СВОЕОБРАЗИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре на тему
Анализ психолого-педагогических исследований показывает значимость проблемы информационно-методической поддержки родителей при обучении плаванию детей дошкольного возраста и возможность ее разрешения в условиях ДОО.
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Было рассмотрено понятие «взаимодействие ДОО с родителями» со стороны образования (взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе образования конкретного ребенка), воспитания (единство линий воспитания) и действия (организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализоваться в общей деятельности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Кострюхина Н.В.
Инструктор по физкультуре
ГБДОУ детский сад 21
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
СВОЕОБРАЗИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест.
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. [73]
Главный момент в контексте «семья – дошкольная образовательная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе образования конкретного ребенка в данной семье.
Т.А. Маркова взаимодействие рассматривает как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. [47]
Под взаимодействием Е.М. Листик понимает не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализоваться в общей деятельности. [44]
Г.М Андреева выделяет следующие типы взаимодействий [2]:
- Сотрудничество предполагает достижение общих целей с помощью открытого обсуждения своих интересов. Является наиболее эффективным типом взаимодействия партнеров;
- Конкуренция выражается в борьбе за удовлетворение своих потребностей, в наличии противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях;
- Компромисс является промежуточным вариантом между сотрудничеством и конкуренцией, так как участники взаимодействия добиваются достижения общей цели за счет взаимных уступок. Этот метод может породить у партнеров по общению неудовлетворенность их взаимодействием.
- Приспособление – это учет интересов партнера в ущерб собственным. Приспособление также называют уступкой
Т.П. Колодяжная отмечает, что на практике педагоги должны учитывать свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:
- доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;
- разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;
- учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;
- направленность педагогов и администрации дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
- использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов. [36]
Согласно исследованиям Л.Н. Свирской [65], первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу образования, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в усвоении их непосредственно в теоретической и практической деятельности, определенным образом организованной.
Таким образом, можно сделать вывод, что информирование является одной из ключевых задач взаимодействия ДОО и семьи.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий образования в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Поэтому в ДОО должна создаваться информационная среда, которая обеспечивает взаимодействие педагогов и родителей
На сегодняшний день информационная открытость в ДОО – это организационно-правовой режим деятельности организации, обеспечивающий возможность получать необходимый и достаточный объем информации всем участникам социального взаимодействия.
Информационная доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Открытость и доступность осуществляются через информационное взаимодействие:
- изучение запросов родителей (анкетирование и интервьюирование);
- формирование системы информирования;
- расширение форм и методов информационного взаимодействия.
Как отмечают С.В. Еременко, Т.И. Леонова, существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно — информационные. Остановимся подробнее на наглядно-информационных, которые дают возможность рассказать об особенностях обучения детей в условиях дошкольной организации, деятельности педагогов, оказав тем самым практическую помощь семье. Условно их можно разделить на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Задача первой подгруппы — информирование родителей об особенностях функционирования ДОО (работе детского сада, деятельности педагогов, проводимых мероприятиях, правила для родителей, режим дня и т. д.) Задачи второй — путем опосредованного общения расширить знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. [31]
Наглядные средства (стендовые и настольные) достаточно удобный способ информирования родителей, так как позволяет доносить информацию до всех родителей в течении определенного времени. Его недостатком можно считать отсутствие обратной связи.
С позиции обезличенного предоставления информации к целевому отбору, поиску наиболее понятных, доступных средств, слов, способов изложения информации, определения наиболее часто задаваемых вопросов родителями и поиск информационных «лакун» в данном содержании методология поддержки является принципиально важной и основополагающей для нашего исследования.
Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах отечественных ученых (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина, А.Д. Андреева, В.П. Бедерханова, Н.М. Михайлова, С.И. Попова, В.И. Слободчиков, Т.А. Строкова, С.М. Юсфин, И.Ю. Шустова др.) [18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 40, 4, 2, 11, 12, 51, 52, 53, 61, 66, 67, 68, 69, 77, 78, 76], которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса. Философский и культурологический пласт проблемы во многом осмыслялся Н.Б. Крыловой. [40]
Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, то есть субъектность, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой). [66, 67]
Как отмечает Т. А. Строкова, «поддержать можно косвенно, даже не будучи рядом; помочь – только в общении, тесном контакте с человеком, в момент его встречи с трудностью, с которой он самостоятельно не может справиться». [68]
Рассмотрим этимологию термина «поддержка».
Можно отметить, что термины «поддержка» и «помощь» часто рассматривают как синонимы, хотя они различны по своему смыслу.
