Дополнительная общеобразовательная программа по плаванию. Физкультурно-оздоровительный кружок «Учусь плавать»
рабочая программа по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Данная рабочая программа будет полезна инструктором по физической культуре, ведущим дополнительные кружки по плаванию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovat_programma_dod_po_plavaniyu-kruzhok_uchus_plavat.docx | 43.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа №1236 им. С.В. Милашенкова»
(ДО №2151 по адресу: Огородный пр., д. 19Б)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа платных образовательных услуг
Физкультурно-оздоровительный кружок «Учусь плавать»
Направленность программы: Физкультурно-спортивная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Рачицкая Елена Николаевна
Инструктор по физической культуре
Москва – 2017
Раздел 1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная.
Уровень освоения программы – оздоровительный (ознакомительный)
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Программа «Учусь плавать» имеет физкультурно-спортивную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию в детском саду», автора Чеменова А.А., Столмакова Т.В. с учетом требований ФГОС.
Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
Новизна программы дополнительного образования: заключается в том, что она направлена на совершенствование умений и навыков дошкольников, полученных на основных занятиях (НОД) по обучению плаванию.
Отличительная особенность программы дополнительного образования заключается в том, что она адаптирована под приоритетное направление детского сада (физическое развитие детей) и является «дополнением» к основной программе. Важной отличительной особенностью программы является использование современной эффективной технологии – одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах. Ребенок обучается одновременно всем способам плавания, на основе которых происходит выбор избранного способа. Данная программа дает возможность поднять эффективность обучения плаванию. Осваиваются движения всеми способами плавания, начиная с движений руками. Дается возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Детям предоставляется возможность из большего количества упражнений разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Результатом является выбор того способа плавания, который соответствует индивидуальным особенностям ребенка. Дети 6-7 лет должны вплотную приблизиться к выполнению норматива ГТО «Умею плавать» - проплывать 25 метров, владея при этом всеми четырьмя спортивными способами (кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин).
Название программы – физкультурно-оздоровительный кружок «Учусь плавать».
Цель программы – обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
- познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в бассейне;
- обучить детей плавать облегченными (комбинированными) способами плавания
Развивающие:
- развивать двигательную активность детей;
- способствовать развитию навыков личной гигиены;
- способствовать развитию костно-мышечного корсета;
- развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке
Воспитывающие:
- воспитывать морально-волевые качества;
- воспитывать самостоятельность и организованность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
- воспитывать интерес к занятиям физической культуры
Категория обучающихся. Программа рассчитана на детей от 3 до 5 лет «Первая волна» и от 5 до 7 лет «Вторая волна».
Срок реализации программы: с 1 октября 2017 г. по 31 мая 2018 г.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий. Занятия проводятся в группе, численный состав группы – 8-10 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты освоения программы
Дети должны знать:
- основные правила безопасности поведения на воде;
- правила личной гигиены;
- основы здорового образа жизни.
Дети должны иметь представление:
- о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин», «облегченный»).
Дети должны уметь:
- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду, лежать на воде;
- выполнять скольжение на груди и спине, с работой рук, с работой ног;
- плавать облегченными (комбинированными) способами плавания.
Раздел 2. Содержание программы.
Учебный (тематический) план для детей 3-5 лет «Первая волна»
Тема | Теория | Практика | Общее количество часов |
Правила поведения и техника безопасности в бассейне | 2 | 2 | |
Ознакомление со свойствами воды и обучение свободному передвижению в воде | 8 | 8 | |
Обучение выдоху в воду | 8 | 8 | |
Обучение погружению в воду | 8 | 8 | |
Обучение ориентированию в воде | 5 | 5 | |
Обучение лежанию на воде | 8 | 8 | |
Обучение попеременным движениям ног способом кроль | 5 | 5 | |
Обучение скольжению на груди и спине с вспомогательными средствами и без них | 10 | 10 | |
Обучение движениям рук всеми способами плавания в ходьбе и в скольжение (брас, дельфин, кроль) | 10 | 10 | |
Обучение плаванию при помощи движений ног способом кроль на груди и спине | 8 | 8 | |
Итого | 2 | 70 | 72 |
Учебный (тематический) план для детей 5-7 лет «Вторая волна»
Тема | Теория | Практика | Общее количество часов |
Правила поведения и техника безопасности в бассейне | 2 | 2 | |
Закрепление обучения выдоха в воду, погружению, всплытию лежанию | 4 | 4 | |
Обучение плаванию при помощи движений ног способом кроль на груди и спине с дыханием | 10 | 10 | |
Закрепление обучения скольжению и ориентировки под водой с открытыми глазами | 12 | 12 | |
Обучение плавания при помощи движения ног всеми способами на задержке и с дыханием (кроль, дельфин, брас) | 10 | 10 | |
Обучение плаванию при помощи движения рук всеми способами на задержке и с дыханием (брас, дельфин, кроль) | 12 | 12 | |
Обучение плаванию комбинированными способами плавания на задержке дыхания | 12 | 12 | |
Обучение плаванию комбинированными способами плавания с дыханием | 10 | 10 | |
Итого | 2 | 70 | 72 |
Содержание учебного (тематического) плана
В содержание каждой учебной темы входят подготовительные и специальные упражнения на суше и в воде, а так же игры.
