Как составить комплекс ритмической гимнастики. В помощь инструктору по физической культуре.
методическая разработка по физкультуре на тему

Светлана Анатольевна Абрамова

Ныне большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика. О ней вновь вспомнили в начале прошлого века.

Повышенный интерес к гимнастике был вызван с возникновением школы ритмической гимнастики, основанной Жаком Далькрозом.

Именно им впервые был введен термин «ритмическая гимнастика».

Система ритмической гимнастики предназначалась для развития у музыкантов слуха и чувства ритма. Однако попутно оказалось, что она весьма пригодна и как средство физического воспитания.

Органическое сочетание музыки и движений - основа метода

Ж. Далькроза.Один из известных специалистов гимнастики 30-40-х гг. Г. Зурен писал: «Всякая хорошая система ритмической гимнастики должна быть построена на функциональной, анатомической гимнастике».

«Мы хотим и должны присоединить к нашим физическим упражнениям также и душевную радость».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

«КАК СОСТАВИТЬ КОМПЛЕКС РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»

Прежде чем приступить к составлению комплекса, необходимо четко представить его целевую направленность и задачи. Сам технологический процесс разработки можно разбить на несколько этапов.

Первый этап – определение количества серий, соразмерности их в занятии, общего содержания( где, в каком построении, с предметами, отягощением и т.д.), составление графика-схемы комплекса.

Второй этап – определение количества цепочек в каждой серии с указанием целевой направленности.

Третий этап – подбор средств для каждой цепочки, выявление последовательности упражнений и соединений в каждой цепочке.

Молодым преподавателям рекомендуется составлять полный конспект занятия. Для разработки цепочек важно обладать большим запасом движений – двигательной эрудицией. Однако кроме этого большое значение имеет и умение правильно, в логической последовательности выстроить упражнения.

При конструировании цепочек упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

  1. Рекомендуется начинать цепочку с несложных по своей структуре движений, не требующих особого напряжения внимания, и постепенно повышать физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к боле сложным упражнениям, требующим в большей степени затрат физических сил, и, наконец давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.
  2. Не следует составлять слишком сложные комбинации, однако нужно избегать и другой крайности – слишком легких и примитивных соче6таний.
  3. В цепочках должны разумно чередоваться простые комбинации и более сложные, с учетом возраста и подготовленности занимающихся.
  4. при конструировании цепочки необходимо стремиться к тому, чтобы положение тела в конце каждого упражнения служило исходным положением для выполнения последующего движения или с ним имело структурное сходство.

Четвертый этап – составление фонограммы. Фиксируя количество выполненных движений за минуту ( количество махов, наклонов, подскоков, выпадов и т.д.), можно определить и темп музыкального произведения. Например, за минуту  вы выполняете 80 круговых движений руками стоя ноги врозь. Это значит, что темп музыки должен быть умеренным.

ТЕМП МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ

ТЕМП МУЗЫКИ

КОЛИЧЕСТВО АКЦЕНТОВ В МИНУТУ

ВОЗМОЖНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • МЕДЛЕННЫЙ

40-60

Дыхательные упражнения, упражнения на расслабле- ние, волны руками, туло- вищем, упражнения на  рав-новесие.

  • УМЕРЕННЫЙ

60-90

Упражнения на растягива-ние, для мышц шеи, элементы психорегулирую-щей гимнастики, восточная гимнастика.

  • СРЕДНИЙ

90-120

Упражнения спортивно-гимнастического стиля (махи, наклоны, выпады, на силу), элементы танца для рук, плечевого пояса, туло -вища, разновидности ходьбы, танцевальные шаги.

  • БЫСТРЫЙ

120-140

Бег,прыжки,махи,танцеваль-ные движения.

  • ОЧЕНЬ БЫСТРЫЙ

140 и выше

Бег,подскоки,танцы типа рок-н-ролла.

В этой таблице приведены примерные темпы музыки для различных групп движений. Для того,чтобы составить фонограмму, необходимо определить также продолжительность цепочки и ее составляющих. Длительность или, другими словами, дозировка зависит от функции того или иного задания, от возраста и степени подготовленности детей. Целесообразность дозировки в каждом случае определяется педагогом. Желательно, чтобы новая цепочка упражнений, отдельные комбинации начинались с новой музыкальной темы или с новой музыкальной фразы. После предварительной подготовки вы можете приступить к работе с фонотекой по отбору и компоновке музыкального содержания занятия.

Пятый этап – опробование и корректирование. Прежде чем проводить занятие по новой, разработанной вами программе, проработайте детали, придайте эмоциональную окраску движениям, исходя не только из их темпоритмических особенностей, но и из эмоционального характера музыки. Так вы достигните единства музыки и движений, того, что является одной из принципиальных черт ритмической гимнастики.

Шестой этап – запоминание комплекса.

Это довольно кропотливая и изнурительная работа, требующая хорошей двигательной памяти и физической подготовленности. Однако при проведении занятий не исключается импровизация. Способность импровизировать, сохраняя общую направленность комплекса и ее компонентов,- показатель квалификации преподавателя. Чем выше подготовленность специалиста, тем шире и свободнее он импровизирует.

Возможен и другой путь составления комплекса – под уже составленные фонограммы. Это значительно облегчает процесс разработки программы, но ограничивает в какой-то мере творческое начало в работе. При наличии готовой фонограммы процесс составления комплекса разворачивается в обратном порядке. Прослушивая музыку, определяют ее части, фрагменты, темп. В зависимости от этого строятся цепочки, серии, части. Качество такой программы во многом будет зависеть от квалифицированно составленной фонограммы.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

«КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЭФФЕКТИВНОЕ  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЛЕКСУ

РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»

 

Правильное исполнение  упражнений в ритмической гимнастике необходимо как с эстетической точки зрения, так и функциональной. Неправильное исполнение подчас значительно снижает эффективность упражнения. Значительно снижают коэффициент полезного действия упражнений ошибки эстетического характера: недостаточно прямые ноги, плохо оттянутые носки, неправильная осанка и др.

В связи с этим проблема правильного обучения несомненно актуальна в ритмической гимнастике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.

Основные методы и принципы обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения осваиваются целостным методом по показу или рассказу и показу. Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных упражнений, в первую очередь танцевальных элементов, а также когда речь идет о коррекции двигательного навыка при исправлении некоторых ошибок.

В процессе проведения комплексов большое значение имеют указания, которые дает преподаватель в ходе исполнения упражнений под музыку. Они позволяют сохранить принцип поточности выполнения движений и одновременно вносить коррекцию.

В ритмической гимнастике музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор воздействия на занимающихся, облегчающий обучение. Правильная методика применения музыки способствует усвоению двигательного навыка. Если вы разучиваете сложное движение, то целесообразно отключать музыку, а когда структура движения в основном усвоена, можно вновь приступить к исполнению его с музыкальным сопровождением.

При проведении занятий можно использовать и приемы физической помощи, просто исправить выполнение движения руками, непосредственно на ребенке.

В процессе обучения большое значение имеет самоконтроль действий со стороны детей. Незаменимую помощь может оказать работа перед зеркалом или индивидуальная работа перед зеркалом.

Объяснения по разучиванию и замечания педагог должен делать в доходчивой и тактичной форме, сохраняя требовательность и доброжелательность.

Необходимо напомнить, что движения должны выполняться в ту и другую стороны. Равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, при которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), другая – в подчиненную (недоминирующую).Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии человека является преимущественное использование им одной из верхних конечностей, что получило название право- или леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, рационально использовать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом недоминирующей.

В связи с этим возникает еще одна проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужен показ лицом к детям, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так – лицом к детям с левой руки ( как свидетельствует статистика, большинство детей – правши) Преимущество такого показа заключается в возможности контроля за группой, выявление возникающих ошибок и их исправления.

А вот сложные по координации движения следует показывать спиной к детям, с правой руки или ноги. Лучшим вариантом будет показ спиной к детям и лицом к большому зеркалу. Это позволяет улучшить обзор занимающимся, а педагогу контролировать правильность усвоения материала, четкость движений собственного тела.

При самостоятельном разучивании упражнений рекомендуется соблюдать такую последовательность:

  1. Внимательно прочесть описание упражнения, методические рекомендации по технике его выполнения.
  2. Изучить движение по рисунку, фотографии.
  3. Вновь прочесть описание и постараться воспроизвести упражнение в медленном темпе, четко фиксируя исходное и конечное положения, без музыкального сопровождения.
  4. Повторить упражнение несколько раз самостоятельно. Если вы сбиваетесь, вновь посмотрите на рисунок, прочтите запись упражнения.
  5. Включить магнитофон и попробовать исполнить движение в медленном темпе, через такт, а затем уже на каждый такт.

