Методическая разработка конспекта индивидуального занятия по плаванию с ребенком с синдромом Дауна
методическая разработка по физкультуре на тему

Александрова Юлия Анатольевна

Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. В методической разработке подчёркивается значение занятий по плаванию для детей с синдромом Дауна, для которых водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития двигательной активности и является обязательным компонентом современной реабилитации. Конспект занятия может быть полезен в использовании для родителей, имеющих детей с особенностями в развитии и инструкторов физической культуры, работающих в ДОУ и домах ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное

Казенное Учреждение здравоохранения

«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13

Адмиралтейского района»

Методическая разработка

 конспекта индивидуального занятия по плаванию

с ребенком  с синдромом Дауна

Выполнила:

Инструктор по физической культуре

Александрова Юлия Анатольевна

Санкт-Петербург, 2018

Актуальность

Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Это обусловлено специфическими особенностями развития и, прежде всего, особенностями развития постурального контроля. Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная коконтракция, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть, фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, с точки зрения сохранения равновесия и координации, движения. Для детей с синдромом Дауна характерно отсроченное реагирование, поэтому следует помнить о темпе занятия и о времени, необходимом ребенку на реакцию. Нельзя сказать, что это время одинаково, иногда один и тот же ребенок может быть более быстрым или медленным, а порой приходится по ходу занятия снижать темп и даже исключать одно из запланированных заданий, поскольку иначе ребенку трудно усвоить необходимое. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и при гипотонии, характерным заболеванием у детей с синдромом Дауна. Необходимость преодолевать сопротивление воды   напрямую связана с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с синдромом Дауна. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием.  

Контингент: дети с синдромом Дауна

Цель:

Восстановление, закаливание и укрепление детского организма в условиях водной среды, обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых

Задачи:

  • Адаптация  организма к внешним раздражителям

    ( водная среда);

  • Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
  • Развитие дыхательной мускулатуры;
  • Освоение элементарных плавательных движений в воде руками;
  • Освоение элементарных плавательных движений в воде ногами (подготовительные – «кроль»);
  • Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
  • Эмоционально-психологическая разрядка.

Материалы и оборудование:

  • Дорожки для выполнения заданий на суше, туннель.
  • Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров
  • Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров
  • Круги для плавания

Ход занятия

Подготовительная часть

На суше.

1.ходьба по дорожке вокруг бассейна:

цель:

профилактика деформации стоп

укрепление мышц нижних конечностей

координация зрительного анализатора и вестибулярного аппарата

развивать навыки лазания   

а) ходьба по ребристой дорожке;

б) перешагивание (горизонтальная лестница);

в) проползти  в тоннель;

г) ходьба с опорой на руки по зрительному ориентиру.

Методические рекомендации: Следить за правильностью выполнения ребёнком заданий, помогать при двигательных затруднениях.

Дозировка: 3-4 минуты

2. Заход и спускание по лестнице в воду, держась за перила, с помощью инструктора.

Основная часть

На  воде.

1. упражнение «У кого больше пузырьков» (вместе с педагогом)

цель: развитие дыхательной мускулатуры.

Ребенок делает вдох и выдыхает в воду.

Методические рекомендации: Руки убрать за спину, вдох выполнять, наклонившись вперед. Выдох медленнее вдоха.

Дозировка: 4-5 раз

2. упражнение «Сделаем дождик»

цель: адаптация к водной среде

Поливать себя водой, стараясь не вытирать лицо руками.

Дозировка:3-4 раза

3.  упражнение« Плаваем ручками»

цель: развитие силы мышц рук

Подготовительные  движения рук в воде для развития базовых движений при плавании

Методические рекомендации: Ребенок, наклоняясь вперед, выполняет

(повторяет за педагогом) движения рук влево – вправо, вперед-назад.

Дозировка: по 5-6 раз в разном направлении

4. упражнение «Фонтанчики»

цель: отработка движений ногами при плавании способом «кроль» 

Движения ногами в воде сверху – вниз (плавательный круг).

