Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности по шахматам
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА На педагогическом совете № МБДОУ № 79 «Садко» Протокол №_____ от «___» ____________ 2016г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ № 79 «Садко» ___________ Л.В. Савчук Приказ № ____ от «___» ____________ 2016г. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКОГО САДА № 79 «САДКО»
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД
Срок реализации программы: 2 года.
Возраст детей: 5 – 6 лет, 6-7лет.
Количество детей в подгруппах: от 8 до 14 детей
Количествозанятий:5 – 6 лет-36 занятий
6-7лет-72 занятия.
Составитель программы: Сулейманова Г. Ж.,
педагог дополнительного образования
г.Сургут
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
МБДОУ №79 «Садко»
Название дополнительной общеразвивающей программы (ДОПр) | «Шахматное королевство» |
Направление образовательной деятельности по ДОПр | Физкультурно-оздоровительная направленность |
Реквизиты локального акта об утверждении ДОПр | Приказ № 57 от 15.06.2016г. |
Цель, задачи ДОПр | Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы. Задачи программы: Образовательные: -Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника. -Учить ориентироваться на плоскости. -Тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание. Воспитательные: -Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. Развивающие: - Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. -Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; -Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; -Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; -Формировать мотивацию к познанию и творчеству. |
Возраст детей, подлежащих обучению по ДОПр | Воспитанники от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет |
Сроки реализации ДОПр | Учебный период (сентябрь-май) |
Форма образовательной деятельности по ДОПр | Подгрупповая |
Общее количество часов образовательной нагрузки по ДОПр – количество занятий с детьми (по возрастам), час. | 5-6 лет (1 группа) – 36занятия 6-7 лет (2 группы) –72 занятия |
Продолжительность занятий по ДОПр (по возрастам), мин. | 5-6 лет – 25минут; 6-7 лет – 30минут; |
Наличие условий для реализации ДОПр: | Спортивный зал |
- кадровые условия | Сулейманова Г. Ж. воспитатель |
-развивающая предметно-пространственная среда - специально оборудованное помещение (учебная зона в помещении) | Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала оборудована в соответствии с требованиями. В спортивном зале имеются: дидактические игры для обучения игре в шахматы; наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;настольные шахматы разных видов;шахматные столы;шахматные часы; мультимедийное оборудование, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам. |
- учебно-методический комплект | Программа "Шахматы, первый год" И. Г. Сухина;Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000; Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992; Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. |
Пояснительная записка.
Программа «Шахматное королевство» разработана на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.
Данная программа реализуется в МБДОУ №79 «Садко» с детьми дошкольного возраста, посещающими дошкольное учреждение по заявкам родителей (законных представителей).
Актуальность программы
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Пояснительная записка о реализации учебно-тематического плана
на 2016 - 2017 учебный год
Учебно-тематический план (далее — УТП) составлен в соответствии с программой "Шахматы, первый год" И. Г. Сухина, разработанной Сулеймановой Г. Ж.. в 20016 году.
Направленность дополнительной общеобразовательнойпрограммы - спортивно -оздоровительная
Вид образовательной деятельности – познавательный
Цель:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
- Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
- Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
- Развивающие:
Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; Формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Информационная справка об особенностях реализации УТП
в 2016 -2017 учебном году:
Общий срок реализацииисходной программы (количество лет) | 2 года |
Год обучения (первый, второй) | Первый год 5-6 лет, второй 6-7 лет |
Возраст воспитанников | 5-7 лет. |
Количество воспитанников в текущем учебном году | 25детей |
Количество часов в неделю | 5-6 лет – 0,5.час; 6-7 лет – 2 час. |
Общее количество часов в год | 5-6 лет – 38 час.; 6-7 лет – 152 час. |
Ожидаемые результаты на текущий учебный год.
Воспитанники должны:
-иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
-различать и называть шахматные фигуры;
-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
-иметь представление об элементарных правилах игры;
-играть малым числом фигур;
-иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
-владеть основными шахматными терминами;
-правильно применять элементарные правила игры;
-иметь представление о некоторых тактических приемах.
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:
- практических занятий совместно с родителями ;
- проведение шахматный турнир.
Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы
1 год обучения
№ | Тема | Количество занятий | В том числе практических занятий |
1 | Легенда о Радже и мудреце | 1 | |
2 | В стране шахматных чудес | 1 | |
3 | Мудрец | 1 | |
4-9 | Шахматная доска | 6 | 5 |
10-11 | Шахматные фигуры | 2 | 1 |
12-13 | Начальное положение. | 2 | 2 |
14 | Так много их, но мы уже их знаем | 1 | |
15-16 | Ладья | 2 | 2 |
17-18 | Слон | 2 | 2 |
19-20 | Ладья против слона | 2 | 2 |
21-22 | Ферзь | 2 | 2 |
23-24 | Ферзь против ладьи и слона | 2 | 2 |
25-26 | Конь | 2 | 2 |
27-28 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 2 | 2 |
29-30 | Пешка | 2 | 2 |
31-32 | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | 2 | 2 |
33-34 | Король | 2 | 2 |
35 | Интеллектуальный турнир | 1 | 1 |
36 | Педагогический мониторинг | 1 | 1 |
Итого в год | 36 | 30 |
Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы
2 год обучения
№ | Тема | Количество занятий | В том числе практических занятий |
1-2 | Шах | 2 | 2 |
3-4 | Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах | 2 | 2 |
5-6 | Мат | 2 | 2 |
7-10 | Мат в один ход | 4 | 4 |
11-12 | Что такое связка | 2 | 2 |
13-14 | Ничья | 2 | 2 |
15-18 | Рокировка | 4 | 4 |
19-20 | Непобедимый | 2 | 2 |
21-22 | Волшебный мир комбинаций | 2 | 2 |
23-24 | Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу | 2 | 2 |
25-26 | Итальянская партия | 2 | 2 |
27-28 | Сицилианская защита | 2 | 2 |
29-30 | Принятый ферзевый гамбит | 2 | 2 |
31-32 | Педагогический мониторинг | 2 | 1 |
33-34 | Подготовка к интеллектуальному турниру | 2 | 2 |
35-36 | Интеллектуальный турнир | 2 | 2 |
37-38 | Короткие партии | 2 | 2 |
39-40 | Здоровые телом – сильные духом | 2 | 1 |
41-42 | В гостях хорошо, а дома лучше | 2 | 1 |
43-44 | Великие гроссмейстеры | 2 | 1 |
45-46 | Показательная партия «Морфии-консультанты | 2 | 1 |
47-50 | Решение шахматных задач и этюдов | 4 | 4 |
51-54 | И король жаждет боя | 4 | 3 |
55-56 | Это интересно | 2 | |
57-66 | Повторение пройденного | 10 | 10 |
67-68 | Шахматный турнир | 2 | 2 |
69-70 | Шахматный праздник | 2 | 1 |
71-72 | Педагогический мониторинг | 2 | 1 |
Итого в год | 72 | 62 |
Расписание непосредственно образовательной деятельности
дополнительного образования кружка «Шахматное королевство»
на 2016 – 2017 учебный год
Группы Дни недели | Старшие группы 5 – 6 лет | I подгруппа 6 - 7 лет | II подгруппа 6 - 7 лет |
вторник | 15.45-16.10 | 16.15-16.45 | |
четверг | 15.55-16.25 | 16.15-16.45 | |
пятница | 15.55-16.25 |
Календарно-тематическое планирование
для группы 1 года обучения детей старших групп 5 – 6 лет
№ п/ п | Наименование раздела пporpaммы | Тема занятий | Количество академ. часов | Дата проведения занятия (план) | Дата проведения занятия (факт) |
1. | сентябрь | ||||
1.1. | Легенда о Радже и мудреце | 1 | 06. | ||
1.2. | В стране шахматных чудес | 1 | 13. | ||
1.3. | Мудрец | 1 | 20. | ||
1.4. | Шахматная доска | 1 | 27. | ||
2. | октябрь | ||||
2.1. | Шахматная доска | 1 | 04. | ||
2.2. | Шахматная доска | 1 | 11. | ||
2.3. | Шахматная доска | 1 | 18. | ||
2.4. | Шахматная доска | 1 | 25. | ||
3. | ноябрь | ||||
3.1. | Шахматная доска | 1 | 01. | ||
3.2. | Шахматные фигуры | 1 | 08. | ||
3.3. | Шахматные фигуры | 1 | 15. | ||
3.4. | Начальное положение. | 1 | 22. | ||
3.5 | Начальное положение. | 1 | 29. | ||
4. | декабрь | ||||
4.1. | Так много их, но мы уже их знаем | 1 | 06. | ||
4.2. | Ладья | 1 | 13. | ||
4.3. | Ладья | 1 | 20. | ||
4.4 | Слон | 1 | 27. | ||
5. | январь | ||||
5.1. | Слон | 1 | 10. | ||
5.2. | Ладья против слона | 1 | 17. | ||
5.3. | Ладья против слона | 1 | 24. | ||
5.4 | Ферзь | 31. | |||
6. | Февраль | ||||
