Рабочая программа театрального кружка "Малышок"
рабочая программа (младшая группа) на тему
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_teatralnogo_kruzhka.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка театрализованной деятельности
«Малышок»
(по развитию социально-коммуникативных
качеств детей дошкольного возраста
через театральную деятельность)
I -младшая группа
Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.
Цель
- Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
- Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
- Развитие творческой активности детей младшего возраста.
- Воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Задачи
1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.
7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Рабочая программа предназначена для детей 2-3лет (первая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.
Срок реализации программы: 2015-2016 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную:
- игровое творчество
- песенное творчество
- сочинение сказок, модификация сказок,
- сопровождение движений кукол словами, песенкой,
- импровизация,
- подведение итогов,
- обработка информации, диагностика.
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 8-10минут, 14 раз в год.
Содержание программы
Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.
Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:
- С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
- Воспитывать интерес к драматизации, театральной деятельности.
- Заботиться об оснащении игр.
- Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для игр-драматизаций.
- Педагогическое руководство. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше творчества, изобретательности проявляли сами дети.
- Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
- Настольный театр
- Театр «Варежка»
- Пальчиковый театр
- Декорации.
- Театр на железных крышках
- Театр на фланелеграфе
Календарно – тематическое планирование
Дата | Тема | Цель | Работа с детьми | Работа с родителя-ми | Литература |
Сентябрь | «Игрушки» | Познакомить детей с приемами кукловождения настольной игрушки. Создать радостное настроение от общения с ней, вызвать желание подержать игрушку в руках, внимательно рассмотреть. | Воспитатель показывает детям мягкую собачку. Далее следует песенная импровизация с одновременным выполнением действий согласно тексту. Гладишь – ласкается. Педагог гладит собачку Дразнишь – кусается. Грозит пальцем. На цепи сидит Указывает на цепь Дом сторожит «В дом чужого не пущу. Покачивает собачку- ее мордочка обращена к детям. Без хозяина грущу». Дети повторяют эти действия 3-4 раза Имитационные этюды: Медведь Кот козлик 4. Музыкально – ритмичные упражнения «Мы идем» с игрушками. Материал: Игрушка мягкая Собачка. Игрушки Медведь, Козлик, Котик. | Знакомство | Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких». стр 36-37 |
Октябрь | «Курочка ряба» | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей. | Этюды на выражение основных эмоций. «Мышка, мышка, что не спишь». Игра «Зайчики и мишки». Восп – ль надевает на девочек шапочки-маски зайчиков, на мальчиков – шапочки мишек. Предлагает послушать музыку, подходящую для зайчиков или мишек. Изображает прыжки зайчика и тяжелую походку мишки. Кукольный спектакль (деревянный) «Курочка ряба». Рисование :Курочки рябы (отпечаток ладошки) | Привлечь родителей к изготов- лению масок. | Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67 |
Ноябрь | «Теремок» | Вызвать желание детей подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действиями педагога с игрушкой. Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, отвечать на вопросы педагога | Имитационные упражнения под музыку (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь) Кукольный спектакль (фланелеграф) «Теремок» Игра «Серый котик» Рассказывание русской народной сказки «Теремок» детьми с помощью воспитателя. Материал: Перчаточный театр «Теремок», шапочки – маски кота, мышат (по количеству детей) | Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» Стр. 201-203. | |
Декабрь | «Заюшкина избушка» | Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. Помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. | Этюды на выразительность движений, основных эмоций. «Гости» Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». (Заяц, Медведь, Лиса, Петух, Собака) Театр игрушки «Заюшкина избушка». Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя. Рисование Лисы (краски). | Участие родителей в ледяной постройке «Избушка» | Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67 |
Январь | «Заяц-Хваста» | Поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности. Совершен-ствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ. | Чтение стихотворений про зайца. Народная игра «Прыг да скок». Музыкально – ритмические упражнение «Заинька». Спектакль театра картинок. | Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр. 179-183 | |
Февраль | «Колобок» | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу | Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Этюды на воспроизведение отдельных черт характера «Тень- тень». Пальчиковый театр «колобок». Рассказывание русской народной сказки «Колобок» детьми с помощью воспитателя. Аппликация: «Колобок». | Родитель- ское собра-ние "Театраль-ная деятель-ность как средство формирования речи и эмоционального развития ребенка".
| «Пальчиковые игры для детей» Ермакова О. Е стр: 152-153, 184-185. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67-68 |
Март | «Под грибом» | Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию. развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей | Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» Театр на прищепках «Под грибом» Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Аппликация «Грибок» из бросового материала. | Инди-видуальные беседы о социально-психоло-гических особен-ностях детей. | |
Апрель | «Волк и семеро козлят». | Развивать мелкую моторику рук, в сочетании с речью; Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение | Этюд на выразительность эмоции «Мышка, мышка, что не спишь? » Пальчиковые игры Импровизация на детских муз. инструментах. Свободная пляска козы и козлят». Настольный деревянный театр: «Волк и семеро козлят». | Изготов-ление атрибутов к сказке «Волк и семеро козлят». | Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67 Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей» стр. 188 |
Май | «Экскурсия в весенний лес» | Прививать любовь к театральному искусству. Вызвать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. Поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях. | Исполнение песни «Веселые путешественники». Танцевальная импровизация «Вальс цветов», «Бабочки». Игра «Зайцы и волк». Игра «Скворцы и кошка». Драматизация «Под грибом». Исполнение песни « Веселые путешественники». | Привлече- ние роди- телей к сов- вместной экскурсии. | Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 81-84 |
Педагогическая диагностика
Список детей | Умение следить за развитием действия в играх драматизациях | Имитация характерных действий персонажей | Приёмы вождения настольных кукол | Желание действовать с элементами костюмов | Импровизация на несложные сюжеты песен | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 |
Формы подведения итогов
-диагностика,
- участие в утренниках,
- показ сказок в других группах детского сада.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
- М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
- Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
- И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
- Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Система работы ДОУ с одаренными детьми...
Рабочая программа театрального кружка
Рабочая программа театрального куружка для детей 5-6 лет...
Рабочая программа театрально-хореографическая "В свете софитов"
«Театр танца» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении художественно-эстетической направленности. Оригинальная программ...
Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет
Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет...
Рабочая программа театрального кружка для дошкольных образовательных учреждений «Смешарики» для работы с детьми 6-7 лет
Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по -настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты К. С. СтаниславскийПояснительная запискаВ ...
Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»
Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...
- Мне нравится (1)