Статья: "Оптимальный двигательный режим старших дошкольников в детском саду"
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Данная статья описывает двигательный режим детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-da_detey_doshk._vozrasta.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательный режим старших дошкольников
в детском саду
Меркульева Оксана Валерьевна
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74
Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности (ДА). Двигательная деятельность в этом возрасте становится все более целенаправленной. В значительной мере она зависит от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются. Дети 5 – 7 лет способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. В этом возрасте детям доступно овладение сложными видами движений. Они способны выполнять их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно – силовые качества и выносливость. Им уже свойственен достаточно широкий круг специальных знаний: умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствует развитию интереса к занятиям физической культурой. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети начинают активно применять их в своей самостоятельной деятельности. Мальчики и девочки берут на себя разные роли и в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый опыт.
Наиболее важной особенностью ДА детей старшего дошкольного возраста является ее зависимость от времени года. Сезонные изменения ДА детей проявляются в повышении ДА в весенне – летний период и снижении в осеннее – зимний. Сезонная зависимость суточной ДА – это общебиологическое явление, и ее необходимо принимать во внимание при организации физического воспитания детей.
Выявлено, что ДА старших дошкольников распределяется в течение дня неравномерно. Отмечены периоды подъема ДА детей: дневной (с 10.00 до 12.00) и вечерний (с 16.30 до 18.30). Определение уровня ДА детей в разные отрезки дня свидетельствуют о том, что показатели объема движений детей выше в первой половине дня по сравнению со второй. Это обусловлено более длительным периодом бодрствования детей в первой половине дня относительно второй (на два часа), в соответствии с организацией жизни старших дошкольников в детском саду. В тоже время, несмотря на сравнительно небольшую длительность второй половины дня, продолжительность ДА за этот период была достаточно высокой, что, по – видимому, связано с включением дополнительных занятий (пробежки по массажным дорожкам после дневного сна, упражнения с тренажерами, логоритмическая гимнастика, подвижные игры и др.).
Как показывают наблюдения, суточный объем естественной двигательной активности детей изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и соответствующим снижением активности. Наиболее высокая ДА отмечена в среду и четверг, ее объем в среднем выше на 10% по сравнению с другими днями недели.
Для старших дошкольников предпочтительны разнообразные по содержанию динамичные физические нагрузки умеренной интенсивности, неоднократно повторяющиеся в течение дня.
При создании рационального двигательного режима важно не забывать об активном отдыхе детей. К нему относятся: неделя здоровья, физкультурные праздники, спортивные досуги. Их содержание направлено на активизацию двигательной активности детей при рациональном сочетании ее с отдыхом, а также на максимальное пребывание детей на воздухе, развитие интереса к разным видам игр и упражнений, на сплочение детского коллектива.
В двигательном режиме старших дошкольников следует предусмотреть совместную физкультурно - оздоровительную работу детского сада и семьи. Родителей необходимо познакомить с разными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировать о состоянии здоровья и физическом развитии, а также об уровне двигательной подготовленности их ребенка, привлекать родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно - оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях умственной нагрузкой и т. д.
Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее двух раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояние здоровья, уровень ДА и физической подготовленности.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проведения их индивидуальных возможностей, являясь важным источником активности и саморазвития ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность в старших возрастных группах должна занимать 55 - 60% от общей продолжительности двигательной активности детей в течение дня. При этом педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ДА детей во время самостоятельной деятельности и использовать на практике разработанные и апробированные педагогические приемы и методы руководства ею.
Данную модель режима ДА детей в детском саду следует рассматривать как один из возможных вариантов организации физкультурно - оздоровительного процесса.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
Двигательная деятельность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
С целью оптимизации режима двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на свежем воздухе, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми на вечерней прогулке, прогулки - походы в лес, корригирующая гимнастика в сочетании с сухим массажем тела.
Все вышеописанные виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая, друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Итак, данная модель двигательного режима дошкольника включает в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания и позволит сформировать необходимый объём, а также производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
старший дошкольник в детском саду
материал для родительского собрания...
Консультация для воспитателей "Элементарные опыты и эксперименты как метод обучения старших дошкольников в детском саду"
В консультации раскрывается значение опытов и экспериментов для дошкольников....
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Социально направленная деятельность особенно важна в старшем дошкольном возрасте, характеризующимся рядом важнейших личностных новообразований, обуславливающих появление общественной направленности в ...
Проект «Шахматы для старших дошкольников в детском саду»
Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем....
Образовательный проект «Шахматы для старших дошкольников в детском саду»
Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. ...
Игры по правилам дорожного движения для старших дошкольников в детском саду.
Игры по правилам дорожного движения для старших дошкольников в детском саду ...
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
В статье обобщается научный материал, раскрывающий проблему развития музыкальности у воспитанников детского сада, обосновывается ее актуальность в работе с детьми старшего дошкольного возраста; ...