Динамические паузы в режиме ГБДОУ.
статья по физкультуре на тему
В статье подробно представлена классификация всех возможных физкульминуток и способы их применения в режимных моментах ГБДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное выгорание педагога возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующего «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Существует много рекомендаций для профилактики профессионального выгорания, я остановлюсь на одной из самых важных, тем более, что заниматься можно в течение рабочего дня, совместно с детьми, уделяя этому 2-3 минуты каждый час. Речь идет о динамических паузах в режиме дня дошкольника.
Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску Известный русский физиолог И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.
Динамические паузы (греч. dynamikos – силовой) — заполненная разнообразными видами двигательной активности пауза в учебной или трудовой деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — активный отдых (по В. Колбанову).
Динамические паузы проводятся во время занятий, требующих от детей усидчивости и умственного напряжения (занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности). Умственное утомление определяется по снижению внимания детей. Дети под воздействием длительного статического напряжения опускают плечи, горбятся, что приводит к нарушению осанки, замедлению кровообращения. Все это негативно отражается на здоровье дошкольников. Снять напряжение помогут динамические паузы, К ним относятся физкультминутки, логоритмичская гимнастика, пальчиковые и телесные игры.
Физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и повышения умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечения кратковременного активного отдыха. Физкультурная минутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц (рук, ног, плечевого пояса, туловища), активизирующих дыхание и кровообращение. Например:
Мы ногами – топ-топ, Мы руками – хлоп-хлоп. | Движения выполнять по содержанию текста. |
Мы глазами миг-миг. | Руки на поясе. Моргаем глазами. |
Мы плечами чик-чик. | Руки на поясе, плечи вверх-вниз. |
Раз – сюда, два – туда. | Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево. |
Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. | Движения выполнять по содержанию текста. |
Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора! | Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз. |
Логоритмическая гимнастика – одна из форм активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Логоритмическая гимнастика выполняется под музыку, чтение стихотворения или пение детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц. В логоритмическую гимнастику необходимо включать разнообразные дыхательные упражнения, элементы ритмической гимнастики игровые упражнения имитационного характера («змея», «киска сердится», «собачка ласковая», «собачка злая», «аист», лошадки. Например:
Эй, лошадки все за мной, Поспешим на водопой. | Дети делают подскоки, Изображая лошадок. |
Вот широкая река, В ней холодная вода, Пейте! | Плавно разводят руки в стороны и наклоняются вперед. |
Хорошая водица. Постучим копытцем. | Поочередно притопывают то правой, то левой ногой |
Эй, лошадки все за мной, И поскачем, все домой. | Дети прыгают произвольно по всему залу, произнося «и-го-го». |
Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. Например:
Указательный палец шепчет тихонько: «Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?» | Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец |
Средний палец ворчит: «Ох-ох-ох! От ветра я оглох!» | Сгибать и разгибать средний палец. |
Безымянный палец кричит: «Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!» | Сгибать и разгибать безымянный палец. |
Здоровяк большой палец восклицает: «Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах! Ух-ух-ух! Дайте мне кожух!» | Сгибать и разгибать большой палец. |
Телесные игры дают возможность ребенку ощутить собственное тело. Во многих играх используется прием называния малыша по имени, что характерно для народных игр-потешек, в которых имя ребенка органично вплетается в ткань стиха. Это дает возможность осознать, что именно его приглашают и принимают в удивительном мире игры. Например:
Две сороконожки Бежали по дорожке, | Пальцы взрослого бегут навстречу друг другу по руке ребенка (или по ногам, или вдоль позвоночника) |
Так друг дружечку обняли, Что с трудом мы их разняли. | и затем соединяются посередине. |
Также необходимо несколько раз в день делать по минуте
упражнения для снятия мышечного напряжения: напряжение-расслабление, потянулись-сломались, растем.
Для педагогов посоветую очень эффективные и малозатратные по времени экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.
- Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
- Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
- Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
- Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
- Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая – на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Динамические паузы в логопедической работе
Подборка динамическх упражнений на все звуки родного языка...
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ. ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Данная подборка динамических пауз и упражнений по различным тематикам удобна для использования на занятиях различных типов и предусматривает смену деятельности в различных видах деятельности....
Динамические паузы.
Физкультминутки для детей....
Физминутки и динамические паузы для детей дошкольного возраста
Физминутки для детей дошкольного возраста, с использование стихов о картошке....
Динамические паузы
Динамические паузы разработаны на основе народной игры "Солнышко" и народной песни "Во кузнице"...
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...