Они сгруппированы следующим образом:
- упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способом передвижения по дну;
- упражнения на погружения в воду с головой и открывание глаз в воде;
- упражнения, помогающие овладеть выдохом в воду;
- всплывание и лежание на воде;
- скольжение по поверхности.
Навыки плавания формируются у детей с помощью специальных упражнений, которые помогают:
- овладеть движениями рук и ног;
- освоить технику дыхания;
- отработать общую координацию движений при определенном способе плавания.
Программа предлагает два этапа обучения:
- на первом этапе осваиваются подготовительные упражнения;
- на втором этапе осваиваются элементы спортивных способов плавания.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы основными педагогическими принципами и методами:
1. Принцип дифференцированного подхода к детям.
2. Принцип индивидуализации процесса обучения.
3. Принцип преемственности ГБОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.
4. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
5. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности) .
6. Принцип сознательности и активности.
7. Принцип наглядности.
8. Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.
9. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
10. Плакаты, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
11. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
12. Комплексы дыхательных упражнений.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Плавательные доски.
2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
4. Аквапояса.
5. Нарукавники.
6. Очки для плавания.
7. Нудлсы (палки для плавания).
8. Мячи разных размеров.
9. Обручи плавающие и с грузом.
10. Слаломарки.
11. Колобашки.
12. Ласты.
13. Телескопический шест.
14. Поплавки цветные (флажки).
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений на итоговых занятиях.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- открытые занятия для родителей;
- спортивные развлечения и праздники на воде.
Раздел 4. Кадровое обеспечение программы
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования, имеющим специальное образование и прошедшим предварительную подготовку (курсы повышения квалификации).
Список использованной литературы:
1. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Примерная программа и инструктивно-методические рекомендации по плаванию для детей от 2 до 7 лет. – М.: Центр «Школьная книга», 2009 г. – 30
2. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис Пресс, 2003 г. – 80 с.
3. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 80 с.
4. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для инструкторов по физической культуре детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 80 с.
5. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для инструкторов по физической культуре детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
6. Мухортова Е. Б. Обучение плаванию малышей.– М.: «Физкультура и спорт», 2008 г.
7. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г.
8. Чеменева А. А., Столмакова Т.В. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г.
9. Рыбак М. В. Занятия в бассейне с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2012 г. – 96 с.
10. Рыбак М. В., Глушкова Г. В., Поташова Г. Н. Раз, два, три, плыви…: методическое пособие. – М.: Обруч, 2010 г. – 208 с.
11. Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: Игровой метод обучения. – М.: Олимпия Пресс, 2006 г. – 48 с.
Литература для родителей:
1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.
2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.
3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.
4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.
5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания – СПб., 1995.
6. Мартынова Л. В., Попкова Т. Н. Игры и развлечения на воде: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006 г. – 96 с.
7. Мрыхин Р. П. Я учусь плавать. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001 г. – 96 с.
8. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006г. – 64 с.
9. Дружинин Б. Л. Как научить ребенка плавать. – М.: УЦ «Перспектива», 2006 г. – 32 с.
10. Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. – Ярославль: Гринго, 1996 г. – 176 с.
11. Педролетти Мишель. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006 г. – 176 с.
12. Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Доктор Мяч" физкультурно-оздоровительной направленности для детей 3-8 лет
С применением фитбол мячей...
Педагогический проект "Дополнительные образовательные услуги в ДОУ физкультурно-оздоровительной направленности. Кружок "Движение"".
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств посредством использования больших гимнастических мячей - фитболов....
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности по шахматам
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность,...
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Мини-баскетбол»
Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Мини-баскетбол»...
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровый ребенок» для детей 4-7 лет
Рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5-6 лет) "Скандинавская ходьба"...
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба»....