Столь тщательной проработки требуют только сложные по координации движения. Многие упражнения, как, например, ряд беговых, скачки, подскоки, которые близки  к естественным формам движения, не требуют такого разделения при разучивании, а могут выполняться, что называется, с листа.

При занятиях ритмической гимнастикой нужно помнить и традиционные педагогические принципы обучения: сознательности, систематичности, наглядности, доступности и прочности, постепенного повышения нагрузки и ее варьирования. Расшифровки требует лишь последний из названных принципов. Стандартные нагрузки со временем теряют свой тренировочный эффект, перестают способствовать развитию работоспособности, силы, гибкости.

В работе с детьми выделяется несколько циклов: освоение комплекса ( обучение), тренировка ( собственно-тренировочный). Обучение предшествует решению всех других задач. Прежде чем выполнять физические упражнения с целью развития физических качеств, укрепления здоровья, необходимо прежде научиться этим движениям. Первые занятия носят обучающий характер, однако простые движения, близкие к естественным формам, например, ходьба, бег, подскоки, простейшие движения руками, головой, выполняются поточным методом, сразу под музыку. Это позволяет с первых занятий добиваться оптимальной нагрузочности и почувствовать специфику, вкус ритмической гимнастики, заключающейся в поточности и ритмичности движений.

Постепенно, в процессе освоения увеличивается тренирующий эффект занятий. Все четче просматривается его структурность, повышается интенсивность, длительность выполнения упражнений, возрастает их сложность.

Длительность первых двух циклов колеблется от двух до четырех месяцев в зависимости от возраста, режима занятий ( 1 или 2 раза в неделю) и других факторов.

Как часто надо менять комплекс, чтобы не терялся интерес к занятиям. Вот несколько рекомендаций:

- замену комплексов проводите постепенно, начиная с 1-2 серий; замените одну, две серии, постепенно обновите комплекс целиком;

- не спешите менять комплексы; постарайтесь по возможности разнообразить первый вариант .Этого можно добиться заменой фонограммы, увеличением темпа исполнения. Например, темп100 акцентов в минуту замените на 110, темп 90 – на 100.

- постарайтесь шире пользоваться различными средствами ритмической гимнастики. Можно одну из серий в положении стоя выполнять с гимнастическими палками, а беговую серию заменить прыжками.

- постоянно следите за новыми веяниями в современной музыке и танцах;

- в летнее время перейдите на открытые площадки- это и полезно, и внесет разнообразие;

-составляйте комплексы с учетом сезонности; весной увеличьте беговые нагрузки и исполняйте силовые упражнения с отягощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Боремся со стрессами с помощью гимнастики!"

Кто не слышал поговорку: «Все болезни от нервов»?Недавно она в очередной раз подтвердилась.Ученые выяснили, что у людей, которые в детстве пережили сильные стрессовые ситуации,в зрелом возрасте ...

Спортивный досуг для старших групп «Мы спортивные вдвоем, никогда не устаем» Составила: инструктор по физической культуре Фурутина Ирина Николаевна

Цель: пропаганда здорового образа жизни и укрепление семейных ценностей, повышение авторитета семьи, материнства.Задачи:·        развивать двигательную находчивость,...

Спортивный досуг для старших групп «Мы спортивные вдвоем, никогда не устаем» Составила: инструктор по физической культуре Фурутина Ирина Николаевна

Цель: пропаганда здорового образа жизни и укрепление семейных ценностей, повышение авторитета семьи, материнства.Задачи:·        развивать двигательную находчивость,...

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

Долгосрочный проект «Внедрение комплекса ГТО в систему работы инструктора по физической культуре» (старший дошкольный возраст)

Проект предусматривает подготовку, формирование мотивации детей 6-7,  лет к сдаче первой ступени ГТО (старшие и подготовительные к школе группы ДОУ);  внедрение комплекса ТГО в работу инстру...

Долгосрочный проект «Внедрение комплекса ГТО в систему работы инструктора по физической культуре» (старший дошкольный возраст)

Проект предусматривает подготовку, формирование мотивации детей 6-7,  лет к сдаче первой ступени ГТО (старшие и подготовительные к школе группы ДОУ);  внедрение комплекса ТГО в работу инстру...

"Укрепляем здоровье" Методическая разработка в помощь инструктору по физической культуре

    Здоровое тело - здоровые мыслиДанный материал, с помощью интересных упражнений, поможет детям познать и почувствовать состояние своего организма,  научит осознанно выполнять ...