Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.
статья по физкультуре

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качеств. Среди многообразия качеств, формируемых в дошкольном возрасте, особое место занимают ценностное отношение к своему здоровью. Оно способствуют полноценному развитию психических процессов человека, его адаптации в социуме и развитию физических качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_igra.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ворошилова К.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №86 Приморского района

Санкт -Петербурга

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников:

подвижные игры.

   Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качеств. Среди многообразия качеств, формируемых в дошкольном возрасте, особое место занимают ценностное отношение к своему здоровью. Оно способствуют полноценному развитию психических процессов человека, его адаптации в социуме и развитию физических качеств.

     ФГОС ДО выделяет образовательную область «Физическое развитие», главной задачей которой является :

- формирование основ здорового образа жизни;

- развитие важных психо-физических качеств (сила, ловкость, выносливость, быстрота, координация),

- обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

     В современных источниках физические качества рассматриваются как интегральная характеристика двигательных возможностей человека, обусловленная его анатомо-морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями, т. е. это возможности, обусловленные сплавом врожденного и приобретенного .

  Физические качества имеют большое значение для укрепление здоровья, физического совершенствования детей. Их развитие и совершенствование осуществляется разными путями. Но эффективнее усваиваются в подвижной игре. Подвижная игра включает в себя:

  • Сюжет
  • Правила
  • Действия.

   Подвижная игра  — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

   Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

   Организация подвижной игры у младших дошкольников.

Маленькие дети очень любят играть. Даже тогда, когда дети играют с сюжетными игрушками, в их играх преобладает двигательный компонент. Растущий и развивающийся организм 3-4 летнего ребенка нуждается в движении. Двигательная активность ребенка – непременное условие нормального развития и формирования поведения детей. В помещении для младшей группы необходимо иметь небольшой заборчик или стремянку для лазания. Очень несложны и приспособления для спрыгивания с небольшой высоты.

Желательно иметь небольшую вышку с 3-5 ступеньками с одной стороны и скатом с другой, с перилами по бокам. Такая вышка хороша для упражнений в ходьбе, для скатывания. Очень полезны игрушечные воротца разной высоты. Через них дети могут перекатывать шары, мячи.

Прыжок в высоту детям 3-4 лет дается с трудом. На дуге вышки укрепляется звонок. Чтобы извлечь из него звук, дети подпрыгивают и тем самым упражняются в полезном движении.

Хорошо дети усваивают нужные им движения во время совместных игр со взрослыми, действия которых являются наглядным образцом, преподнесенным в эмоциональной форме. Организованный показ положительно сказывается на характере движений детей во время их самостоятельных игр. Подвижные игры с правилами хорошо разработаны в трудах Е.Г. Леви-Гориневской, А.И. Быковой, М.М. Канторович, Л.И. Михайловой, З.И. Богуславской.

Общегрупповые подвижные игры хорошо влияют на улучшение качества движений детей. Подвижные игры с правилами дают возможность организовано воздействовать на малоподвижных детей. Постоянное упражнение дошкольников во время самостоятельных игр дает возможность автоматизировать полезные движения. В игре происходит естественное упражнение основных движений детей, развивается их мышечная сила, точность движений и их соразмерность. Двигательные игры способствуют выработке таких важных качеств личности ребенка, как активность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность, умение подчинять свои действия известным правилам, осторожность. Большое значение эти игры оказывают и на умственное развитие детей. Необходимо содействовать развитию подвижных игр и решительно бороться с режимом малоподвижности.

Руководство подвижными играми детей заключается в следующем:

- выделение достаточного места для движений

- подбор игрового оборудования

- показ правильного выполнения движений.

П.И. требуют простора. Не только во время прогулок, но и в помещении детям нужно отвести место для П.И.

Главный методический прием – игра воспитателя вместе с детьми. Причем сначала воспитатель берет на себя ведущую роль, потом – второстепенную. Главное – это участие педагога в игре, его эмоциональность, показ движений. В основе движений малышей лежит подражание: они могут летать, как воробышки, порхать, как бабочки, прыгать, как зайчики. Воспитатель может постепенно привлекать детей к творческим поискам, для этого использовать варианты игры. Например, при последующем проведении игры можно предложить детям подумать и сказать, от кого ещё могут улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и Т.д.

В п.и. развиваются такие важные качества ребенка, как: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, организованность, умение подчинять свое поведение определенным правилам!

    Приведу примеры подвижных игр, которые использую для развития физических качеств у дошкольников.

Для развития ручной и локомоторной ловкости у дошкольников использую игры с лентами, шнурами («Кто скорее намотает шнур» «Кто скорее дойдёт до середины», а также эстафеты с предметами: «Пробеги не задень» и др.

Развитию быстроты и ловкости способствует игра «Ловишка», которую использую часто, усложняя задания от игры к игре: как можно быстрее убежать от ловишки; включение в игру 2-3 ловишек. Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому я подбираю игры с бегом «Зайцы и волк», «Карась и щука», а так же различные игры-эстафеты: «Два мороза», «Парный бег», «День и ночь», -«Пустое место», «Мышеловка» и другие.

Развитие у дошкольников способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без изменения её интенсивности (выносливость) происходит за счёт многократного повторения однообразных движений, увеличения времени игры или расстояния. С этой целью использую игры с непрерывной двигательной деятельностью: «Волшебные скакалки» (кто продержится дольше других); «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали» снова разбегаются); «Совушка», «Лётчики» и др. В играх на развитие выносливости внимательно наблюдаю за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.

Развитию силы мышц способствуют следующие упражнения: набивной мяч, прыжки; игры на сопротивление «Кто сильнее», «Буйволы»; командные игры-эстафеты. Для проведения игр используются обручи, верёвки, мешочки с песком.

Для развития способности выполнять движения с большой амплитудой (гибкость) следует учитывать естественную гибкость и не злоупотреблять упражнениями на растягивание. Для развития гибкости использую подвижные игры: «Циркачи», «Передача мяча», «Змейка», «Туннель из обручей» и другие.

Следует отметить, что одна подвижная игра может использоваться как для развития быстроты и ловкости, так и для развития гибкости. Например, игра «Передача мяча». Дети стоят друг за другом на расстоянии шага и передают, наклоняясь, мяч над головой или между ног.

Для повышения эффективности подвижных игр провожу разъяснительные беседы о различном спортивном оборудовании.

Получить желаемый результат невозможно без помощи родителей. Поэтому организую совместные спортивные праздники и подвижные игры с родителями, выставки нестандартного оборудования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Представленные игры разбиты на блоки, каждый блок содержит подвижные игры и игровые упражнения на развитие определенных  физических качеств. Все игры адаптированые и апробированные на занятиях по...

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ.

Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действ...

Презентация "Роль подвижной игры в развитии физических качеств у детей младшего дошкольного возраста"

Роль подвижной игры в развитии физических качеств у детей младшего дошкольного возраста...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игрыВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нуж...

Консультация для родителей на тему: "Влияние подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников". Развитие физических качеств через подвижную игру

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка....