Гидрореабилитация как средство стимуляци для развития двигательной активности у детей с ДЦП
статья по физкультуре на тему

Александрова Юлия Анатольевна

Лечебное плавание в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр. Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Проведение лечебной физкультуры в воде имеет ряд преимуществ. Во время лечебного плавания более эффективно формируется опорная реакция рук и ног ребенка, их движения, ритмичность и согласованность, улучшаются реакции равновесия и координации. При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса. Водная среда способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Во время лечебного плавания наблюдается значительное уменьшение интенсивности гиперкинетических расстройств. В воде более эффективны упражнения, направленные на подавление патологической тонической активности и предупреждение формирования патологических поз и двигательных стереотипов.  В статье раскрывается значение занятий по плаванию для детей с ДЦП, обозначена структура действий при обучении. Статья может быть полезна в использовании для родителей, имеющих детей с особенностями в развитии и инструкторов физической культуры, работающих в ДОУ и домах ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гидрореабилитация как средство стимуляци

для развития двигательной активности у детей с ДЦП

Александрова Ю.А.

Инструктор по физической культуре

СПб ГКУЗ СПНДР № 13 Адмиралтейского района

Лечебное плавание в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр. Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Проведение лечебной физкультуры в воде имеет ряд преимуществ. Во время лечебного плавания более эффективно формируется опорная реакция рук и ног ребенка, их движения, ритмичность и согласованность, улучшаются реакции равновесия и координации. При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса. Водная среда способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Во время лечебного плавания наблюдается значительное уменьшение интенсивности гиперкинетических расстройств. В воде более эффективны упражнения, направленные на подавление патологической тонической активности и предупреждение формирования патологических поз и двигательных стереотипов. Гидрокинезотерапия (лечебная гимнастика в воде) эффективна для предупреждения и устранения контрактур и деформаций. В результате существенным образом облегчается совершение ребенком различных упражнений, появляется возможность расширить спектр его физических нагрузок без риска вызвать значительное утомление.

Кроме того, следует учитывать, что лечебное плавание оказывает гармонизирующее влияние на физиологическое и психо - эмоциональное состояние ребенка. Анатомо-физиологические особенности детского организма позволяют ребенку освоить плавание еще в раннем возрасте. В воде ребенок намного более активно включается в произвольную деятельность. Как показывает практика, во время лечебной гимнастики в бассейне дети не проявляют раздражительности и негативизма, с которыми часто сталкиваются специалисты во время проведения традиционных занятий ЛФК. Плавание увлекает ребенка, доставляет ему удовольствие.         

В реабилитационной практике лечебное плавание является не только средством восстановления двигательных функций больного детским церебральным параличом, но и условием улучшения общего состояния организма ребенка. Водные процедуры способствуют улучшению аппетита, стимулируют обменные процессы, улучшают кровоснабжение органов и тканей, повышают резистентность детского организма к различным инфекциям. Таким образом, лечебное плавание способствует не только развитию двигательных возможностей ребенка с ДЦП, но и существенно улучшает его соматическое здоровье.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией. Детский церебральный паралич возникает при нарушениях внутриутробного развития (имеет значение инфекция во время беременности, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, поздний токсикоз беременных, несовместимость матери и плода по резус-фактору, нарушение аутоиммунных механизмов эмбрионального развития). Преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, роды при неправильном положении плода, родовые травмы, желтуха повышают риск заболевания. Все перечисленное приводит к гипоксии (кислородному голоданию) и асфиксии (удушью) плода. В результате недостатка кислорода нарушается закладка и развитие головного мозга ребенка. Точно определить причину заболевания невозможно. Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией. Детский церебральный паралич возникает при нарушениях внутриутробного развития (имеет значение инфекция во время беременности, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, поздний токсикоз беременных, несовместимость матери и плода по резус-фактору, нарушение аутоиммунных механизмов эмбрионального развития). Преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, роды при неправильном положении плода, родовые травмы, желтуха повышают риск заболевания. Все перечисленное приводит к гипоксии (кислородному голоданию) и асфиксии (удушью) плода. В результате недостатка кислорода нарушается закладка и развитие головного мозга ребенка. Точно определить причину заболевания невозможно. 

