МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
статья на тему

Пакулина Юлия Сергеевна

Социально направленная деятельность особенно важна в старшем дошкольном возрасте, характеризующимся рядом важнейших личностных новообразований, обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_napechatannaya.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИЙ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, требуют активного включения человека в процессы, связанные с социально-экономическим, политическим, культурным будущим страны.

Государственная политика в области дошкольного образования, введение новых федеральных государственных требований к содержанию образования дошкольников, направленных на воспитание в них самостоятельности, инициативности, творчества, патриотизма и гражданственности позволяют рассматривать задачу становления начал социальной активности у детей как инвестицию в благополучное будущее нашей страны.

Социально направленная деятельность особенно важна в старшем дошкольном возрасте, характеризующимся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, Л.Я.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Е.В.Субботский и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей. В современных исследованиях социально направленная деятельность рассматривается, как готовность старших дошкольников участвовать в пространстве дошкольного образовательного учреждения в социально-значимой деятельности, направленной на решение интересных и доступных для них общественных задач при активном взаимодействии с другими людьми: взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста (А.Г. Николаева). Но она  невозможна без участия педагога. Поэтому очень важно обеспечить воспитателю качественное методическое сопровождение.

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта (В.А. Новицкая).

В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования (Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С.Лазарев, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков, B.А.Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.).

В современной педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам организации разных видов сопровождения субъектов педагогического процесса в образовательных учреждениях (Л.Н.Бережнова, М.Р.Битянова, О.С.Газман, Е.И.Казакова, Л.Б.Лаптева, М.С.Полянский, И.В.Серебрякова, Л.Г.Тарита и др.). Раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов, занимающихся организацией данного процесса (А.А.Архипова, Е.И.Казакова, Г.С.Курагина, И.В.Серебрякова). Однако организация методического сопровождения воспитателя современного детского сада в этих работах не рассматривалась.

Вместе с тем, анализ деятельности педагогов современных дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что они не всегда готовы к проектированию и организации ситуаций социально направленной деятельности старших дошкольников. Это обусловлено отсутствием у многих воспитателей опыта личностно-ориентированного взаимодействия с его субъектами.

Таким образом, в современной образовательной ситуации достаточно четко обозначается противоречие между требованием общества в организации ситуаций социально направленной деятельности старших дошкольников и неготовностью педагогов к его организации, нереализованностью принципов педагогического сопровождения по отношению к воспитателю в методической деятельности образовательного учреждения.

На мой взгляд, методическое сопровождение воспитателей в организации ситуаций социально направленной деятельности старшего дошкольника в детском саду становится возможным, если включает:

- Формирование активной заинтересованности педагогов в повышении профессиональной компетентности в проблеме организации ситуаций социально направленной деятельности старших дошкольников в ДОО.

- Оказание систематической методической помощи педагогам в планировании и осуществлении ситуаций социально направленной деятельности старших дошкольников в ДОО.

-Создание условий для самообразования педагогов в данной проблеме и организацию творческого взаимодействия педагогов в осуществлении социально направленной деятельности детей в ДОО. В том числе, с использованием  ресурса социального партнерства.

В целях решения поставленных задач можно применить следующие исследовательские  методы: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, их анализ, опытно-экспериментальная работа. В ходе педагогического эксперимента можно использовать: наблюдение, беседы, анкетирование, анализ деятельности педагогов, консультирование.

Критерием эффективности реализованных педагогических условий является:

Создание в детском саду дополнительной сферы самореализации, где ребенок может проявить себя не только в среде ровесников, но и в обществе детей другого возраста и взрослых, принять активное участие в совместной деятельности по решению интересных и доступных общественных задач в пространстве детского сада.

удовлетворенность воспитателей организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов;

повышение педагогического мастерства и профессиональной компетентности воспитателей;

наличие позитивной динамики в развитии социально направленной деятельности старших дошкольников, что характеризуется наличием адекватных представлений о проявлении социальной активности;

желанием участвовать в доступной социально направленной деятельности;

проявлением самостоятельности, инициативности, ответственности при выполнении дел имеющих общественное значение;

стремлением к сотрудничеству и взаимопомощи (пробудить у старших дошкольников добрые чувства, стремление заботиться о малышах, опекать их).

Сведения об авторе:

Пакулина Юлия Сергеевна

Воспитатель, ГБДОУ №2

Телефон 8 (906) 252 60 39

Адрес электронной почты 5978224@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «К проблеме методического сопровождения воспитателя в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста».

Статья посвящена проблеме методического сопровождения воспитателя современного детского сада в организации работы по развитию монологической речи старших дошкольников. В статье раскрывается значимость...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

Статья "Методические рекомендации для воспитателей по организации и оформлению уголка для родителей в группах детского сада"

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, стру...

Экспериментальная деятельность старших дошкольников в детском саду

Задачи:Оптимальность отношений к выполненой деятельностиИнтенсивность усвоения различных способов позитивного достижения результатов...

"Методические рекомендации по развитию музыкальности у старших дошкольников в детском саду средствами игровой деятельности"

Как показывает практика и анализ научно-методической литературы проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста была и остается актуальной на сегодняшний день. Обосновывается это, в перву...

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя на 2023-2024гг. Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду

Данный план самообразования написала для повышения своего профессионального уровеня, систематизации работы.Повысеть профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологическо...