Рабочая программа группы кратковременного пребывания "Малышок"
методическая разработка (младшая группа)
В основу рабочей программы группы кратковременного пребывывания вошли условия и специфика организации уклада жизнедеятельности данной группы, обеспечивающие позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malyshok.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по управлению образованием г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №173 «Росинка»
РЕКОМЕНДОВАНО на заседании Методического совета Протокол № ______ от ______ _________ 20___ г. | ОБСУЖДЕНО на заседании Педагогического совета Протокол № ______ от ______ _________ 20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МАДОУ №173 «Росинка» комбинированного вида г. Улан-Удэ № ______ от ________20___ г. |
Рабочая программа
группы кратковременного пребывания
2016 – 2017 учебный год.
Разработана на основе образовательной программы дошкольного образования
МАДОУ «Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида»
Программа разработана:
Асеевой В.П., воспитателем.
2016 г.
г. Улан-Удэ
№ | Содержание | Стр. |
1 | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | 1 | |
Цель и задачи рабочей программы | 2 | |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы группы кратковременного пребывания. | 3 | |
Планируемые результаты реализации рабочей программы группы кратковременного пребывания. | 4 | |
Возрастные и индивидуальные особенности детей группы кратковременного пребывания. | 6 | |
Особенности организации образовательного процесса группы кратковременного пребывания. | 7 | |
2 | Содержательный раздел | |
Общие положения | 8 | |
Модель организации совместной образовательной деятельности педагогов с детьми группы кратковременного пребывания. | 10 | |
Модель организации взаимодействия педагогов с семьями детей | 15 | |
Система контроля образовательных результатов, оценки уровня индивидуального развития детей, последующего педагогического анализа и коррекции действий педагогов и родителей, условий и развивающей предметно-пространственной среды. | 16 | |
Организационный раздел. | ||
Учебный план реализации ОП Организации группе кратковременного пребывания в табличном виде. | 18 | |
Модель развивающей предметно-пространственной среды в возрастной группе. | 22 | |
Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей). | 23 | |
Список литературы, использованной для разработки РП. | 25 | |
Перечень учебно-методических пособий, в том числе ЭОР, используемых для реализации РП. | ||
Приложения к РП | ||
Календарно-тематический план. | 26 | |
Перспективный план работы с родителями. | 42 |
1. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети данного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем возрасте дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию.
Данная группа расчитана на пяти часовое пребывание детей 2-3 летнего возраста (8.00.-13.00.)
Эти особенности легли в основу построения рабочей программы группы кратковременного пребывания детей. Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения;
*Образовательной программы дошкольного образования
МАДОУ «Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида».
1.2. Цель и задачи рабочей Программы – создание благоприятных условий и организация уклада жизнедеятельности группы, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка раннего, социальные ситуации развития личности растущего человека, как субъекта познания мира и себя в общении, игре и других формах активности в современной развивающей предметно-пространственной среде, учитывающей его индивидуальные потребности, особенности и возможности.
Программа направлена на решение следующих задач:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы группы кратковременного пребывания.
В соответствии со Стандартом в основу разработки и реализации рабочей программы заложены следующие основные принципы:
- поддержка и сохранение разнообразия детства, уникальности и самоценности детства как важного и значимого этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка как полноценного субъекта образовательных отношений, активного в выборе содержания своего образования, индивидуализация и поддержка его инициативы в различных видах деятельности;
-реализация содержания программы в интеграции адекватных и специфических для детей возрастной группы видов деятельности в разных формах, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка;
-преемственности рабочих программ возрастных групп детского сада, дошкольного и начального образования, исключающей перегрузки и давление пропедевтического предметного обучения;
-сотрудничество Организации с семьей и приобщение детей к традициям семьи, социокультурным нормам общества и государства, этнокультурной ситуации развития ребенка.
1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Поэтому планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
5. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
6.У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у воспитанников детского сада предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
- 1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей группы кратковременного пребывания.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500- 2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. - У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом упрямством, нарушением общения со взрослым и др.
- 1.6.Особенности организации образовательного процесса в группе.
В группе кратковременного пребывания детей 2-3 летнего возраста режим работы составляет 5 часов в день. Количество ООД в день – 3, длительность одного ООД – 10 минут.
Образовательная деятельность детей по областям развития
Социально-коммуникативное развитие - Легко воспроизводить в игре отдельные явления, последовательные действия. Кушать аккуратно. Пользоваться носовым платком. Частично одеваться и раздеваться. Контролировать физиологические отправления.
Познавательное развитие — подбирать по образцу предметы 4-х основных цветов. Различать 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирать по образцу однородные предметы, сходные по форме.