Для всех форм ДЦП характерно также нарушение проприоцептивной регуляции. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухожилиях, суставах - они передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, степени сокращения мышц - это мышечно-суставное чувство. Нарушение проприоцептивной регуляции резко затрудняет выработку условно-рефлекторных связей. У детей с церебральным параличом нарушено чувство позы, искажено восприятие направления движения. Движения однообразны, стереотипны, задерживается формирование тонко координированных движений. При этом страдает пространственная ориентация - ребенок сложно воспринимает и запоминает такие понятия, как «справа», «слева», «вверху», «внизу», «вдали», «вблизи» и др.

        Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений.

        В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса нижних конечностей придается плаванию. Являясь мощным средством воздействия на организм, плавание можно рассматривать как эффективное терапевтическое орудие при ДЦП. Во время плавания, активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме этого, оно корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спастичность, способствует расслаблению мышц. В связи с этим плавание применяется в лечебных целях как форма функциональной реабилитации на оздоровительно коррекционных занятиях (все этапы развития ДЦП). Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. Подбор упражнений по плаванию в бассейне должен быть индивидуальным. (При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано!) Программа коррекционной работы  должна быть направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

           Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются: регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики, строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием, постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.                                                            

Доступной адаптированной методикой или гидродинамической моделью формирования двигательных действий ребенка могут служить различные упражнения, направленные на ознакомление с физическими свойствами водной среды, и упражнения по освоению с водой, связанные, прежде всего, с выполнением в условиях гидроневесомости простейших движений и принятием позиций тела, а именно, - передвижение в толще воды с помощью тренера, погружение, лежание в положении на спине, возможно, скольжение. Вполне вероятно, что разработка и использование упражнений на расслабление в теплой водной среде будут способствовать выработке у ребенка необходимого мышечно-суставного контроля и на этой основе снижения спастического состояния напряженных мышц и расширения возможности укрепления силы мышц-агонистов. Стабилизация и управление мышечным напряжением, в свою очередь, приведет к успешному усвоению ребенком, страдающим церебральным параличом, умения не только плавать, но и управлять бытовыми двигательными действиями - за обеденным столом, в общественных местах, туалете и т.п.

        Рассматривая гидрореабилитацию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:

  • Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от

особенностей заболевания и общего состояния организма.

  • Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия

обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.

  • Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных

функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

  • Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
  • Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений

обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).

  • Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная

или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.

  • Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с

относительным отдыхом.

  • Учет возрастных особенностей.

Перед тем, как приступить к обучению плаванию детей (здоровых и особенно больных ДЦП), сначала следует освоить с ними подготовительные упражнения, которые помогут преодолеть страх перед водой, научат их стоять, ходить, прыгать и бегать по пояс в воде. Занятия подготовительными упражнениями проводятся в игровой форме.

Обучение плаванию делится на несколько этапов:

Первый этап обучения плаванию – один из самых важных – заключается в выполнении упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др.

Второй этап обучения плаванию – освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Глубина по пояс или по грудь. Передвижения по дну шагом, с помощью инструктора, самостоятельно, держась за поручни. Вначале ребенка необходимо научить правильному положению тела в воде, при скольжении и нырянии, при этом инструктор поддерживает его за ноги или за руки. Самое трудное на этом этапе – это научить ребенка делать выдох в воду медленно и постепенно. В начале такие упражнения выполняются, как и другие, на мелком месте и под команду инструктора «Выдох». Овладение навыком выдоха в воду и первыми скольжениями с отталкиванием ногами от бортика бассейна – это итог обучения второго этапа.

Третий этап обучения плаванию – заключается в обучении движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди или на спине). Подготовительные упражнения для изучения облегченных способов плавания подбираются в зависимости от степени поражения мышц верхних и нижних конечностей.

