание на каждого ребенка и оценить качество выполнения упражнения. Задача инструктора и воспитателя – скорректировать по необходимости правильность выполнения движения.
При организации круговой тренировки воспитатель и инструктор делят между собой «станции», следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, что бы в случае необходимости оказать воспитаннику помощь.
Во время проведения подвижных игр воспитатель, равно как инструктор по ФИЗО должен знать правила игры, выучить с детьми слова к игре, если они есть. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях вызывают у детей положительных эмоциональный отклик и, как следствие, повышают уровень двигательной активности.
В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором итогов воспитатель так же может выразить свое мнение о том, как прошло занятие, кто из детей и как справился с заданием, что удалось.
Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по ФИЗО и педагога может быть приблизительно следующим:
· специалист занимается ослабленными детьми, воспитатель остальными или наоборот;
· специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
· специалист занимается отстающими детьми, воспитатель остальными;
· специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельностью в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
· инструктор и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми и придумывают все новые комбинации движений для их совершенствования.
Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возраста и возможностей детей, поставленных целей и задач НОД по физической культуре.
После совместного проведения занятия деятельность воспитателя не заканчивается. Педагог новые двигательные навыки закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы в течение дня. Следуя рекомендациям инструктора по ФИЗО, воспитатель организует индивидуальную работу с отстающими детьми, активизирует малоподвижных и ослабленных детей.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором организует на территории детского сада развивающую среду при этом учитывая возрастные особенности детей и их интересы.
В свою очередь инструктор по ФИЗО должен оказывать помощь педагогам в различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, гимнастики пробуждения, организовывать игры на прогулке, а так же самостоятельную двигательную активность детей в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной активности детей в семье.
При организации физкультурных досугов, спортивных праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель – незаменимый помощник инструктора по физкультуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов:
- подготовки (составление сценария, распределения ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального репертуара, оформление места проведения мероприятия, подготовка формы, эмблем и т.п.);
- подведения итогов.
Возглавляет подготовительную работу инструктор, а воспитатели оказывают ему помощь на каждом из этапов запланированного мероприятия. Пока инструктор решает организационные вопросы, задача педагога – вовлечь детей в процесс подготовки к празднику.
Основная часть мероприятия, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, эстафетами и т.п. ответственный за это – инструктор по физкультуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должны быть несколько помощников из числа педагогов, которые помогут с расстановкой и уборкой инвентаря для праздника, включать и менять музыкальное сопровождение, вести фотосъемку и т.д.
Если в целях оздоровления детей в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов то необходимо содействие медицинского работника.
Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОО напрямую зависит от степени взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива.
Основная цель физического воспитания в ДОО - привить детям и их родителям главную ценность - здоровый образ жизни, тем самым выполняя задачи ФГОС и обеспечить поддержку программы президента РФ Путинна В.В. «Здоровье нации». Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит рассчитывать на положительные результаты профессиональной деятельности.
Литература
1. Периодическое издание журнал «Старший воспитатель» Апрель 2012 года
2. Кожухова Н.Н.,Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. «Воспитатель по физической культуре в детском саду» - М.: Изд.центр «Академия», 2002 год
3. 2.4.1.3049-13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...
«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...
Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами и специалистами ДОУ в процессе реализации задач образовательной области "Физическая культура"
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей....
консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами детского дома в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
Раскрывает вопросы взаимодействия со специалистами в работе с дошкольниками...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в процессе реализации ФГОС»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей....
Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Опубликовано 07.03.2022
Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здо...
Консультация для педагогов "Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.Инструктор по физ...