Рабочая программа физкультурно-оздоровительной направленности "Малышок"
рабочая программа

Осипова Екатерина Николевна

Физкультурно-оздоровительная программа "Малышок" для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

«Каждый ребенок – многостороннее одаренное

человеческое существо, обладающее заложенной

в него биоэнергией, действующей и проявляющейся

через его существенные силы, каждая из которых

естественно требует своего развития в

деятельности и отношениях»

Б.Т. Лихачев

Цели и задачи подпрограммы:

  1. комплексное использование всех форм обеспечения двигательной активности  для целенаправленного физического развития и воспитания детей дошкольного возраста;
  2. правильная организация физического воспитания детей, учитывая анатомо-физические особенности развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом;
  3. организация, планирование и проведение систематических физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста;
  4. обучение детей разным двигательным навыкам и умениям.

          Воспитывать детей физически совершенными – значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.

          Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействуют на детский организм.

          Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Это ежедневное проведение утренней гимнастики, организация обязательных физкультурных занятий, подвижных игр и спортивных развлечений на свежем воздухе. Систематические физкультурные занятия направлены на то, чтобы научить ребенка управлять своим телом, помочь ему своевременно овладеть жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем.

          Усвоение различные видов ходьбы и бега помогают детям ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, действовать сообща.

          Упражнения в равновесии связаны с освоением ходьбы и бега на уменьшенной и приподнятой от земли площади опоры. Эти упражнения воспитывают у детей смелость, решительность. Дети учатся уверенно действовать в изменившейся обстановке.

          Обучение прыжкам ведется от простых упражнений в подпрыгивании на месте к более сложным – спрыгивание, прыжки в длину с места и с продвижением вперед.

          Игры и упражнения с мячом хотя и трудны для маленьких детей, но увлекают их. Все упражнения с мячом требуют ловкости. Быстроты реакции, точной координации движений.

          Упражнения в лазанье воспитывают ловкость, укрепляют мускулатуру различных мышечных групп.

          Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Подвижные игры дают возможность упражняться в движениях, способствуют обогащению, закреплению основных движений, развитию координации, совершенствованию двигательных навыков; дают возможность воспитывать нравственные и физические качества у ребенка; способствуют созданию положительного эмоционального состояния. Двигательные действия, выполняемые ребенком одновременно с другими детьми, вызывают чувство удовлетворения, желание хорошо выполнить движение, вселяют бодрость, уверенность в своих силах. Очень важно, чтобы ребенок знал подвижные игры и любил играть в них.  

Предполагаемый результат:

  1. правильное физическое воспитание, формирование двигательной активности должно способствовать укреплению здоровья детей, воспитанию у них потребности в физическом самосовершенствовании;
  2. методически правильно организованные физкультурные занятия удовлетворяют естественную потребность детей в движении и способствуют своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями.  

2. СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ

Общеразвивающие упражнения: 

  1. для мышц шеи: «Вращения головой», «Повороты головой» «Палка вверх», «Потянись», «Солнышко», «Посмотри на мяч»;
  2. для мышц плечевого пояса рук: «Потянись», «Ловим комариков», «Хлопни», «Руки вверх», «Посмотри на мяч», «Палка вверх»; «Мельница», «Полочки», «Гири», «Мяч к груди», «Рывки руками», «Вращения локтями»;      
  3. для мышц спины: «Положи мяч», «Мячик к носкам», «Рубим дрова», «Наклоны вперед»,   «Дотянись», «Носочки»; «Наклоны вправо, влево», «Маятник», «Часики»; «Оглянись», «Посмотри по сторонам», «Вращения туловища», «Опиши круг»;    
  4. для мышц ног: «Согни колено», «Веселые ножки», «Велосипед», «Ножницы», «Подними ногу», «Пишем»; «Сели», «Ухнем»; «Попрыгунчики», «Мячики», «Попрыгали», «Кто выше», «Прыжки вокруг мяча».