В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребенка этот этап может быть длительным и сложным. Затем ребенка обучают скольжению на спине с поддержкой его под лопатки, используя надувные плавательные воротники, которые улучшат контроль над положением головы. Для каждого ребенка вспомогательные средства подбираются с учетом его двигательных нарушений и возраста. В зависимости от характера двигательного нарушения выбирается и способ обучения плаванию. Так, детей со спастической диплегией (легкая степень заболевания) и выраженной тугоподвижностью в суставах рук и ног лучше начинать обучать плавать на спине с помощью надувных плавательных средств. Этот стиль плавания более других подходит большинству детей, страдающих различной степенью ДЦП. В положении на спине осуществляется свободное дыхание, глаза открыты, руки поддерживают тело в горизонтальном положении, ноги работают попеременно вверх – вниз.

Овладеть правильными движениями ног при обучении плаванию – крайне важно. После того, как ребенок овладеет движениями ног, его обучают движениям рук. Простейшие движения рук состоят в их попеременном вытягивании вперед – вниз.

Вначале это выполняется на суше, потом в воде. Ребенка необходимо обучать грести руками по направлению к бедру: когда одна рука гребет, другая вытягивается вперед. Гребок совершается выпрямленной рукой, пальцы необходимо выпрямлять. Закончив гребок у бедра, руку сгибают в локтевом суставе и выносят вперед до полного выпрямления. Грести надо плавно, не торопясь, слегка ускоряя движение к концу гребка. На первом этапе это упражнение выполняется с помощью инструктора. Движения рук и ног должны быть беспрерывными. Каждый гребок сопровождается 3 – 4 попеременными движениями ног. Хорошо освоив задание на суше, необходимо переносить это на воду. Все игры и упражнения с погружением головы под воду сначала выполняются с задержкой дыхания на вдохе (рот плотно закрыт), а затем с выдохом в воду через рот. Поэтому перед обучением детей с ДЦП плаванию надо научить их плотно закрывать рот и выдыхать через рот.

 При проведении занятий необходимо учитывать, что усвоение движений ребенком с ДЦП возможно только при многократном повторении и закреплении!

      Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с ДЦП подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и координации у детей с ДЦП.

         Систематические занятия плаванием оказывают благотворное воздействие на сердечно – сосудистую и дыхательную системы. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник – идет общее укрепление опорно-двигательного аппарата. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка. Необходимость преодолевать сопротивление воды связанна с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу(!!).  

 В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с ДЦП. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Занятия в воде позволяют развивать двигательные навыки (умение бегать, прыгать, лазать, играть с мячом) у детей с ДЦП с наименьшей травмоопасностью, что несомненно сказывается и на настроении ребенка и желание выполнять действия снова и снова.

Список литературы

1. Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с. –(Медицина для вас).

2.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000

3.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:

Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.

4. Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.

5. Кастюнин С.А., Вайнер Э.Н. Лечебная физкультура при нарушениях опорно – двигательного аппарата у детей (нарушения осанки, сколиозы, ДЦП и др.). Пособие для родителей, учителей физической культуры, методистов ЛФК. – Липецк, 2008.

6.        Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно (И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

–59, (5) с.

7. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б. Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.

8. Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л.  Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.

9. Тараканов О.П. ДЦП. Оздоровление на дому. М.; Спб.: Авторская творческая мастерская, 2011. – 90с., ил.

10.Янушанец Никита

Плавать раньше, чем ходить. – СПб.: Питер, 2003. –192 с.: ил.

11. http://www.testpilot.ru/dcp/doc/lfk.htm   Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

 Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.                       ...

План самообразования. Тема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА»

Урайский специализированный Дом ребенкаПлан самообразованияТема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА» Подготовила: воспи...

Консультация для родителей на тему «Развитие двигательной активности у детей инвалидов и детей с ОВЗ в домашних условиях»

       Физические упражнения, бег, гимнастика, подвижные игры и многое, многое другое является основой физического развития вашего ребенка и объединяется одним понятием &nda...