Здоровьесбережение детей в современном ДОУ
статья по физкультуре на тему

Попова Елена Николаевна

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zdorovesberezhenie_v_sovremennom_dou.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Попова Е.Н.

г.Мичуринск, МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ  ДОУ

«Здоровье – наша главная копилка.

Что положим в нее, на то

и будем жить всю жизнь».

Изречение древнего

мудреца

       Дошкольная педагогика исходит из того, что систематические занятия и подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на общее развитие детей. У малышей, с которыми регулярно проводятся упражнения, рост, вес, окружность грудной клетки и другие показатели, как правило, выше, чем у их ровесников, не занимающихся физкультурой. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помогают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнений.

    Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. 

Технология направлена на определенную цель, в нашем исследовании на оздоровление дошкольников. Физкультурно-оздоровительные технологии являются логическим продолжением развития воспитательно-оздоровительной и организационно-педагогической  деятельности в детских учреждениях.

Жизнедеятельность  ребенка, безусловно, вплетена в многообразные процессы, но опыт развития дошкольного воспитания в России подсказывает нам, что наиболее эффективный путь развития в детском учреждении лежит в контуре оздоровительной деятельности. Стабильность внутренней среды обеспечивает оптимальное течение процессов жизнедеятельности. Мышечная активность, как компенсаторный механизм для достижения того или иного уровня относительного динамического постоянства состава и свойств внутренней среды и устойчивости основных физиологических функций организма, играет в этом процессе ведущую роль. Под влиянием физических упражнений увеличивается сила мышц и их выносливость.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений, что отрицательно сказывается на формировании всех систем и понижает защитные силы детского организма. Поэтому программу физического-воспитания детей в ДОУ нужно усовершенствовать за счет увеличения динамического компонента с использованием циклических упражнений в «малых» формах: физкультурные паузы во время занятий, игры на воздухе, досуговые спортивные занятия в семье.

Для повышения двигательной активности детей важным будет повышение моторной плотности занятий физической культурой, их эмоциональной насыщенности.

В ДОУ внедряются современные технологии здоровьясбережения и новейшие реабилитационные мероприятия.

Галотерапия –  галокамера, «соляная пещера», представляет собой помещение, все поверхности которого покрыты кристаллами соли. Такое покрытие является буферным по отношению к атмосферной влаге. Лечебный эффект достигается за счет создания управляемого целебного микроклимата, сходного с микроклиматом подземных лечебниц в соляных копях. Показания: галотерапия для детей детского сада назначается при бронхо-легочных заболеваниях: бронхиальной астме, бронхите, хронической пневмании; при хронических ЛОР-органов: ринитах, синуситах, фарингитах, хронических тонзиллитах, гипертрофии миндалин…Целесообразно применение галотерапии часто и длительно болеющим детям. Имеются противопоказания при назначении данных процедур обязательно консультации специалиста.

Гидромассаж. Гидромассажные бассейны представляет собой современные установки, создающие направленные потоки струй воды и воздуха. Кратковременные гидромассажные процедуры в ваннах «Джакузи» (10-15мин.) оказывают тонизирующее действие на сердечнососудистую, дыхательную, нервную системы и вызывает повышение мышечного тонуса. Показания: хронические заболевания опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, заболевания и функциональные отклонения центральной и периферической системы, заболевания сердечнососудистой системы в стадии суб- и декомпенсации, частые простудные и вирусные инфекции, переутомления. Так же имеются противопоказания. Используются ванночки для стоп. Для большего эффекта в воду добавляются ароматические соли, экстракты трав.

Аэроинопрофилактика. Люстра Чижевского. Аппарат предназначен для обогащения воздуха в помещении легкими аэроинонами отрицательного знака. Аппарат применяется с целью получения общего оздоровительного эффекта, а также для очистки воздуха от пыли и микроорганизмов. Особое внимание уделяется аэроионам отрицательной полярности, так как именно они влияют на нервную систему, на дыхательную систему и на обменные процессы. Кроме того, они ускоряют эпителизацию при заживлении ран и снижают болевые ощущения. Показания: бронхиальная астма без явлений бронхо-легочной  недостаточности, атрофический ринит, назофарингит, невротические реакции.

Фитотерапия. На протяжении последнего десятилетия фитотерапия, т.е. лечение травами, широко используется в ДОУ с профилактической целью. Однако, она может носить и лечебный характер. При этом фитотерапию можно рекомендовать в начальной стадии заболевания, в разгар заболевания, в период выздоровления, а также на этапе реабилитации в качестве «поддерживающей терапии».

   При использовании лекарственных растений терапевтическое действие оказывают витамины, органические кислоты, гликозиды, микроэлементы, эфирные масла, фитонциды, дубильные вещества и слизи. Следует помнить, что витамины, содержащиеся в растениях, усваиваются значительно лучше, чем выделенные синтетическим путем.

Показания: профилактика и лечение острых респираторных и вирусных заболеваний, острые и хронические заболевания ЛОР-органов и органов дыхания, аллергическая патология, нарушение обмена веществ, болезни органов пищеварения, психоневрологические заболевания. Основное противопоказания: аллергические реакции на растения.

  Наряду с инновационными технологиями не потеряли своей актуальности и популярные здоровьесберегающие методы как пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, плавание, применение сухих бассейнов с шариками  и т.д.

     В целях оздоровительной работы в широкой практике дошкольных учреждений разного вида необходимо применять систему, сочетающую занятия физической культурой с оздоровительными мероприятиями, гарантирующую сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и нарушений в развитии, реабилитацию, предусматривающую восстановление здоровья и разработку новых форм и способов подготовки детей к школе.

    Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. 

Список литературы:

  1. Бабенкова Е.А. и Федоровская О.М. «Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты» 2012
  2.  Бычкова С.С. «Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста» 2001
  3. Сивцова А.М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007

Интернет ресурсы:

  1. https://infourok.ru/sovremennie-zdorovesberegayuschie-tehnologii-isp  olzuemie-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos-do-1459845.html 
  2. http://pedsovet.su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Консультация для воспитателей«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»...

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Задачи:1.                      Систематизировать образовательную работу по областям «Физическая...

«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)

Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...

Здоровьесбережение детей в современных условиях ДОУ

laquo;Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жиз...