Основные движения:

  1. развитие меткости: сбивание мячом кеглей; метание мяча в горизонтальную цель, метание малого мяча в вертикальную цель;
  2. развитие ориентировки в пространстве: ползание на четвереньках между предметами; прокатывание мяча друг другу по полу;
  3. развитие мелкой моторики рук и ловкости: подбрасывание и ловля мяча;
  4. развитие ловкости, гибкости: пролезание в обруч, подлезание под скамейкой, под шнуром;
  5. развитие двигательных качеств: медленный бег по прямой; ходьба и бег между двумя линиями; прыжки через гимнастические палки, прыжки из обруча в обруч, прыжки в длину, в высоту, прыжки на одной ноге между кеглями;
  6. развитие мышц рук и плечевого пояса, ловкости, гибкости: подтягивание на руках по скамейке; ползание на четвереньках между предметами; лазание по гимнастической лестнице;
  7. занятие с велосипедами (велоспортом);
  8. обучение ходьбе на лыжах.

Подвижные игры:

  1. игры с бегом: «По местам», «Хитрая лиса», «Лиса в курятнике», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Снегири и кот», «Найди свой домик», «По местам», «Кошки-мышки», «Доги мяч»,   «Цветные автомобили», «Пилоты», «Липкие пеньки», «Заря», «Жмурки», «День – ночь» «Коршун и наседка», «Поймай рыбку», «Волк», «Али-Баба», «Ручеек» «Два мороза»;
  2. игры с ходьбой: «Мишка косолапый», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Ровным кругом», «Жмурки», «Мельница», «Леший шел», «Зайка серенький», «Вышел зайчик», «Трактора», «Мельница», «Найди предмет», «Водяной», «Прятки»;  
  3. игры с прыжками: «Достань снежинку», «Баба-Яга», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Зайцы и волк», «Попрыгунчики воробышки», «Лягушки и цапля», Воробышки и кот», «Высекалы»;
  4. игры на развитие сохранения равновесия: «Совушка», «Три медведя», «Море волнуется»;
  5. игра на развитие ловкости и быстроты реакции: «Льдинки», «Передал – садись», «Лови – не лови»;
  6. игры на развитие меткости: «Охотники», «Высекалы»;
  7. игры с прокатыванием мяча друг другу: «Колобок»;
  8. с выполнением разных видов движений: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем».

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ    ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Тема

Техническое оснащение

Итог

I полугодие

1

Развитие меткости (метание в горизонтальную цель)

Пять малых теннисных мячей; урна (или коробка)

Соревнования на выявление лучшего игрока по метанию мяча в цель

2

Игровое занятие на свежем воздухе

Снежинка из картона на веревочке, привязанная к палке; маска кота; десять мячей (d=7см); обруч (d=80см)

Досуговые игровые занятий в режиме дня  

3

Развитие меткости (метание в вертикальную цель)

Пять малых теннисных мячей, плакат с нарисованными на нем мишенями (или на стене нарисованные мелом круги); цветные картонные круги по количеству детей

Соревнования на выявление лучшего игрока по метанию мяча в цель

4

Знакомство с лыжами

Две пары лыж

Со старшими дошкольниками проведение конкурса на скорость одевания лыж

5

Подбрасывание и ловля мяча

Малые мячи по количеству детей

Состязание «Кто больше»

6

Игровое занятие

Шарф; «метла» для Бабы-Яги

Использование игр в режиме дня

7

Прыжки  

Пять гимнастических палок

Эстафета «Кто первый»

8

Игровое занятие

Цветные ледянки по количеству детей; десять малых мячей, обруч; маски зайцев и волка

Использование игр на прогулках

9

Развитие гибкости

Два обруча; маски зайцев по количеству детей

Игра «Прохождение препятствий» на прогулках и в режиме дня

10

Ходьба на лыжах

Пары лыж по количеству детей

Лыжные прогулки в режиме дня на прогулках    

11

Подлезание под скамейкой

Гимнастическая скамейка; маска лисы

Досуговое мероприятие в режиме дня «Полоса препятствий»

12

Игровое занятие

Обруч; пять гимнастических палок; красный флажок

Использование игр в режиме дня

13

Прыжки на одной ноге

Семь кеглей, обруч

Командные соревнования с прыжками

14

Досуговое игровое занятие

Цветные ледянки по количеству детей; игровой мяч (d=2см); обруч; маски зайцев по количеству детей

Использование игр на прогулках

15

Прогулка в лес

Снежинка из картона на веревочке, привязанная к палке; маска лисы; маски зайцев и волка

Использование игр в режиме дня и на прогулках

16

Игровое занятие

Игровой мяч (d=20см); гимнастическая палочка; маски зайцев и волка

Использование игр в режиме дня и на прогулках

17

Игровое занятие

Цветные картонные круги по количеству детей; «метла» для Бабы-Яги; обруч; маленький розовый обруч  

Использование игр в режиме дня и на прогулках

18

Игровое занятие

Шарф; обруч

Использование игр в режиме дня и на прогулках

19

Укрепление мышц

Скамейка, обруч; маски зайцев по количеству детей

Командное соревнование «Кто первей»

20

Игровое занятие

Скамейка; обруч; игрушечный заяц

Использование игр в режиме дня

21

Развитие ориентировки в пространстве

Пять кеглей

Командные соревнования

22

Игровое занятие

Цветные картонные круги по количеству детей

Использование игр в режиме дня и на прогулках

23

Подлезание в обруч

Три обруча; маска лисы

Использование игр в режиме дня и на прогулках

24

Игровое занятие

Игровой мяч (d=20см); маски лисы; обруч; маски зайцев по

 количеству детей

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

25

Развитие и укрепление разных форм мышц

Скамейка

Досуговое мероприятие в режиме дня «Полоса препятствий»

26

Игровое занятие

Шарф; гимнастическая палка

Досуговое мероприятие в режиме дня «Полоса препятствий»

27

Прокатывание мяча

Десять малых мячей

Состязание «Самый меткий»

28

Игровое занятие

Пять гимнастических палок

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

29

Игровое занятие

Шарф; десять малых мячей; маски зайцев по количеству детей

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

30

Игровое занятие

Шарф; скамейка

Использование игр в режиме дня

31

Развитие меткости

Десять малых мячей

Состязание «Самый меткий»

32

Игровое занятие

Обруч; две веревки (d=1,5м)

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

33

Путешествие по сказкам

Игровой мяч (d=20см); две веревки (d=1,5м); «метла» для Бабы-Яги

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

34

Игровое занятие

Игровой мяч (d=20см); скамейка; маска лисы

Игровые досуговые занятия

35

Игровое занятие

Платок; маска лисы; скамейка; малый красный мяч

Игровые досуговые занятия

36

Досуговое занятие

Шарф; волейбольный мяч; гимнастическая палка

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

II полугодие

37

Ходьба

Гимнастическая скамейка

Развитие осанки у детей при соблюдении правильной ходьбы на протяжении всего дня

38

Игровое занятие

Маска лисы

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

39

Езда на велосипедах (велоспорт)

Два велосипеда; две детских машинки, красный конус

Езда на велосипедах на прогулках

40

Игровое занятие

Маска совы

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

41

Пролезание в обруч

Два гимнастических обруча; два шнура d=2м

Досуговое мероприятие в режиме дня «Полоса препятствий» на прогулках

42

Игровое занятие

Платок, метла для Бабы-Яги

Использование игр в режиме дня и на

прогулках

43

Равновесие

Гимнастические палки по количеству детей

Досуговое мероприятие в режиме дня «Полоса препятствий» на прогулках

44

Игровое занятие

Волейбольный мяч

Использование игр   на прогулках

45

Путешествие в сказку

Малый игровой мяч, пучки травы по количеству детей

Использование игр   на прогулках

46

Прыжки

Три гимнастических обруча

Использование приобретенных основных движений на прогулках и в играх

47

Бег

Платок для игры

Использование и проведение разнообразных подвижных игр

48

Игровое занятие

Платок, маски животных в соответствии с сюжетами игр

Использование игр в режиме дня

49

Подлезание под шнур

Два шнура d=2м

Использование и проведение разнообразных подвижных игр с приобретенными двигательными навыками