Смысловое значение слова «поддержка» подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т. е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». В свою очередь, помощь – это содействие кому-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь [56]. Таким образом, помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т. е. деятельность по оказанию помощи.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). [19]
О.С. Газманом были разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;
- вера в эти возможности;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность (анонимность);
- доброжелательность, безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- реализация принципа «не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. [24]
В исследованиях Т.В. Анохина раскрывает педагогическую поддержку как комплекс средств, которые создают условия для оказания помощи детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Она подчеркивает, что содержание поддержки заключается в том, что помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека. Отсюда и основная ориентированность поддержки и методов ее реализации –саморазвитие ребенка. [4]
A.Г. Асмолов утверждает, что для реализации педагогической поддержки необходимо:
- оказать помощь ребенку в становлении личности, т. е. социализироваться, развиваться в разных направлениях (адаптацию, индивидуализацию, интеграцию), иметь право выбора любой деятельности;
- содействовать и поддерживать самостоятельные решения ребенка;
- поддерживать индивидуальность в каждом ребенке. [9]
B.К. Зарецкий рекомендует оказывать педагогическую поддержку детям с особенностями в развитии и имеющим затруднения в обучении через комплекс организационно-деятельностных игр, в которых главное место находит выбор ребенком типа самоопределения. Ребенок должен сам выбрать, какой дорогой пойдет по жизни, какие присутствуют у него задумки, кем он хочет быть в обществе, чтобы иметь возможность состояться в нем. [32]
В исследованиях Н.Б Крыловой с позиций культурологии образования поддержка анализируется в широком социокультурном смысле как элемент любого со-трудничества и взаимо-действия, поскольку она представляется как положительное оценка к деятельности человека и стремление со-действия его инициативам и самореализации, что подразумевает партнёрские отношения. Ситуация поддержки – это ситуация, когда взаимодействуют вместе со- и само-процессы взрослого и ребёнка, действующих с позиции субъектности. Н.Б. Крылова пишет: «… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации». [41]
Анализируя термин «поддержка», И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов обращают внимание на масштабном смысле педагогической и психологической поддержки. Ее содержательность состоит в сложных изменениях, преобразующих центр ребенка – его личность. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, авансировании, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития. [39]
Л.А. Петровская понимает поддержку как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающая при сопереживании и получении помощи. [58]
Можно отметить практически одновременное появление вместе с понятием «педагогическая поддержка» таких понятий как «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «методическая поддержка», «информационно-методическая поддержка».
Далее мы рассмотрим отличительные особенности различных видов поддержки.
Социальная поддержка – комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении. [58]
Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных личностных особенностях ребенка с целью укрепления его самооценки, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах. [58]
В статье В.Г. Решетников под методической поддержкой понимает разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Он сделал вывод, что методическая поддержка связана с преодолением конкретных проблем. Методическая поддержка предполагает оказание помощи всем субъектам образования, в независимости от того, какова потребность в этой помощи; самостоятельность субъекта проявляется в том, в какой мере он воспользуется этой помощью. Методическая поддержка занимается типичными для образовательного процесса проблемами. [64]
Е.А. Кудрявцева рассматривает методическую поддержку «как вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов…». [44]
По мнению Н.В. Немовой сущность методической поддержки состоит:
- в содействии созданию внутренних и внешних благоприятных условий для реализации совместных проектов, в оказании практической и интеллектуальной помощи;
- в поддержке выдвигаемых субъектами образовательного процесса инициатив;
- в обеспечении субъектов образовательного процесса недостающими научно-методическими ресурсами;
- в выявлении и устранении недостатков, ограничений, препятствий, снятии сопротивления субъектов;
- в оценке состояния происходящих в образовании образовательных процессов, явлений и опыта;
- в налаживании и установлении контактов, связей между субъектами, с целью поддержки. [54]
Н.Ю. Ткачук определяет информационно-методическую поддержку педагогических работников ДОО как «комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности, реализация которой возможна при использовании разнообразных форм работы». При организации информационно- методической поддержки педагогов необходимо учитывать адресный, дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами с различным уровнем профессиональной подготовки. [70]
Рассмотрев различные аспекты поддержки целесообразно осветить ее с позиции взаимодействия с родителями.
Н.В. Анненкова выделяет основные принципы поддержки родителей:
- Принцип субъектности строится на основе признания личностного опыта и предполагает активное привлечение родителей к участию в процессе поддержки, опору на их опыт в ходе разрешения противоречий в воспитательных отношениях, обеспечение условий для осуществления свободы выбора.
- Принцип адресности учитывает особенности семьи ребенка, ее воспитательный потенциал, готовность родителей к поддержке.
