Проект "Девчонки и мальчишки, а также их родители..."
проект по физкультуре (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Девчонки и мальчишки, а также их родители..." | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Девчонки и мальчишки, а также их родители…»
Автор проекта:
Урумбаева Людмила Ивановна,
инструктор по физической культуре
Оглавление
стр.
- Основания для разработки ………………………………… 3
- Проблема, цели, задачи …………………………………. 6
- Стратегия и механизмы реализации …………………………. 7
- Ресурсное обеспечение проекта ……………………………. 9
- Ожидаемые результаты ……………………………………….. 10
- Развитие проекта ………………………………………………. 10
Основания для разработки
Проблема гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между ними, воспитании искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Мы имеем возможность, рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Опыт работы в ДОУ и наблюдения за поведением воспитанников и их родителей приводят к следующему выводу: большинство родителей испытывают затруднения в воспитании детей, имеют смутное представление о гендерном подходе в воспитании. Из бесед мы выявили, что более 50% семей уделяют недостаточное внимание сюжетным играм малыша. Причины называют разные: недостаток знаний о правильном воспитании, недостаток времени, материальные трудности, неблагополучная ситуация в семье. Чаще всего дети смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, что негативно сказывается на их развитии.
Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём - четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому материалы и оборудование для игровой деятельности девочек и мальчиков должны соответствовать следующим требованиям:
- Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- Достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых предоставляется возможность для мальчиков проиграть мужскую модель поведения.
К сожалению, на современном этапе в нашей группе развивающая среда недостаточна для организации и проведения сюжетных игр с учётом гендерных особенностей дошкольников. Именно по этой причине у нас нет возможности осуществлять игровую деятельность с детьми в полном объёме. Наблюдая за игровой деятельностью детей, мы отметили, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии».
Проблемы:
- Низкий уровень игровой деятельности детей средней группы с учётом гендерного подхода;
- Недостаточная компетентность родителей в воспитании детей с учётом гендерных особенностей
Цель:
Способствовать повышению компетентности родителей в воспитании детей с учётом гендерных особенностей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями воспитания в семье мальчиков и девочек;
2. Развивать коммуникативные навыки и связную речь в процессе организации сюжетно - ролевых игр;
3. Формировать нравственные качества у детей через разные виды деятельности: физическая культура, художественное творчество,
чтение художественной литературы, музыка.
4. Воспитывать у мальчиков заботливое отношение к девочкам;
5. Пополнять предметно – развивающую среду для организации сюжетно - ролевых игр с учетом гендерных особенностей детей.
Стратегия и механизмы реализации
Этапы реализации:
I этап – подготовительный - отбор участников проекта, подбор методической и художественной литературы, диагностика.
II этап – реализационный
Форма работы | Тема | Ответственные | Сроки проведения |
Наблюдения за играми детей | Любимые игры детей | Инструктор по физической культуре, воспитатель | Сентябрь, апрель |
Диагностика | Показатели полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) | Инструктор по физической культуре, воспитатель | Сентябрь, апрель |
Анкетирование детей и родителей | «Девочки и мальчики» «Воспитываем мальчиков и девочек» | воспитатель | Сентябрь, апрель |
Родительское собрание | «Растёт сын, растёт дочка» | Инструктор по физической культуре, воспитатель | октябрь |
Оформление папки-передвижки на тему: | «Роль игр в развитии мальчиков и девочек» | Инструктор по физической культуре | ноябрь |
День открытых дверей | «Играем вместе» | зам. зав. по ВМР | ноябрь |
Консультации для родителей | «Возрастные и психологические особенности девочек и мальчиков»; «Роль отца в воспитании детей»; «Мальчики и девочки. Стереотипы воспитания»
| Инструктор по физической культуре, воспитатель | Декабрь, январь, февраль |
Изготовление атрибутов для игр | «Умелые руки – не знают скуки» | воспитатель, дети, родители | В течение года (1раз в месяц) |
Изготовление альбома | «Моя семья» | воспитатель, дети, родители | март |
Конкурс рисунков | «Моя любимая игрушка» | воспитатель, дети | январь |
Спортивный праздник
| «Мама, папа, я – спортивная семья» | Инструктор по физкультуре | февраль |
Конкурс | «А ну-ка, девочки!» | Инструктор по физкультуре, воспитатель, дети, родители | март |
Фотостенд по сюжетно – ролевым играм | «Развиваемся, играя» | воспитатель, родители | апрель |
Отчет -презентация опыта работы для педагогов и родителей ДОУ | «Из чего же, из чего же сделаны наши детишки» | Инструктор по физической культуре, воспитатель | май |
Размещение материала на сайте ДОУ | Делимся опытом | зам. зав. по ВМР | май |
III этап – итоговый: подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы.
Материально – техническое обеспечение: группа детского сада, спортивный зал и музыкальный зал.
Программно – методическое обеспечение: подбор методической и художественной литературы, конспекты, картотека, диагностики, фонотека, видеотека и другое.
Финансово – экономическое обеспечение: бюджетное и внебюджетное.