Методические рекомендации: Ребенок удерживает равновесие, держась за плавательный круг и выполняя движения ногами сверху - вниз; старается выпрямлять ноги при движении.

Дозировка: 2-3 минуты

5.отталкивание от бортика ногами 

цель: укрепление мышц тазобедренного сустава

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, подходит к бортику, опираясь на круг ставит одну (или две) ногу на стенку бортика и отталкивается назад.

Методические рекомендации: От силы толчка зависит дальность скольжения, обращать на это внимание ребенка.

Дозировка: 4-5 раз

6. упражнение «Покрутись»

цель: развитие вестибулярного аппарата

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, совершает поворот на 360 градусов вокруг оси своего тела.

Методические рекомендации: Следить за темпом выполнения, количеством поворотов влево и вправо.

Дозировка:  2-3 минуты

7. упражнение « Отдыхаем»

цель: расслабление основных групп мышц, разгрузка позвоночника

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, ложиться на спину, закрывает глаза, расслабляется.

Дозировка: 1 минуту

8. бег по дну бассейна

цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие основных движений

Передвижение по дну бассейна, помогая себе руками

Дозировка: 1 бассейн

9. упражнение «Буксировка» (поддержка педагога) 

цель: развитие координации движений; освоение элементарных плавательных навыков в горизонтальном положении тела

Плавание на груди и спине с работой ног сверху – вниз (кроль); рук – (брасс).

Методические рекомендации:  

Указывать ребенку «На груди», «На спине».

Дозировка: 2 бассейна

10. упражнение «У кого больше пузырьков» - повтор упражнения 1.

цель: развитие дыхательной мускулатуры.

Дозировка: 4-5 раз

Заключительная часть

Свободная игра с плавательным инвентарём, игрушками.

цель: эмоциональная разрядка

Методические рекомендации:  предлагать ребенку варианты игр.

На суше.

Выход по лестнице из воды, держась за перила (помощь инструктора), обтирание.

Выводы:

  • В результате работы с детьми на воде прослеживается значительная динамика двигательной активности, улучшается координация в движениях детей, что несомненно сказывается на уровне физического развития детей. Дети легче справляются с последствиями двигательных нарушений.
  • Правильно поставленная инструктором, работа на воде - по развитию двигательной активности у детей, с применением специально подобранных упражнений, даёт положительную динамику и у детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна).

Заключение

Положительные результаты при проводимых занятиях на воде у детей с синдромом Дауна и дальнейшее их закрепление облегчает работу специалистов в развитии двигательной активности  детей с ОВЗ.

Список литературы:

1.Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов        н/Д: Феникс, 2006. – 222с. (Медицина для вас).

2.Большакова И.А. Маленький дельфин- АРКТИ, 2005

3.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой- М.: Физкультура и спорт, 2000

4.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:

Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.

5.Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.

6.Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно

(И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. – М.АСТ; СПб: Сова, 2006. –59, (5) с.

7.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.

8.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.

9.Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 120с.

10.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2004, -368с., ил.

11.Янушанец Никита

Плавать раньше, чем ходить. – СПб: Питер, 2003. –192 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Методическая разработка конспект индивидуального занятия с ребенком с умственной отсталостью

Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. (Сухомлинский В.А.)...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих дтей. В данной методической разработке предс...

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Сюрпризы осени» с использованием технологии интонационно-индивидуального произнесения текста в сопровождении его шуршанием и графического моделирования

Данный конспект содержит материал для закрепления знаний по лексической теме «Осень».Коррекционно-образовательные задачи:Закрепить знания и представления детей об осени;Закрепить умение со...

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих детей. В данной методической разработке пред...

Методическая разработка конспекта индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна по освоению навыка ходьбы.

На фоне значительных успехов в вопросах социальной адаптации детей с синдромом Дауна, остается актуальной проблемма правильного двигательного развития этих детей. В данной методической разработке пред...


 

Комментарии

Ефимова Елена Евгеньевна

Очень интересно. Спасибо.