Методическая разработка конспекта индивидуального занятия по плаванию с ребенком с синдромом Дауна
методическая разработка по физкультуре на тему
Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. В методической разработке подчёркивается значение занятий по плаванию для детей с синдромом Дауна, для которых водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития двигательной активности и является обязательным компонентом современной реабилитации. Конспект занятия может быть полезен в использовании для родителей, имеющих детей с особенностями в развитии и инструкторов физической культуры, работающих в ДОУ и домах ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское Государственное
Казенное Учреждение здравоохранения
«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13
Адмиралтейского района»
Методическая разработка
конспекта индивидуального занятия по плаванию
с ребенком с синдромом Дауна
Выполнила:
Инструктор по физической культуре
Александрова Юлия Анатольевна
Санкт-Петербург, 2018
Актуальность
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Это обусловлено специфическими особенностями развития и, прежде всего, особенностями развития постурального контроля. Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная коконтракция, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть, фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, с точки зрения сохранения равновесия и координации, движения. Для детей с синдромом Дауна характерно отсроченное реагирование, поэтому следует помнить о темпе занятия и о времени, необходимом ребенку на реакцию. Нельзя сказать, что это время одинаково, иногда один и тот же ребенок может быть более быстрым или медленным, а порой приходится по ходу занятия снижать темп и даже исключать одно из запланированных заданий, поскольку иначе ребенку трудно усвоить необходимое. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и при гипотонии, характерным заболеванием у детей с синдромом Дауна. Необходимость преодолевать сопротивление воды напрямую связана с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с синдромом Дауна. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием.
Контингент: дети с синдромом Дауна
Цель:
Восстановление, закаливание и укрепление детского организма в условиях водной среды, обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых
Задачи:
- Адаптация организма к внешним раздражителям
( водная среда);
- Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
- Развитие дыхательной мускулатуры;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде руками;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде ногами (подготовительные – «кроль»);
- Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
- Эмоционально-психологическая разрядка.
Материалы и оборудование:
- Дорожки для выполнения заданий на суше, туннель.
- Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров
- Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров
- Круги для плавания
Ход занятия
Подготовительная часть
На суше.
1.ходьба по дорожке вокруг бассейна:
цель:
профилактика деформации стоп
укрепление мышц нижних конечностей
координация зрительного анализатора и вестибулярного аппарата
развивать навыки лазания
а) ходьба по ребристой дорожке;
б) перешагивание (горизонтальная лестница);
в) проползти в тоннель;
г) ходьба с опорой на руки по зрительному ориентиру.
Методические рекомендации: Следить за правильностью выполнения ребёнком заданий, помогать при двигательных затруднениях.
Дозировка: 3-4 минуты
2. Заход и спускание по лестнице в воду, держась за перила, с помощью инструктора.
Основная часть
На воде.
1. упражнение «У кого больше пузырьков» (вместе с педагогом)
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Ребенок делает вдох и выдыхает в воду.
Методические рекомендации: Руки убрать за спину, вдох выполнять, наклонившись вперед. Выдох медленнее вдоха.
Дозировка: 4-5 раз
2. упражнение «Сделаем дождик»
цель: адаптация к водной среде
Поливать себя водой, стараясь не вытирать лицо руками.
Дозировка:3-4 раза
3. упражнение« Плаваем ручками»
цель: развитие силы мышц рук
Подготовительные движения рук в воде для развития базовых движений при плавании
Методические рекомендации: Ребенок, наклоняясь вперед, выполняет
(повторяет за педагогом) движения рук влево – вправо, вперед-назад.
Дозировка: по 5-6 раз в разном направлении
4. упражнение «Фонтанчики»
цель: отработка движений ногами при плавании способом «кроль»
Движения ногами в воде сверху – вниз (плавательный круг).
Методические рекомендации: Ребенок удерживает равновесие, держась за плавательный круг и выполняя движения ногами сверху - вниз; старается выпрямлять ноги при движении.
Дозировка: 2-3 минуты
5.отталкивание от бортика ногами
цель: укрепление мышц тазобедренного сустава
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, подходит к бортику, опираясь на круг ставит одну (или две) ногу на стенку бортика и отталкивается назад.
Методические рекомендации: От силы толчка зависит дальность скольжения, обращать на это внимание ребенка.
Дозировка: 4-5 раз
6. упражнение «Покрутись»
цель: развитие вестибулярного аппарата
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, совершает поворот на 360 градусов вокруг оси своего тела.
Методические рекомендации: Следить за темпом выполнения, количеством поворотов влево и вправо.
Дозировка: 2-3 минуты
7. упражнение « Отдыхаем»
цель: расслабление основных групп мышц, разгрузка позвоночника
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, ложиться на спину, закрывает глаза, расслабляется.
Дозировка: 1 минуту
8. бег по дну бассейна
цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие основных движений
Передвижение по дну бассейна, помогая себе руками
Дозировка: 1 бассейн
9. упражнение «Буксировка» (поддержка педагога)
цель: развитие координации движений; освоение элементарных плавательных навыков в горизонтальном положении тела
Плавание на груди и спине с работой ног сверху – вниз (кроль); рук – (брасс).
Методические рекомендации:
Указывать ребенку «На груди», «На спине».
Дозировка: 2 бассейна
10. упражнение «У кого больше пузырьков» - повтор упражнения 1.
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Дозировка: 4-5 раз
Заключительная часть
Свободная игра с плавательным инвентарём, игрушками.
цель: эмоциональная разрядка
Методические рекомендации: предлагать ребенку варианты игр.
На суше.
Выход по лестнице из воды, держась за перила (помощь инструктора), обтирание.
Выводы:
- В результате работы с детьми на воде прослеживается значительная динамика двигательной активности, улучшается координация в движениях детей, что несомненно сказывается на уровне физического развития детей. Дети легче справляются с последствиями двигательных нарушений.
- Правильно поставленная инструктором, работа на воде - по развитию двигательной активности у детей, с применением специально подобранных упражнений, даёт положительную динамику и у детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна).
Заключение
Положительные результаты при проводимых занятиях на воде у детей с синдромом Дауна и дальнейшее их закрепление облегчает работу специалистов в развитии двигательной активности детей с ОВЗ.
Список литературы:
1.Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с. (Медицина для вас).
2.Большакова И.А. Маленький дельфин- АРКТИ, 2005
3.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой- М.: Физкультура и спорт, 2000
4.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:
Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.
5.Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.
6.Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно
(И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. – М.АСТ; СПб: Сова, 2006. –59, (5) с.
7.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.
8.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.
9.Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 120с.
10.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2004, -368с., ил.
11.Янушанец Никита
Плавать раньше, чем ходить. – СПб: Питер, 2003. –192 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).
Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер...
Методическая разработка конспект индивидуального занятия с ребенком с умственной отсталостью
Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. (Сухомлинский В.А.)...
Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.
На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих дтей. В данной методической разработке предс...
Методическая разработка: Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Сюрпризы осени» с использованием технологии интонационно-индивидуального произнесения текста в сопровождении его шуршанием и графического моделирования
Данный конспект содержит материал для закрепления знаний по лексической теме «Осень».Коррекционно-образовательные задачи:Закрепить знания и представления детей об осени;Закрепить умение со...
Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"
Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов 2.Обследовать понимание предложений...
Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.
На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих детей. В данной методической разработке пред...
Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.
На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих детей. В данной методической разработке пред...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересно. Спасибо.
Очень интересно. Спасибо.