Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника
статья на тему

Голубева Ирина Викторовна

Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голубева И.В., воспитатель

ГБДОУ  30 Василеостровского района,

Санкт-Петербург.

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А

     Так размышлял о игре В.А.Сухомлинский.  И смело можно сказать, что ничего не изменилось. Роль игры в равитии ребенка не стоит умалять ни на йоту. Для ребенка дошкольного возраста игра – это его все. В игре ребенок учится жить, любить, чувствовать, через игру получает огромный поток информации, в игре ребенок может вести себя естественно и при этом быть уверенным в себе, находясь в своей стихии. Ребенок не играет в игры, он живет игрой.

       Место игры? Где же оно? Там где ребенок, где формируются все необходимые знания, умения, навыки, где он общается со сверстниками, где развивается характер. Игра  - неотъемлемая часть жизни, необходимый этап формирования личности.  

      Б.Эльконин выдели игру ведущей деятельностью дошкольного возраста и это не спроста. В умелых руках педагога или родителей игровая деятельность становится неоценимым подспорьем в воспитании детей. Есть множество классификаций и подклассификаций игр, но к какому бы виду она не относилась, и независимо от того кто инициировал игру взрослый или сами дети, можно добиться больших результатов в развитии и воспитании маленького человека.

       Таким образом, мы убедились, что роль игры в развитии дошкольника играет важную роль и занимает огромное место. Хочется поговорить еще о игре в контексте развития познавательных способностей, так как этот вопрос очень актуален.  В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие. Через игру удается объединить один из основополагающих принципов обучения – «от простого к сложному». Познавательное развитие детей совершается непрерывно, оно обуславливает умственное и психическое развитиеРазвитие познавательных способностей ребенка-дошкольника реализуется через организацию познавательной деятельности, в основном через систему дидактических игр. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не исключительно развлекательным. В дидактической игре обязательно необходимо наличие интересной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.  В Играх перед детьми обязательно ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Именно это усилие, интерес, удовольствие от процесса и элемент соревновательности, заложенные в дидактические игры, и являются толчком для развития познавательных способностей ребенка. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.  В любой дидактической игре явно различима структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. В дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел - задача - зачастую выражен уже в самом названии дидактической игры. Дидактическая задача осуществляется через игровую задачу. Основные задачи дидактических игр: сравнение предметов, отгадывание загадок, определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, их классификация, быстрое припоминание, точное определение, умение высказывать свои суждения, делать умозаключения. Очень важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей
Игровые действия - основа игры. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия дают детям возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следить за этим
       Анализируя все выше написанное, можно сказать, что является основой познавательного развития дошкольника, а также его познавательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника Один из основополагающих принципов  ФГОС ДОО - это построение образовательного процесса дошкольного образования в...

Статья на тему: «Роль и место игры, в развитии познавательных способностей ребёнка-дошкольника»

Представленный в статье материал описывает ообенноти организации игровой деятельности в условиях ДОУ...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника....

Статья : "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребёнка дошкольника".

Статья для выступления на Всероссийском практико-ориентированном  семинаре «Современное состояние детской игровой культуры :проблемы и решения»Тема выступления: Роль и место игры в ра...

Роль и место игры ы развитии познавательных способностей ребенка - дошкольника

Какие виды деятетельности появляются в дошкольном возрасте и какю имеют роль в данный период времени...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей дошкольника.

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет. Последний год – приблизительно – дошкольного возраста можно считать переходным периодом от дошкольного...