Речевое развитие:
понимание речи взрослых (импрессивная речь)— понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о события, знакомых без показа. Понимает содержание несложного сюжета по картинке;
активная речь (экспрессивная речь) — словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие - восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
Физическое развитие — ребенок перешагивает через палку, поднятую от пола на 18-20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Общие положения
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта (п.2.9.).
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая воспитание, обучение, развитие и социализацию детей по пяти направлениям, содержание которых отражается в структурных единицах - образовательных областях (п.2.5. Стандарта):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены разработанные педагогами Организации модульные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
- потребности, способности, возможности и интересы детей, образовательный заказ родительского сообщества;
- сложившийся опыт и практику профессиональной деятельности педагогического коллектива по разработке модульных парциальных программ, выбору форм и способов организации работы с детьми;
- специфику этно-национально-региональных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- уклад жизнедеятельности и сложившиеся традиции Организации и Группы.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (п.2.10. Стандарта)
Содержательный раздел Программы включает, согласно п.2.11.2. Стандарта, следующие компоненты:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей не предусмотрена Программой.
Содержание Программы также отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста (п.2.8. Стандарта):
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия с взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
- 2.2.Модель организации совместной образовательной деятельности педагогов с детьми в возрастной группе.
- Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– дальнейшего развития общения ребенка с взрослыми;
– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;
– дальнейшего развития игры;
– дальнейшего развития навыков самообслуживания.
В сфере развития общения с взрослым - взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия. Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности. Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками - взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.
В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.
В сфере развития игры - взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.
В сфере социального и эмоционального развития - взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к Организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя ребенку излишних требований. Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой. Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.
Познавательное развитие
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
– развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
В сфере ознакомления с окружающим миром - взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей - взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.
Речевое развитие
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития речи у детей в повседневной жизни;
– развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.
В сфере развития речи в повседневной жизни - взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно. Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.
В сфере развития разных сторон речи - взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.
Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
– приобщения к изобразительным видам деятельности;
– приобщения к музыкальной культуре;
– приобщения к театрализованной деятельности.
В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру - взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.
В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности - взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.
В сфере приобщения к музыкальной культуре - взрослые создают в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.
В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности - взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.
Физическое развитие
В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;
- развития различных видов двигательной активности;
- формирования навыков безопасного поведения.
В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни
Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.
В сфере развития различных видов двигательной активности - взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри помещений, так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т.п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.
В сфере формирования навыков безопасного поведения - взрослые создают в Организации безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.
- 2.3.Модель организации взаимодействия педагогов с семьями детей.
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагоги Организации учитывают такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также способности и достижения родителей(законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями(законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании. Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае проблем возникающих в адаптационный период или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны педагогов группы и семьи.
Педагоги группы привлекает родителей к проведению отдельных занятий, к участию в мероприятиях сада не в качестве сторонних наблюдателей, а организаторов и ответственных исполнителей.
- 2.4.Система контроля образовательных результатов, оценки уровня индивидуального развития детей, последующего педагогического анализа и коррекции действий педагогов и родителей, условий и развивающей предметно-пространственной среды.
Оценивание качества реализации Программы определяется требованиями №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в которых определены государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества образования в данной группе и соответствия требованиям действующего законодательства, Стандарта и Программы направлено, в первую очередь, на оценивание созданных в группе условий предоставления образовательных услуг и регламентируется «Положением о системе оценки качества реализации ООП ДО», которое определяет порядок проведения процедур, субъектов и объектов такого оценивания.
Система оценки качества реализации (далее - СОКР) Программы не предусматривает оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке и не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
СОКР Программы обеспечивает участие всех субъектов образовательных отношений и предусматривает следующие ее уровни:
- формирующее оценивание индивидуального развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
- внутренняя оценка, самооценка качества реализации Программы;
- внешняя оценка качества реализации Программы, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
Стандарт декларирует: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей» (п.3.2.3 Стандарта).
Основываясь на этом положении ФГОС ДО, Организация самостоятельно проектирует систему формирующего оценивания, основанную на методе наблюдения и экспертной оценки. Выбор инструментов педагогической и психологической диагностики индивидуального развития детей, динамики и индивидуального прогресса образовательных достижений ребенка определен принципами Программы и включает в себя:
-индивидуальные карты наблюдений, в которых фиксируются результаты педагогических наблюдений в виде дефицитов ребенка, описываемых в Технологической карте Образовательной программы дошкольного образования
-МАДОУ «Детский сад №173 «Росинка», связывающие оценку результативности педагогических действий с их анализом, дальнейшей коррекцией и оптимизацией, а также разработкой предложений по улучшению условий получения ребенком образования.
В соответствии со Стандартом система формирующего оценивания:
- строится на безусловном уважении личности ребенка, поддержке его индивидуального образовательного маршрута и позитивной социализации в условиях современного быстро меняющегося мира;
- обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания с целью дальнейшей коррекции педагогических действий с учетом вариативности развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов семьи;
- предоставляет основу для опережающего управления социальной ситуацией развития каждого ребенка.
Внутренняя оценка, самооценка качества реализации Программы основывается на мониторинге условий предоставления дошкольного образования.
Внешняя оценка качества реализации Программы, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка, которая включает в себя оценку, в первую очередь, психолого-педагогических и других условий реализации Программы по пяти образовательным областях, определенных Стандартом (профессиональная оценка), а также степени удовлетворенности родительского сообщества (общественная оценка).
3. Организационный отдел.
- 3.1.Учебный план реализации ОП в группе кратковременного прибывания.
Учебный план группы кратковременного пребывания детей 2-3 летнего возраста разработан в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Уставом ДОУ;
- Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида».
Учебный план МАДОУ «Детский сад № 173 «Росинка» ориентирован на организацию непосредственно образовательной деятельности в режиме 5-ти дневной учебной недели. Продолжительность учебного года составляет 36 недель (с 1 сентября по 31 мая). Для реализации программы в полном объеме педагогический мониторинг проводится в первые три недели сентября и первые три недели мая. С 29.12.16 г. по 09.01.17 г. для воспитанников всех групп проводятся зимние каникулы, во время которых организуется непосредственно образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13: максимальный объем нагрузки детей во время занятий следующий:
- для детей раннего возраста от 2 до 3 лет планируется не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные занятия) продолжительностью не более 8 - 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). В теплое время года рекомендуется образовательную деятельность осуществлять на участке во время прогулки.
Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий.
Вариативная часть - не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику МАДОУ «Детский сад № 173 «Росинка»; позволяет, учитывать специфику экспериментальных программ, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; расширяет области образовательных услуг для воспитанников.
Учебный план группы кратковременного пребывания.
№ | Образовательные области | Группа кратковременного пребывания |
Количество занятий в неделю | ||
1. | Обязательная часть программы | |
1.1. | Познавательное развитие | 2 |
Математика/сенсорное развитие | 1 | |
Познавательно-исследовательская деятельность | 1 | |
1.2. | Речевое развитие | 1 |
Развитие речи | 1 | |
1.3. | Художественно-эстетическое развитие | 4 |
Музыкальная деятельность | 2 | |
Изобразительная деятельность | 2 | |
Рисование | 1 | |
Лепка | 1 | |
1.4. | Физическое развитие | 3 |
Физическая культура | 2 | |
Физическая культура (на улице) | 1 | |
1.5. | Социально-коммуникативное развитие | В ходе различных видов деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями |
Итого | 10 | |
2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
Программа «4 сезона» Е.В. Соколова | В ходе различных видов деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями | |
Всего | 10 | |
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | ||
Чтение художественной литературы | ежедневно | |
Конструктивно-модельная деятельность | 1 раз в неделю | |
Игровая деятельность | ежедневно | |
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно | |
Дежурства | ежедневно | |
Прогулки | ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей | ежедневно | |
Самостоятельная игра | ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ||
Оздоровительная гимнастика | ежедневно | |
Утренняя гимнастика | ежедневно | |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
3.2.Модель развивающей предметно-пространственной среды в возрастной группе.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда группы кратковременного пребывания направлена на:
-обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возраста, охраны и укрепления их здоровья. (пункт 3.3.1. Стандарта).
-на обеспечение возможностей общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (п. 3.3.2. Стандарта).
-на реализацию различных образовательных программ, в т.ч. разработанных педагогами Организации, с учетом национально-культурных, климатических условий осуществления образовательного процесса, с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста; (п. 3.3.3. Стандарта).
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Структурирование образовательного пространства группы под задачи воспитания, обучения, развития и социализации детей является весьма условным и представляет собой мобильные, трансформируемые под сюжеты и замыслы педагога и инициативы детей Зоны, куда аккумулируются и перемещаются мебельные модули, материалы, средства, которые условно можно разделить на места:
-для развития речи
-для развития игры
-для развития социальных навыков и навыков
-для развития чувств (сенсорная комната)
-для развития художественных навыков
-для развития музыкальных способностей
-для развития навыков конструирования
-для развития движений
-и др.
Практически любой участок в помещении группы может стать местом, где разворачиваются разные форм игры.
- 3.3.Режим дня, структура НОД .