- Принцип проблемности полагает ориентацию на потребность семьи в педагогической поддержке, путем выявления в ее воспитательных отношениях противоречия, требующего от родителей самоопределения в них и определения готовности семьи к его разрешению.
- Принцип сотрудничества заключается в организации поддержки на основе равноправного взаимодействия педагога и семьи, согласования целей и совместного планирования. [3]
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что информационная поддержка является составной частью методической поддержки.
Таким образом, под информационно-методической поддержкой родителей можно понимать комплекс целенаправленных мероприятий по информированию родителей о методических особенностях обучения плаванию детей дошкольного возраста, о возможных вариантах решения возникающих проблем, связанных с обучением плаванию, об условиях организации и проведения занятий по плаванию с детьми дошкольного возраста, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений родителей.
Задача педагога при организации информационно-методической поддержки состоит в том, чтобы повысить качество информации, добиться, чтобы она была полной, своевременной, достоверной, надежной, существенной, обладала потенциалом для принятия компетентных решений. Получение родителями знаний и использование их в своей практике будет способствовать взаимосвязи всех субъектов образования.
Оказание своевременной информационно-методической поддержки родителям поможет избежать ошибок и поможет им принимать верные решения в вопросах обучения плаванию и организации детской деятельности, связанной с водным пространством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева А.Д. Как научить педагогов и родителей общаться с детьми. 1,5 п.л. В кн.: Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. И.В.Дубровиной. 3-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. 5е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005.
- Анненкова Н. В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной политики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-roditeley-kak-strategiya-sotsialnoy-politiki (дата обращения: 30.03.2017)
- Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Классный руководитель. №3, 2000 – С.63-81.
- Антипова Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г.А. Антипова // Воспитатель ДОУ. – 2012. – №12. – С. 88–94.
- Антонова Л. Н. Педагогика поддержки: смысл, специфика, предназначение // Мир психологии. - 2005.- № 1.- С. 178-184.
- Арнаутова Е. П. Шаги к диалогу // Педагог и семья. — М., 2002
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьёй [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. – 2006. – №4. – С. 66–70.
- Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Академия, 2010.
- Баранова В.Л., Медведева Л.Е. Плавание как важнейшее средство оздоровления. // Дошкольное воспитание, 2014, № 6, с. 44 – 49.
- Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка //Классный руководитель. 2000. №3. С.39-47.
- Бедерханова, В.П. Гуманистическое пространство воспитания [Текст] / В. П. Бедерханова, И. Д. Демакова, Н. Б. Крылова // Народное образование. - 2011. - N 2. - С. 242-250.
- Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 210.
- Большакова И.А. Маленький дельфин. – М.: Аркти, 2015, 24 с.,
- Борисова Н.П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Н.П. Борисова, С.Ю. Занкевич // Дет. сад. управление. – 2007. – №2. – С. 5–6.
- Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб.пособие для студ.высш.уч.заведений/Н.Ж.Булгакова, С.Н.Морозов, О.И.Попов и др.; Под ред. Н.Ж.Булгаковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 432 с.
- Воронова Е.К. Программа обучения дошкольников плаванию в детском саду. – СПб.: Детство-пресс, 2003, 80 с,
- Газман О.С. Новые ценности в образовании. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. - С. 19-24.
- Газман О.С. Педагогика свободы - путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. Новые ценности образования. Вып. 6. 1996.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. С.221-237
- Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1990.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996. С. 10-37.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка в образовании: десять концепций и эссе.- М.: Инноватор, 1995. – 58с.
- Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. – 82 с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2002. - 120 с.
- Дрижирук Н.М. Для вас, родители!, или Уголок для родителей (метод, рек. для воспитателей по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада). Мурманск, 2005.
- Дружинин Б.Л. Как научить ребенка плавать. – М.: Перспектива, 2016, 32 с.
- Елюкова А.Е. Понятие «Педагогическая поддержка»: современный дискус // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №171. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-pedagogicheskaya-podderzhka-sovremennyy-diskus (дата обращения: 20.04.2017).
- Еременко С.В., Леонова Т.И. Формы работы педагогов в детском саду через родительские стенды [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 96-98.
- Зарецкий В.К. Проблемы поддержки детей с особенностями развития // Новые ценности образования: Забота-поддержка-консультирование.- М., 1996. - Вып.6. - С. 56-66.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2015. – 320с.
- Касицина Н.М. Педагогика поддержки / Н. М. Касицина, Н. Н. Михалова, С. М. Юсфин, М. М. Миркес. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.- 160 с.
- Кирсанов Д. Веб-дизайн – СПб: Символ-Плюс, 2014. – 368 с.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2011. - 184 с.
