Особенности организации обучения плаванию детей дошкольного возраста с ОНР.
презентация к занятию по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Семенова Валентина Адольфовна

                                                            ГОУ ДЕТСКИЙ САД комбинированного вида № 2360

 

 

 

 

 

                                                                                     СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

 

 

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»

 

 

                            

                                  

                                                                                                                                                                                                         Подготовила и провела:

                                                                                                                                                                                                         Инструктор по ФИЗО

                                                                                                                                                                                                         Семенова В.А.

   

                                                                                                      Москва, 2011

 

 

1.     Особенности детей с ОНР

ОНР – это такая форма патологии речи у детей с нормальным слухом и нормальным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это и лексика (словарный запас), и грамматика, и связанная речь и звукопроизношение. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития (всего 3 уровня), при которых общим является значительное отставание в проявлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия (восприятия и различия звуков на слух). Степень выраженности названных отклонений различна.

Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет 2 и 3 уровни речевого развития.

Второй уровень речевого развития характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным запасом.

Словарный запас детей отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих, например наименование различных частей тела (туловище, локоть, плечо, затылок…).

Третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами недоразвития словаря, грамматики, звукопроизношения и фонетического слуха. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи родителей и педагогического персонала детского сада, вносящих в их речь соответствующие пояснения, т.к. самостоятельное общение является для них затруднительным. На этом уровне фразовая речь приближается к низкой возрастной норме. Бытовой словарь таких детей в количественном отношении гораздо беднее, чем у их сверстников.

2.      Предпосылки для организационной образовательной деятельности по плаванию ребенка дошкольного возраста с ОНР

Организационная образовательная деятельность плаванием – один из богатейших источников здоровья детей с ОНР. Можно начать заниматься с ребенком и в возрасте 3-4, 5-6 лет, да и практически в любом возрасте. Обязательно надо учитывать возраст и  индивидуальные особенности каждого ребенка.

 Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию. Свойства воды оказывает на здоровье ребенка термическое (закаливающее), гигиеническое, механическое и физическое воздействие. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.

 Плавание благотворно влияет на весь организм в целом.  Развивает мышечную систему ребенка. Органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению пловца, близкому к горизонтальному. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывают благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движением. При плавании ребенок дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. Опорно-двигательный аппарат ребенка  находится в стадии формирования и плавание является эффективным укреплением скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить например такое распространенное заболевание как плоскостопие. В результате систематической организованной образовательной деятельности плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы ребенка, отчего он становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке, что особенно важно для детей с ОНР.

 3. Методика обучения плаванием детей с ОНР

Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Физическое воспитание и в частности плавание для детей с ОНР – не только средство укрепления здоровья, повышение двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Что касается организации образовательной деятельности по занятию плаванием то здесь необходим подбор специальных средств, методов и приемов их применения. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Методики обучения плаванию дошкольников с ОНР в целом построены на общепринятых методиках по плаванию. Есть некоторые установки – например – объяснения должны быть образными и сочетать с показом. Все движения, упражнения – показываем. Устраиваем демонстрацию или даем установку во время их исполнения – корректируем (проговариваем).  Движения или задания (команды) должны проговариваться и показываться точно, объяснять надо не долго.  Как правило, дети ОНР повторяют движения правильно, т.к. у них очень хорошо зрительское восприятие.  Дети ОНР утомляются быстрее не физически а психически. Поэтому при работе с ними применяют приемы когда дети устают (не слышат задания, теряют координацию движений):

 – переходим на шепот;                   

-  медленную ходьбу (вдох-выдох);

- упражнение на потягивание;

- или любое другое простое задание (например – встать в пары и посмотреть друг другу в глаза и т.д.);

- говорим громко, потом тихо, потом – нормально.

Этапы обучения:

- первоначальное разучивание (ознакомление с движением);

- углубленное разучивание;

- совершенствование.

Методика обучения плавания детей дошкольного возраста с ОНР должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер с учетом индивидуального подхода. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка с ОНР. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста с ОНР, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.

Методика обучения плаванию делится на несколько этапов.

Первый из них – и один из самых важных заключается в проведении на суше упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др.

Второй этап – освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Ребенок обучается правильному положению тела при скольжении и нырянии, самое трудное на данном этапе – это научить ребенка делать выдох в воду. Овладение навыками выдоха в воду и скольжениями с отталкиванием ногами от бортика бассейна. Проводится обучение движениями ногами при плавании вольным стилем, важно следить за тем, чтобы начинающий пловец не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию с поворотом головы на вдохе.

Третий этап обучения – полной координации плавательных движений сначала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Дыхание при плавании имеет свои особенности. Именно совершенствованию таких координированных действий посвящаются последующие занятия обучению плавания.

 

Совершенствованию навыков плавания помогают игры (игровой метод является одним из основных средств методики воспитания) на воде (например «Поймай меня» - бег в воде, «Лягушка» - прыжки, «Дельфин» - погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс, «Спасение животных» - ныряние для доставания игрушечных животных со дна, и многие другие).

Игры для детей с ОНР – это эмоциональная разрядка. Важно четко и правильно излагать и объяснять игру перед ее началом:

- название;

- расположение игроков и их роли;

- ход игры;

- цель игры;

- основные правила.

Соревновательные и игровые методы в дошкольном обучении плаванию у детей с ОНР должны применятся систематически.

 

4. Организация дидактического пространства

1.      Самый главный принцип «от простого к сложному».

 Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип – условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений. Чтоб задания выполнялись осознано, включаем «образ» и ведем речевой контроль через речь (напр. «летаем как птички»). Можно – на сравнении (напр. «у воробья крылья маленькие а у вороны – большие»). Но точно ребенок повторить движение не может, хотя старается и думает что делает лучше всех. При этом – идет накопление информации. Здесь важен «обратный оборот» -  когда накопленную информацию ребенок выдает нам – становится активным – рассказывает стихи при выполнении упражнения (напр. при выполнении дыхательной гимнастики), учат друг друга как делать упражнение, выдают чему научились, могут абстрагироваться, осознают себя как личность.

2.      Принцип систематичности.

Занятия должны посещаться детьми регулярно.

3.      Принцип доступности.

Корневой основой должен быть русский язык – на основе словарного состава литературного языка.

4.      Принцип «открытого обучения».

Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле инструктора по ФИЗО, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг – необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться – научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять, пытается сделать вдох – научить дышать во время плавания и т.д.

5.      Принцип учета ведущей деятельности.

Ребенку хочется купаться и резвиться, инструктору – научить ребенка плавать. Значит, надо превратить некоторые задания и упражнения в игру (особенно в младшем дошкольном возрасте).

6.      Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим.

Задача инструктора – вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникающую потребность ребенка в решении новых (собственных) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые виды заданий.

7.      Принцип «от целого к частному».

Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.

8.      Принцип учета возрастных разучиваний и индивидуальных психофизических особенностей детей.

Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.

Дети с ОНР характеризуются неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, поэтому необходимо выстраивать занятия таким образом, чтобы поддержание интереса к происходящему на занятии было мотивировано самим ребенком.

 

5. Техника безопасности при работе с детьми ОНР

Отдельное место в плавании детей ОРН занимает техника безопасности.

Начинать всегда следует с обеспечения безопасного пребывания ребенка в воде, особое место необходимо уделять технике безопасности.

Допуск  детей к организованной образовательной деятельности в бассейне только с разрешения врача.

Обязательно провести беседу по правилам поведения в бассейне и технике безопасности  с группой перед началом организованной образовательной деятельности на воде в присутствии воспитателя и  с заполнением журнала по ТБ.  Если кто-то из детей отсутствовал, провести с каждым отсутствующим отдельную индивидуальную беседу и отметить ее проведение в журнале.

Необходимо для организованной образовательной деятельности с детьми ОНР:

1.      Тщательно следить за состоянием места проведения организации образовательной деятельности;

2.      Соблюдать строжайшую дисциплину;

3.      Вход и выход из воды только по разрешению инструктора;

4.      До и после организованной образовательной деятельности – делать перекличку;

5.      Организованный вход в душевые;     

6.      Инструктор по плаванию обязан уметь плавать и знать приемы по спасению утопающих.

При выполнении инструктором бесконтактной страховки ребенка с ОНР при начальном обучении широко применятся метод визуального наблюдения, когда инструктор находится в состоянии повышенной готовности для выполнения контактной страховки, иначе говоря, поддержки или удержания ребенка от развития какого-либо опасного положения или процесса качественно негативного изменения условий внутреннего или внешнего взаимодействия. Обязательно – обеспечивается страховка и обучаем  самостраховке. Говорим – помогаем им и друг другу (без вмешательства инструктора) – на сравнении – помощь и взаимопомощь – методический прием обучения действием.

 

                                                                                          

6. Заключение

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную патологию речи ни к коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции они хорошо продвигаются и постепенно выравниваются. Практический опыт показывает, что  все дети с ОНР могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы воспитатели (в том числе и инструктор по ФИЗО) и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Поэтому особенно важна работа с родителями – беседы, консультации, приглашение их на организационную образовательную деятельность по плаванию, совместные мероприятия.  Но для того, чтобы добиться наилучших результатов, нужно привлечение специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, воспитателя по ФИЗО), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.

Работа инструктора по ФИЗО  для каждого ребенка помимо общих занятий в группе у детей с ОНР должна нести в себе элементы индивидуальности как в плане двигательной активности, так и в психологическом плане, учитывая особенности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Литература

1.      Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: ФиС, 1984. – 160 с.

2.      Дворкина Н.И. Сопряжение развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2002. – 26 с.

3.      Евсеев С.П. (ред.). Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.

4.      Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физ. культуры. 1998, №1, с. 24-26.

5.      Мосунов Д.Ф., Кубасов А.В., Ковалева Л.Я. Педагогическая гидрореабилитация / Новое в плавании: Спорт, реабилитация, здоровье. Сб. науч. и практ. работ. Вып. 1. – СПб.: ООИ Плавин. 1999, с. 34-38.

6.      Сермеев Б.В. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: Докт. дис. в форме науч. доклада. М., 1992. – 43 с.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Этапы подготовки обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной консультации  расмотрены проблемы адаптации детей дошкольного возраста во время обучения плаванию....

Современные подходы к обучению плавания детей дошкольного возраста.

Преподаватели обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций  при нахождении в водной среде...

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

Особенности организации обучения плаванию детей с нарушением зрения

Особенности организации обучения плаванию детей с нарушением зренияПроблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания достаточно актуальна. Уник...

Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...

Методическая разработка "Особенности применения игровой педагогики в обучении плаванию детей дошкольного возраста"

Повышения эффективности обучения плаванию посредством игры, обеспечение всестороннего развития личности ребенка, используя игры различной направленности...