Расписание непосредственной образовательной деятельности на 2016 – 2017 учебный год
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
9.00-9.15 Познавательно-исследовательская деятельность 9.25-9.40 Физическая культура | 9.25 – 9.40 Рисование 10.10 – 10.25 Музыкальная деятельность | 9.00-9.15 Математика/сенсорное развитие 9.25-9.40 Физическая культура | 9.00-9.15 Развитие речи 9.25-9.40 Лепка | 11.35-11.50 Физическая культура на улице 10.10 – 10.25 Музык. деятельность |
Режим дня на теплый период
№ | Режимные моменты | Время |
1 | Прием детей на участке, игры, общение | 8.00 - 8.25 |
2 | Утренняя гимнастика на участке, на спортивной площадке | 8.25 - 8.30 |
3 | Переход в помещение. Подготовка к завтраку. | 8.30 - 8:45 |
4 | Завтрак | 8:45 - 9:00 |
5 | Подготовка к прогулке, выход на прогулку | 9.00 - 9.15 |
6 | Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры, Игры, досуг, общение по интересам, Свободная само-Деятельность детей. | 9:10-11:55 |
Второй завтрак | 10.05-10.10 | |
7 | Подготовка к обеду, обед | 11:55-12:20 |
8 | Игры, досуг, общение по интересам, свободная само-Деятельность детей. Уход домой | 12:20-13:00 |
Режим дня на холодный период
№ | Режимные моменты | Время |
1. | Прием детей, игры, общение. | 8.00 - 8.25 |
2. | Утренняя гимнастика. | 8.25 - 8.30 |
3. | Подготовка к завтраку, завтрак | 8:30 - 8:45 |
4. | Свободная само-Деятельность детей. | 8:45 - 9:00 |
5. | Организованная взрослым деятельность (НОД) | 9:00 - 10:00 |
6 | Второй завтрак | 10.00-10.05 |
7. | Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд). Свободная само-Деятельность детей. | 10: 05 -11:50 |
8. | Подготовка к обеду. Обед. | 11:50-12:20 |
9 | Игры, Свободная само-Деятельность Уход домой | 12.2.- - 13:00 |
3.4.Список литературы, использованной для разработки РП и перечень учебно-методических пособий, в том числе ЭОР, используемых для реализации РП.
1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе.
2.Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе.
3.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детской саду.
4.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд.
5.Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей.
6.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми.
7.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста.
8.Интернет ресурсы.
4. Приложения
4.1.Календарно-тематический план по занятиям с дидактическим материалом.
П/и «Зайка беленький сидит»
П/и «Зайчики и лисичка»
3. Собираем пирамидку
Учить собирать пирамидки из 3-4 (5-6) колец, последовательно уменьшающихся в размере, отличающихся по цвету, состоящих из 3 частей. Развивать умение точно попадать отверстием кольца на стержень. Воспитывать удовольствие от полученного результата деятельности.
С/р игра «Семья» (Сервировка стола кукол цветной посудкой : чашки, ложки, тарелки, кастрюли, чайники, сковородки, хлебницы)
4. Огурчики, репки, морковки (овощи), яблоки, груши, апельсины (фрукты.)
Учить сопоставлению объемных геометрических фигур с их проекцией на плоскость: «огурчики» - овалы, «репки» - круги. Развивать умение вводить в игру предметы – заместители (вкладыши). Воспитывать культуру поведения.
Рассматривание иллюстраций и муляжей овощей и фруктов (деревянных, пластмассовых, поролоновых).
5. Цветные колпачки», «Цветной куб с отверстиями для фигур».
Учить детей практическим действиям с полыми предметами. Развивать умение находить соответствующие вкладыши при раскладывании, ориентируясь на цвет и величину. Воспитывать культуру речи.
С/р игра «Корабль» (крупный строительный материал)
6. «Теремок», «Корабль», «Красная Шапочка» (шнуровка).
Учить соотнесению предметов по цвету (рисунок и цветные шнурки). Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать звуковую культуру речи.
Шнурование рисунков с отверстиями, подбирая шнурки по цвету.
7. «Веселые замочки»
Учить детей открывать и закрывать замочки и крепления разного вида. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к домашним животным.
Открывание и закрывание разного вида замочков.
8. Собери домашних животных из двух частей» (корова, собака, кошка, лошадь)
Учить детей составлять одно целое из двух частей. Развивать знание цвета. Воспитывать любознательность.
Д\и по принципу «Собери целое из частей».
9. «Одень Машу и Мишу».
Учить детей подбирать одежду и обувь для девочки и мальчика. Развивать гендерные знания. Воспитывать культуру одежды.
Игры с куклами.
Календарно-тематический план по развитию речи.
Игра «Что где лежит?»