50

Игровое занятие

Картонные рыбки по количеству детей, гимнастический обруч, парик для Водяного

Использование подвижных игр в режиме дня

51

Игровое занятие

Малый игровой мяч

Использование подвижных игр в режиме дня

52

Прыжки в длину

Метровая линейка; метла для Бабы-Яги

Проведение соревнований и эстафет с использование ОС

53

Игровое занятие

Десять кеглей, теннисные мячи по количеству детей, малый игровой мяч

Использование подвижных игр в режиме дня

54

Игровое занятие

Два велосипеда

Использование и проведение разнообразных подвижных игр в режиме дня

55

Прыжки в высоту

Два конуса, планка; маска лисы

Проведение соревнований и эстафет с использованием ОС

56

Игровое занятие

Игрушка зайца

Использование подвижных игр в режиме дня

57

Развитие меткости

Теннисный мяч, горизонтальная и вертикальная цели; малый резиновый обруч

Проведение соревнований и эстафет с использованием ОС

58

Игровое занятие

Маски для игр

Проведение подвижных игр в режиме дня

59

Ползание на четвереньках

Семь кеглей; два шнура d=2м

Проведение соревнований и эстафет с использованием ОС

60

Игровое занятие

Проведение данных подвижных игр на прогулках

61

Ориентировка в пространстве

Семь малых игровых мячей, семь кеглей; игрушка зайца

Проведение соревнований и эстафет с использованием разных ОС

62

Игровое занятие

Метла для Бабы-Яги, пучки травы по количеству детей

Проведение подвижных игр в режиме дня

63

Меткость

Малые мячи по количеству детей; десять кеглей

Проведение соревнований и эстафет

64

Игровое занятие

Обруч, десять теннисных мячей, гимнастическая скамейка

Проведение подвижных игр в режиме дня

65

Игровое занятие

Платок, десять теннисных мячей, маски для игры

Проведение подвижных игр в режиме дня

66

Ходьба на лыжах

Пары лыж по количеству детей, четыре конуса

Ходьба на лыжах на прогулках

67

Лазание по гимнастической лестнице

Проведение соревнований и эстафет  

68

Игровое занятие

Снежинка на резинке, привязанная к палке, гимнастический обруч, десять теннисных мячей

Проведение досуговых игровых занятий

69

Ходьба на лыжах

Пары лыж по количеству детей

Ходьба на лыжах на прогулках

70

Игровое занятие

Малый игровой мяч, платок

Проведение подвижных игр в режиме дня

71

Лазание по гимнастической лестнице

Малый игровой мяч

Проведение соревнований и эстафет  

72

Досуговое игровое занятие

20 бумажных снежинок, две ледянки, двое санок

Использование подвижных игр детьми в своих играх на прогулках

4. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ПРОГРАММЫ

          При правильных организации, планировании и методическом проведении физкультурных занятий:

  1. формируются двигательные навыки и качества (ходьба, бег, прыжки, метание, сохранение равновесия, ползанье, лазанье);
  2. дети дошкольного возраста приучаются к дисциплине;
  3. дошкольники ориентируются в пространстве;
  4. приобретается детьми умение действовать в разных ситуациях (по команде, в подвижных играх);
  5. воспитываются высокие нравственные и эстетические качества;
  6. дети дошкольного возраста приобретают начальные необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.

2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986.  

3. Глязер С.В. Зимние игры и развлечения. – М.: Физкультура и спорт, 1973, ил.  

4. Кованько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

5. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987.   

6. Лыкова В.Я. Педагогика здоровья. – Смоленск: СГИИ, 1999.

4. Яковлев В., Гриневский А. Игры для детей. – М.: Физкультура и спорт, 1968, ил.

7. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983, ил.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышок» МАДОУ ДС ОВ «Радуга»

Программа расскрывает работу взаимодействия с родителями вновь поступающих в ДОУ детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода. Возраст детей от 1,5 до 3-х лет....

Рабочая программа театрального кружка "Малышок"

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; спос...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по лепке из соленого теста «Тяп - ляп» В первой младшей группе «Малышок» 2018-2019 г.г.

Программа кружка «Фантазия из соленого теста»1.Пояснительная записка.Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Эт...

Рабочая программа группы кратковременного пребывания "Малышок"

В основу  рабочей программы группы кратковременного пребывывания  вошли    условия и специфика  организации уклада жизнедеятельности  данной группы, обеспечивающие позити...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы № 5 «Малышок» младшая-средняя группа на 2019-2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы № 5 «Малышок» младшая-средняя группа на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа средней группы "Малышок" (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год

Настоящая рабочая программа средней группы «Малышок» разработана воспитателями МКДОУ ХМР «Детского сада «Сказка» п. Горноправдинск». Программа спроектирована с...

Рабочая программа младшей группы "Малышок" (3-4 лет) на 2020-2021 учебный год

Рабочая программаразновозрастной группы «Малышок»  (3-5 лет)на 2020-2021 учебный год...