Информационное обеспечение: участие в конкурсе «В методическую копилку»; ознакомление на педагогическом совете; размещение проекта на сайте ДОУ.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
1. Получение родителями знаний о гендерном подходе в воспитании детей.
- Развитие у детей коммуникативных навыков и связной речи.
3. Проявление у детей нравственных качеств через разные виды деятельности (физическая культура, художественное творчество, музыка).
4. Дружеские взаимоотношения в группе между мальчиками и девочками.
5. Соответствие развивающей среды предъявляемым требованиям.
Контрольно – оценочный аспект проекта
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трём направлениям: педагоги, дети, родители.
Оценка качества овладения умениями и навыками детьми и родителями оцениваются при помощи анкет, диагностики.
Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при изучении и анализе продуктов деятельности.
Оценка коммуникативности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдения во время сюжетно – ролевых игр.
По окончании проекта будет проведено анкетирование детей, педагогов и родителей с целью выявления степени эффективности проекта.
Развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта планируем продолжить включение в работу по гендерному воспитанию: знакомство с профессиями (специфика женской и мужской работы), использование гендерного подхода не только в воспитании,
но в процессе обучения, ознакомление с данной проблемой родителей,
чьи дети не посещают ДОУ, организация группы кратковременного пребывания «Игралочка».
Приложение 1
Консультация для родителей «Девочки и мальчики»
Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол ребенка красные и синие ленточки. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одевают в одинаковые костюмчики.
Но записи биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен...», «К пяти годам он уже умеет...» А в медицинских таблицах нормы веса, роста разные для мальчиков и девочек.
Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).
Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.
Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.
При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.
Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.
Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.
До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.
Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.
Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.
Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.
Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта. Когда в класс приходит новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это все было безразлично.
У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.
У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).
Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.
Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.
Приложение 2
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА для ДОШКОЛЬНИКОВ 4 - 5 ЛЕТ
Тема | Художественная литература | |
Про мальчиков (мужчин) | Про девочек (женщин) | |
«Детство» («Мальчики и девочки») | Н. Носов «Живая шляпа» М. Зощенко «Показательный ребёнок» Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» | А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке, о кошке Ниточке» А. Усачёв «Солидная дама» |
«Неправильные поступки» | В. Драгунский «Тайное становится явным» Н. Носов «Мишкина каша» С. Маршак «Вот какой рассеянный» Н. Сладков «Неслух» | Л. Пантелеев «На море» (из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке») Л. Воронкова «Как Алёнка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денёк») Ш. Перро «Красная шапочка» Русская народная сказка «Привередница» (в обработке В. Даля) |
«Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины!» | Русские народные сказки «Жихарка», «Мужик и медведь». Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Русские народные сказки «Гуси- лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Волшебная иголочка» |
«Мужской и женский труд» | С. Михалков «Три поросёнка» Русская народная сказка «Чудесные лапоточки» (в обработке М.Горького) Л. Толстой «Мальчик стерег овец…» | Русская народная сказка «Снегурочка» Ю. Тувим «Овощи» (перевод с польского С. Михалкова) |
«Семья – союз мужчины и женщины» | Русская народная сказка «Журавль и цапля» (в пересказе В. Даля) Отрывки из повести А.-К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик» А. Плещеев «Зимний вечер» | |
«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы!» | А.-К. Вестли «Аврора из корпуса «Ц»» С. Маршак «Хороший день» Л. Толстой «Отец приказал сыновьям…» | М. Пляцковский «Кукушка», «Ты на свете лучше всех» А. Плещеев «В бурю» А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» |
Список использованной литературы:
Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998.
Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О. И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008.
Краснощекова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007.
Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009.
Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О. В., Погонцева, Л. В. - Волгоград: Учитель, 2010.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003.
Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008.
Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект «Мальчишки и девчонки, а также их родители»
Разработала детско-родительский проект «Мальчишки и девчонки, а также их родители»....
Проект "Мальчишки и девчонки, а также их родители
Как привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом? Как повысить заинтересованность родителей в физической подготовленности детей? Проект "Девчонки и мальчишки, а также их родители" помог объедин...
Мастер – класс: «Мальчишки и девчонки! А также их родители!».
Мастер – класс: «Мальчишки и девчонки! А также их родители!»....
Семинар-практикум для родителей "Мальчишки и девчонки, а также их родители "
Родительское собрание организованное в форме семинара-практикума для родителей детей старшей группы ДОУ. Семинар организован с целью повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания...
Конспект педагогического ринга для воспитателей «Мальчишки и девчонки, а также их родители…»
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматрив...
Педагогический ринг « Мальчишки и девчонки, а также их родители…»
Цели:•Создать условия для творческогоприменения знаний о работе с семьей;•Формировать у воспитателей умениелогически рассуждать, аргументироватьсвою позицию....
Картотека вопросов для детей и родителей по экологии «Вопросы детям, а также их родителям»
Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением, а проблемные вопросы или ситуации могут поспособствовать этому. Они позволяют уточнять и расширять представления дете...