«Инсценирование сказки «Теремок»
Помочь детям лучше запомнить сказку. Вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.
Игра «Давай знакомиться!»
«Рассматривание сюжетной картины «Дед Мороз»
Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать эмоциональность.
П/и «Светофор»
«Рассматривание сюжетной картины «Делаем машину».
Помочь детям понять содержание картины. В процессе рассматривания активизировать речь детей. Учить договаривать слова, небольшие фразы. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать любознательность.
П/и «У медведя во бору».
«Д/у «Как можно медвежонка порадовать?»
Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
Чтение стихотво-рений А.Барто «Игрушки».
«Д\и «Поручения». Д\у «Вверх-вниз».
Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя. Поощрять попытки самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их. Помочь понять значение слов «Вверх – вниз». Учить отчетливо произносить их.
Игры с игрушками.
«Д\и «Поручения», «Лошадки».
Учить слушать задание до конца, осмысливать его и выполнять действия. Различать действия, противоположные по значению. Учить отчетливо произносить звук и .
Конструирование.
Календарно-тематический план по ознакомлению с окружающим миром
1.«В гости к куклам».
Познакомить с этикой приветствия. Воспитывать навыки культурного общения.
Игры с куклой
2.«Чудесная корзинка».
Познакомить с овощами. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать вежливость.
П/и «Овощи»
3.«Ладушки, ладушки… »
Познакомить со свойствами песка. Развивать внимательность и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать взаимопомощь в процессе игры.
Чтение знакомых потешек.
4.«Морковка от зайчика»
Расширять представления об овощах (о морковке). Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
П/и «Зайка серенький сидит»
5.«Праздник у ребят»
Познакомить с празднично украшенной группой. Развивать интерес и чувство симпатии друг к другу. Воспитывать любовь к ближним.
С/р игра «Праздник у кукол»
6.«Волшебная коробочка».
Учить соотносить предметы по форме и цвету. Развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения со сверстниками.
Игры с мячом.
7. «Один-много»
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Игры с пирамидками.
8. «Большой-маленький»
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров.
Игры с мишками.
Календарно-тематический план по ознакомлению с художественной литературой
Рассматривание куклы в зимнем пальто или шубке.
Чтение сказки «Козлятки и волк».
Познакомить детей со сказкой. Вызвать желание поиграть в сказку. Учить отвечать на вопросы воспитателя .
Беседа «Взрослых надо слушаться…»
Рассказывание сказки «Теремок».
Познакомить детей со сказкой «Теремок». Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Д/и «Кто живет в лесу?»
«Чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает».
Познакомить детей со стихотворением. Учить договаривать небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении. Воспитывать чувство радости.
С/р игра «Накормим куклу обедом».
«Чтение стихотворения А. и П. Барто. «Девочка – ревушка».
Познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка – ревушка». Помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится.
Беседа о поведении детей в группе.
«Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».
Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения.
Д/и «дикие животные».
«Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца»
Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.
Чтение потешек и стихов.
«Повторение сказки «Репка» Д\у «Кто что ест».
Напомнить сказку. Вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем. Активизировать речь. Учить отчетливо произносить небольшие фразы.
Чтение сказок.
«Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Спала кошка на крыше»
Приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения. Упражнять в отчетливом произношении гласных звуков «и», «а».
Чтение рассказов.
Календарно-тематический план по музыкальному развитию.
1. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений.
Учить слушать песни и понимать их содержание, инструментальную музыку различного характера. Развивать умение узнавать знакомые музыкальные произведения, эмоционально откликаться на их характер, настроение. Воспитывать любовь к музыке.
Пение песенки и выполнение движений «У ребяток ручки хлопают…» муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю.Островского.
2. Пение.
Учить петь без крика в умеренном темпе, спокойно. Развивать умение допевать за взрослыми повторяющиеся фразы в песне; начинать петь после вступления при поддержке взрослого. Воспитывать певческие желания.
Пение и выполнение танцевальных движений «Вот как мы попляшем! муз. Н. Лукониной.
3. Музыкально-ритмические движения. Упражнения.
Учить передавать в движении бодрый, спокойный характер музыки; выполнять движения с предметами (снежки, колокольчики). Развивать умение начинать и заканчивать движения с музыкой. Воспитывать музыкальную культуру.
Пение песенки и выполнение упражнений: «Поезд» муз. Н. Метлова.
4. Пляски.
Учить держаться в парах, не терять партнера. Развивать умение менять движения со сменой музыки с помощью взрослых. Воспитывать чувство ритма: ритмично хлопать, топать, мягко пружинить.
Пляска «Танец зверей» муз. В. Курочкина.
5. Игры.
Развивать у детей интерес к музыкальной игре. Воспитывать эмоциональный отклик на музыкально-игровую деятельность. Учить детей играть в музыкальные игры.
«Игра с колокольчиками» муз. П. И. Чайковского.
6. Слушание музыки.
Учить слушать песни и понимать их содержание, инструментальную музыку различного характера, определять веселую и грустную музыку. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера. Развивать умение накапливать багаж любимых музыкальных произведений.
Слушание «Марш» муз. Т.Ломовой. Ходьба под марш.
7. Пение.
Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы в песне, узнавать знакомые песни. Учить вступать при поддержке взрослых; петь без крика в умеренном темпе. Воспитывать певческие пристрастия.
Пение с движениями «Да-да-да» муз. Е. Тиличеевой сл. Ю. Островского.
8. Музыкально-ритмические движения: упражнения, пляски, игры.
Учить передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки; выполнять движения с предметами; начинать и заканчивать движения с музыкой. Развивать чувство ритма, координацию движений. Воспитывать музыкальные способности.
Выполнение движений под музыку «Топ-топ» (русская народная мелодия)
9. Кукольный театр Петрушки.
Познакомить с театром кукол. Вызвать интерес к кукольному представлению.
Развлечение с Петрушкой.
10. Восприятие музыкальных произведений.
Воспринимать мелодии спокойного, веселого характера. Отзываться на музыку движения рук, ног, хлопками.
Слушание музыки.
11. Упражнения на развитие слуха и голоса.
Учить слушать пение и инструментальную музыку. Развивать музыкальный слух. Воспитывать любовь к музыке.
Реагирование на музыку.
12. Песни.
Учить детей запоминать и исполнять песни. Развивать речь. Воспитывать внимательность.
Пение песен.
13. Песенное творчество.
Учить детей исполнять любимые песни. Развивать творческие способности. Воспитывать эстетические чувства.
Концерт.
14. Игровые упражнения.
Учить детей выполнять упражнения под музыку. Развивать желание танцевать. Воспитывать музыкальный слух.
Импровизация.
15. Этюды - драматизации.
Участвовать детям в этюдных драматизациях. Развивать интерес к музыкальному творчеству. Воспитывать смелость.
Драматизация.
16. Хороводы и пляски.
Учить детей вставать в хоровод. Развивать коллективизм. Воспитывать музыкальный голос.
Ведение хороводов.
17. Характерные танцы.
Учить детей танцевать. Развивать пластику движений. Воспитывать культуру поведения.
Танцы.
Календарно-тематический план по развитию навыков движения.
«Воробышки – попрыгунчики».
Ознакомить с выполнением прыжка вперед на двух ногах. Учить бросать предметы в горизонтальную цель. Развивать умение реагировать на сигнал.
П/и «Воробышки и кот»
«Путешествие в лес на поезде».
Учить ходить по гимнастической скамейке, бросать мяч вдаль из – за головы двумя руками. Упражнять в ползании на четвереньках. Развивать чувство равновесия. Совершенствовать умение передвигаться в определенном направлении.
П/и «Лесные жучки»
«Курочка с цыплятами».
Учить прыгать в длину с места. Закреплять метание вдаль из – за головы. Развивать чувство равновесия. Воспитывать внимательность
П/и «Цыплята и кот»
«Цирк»
Учить ходить парами в определенном направлении, бросать мяч вдаль от груди. Упражнять в катании мяча. Приучать внимательно следить и ждать сигнала для начала движения. Воспитывать творческое отношение к происходящему
П/и «Лошадки»
«Поведем в гости»
Учить ходить по ограниченной поверхности, подлезать под веревку и бросать предметы вдаль правой и левой рукой.
П\и «пройди по дорожке».
«Прыг-скок»
Учить лазать по гимнастической стенке. Развивать чувство равновесия. Совершенствовать бег в определенном направлении.
П\и «Обезьянки»
«Катание мячей друг другу»
Ознакомить с выполнением прыжка вперед на двух ногах. Бросать мяч в горизонтальную цель, катать мяч друг другу.
П\и «Перепрыгни через ручеек»
«Пойдем гулять».
Учить ходить по гимнастической скамейке, бросать мяч в даль из – за головы двумя руками. Упражнять в ползании на четвереньках. Развивать чувство равновесия. Совершенствовать умения передвигаться.
П\и «Пройди по мостику»
«Упражнения с мячами»
Учить ходить парами в определенном направлении, бросать мяч вдаль от груди. Упражнять в катании мяча. Приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движения.
П\и «Гуси- гуси…»
«Упражнения с ленточками»»
Учить детей начинать ходьбу по сигналу. Развивать равновесие – учить ходить по ограниченной поверхности.