6.1. | Ферзь | 1 | 07. | ||
6.2. | Ферзь против ладьи и слона | 1 | 14. | ||
6.3. | Ферзь против ладьи и слона | 1 | 21. | ||
6.4. | Конь | 1 | 28. | ||
7. | март | ||||
7.1. | Конь | 1 | 07. | ||
7.2. | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | 14. | ||
7.3. | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | 21. | ||
7.4. | Пешка | 1 | 28. | ||
8. | апрель | ||||
8.1. | Пешка | 1 | 04. | ||
8.2. | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | 1 | 11. | ||
8.3. | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | 1 | 18. | ||
8.4. | Король | 1 | 25. | ||
9. | Май | ||||
9.1. | Король | 1 | 02. | ||
9.2. | Интеллектуальный турнир | 1 | 16. | ||
9.3. | Педагогический мониторинг | 1 | 23. | ||
9.4. | Педагогический мониторинг | 1 | 30. | ||
Календарно-тематическое планирование
для группы 1 года обучения детей старших групп 6 – 7 лет
(IиII подгруппы)
I подгруппа –группа старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
II подгруппа – группа старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
№ п/ п | Наименование разделапporpaммы | Тема занятий | Количество академ. часов | Дата проведения занятия (план) | Дата проведения занятия (факт) | ||
1. | сентябрь | ||||||
1.1. | Шах | 2 | 06- 08 Iпод. 08 –09 IIпод. | ||||
1.2. | Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах | 2 | 13 – 15 Iпод. 15 –16 IIпод. | ||||
1.3. | Мат | 2 | 20 – 22 Iпод. 22 –23 IIпод. | ||||
1.4. | Мат в один ход | 2 | 27 – 29 Iпод. 29 –30IIпод. | ||||
2. | октябрь | ||||||
2.1. | Мат в один ход | 2 | 04 - 06 Iпод. 06 –07 IIпод. | ||||
2.2. | Что такое связка | 2 | 11 – 13 Iпод. 13 –14 IIпод. | ||||
2.3. | Ничья | 2 | 18 – 20 Iпод. 20 –21 IIпод. | ||||
2.4. | Рокировка | 2 | 25 – 27 Iпод. 27 –28 IIпод. | ||||
3. | Ноябрь | ||||||
3.1. | Рокировка | 2 | 01- 03 Iпод. 03 –04 IIпод. | ||||
3.2. | Непобедимый | 2 | 08 – 10 Iпод. 10 –11 IIпод. | ||||
3.3. | Волшебный мир комбинаций | 2 | 15 – 17 Iпод. 17 –18 IIпод. | ||||
3.4. | Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу | 2 | 22 – 24 Iпод. 24 –25 IIпод. | ||||
4. | декабрь | ||||||
4.1. | Итальянская партия | 2 | 29- 01 Iпод. 01 –02IIпод. | ||||
4.2. | Сицилианская защита | 2 | 06 – 08 Iпод. 08-–09 IIпод. | ||||
4.3. | Принятый ферзевый гамбит | 2 | 13 – 15 Iпод. 15 –16 IIпод. | ||||
4.4 | Педагогический мониторинг | 2 | 20– 22 Iпод. 22- 23 IIпод. | ||||
5. | январь | ||||||
5.1. | Подготовка к интеллектуальному турниру | 2 | 10 – 12 Iпод. 12 –13 IIпод. | ||||
5.2. | Интеллектуальный турнир | 2 | 17 – 19 Iпод. 19 –20 IIпод. | ||||
5.3. | Короткие партии | 2 | 24 – 26 Iпод. 26 –27 IIпод. | ||||
6. | февраль | 2 | |||||
6.1. | Здоровые телом – сильные духом | 2 | 31 - 02 Iпод. 02 – 03IIпод. | ||||
6.2. | В гостях хорошо, а дома лучше | 2 | 07 – 09 Iпод. 09 –10 IIпод. | ||||
6.3. | Великие гроссмейстеры | 2 | 14 – 16 Iпод. 16 –17 IIпод. | ||||
6.4. | Показательная партия «Морфии-консультанты | 2 | 21 – 23 Iпод. 23 –24 IIпод. | ||||
7. | март | ||||||
7.1. | Решение шахматных задач и этюдов | 2 | 28- 02 Iпод. 02– 03IIпод. | ||||
7.2. | Решение шахматных задач и этюдов | 2 | 07 – 09 Iпод. 09 –10 IIпод. | ||||
7.3. | И король жаждет боя | 2 | 14 – 16 Iпод. 16 –17 IIпод. | ||||
7.4. | И король жаждет боя | 2 | 21 – 23 Iпод. 23 –24 IIпод. | ||||
8. | апрель | ||||||
8.1. | Это интересно | 2 | 28- 30 Iпод. 30 –31IIпод. | ||||
8.2. | Повторение пройденного | 2 | 04 – 06 Iпод. 06 –07 IIпод. | ||||
8.3. | Повторение пройденного | 2 | 11 – 13 Iпод. 13 –14 IIпод. | ||||
8.4. | Повторение пройденного | 2 | 18 – 20 Iпод. 20 –21 IIпод. | ||||
9. | май | ||||||
9.1. | Повторение пройденного | 2 | 25- 27 Iпод. 27–28IIпод. | ||||