- Колпакова Е.С. Контент-анализ понятия «Социально-педагогическая поддержка» // Вестник ОГУ. 2011. №16 (135). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontent-analiz-ponyatiya-sotsialno-pedagogicheskaya-podderzhka (дата обращения: 20.04.2017).
- Коровец Б. Выбор критериев оценки сайтов предприятий /– Надежные программы, 2013. №11. С. 14-23.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов н/Д., 1994.
- Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2005.- С. 193-201.
- Крылова Н.Б. Культурология образования - М.: Народное образование, 2000.-272с.
- Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого //Классный руководитель, №3,2000.- 92 с.
- Крылова Н.Б. Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 450 с.
- Кудрявцева Е.А. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями: Автореф.дис. канд. пед. наук: Волгоград, 2009.
- Листик Е.А. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ [Текст]: на основе детского экспериментирования / Е.А. Листик// Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2010. - № 9. - С. 112-117.
- Лихачева Е.Н. Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста: психолого-педагогическая поддержка // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №24 (95). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-vospitatelya-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka (дата обращения: 20.04.2017).
- Маркова Т.А. Семейные традиции / Т.В. Лодкина, Т.А. Маркова // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых: Материалы региональной научной конференции «Педагогическое терминоведение» 20 апреля 2007 г. / Под ред. А.Г. Козловой, Т.С. Буториной, Т.В. Лодкиной, А.С. Роботовой, А.П. Тряпициной. - Вып. 4. - СПб.: ООО «Нестор», 2007. - С.44 - 48.
- Мартынова Л.В., Попкова Т.Н. Игры и развлечения на воде. – М.: Педагогическое общество России, 2014, 96 с.
- Миргородская Е.В., Котляров А.Д. Методические особенности проведения занятий по плаванию с детьми младшего дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. (Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура). 2012. № 2(74). С. 99 – 101.
- Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001. —208 с.
- Михайлова Н.Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. М., 1994
- Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Процесс совместного преодоления, или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы №4, 1997.С.3-13.
- Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. №2.
- Немова Н.В. Модели методической поддержки общеобразовательных организаций Московской области реализующих проекты обновления содержания и технологий общего образования – М.: ФГАУ ФИРО, 2014 г
- Нильсен Я. Веб-дизайн. пер. с англ. И. Вихарева, Т. Морозовой, Е. Пуцима. — СПб.: Символ-плюс, 2013. — 63с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006, 159 с.
- Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. В кн.: введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М., 1997.
- Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. – М., Скрипторий 2003, 2012, 88 с.
- Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М., 2005.
- Попова С.И. Эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. №18.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). - Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание).
- Решетников В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // ОНВ. 2013. №5 (122). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskoe-soprovozhdenie-i-metodicheskaya-podderzhka-deyatelnosti-pedagogov-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения: 23.03.2017).
- Свирская Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 176 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Личность как социокультурная реальность. Психология личности, т.2, Самара, 1999, С. 491-495.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности Учебное пособие: М.; Изд-во ПСТГУ; 2013
- Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 20 – 27.
- Строкова Т.А. Загвязинский В.И., Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень: ТюмГУ, 2013. 176 с.
- Ткачук Н.Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 82-84.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. М., «Физкультура и спорт», 1978
- Фрезе И.И., Малахова Л. Н., Суетина Л. Р. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 944-949.
- Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 336 с.
- Шавринова Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в содержании воспитательной деятельности педагога // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №58. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-rebenka-v-soderzhanii-vospitatelnoydeyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 20.04.2017).
- Шустова И.Ю. Ситуативная педагогика работа педагога с «Живой ситуацией» взаимодействия с детьми // Проблемы современного образования. 2014. №1. С. 118 – 128.
- Юсфин С.М. Педагогическая поддержка в школе. // Народное образование, № 6, 1998.
- Юсфин С.М., Коваленко Е.Г. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка.//Классный руководитель №3,2000.-С.117.
- http://www.firo.ru
- http://www.gto.ru
- минобрнауки.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...
Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста
В данной консультации расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-568887-1423425948.jpg)
Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова
Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-32883-1425390166.jpg)
Характеристика обучения плаванию детей дошкольного возраста в контексте информационно-методической поддержки родителей
Информационно-методическая поддержка родителей - это комплекс целенаправленных мероприятий по информированию родителей о методических особенностях обучения плаванию детей дошкольного возраста, о возмо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/21/picture-1221436-1582276216.jpg)
Рекомендации для родителей" «Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста в…домашней ванне».
Если ваш малыш еще не умеет плавать или боится воды, не отчаивайтесь! Помогите ребенку познакомиться и подружиться с водой....
Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста
Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...