П\и «Солнышко и дождик»
«Упражнения с обручами»
Упражнять в ходьбе колонной по одному, выполняя задания по указанию воспитателя, в прыжках из обруча в обруч. Учить приземляться на полусогнутые ноги. Упражнять в прокатывании мяча друг другу.
П\и «Трамвай»
Календарно-тематический план по конструированию.
1. «Волшебные кирпичики»
Познакомить детей со строительным материалом. Учить называть детали (кирпичики). Воспитывать конструктивные способности.
Д/и «Собери чемоданчик»
2. «Петушок и Машенька».
Приобщать к конструированию через разыгрывание простых сюжетов. Учить использовать в постройке кубики и кирпичики. Воспитывать сенсорные ощущения.
Чтение потешек. Игры с куклой.
3. «Машин двор на даче»
Учить строить простые постройки-скамейки, башенки, домик. Познакомить с новой деталью – призмой. Развивать умение конструировать из крупного пластмассового конструктора. Воспитывать творчество.
Чтение потешек про Машу.
4. «К Машеньке гости пришли».
Учить строить простые постройки, используя кубики и призмы. Активизировать речь. Развивать память. Воспитывать культуру общения.
Д/и «Мебель». Рассматривание картинок мебели. Д/и «Овощи, фрукты»
5. «Маша уезжает с дачи»
Учить строить поезд, железную дорогу, рельсы; обыгрывать постройки. Познакомить с новой деталью-пластиной. Развивать умение использовать конструктивные навыки в работе с крупным деревянным конструктором. Воспитывать культуру поведения на транспорте.
П/и «Поезд».Чтение стихов про паровоз.
6. «Машина для куклы»
Учить строить по образцу. Развивать умение различать основные детали. Воспитывать любознательность.
Рассматривание картинок, игрушек- машин. Чтение стихотворения «Грузовик» А. Барто
7. «Волшебные кубики»
Учить различать детали (кирпичик, кубик). Развивать умение сооружать элементарные постройки. Воспитывать конструкторские способности.
С\ р игры.
8. «Цилиндр»
Учить детей конструировать. Развивать желание строить самостоятельно. Воспитывать аккуратность.
Д\и «Построй дом»
9. «Башенка»
Учить детей совместно со взрослым конструировать башенку. Развивать кругозор детей. Воспитывать трудолюбие.
Чтение стихов.
10. «Домик»
Учить строить по образцу дом. Развивать умение различать основные детали. Воспитывать желание конструировать.
Чтение потешки про дом, семью.
11. «Удивительные постройки»
Учить строить интересные постройки из кубиков, цилиндров, призм и др. фигур. Развивать воображение, чувство цвета.
Чтение стихов.
Календарно-тематический план по рисованию.
2.«Кисточка шагает: топ-топ-топ…»
Познакомить детей с новым материалом (красками, кисточкой). Учить правильно пользоваться красками: аккуратно набирать краску на кисточку, рисовать только на листе бумаги, держать кисточку в правой руке. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность.
П/и «Большие ноги»
3.«Снег идет»
Познакомить с материалом-ватой. Учить рисовать снежинки кисточкой способом намачивания. Развивать умение ритмичной выполнять движения под музыку.
П/и «Снег идет»
4. «По ровненькой дорожке…»
Учить рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге. Развивать умение выполнять движения в соответствии с ритмом музыки.
П/и «По ровненькой дорожке…»
5. «Сшили Тане сарафан…»
Учить располагать фонарики определенного цвета. Развивать умение рисовать пальцами, используя разные цвета. Воспитывать чувство прекрасного.
С/р игра «Дом»
«Светит солнышко».
Учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми линиями. Воспитывать творческие способности. Развивать интерес к рисованию.
П/и «Солныщко и дождик»
«Капает дождик»
Учить передавать в рисунке образ дождика, изображая его прерывистыми линиями. Воспитывать творческие способности. Развивать интерес к рисованию.
П/и «Солныщко и дождик»
«Волшебные ниточки»
Учить детей правильно держать карандаш. Развивать умение различать цвета. Воспитывать аккуратность.
Игра с шарами.
«Вот вам, малыши, цветные карандаши!»
Учить детей правильно держать карандаш, самостоятельно рисовать (черкать).
Игры по желанию.
«Лопатки».
Учить правильно держать кисточку, рисовать палочки-прямые вертикальные линии. Формировать интерес к рисованию.
Игры с песком.
«Кисточка шагает: топ-топ-топ…»
Учить правильно пользоваться красками: аккуратно набирать краску на кисточку, рисовать только на листе бумаги, держать кисточку в правой руке. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность.