9.2. | Повторение пройденного | 2 | 04 – 11 Iпод. 11 –12 IIпод. | ||||
9.3. | Шахматный праздник | 2 | 16 – 18 Iпод. 18–19 IIпод. | ||||
9.4. | Педагогический мониторинг | 2 | 23 – 25 Iпод. 25 –26 IIпод. | ||||
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится в рамках педагогического мониторинга в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности в начале (сентябре) и конце (апреле) года.
Инструментарием для мониторинга являются карты наблюдений детскогоразвития), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Возрастная категория воспитанников: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Организация занятий для детей: подгрупповая.
Контроль над реализацией программы: тематический, предупредительный, осуществляет: заведующий, заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель.
№ | Мероприятия контроля | сроки | ответственные |
1. | Контроль качества предоставления дополнительных образовательных платных услуг | Ноябрь (2 неделя) Март (2 неделя) | Заместитель заведующего по УВР. |
2. | Контроль над созданием условий для проведения праздников в ДОУ | сентябрь | Заведующий, Зам.заведующего по УВР. |
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной платной услуги проводится в форме организации:
- фотовыставок,
- слайдовыхпрезентацийдетских праздников,
- присутствия родителей (законных представителей) в непосредственно образовательной деятельности и на праздниках;
- создания «методической копилки» конспектов и сценариев для детей старшего дошкольного возраста;
- мониторинга детей по усвоению программы, для которого разработаны диагностические критерии и карты программных требований.
Предполагаемый результат:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. - Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Список литературы:
1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984
4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006
8. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера» 2006
9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
11. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
13. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
14. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
15. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
16. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль 1998
17. ТарабаринаТ.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-809466-1476971311.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Мини-баскетбол»
Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Мини-баскетбол»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-726607-1572542461.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-оздоровительной направленности «Здоровый ребенок» для детей 4-7 лет
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/23/picture-728641-1450869513.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5-6 лет) "Скандинавская ходьба"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-630408-1612810283.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба»....
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/26/picture-1034204-1737916733.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности "Зумба Кидс"
Дополнительная общеразвивающая программа «Зумба Кидс» физкультурно-оздоровтельной направленности, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/12/picture-1457523-1676181703.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».
quot;Скандинавская ходьба"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945322-1504861131.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба».
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей (5л.-6л.) «Скандинавская ходьба»....