"Использование математических игр в непосредственной коррекционной деятельности по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"
материал по коррекционной педагогике на тему

Гвоздева Оксана Валентиновна

Современные  развивающие  игры с их многофункциональностью использования в непосредственной коррекционно-образовательной деятельности являются уникальным средством развития зрительного восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование математических игр в непосредственной коррекционной деятельности по развитию зрительного восприятия

у детей с нарушением зрения»

В последнее время появилось много занимательных математических развивающих игр, которые можно применять в совместной непосредственной коррекционно-образовательной деятельности как учителю-дефектологу (тифлопедагогу), так и воспитателям с детьми. Наборы деталей игр представляют собой части разрезанных определенным образом геометрических фигур:  квадрата – «Монгольская игра», «Танграм», круга – «Волшебный круг», овала – «Колумбово яйцо».  

Использование  математических развивающих игр помогает решить и коррекционные задачи: 

  • Развитие зрительного восприятия;
  • Уточнение зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета;
  • Развитие зрительных функций (фиксация взора, локализация, прослеживание и другие);
  • Развитие  и совершенствование зрительно-двигательной координации в системе «глаз - рука»;
  • Формирование познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, аналитико-синтетической функции мышления и речи, воображения.

 Непосредственная коррекционно-образовательная деятельность с этими играми строятся в соответствии с принципом последовательности предъявляемого материала для детей с нарушением зрения:

На первом этапе – развиваем зрительно-двигательное восприятие на основе усвоения, систематизации и преобразования детьми геометрических эталонов формы (использование в качестве трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки, рисования, раскрашивания, штриховки деталей игр и составления из деталей новых геометрических фигур). 

На втором этапе – закрепляем навыки зрительного и осязательного восприятия элементов игр с последующим обучением детей зрительному анализу изображений предметов, выделению в них и в окружающей обстановке цвета, формы и величины.

На третьем, заключительном этапе – обучаем детей уже составлению фигур- силуэтов по разделенным и контурным образцам, совершенствуем зрительное восприятие и навык зрительного анализа формы плоскостных фигур и их частей, их пространственного расположения.

Также при проведении непосредственной коррекционно-образовательной деятельности необходимо учитывать:

  • характер зрительной патологии и vis;
  •  требования по зрительной нагрузке (режим зрительной нагрузки);
  •  уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации;
  •  индивидуальные особенности развития личности ребенка (рекомендации педагога-психолога).

           Также необходимо соблюдать и принцип доступности,  для детей с нарушениями зрения на начальном этапе наглядный материал делается как черно-белое изображение предметов с четким контуром фигур на контрастном фоне. Далее предъявляются цветные образцы, в которых  должны быть соблюдены требования к  яркости и насыщенности изображений с точной передачей основных признаков предметов.

Исходя из практического опыта своей непосредственной коррекционной деятельности - у детей можно наблюдать различный уровень развития представлений о форме и величине предметов и умения выделять, воссоздавать сложные формы с опорой на геометрические эталоны, поэтому необходимо делать к играм разные варианты обучающего материала и устанавливать уровень сложности заданий индивидуально для каждого ребенка.

Например: для детей с высокой познавательной активностью и неотягощенным зрительным диагнозом предлагаются сложные задания, требующие умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль при анализе и построении изображений; для детей с низким уровнем внимания, быстрой утомляемостью и сложными зрительными диагнозами – простые задания с поэтапной схемой анализа образца (выделение основных частей, установление их пространственного расположения и так далее) и контролем за соблюдением ими последовательности действий при воссоздании образца.

Поэтому можно смело сказать, что современные развивающие  игры с их многофункциональностью использования в непосредственной коррекционно-образовательной деятельности, являются уникальным средством развития зрительного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Из опыта работы «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...

Консультация «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

      Издание 1-ое,  написанное  в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по теме «Бабочки»

Цель: совершенствование основных параметров зрительного восприятия (зрительно-пространственной, зрительно-моторной координации, сенсорных эталонов и глазомера) Возраст: старший возраст...