Игры с песком и водой
«Мы теперь уже большие»
Закрепить полученные знания. Вспомнить, как держать карандаш. Развивать творчество. Формировать интерес к рисованию.
Игры по желанию.
Календарно-тематический план по лепке.
«Вот какой пластилин!»
Познакомить детей с пластилином и его свойствами. Учить детей разминать пластилин пальцами обеих рук. Развивать интерес к работе с пластилином, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание творить.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»
2.«Пластилиновая мозаика».
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности. Развивать интерес к работе с пластилином, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать эстетические чувства радости от творчества.
Д/и «Мозаика»
3.«Зернышки для птичек».
Учить лепить из пластилина, отрывать кусочки от целого куска, аккуратно пользоваться им, не разбрасывать на столе. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
П/и «Курочка и цыплята».
4-5. «Посадил дед репку…»
Учить лепить из пластилина круглую форму, раскатывая комок пластилина круговыми движениями, слегка вытягивая его и прищипывая пальцами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к творчеству.
Чтение р. н. с. «Репка».
6.«Блинчики для Кати»
Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами. Учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев рук. Воспитывать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Чтение и пение песенки «Я пеку…»
7-8. «Испечем баранки, калачи…»
Развивать у детей игровой замысел, передавать форму путем скатывания столбика и свертывания его в виде кольца. Учить аккуратно обращаться с пластилином. Воспитывать желание лепить.
Чтение потешек.
9. «Пряники для мишки»
Использовать изобразительный материал-пластилин. Скатывать кусочек пластилина в шарик и слегка расплющивать его. Соблюдать правила работы с ним.
Чтение стихотворения А.Барто «Мишка»
10. «Пирожки для котика»
Принимать активное участие в продуктивной деятельности (лепка пирожков для котика)
Чтение русской народной песенки «Пошел котик на торжок…»
11. «Лепка горошка»
Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями, складывать изделия на дощечку.
Показ настольного театра по русской народной сказке «Репка».
4.2. Работа с родителями
Тема
Сентябрь
Организационное родительское собрание «Этот удивительный ранний возраст».
Консультация для родителей «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса».
Памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы».
Индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания.
Октябрь
Консультация «Здоровье всему голова».
Материал в уголок для родителей «Адаптация в детском саду. Советы психолога».
Консультация «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни».
Индивидуальные беседы на тему: одежда детей в группе, формирование навыков одевания и кормления
Ноябрь
Консультация «Какой должна быть жизнь ребенка, не посещающего детский сад».
Наглядная информация «Профилактика простудных заболеваний».
Устный журнал «Система оздоровления и закаливания в семье».
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
Декабрь
Материал в уголок для родителей: « Игрушек стало слишком много».
Консультация «Роль игры в процессе воспитания».
Создание буклета «Игры и развлечения с малышом».
Папка-передвижка «Как организовать игровой уголок дома».
Январь
Консультация «Понимаем ли мы друг друга».
Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей).
Памятка для родителей. «Родительские заповеди».
Фотовыставка« Новогодние и рождественские праздники».
Февраль
Родительское собрание: « Игры, развивающие познавательную активность детей».
Консультация « Как помочь ребенку заговорить?».
Буклет «Пальчиковые игры с детьми раннего возраста».
Беседа «Что значит быть хорошим отцом?».
Март
Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».
Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания».
Поделки родителей и детей «Наши увлечения».
Папка-передвижка« Сенсорное развитие».
Апрель
Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
Консультация «Как нельзя поступать с ребенком?».
Игровой тренинг «Её высочество родительская авторитарность»
Консультация «Как избавить ребенка от вредной привычки?».
Май
Консультация «Питание ребенка летом».
Буклет «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
Памятка «Что нужно знать о насекомых?»
Итоговое родительское собрание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы группы кратковременного пребывания
рабочие программы группы кратковременного пребывания для детей 6-7 лет...
Рабочая программа группы кратковременного пребывания
Пояснительная записка, цель развития, направления, задачи программы, методика работы, режим дня, учебный план, сетка занятий, картотека занятий....
Рабочая программа группы кратковременного пребывания детей в ДОУ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста...
Рабочая программа группы кратковременного пребывания "Юный олимпиец"
Рабочая программа...
Рабочая программа группы кратковременного пребывания на 2017-2018 учебный год для детей со сложной структурой дефекта
Данна программа разработана для детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности, посещающих группу кратковременного пребывания по индивидуальному ра...
Рабочая программа группы кратковременного пребывания
Рабочая программа на учебный год...
Рабочая программа группы кратковременного пребывания
Рабочая программа для педагогов, работающих в группе кратковременного пребывания МБДОУ д/с №8 "Улыбка"...