Рабочая программа "Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Крикун Ольга Федоровна

Программа доп. образования в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_myacha_17-18.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

 приказом  заведующего

 муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения детский сад №  

1 муниципального образования  

Щербиновский район

 станица Старощербиновская                        

от  26 июля  2017 года  № 105 - О

Рабочая программа дополнительного образования

по физической культуре «Школа мяча»

 инструктора по физической культуре

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1

муниципального образования Щербиновский район

станица   Старощербиновская

на 2017-2018 учебный год.

Авторы составители:

Крикун Ольга Федоровна

Инструктор по физической культуре

педагог высшей квалификационной категории.

Шепенева Анжелла Николаевна

Старший воспитатель

педагог высшей квалификационной категории.

Станица Старощербиновская

2017 г.

 Содержание.

I   раздел - целевой.

1.1

Пояснительная записка.

1.1. 1

 Цели, задачи и принципы реализации программы.

1.1.2

Отличительные особенности программы

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

1.2. 1

Целевые ориентиры

1. 2.2

Система оценки результатов освоения программы

II  раздел  - содержательный.

2.1

2.1.1

Физкультурно- оздоровительная работа.

2.2

   Возрастные особенности психофизического                      

   развития детей.

2.3

Содержание психолого- педагогической работы.

2.4

Описание вариативных форм, способов,  методов и средств реализации программы.

2.5

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

2.6

Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.7

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

III  раздел – организационный.

3.1.

Описание  материально-технического обеспечения программы.

3.1.1.

Особенности организации предметно-пространственной среды.

3.1.2.  

Основные принципы организации двигательной среды в ДОУ.

IV раздел - приложения

Список используемой литературы

I   раздел - целевой.

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Цели, задачи и принципы реализации программы.

   Рабочая программа «Школа мяча» была разработана в 2012 году на основе «Опыта работы «Школа мяча» как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» (2009г.) в соответствии Федеральными государственными требованиями.  В последствии программа была переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях в качестве дополнительного образования.

Актуальность программы в настоящее время очевидна: в двигательной деятельности наиболее комфортно и привлекательно для детей происходит целостное развитие личности ребенка, укрепление его психического и физического здоровья, раскрытие личностного потенциала и приобщение к здоровому образу жизни.

Данная программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Все вышеперечисленные прогрессивные идеи легли в основу концепции программы «Школы мяча».

Что же нового предлагается в программе? Может достаточно проводить занятия по физической культуре в рамках основной программы дошкольного воспитания, добавляя новые игры? Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменениями окружающей жизни, действительности, запросов самих детей и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу свежее, новое. Но, пожалуй, пополнение методической копилки – это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего педагогического и методического багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая практический материал, советую использовать его творчески, адаптируя к возможностям своих воспитанников и условиям работы.

Подчеркивая новизну содержания данной программы, нужно отметить следующее:

  • Опору на дидактические принципы классической и современной дидактики (ФГОС ДОО);
  • Метологическую обоснованность концептуальных идей программы в контексте современных педагогических исследований;
  • Соответствие структуры программы ФГОС (целевой, содержательный и организационный раздел, тематическое планирование образовательной деятельности и др.).

Методологический базис программы – это, безусловно, квинтессенция научных идей классической и современной психологии и педагогики (от Я. А. Каменского, К.Д. Ушинского до теорий Л.С. Выгодского, А.В. Запорожца и др.).

Сегодня важно донести знания ведущих ученых до операционного уровня, понятного каждому педагогу.

В решении поставленной задачи педагогу важно видеть зону ближайшего развития детей, важно понимать, как важно взрослому на первых порах быть рядом, чтобы поддержать, показать пример, помочь проанализировать полученный жизненный опыт.

Данная программа направлена на создание благоприятных условий для развития детей, его положительной социализации, успешного сотрудничества взрослых и детей.

  1. Цели, задачи и принципы реализации программы «Школа мяча»

Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

     Основной  упор в данной программе сделан на ознакомление, закрепление и совершенствование  упражнений со всеми доступными видами мячей.

       Основной целью программы является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание основ техники игр. Однако, обучая и упражняя детей, происходит знакомство с различными видами спорта, историей их возникновения. В процессе этой работы формируется интерес, желание заниматься спортом, прививаются навыки здорового образа жизни.

     Задачи  программы:

1.воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями

2.способствовать обогащению и углублению знаний о спортивных играх, кубанских спортивных клубах, кубанских спортсменов.

3.расширять у детей двигательный опыт.

4.способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности.

1.1.2 Отличительные особенности программы 

Одной из главных задач, которую ставит Программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки потребности в двигательной активности.

Особое внимание в Программе уделяется воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

  •  патриотизм;
  •  активная жизненная позиция;
  • познавательная активность.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  •  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  •  творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  •  вариативность использования образовательного материала;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль- конин и др.).

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе —развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  •  сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  •  соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  •  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  •  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  •  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  •  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  •  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  •  допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  •  строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
  1. Отличительные особенности программы.

Направленность на развитие личности ребенка.

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач  программы является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.).

Концепции раздела программы спортивной секции «Школы мяча».

Что же нового предлагается в программе? Может достаточно проводить занятия по физической культуре в рамках основной программы дошкольного воспитания, добавляя новые игры? Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменениями окружающей жизни, действительности, запросов самих детей и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу свежее, новое. Но, пожалуй, пополнение методической копилки – это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего педагогического и методического багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая практический материал, советую использовать его творчески, адаптируя к возможностям своих воспитанников и условиям работы.

Подчеркивая новизну содержания данной программы, нужно отметить следующее:

  • Опору на дидактические принципы классической и современной дидактики (ФГОС ДОО);
  • Метологическую обоснованность концептуальных идей программы в контексте современных педагогических исследований;
  • Соответствие структуры программы ФГОС (целевой, содержательный и организационный раздел, тематическое планирование образовательной деятельности и др.).

Методологический базис программы – это, безусловно, квинтессенция научных идей классической и современной психологии и педагогики (от Я. А. Каменского, К.Д. Ушинского до теорий Л.С. Выгодского, А.В. Запорожца и др.).

Сегодня важно донести знания ведущих ученых до операционного уровня, понятного каждому педагогу.

В решении поставленной задачи педагогу важно видеть зону ближайшего развития детей, важно понимать, как важно взрослому на первых порах быть рядом, чтобы поддержать, показать пример, помочь проанализировать полученный жизненный опыт.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия.

      Занятия по физической культуре проводятся в форме спортивной секции «Школа мяча» 1 раз в неделю. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Особенностью курса является: использование национально – регионального компонента в физическом воспитании с уклоном на  подготовку к освоению спортивных игр.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

  • Познавательное развитие, где дошкольников знакомят с историей возникновения спортивных игр, с основными правилами игр, с кубанскими спортивными клубами и их спортсменами.
  • Физическое развитие, где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся пешие прогулки и экскурсии по станице к спортивным объектам.

1.2.1. Целевые ориентиры.

  • Повышение уровня владения мячом
  • Повышение интереса детей к физической культуре, а именно, к спортивным играм
  • Познавательное развитие дошкольников в области знаний о спортивных играх с мячом, их истории возникновения, правилах  и элементах техники игр.
  • Знакомство с кубанских спортивных клубов и их ведущих игроков.

  1. Система оценки результатов освоения программы.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Педагогическая диагностика.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1.  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2.  оптимизации работы с группой детей.

  1. Содержательный раздел программы.

2.1.1 Физкультурно-оздоровительная работа.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.)» которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.    Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.

      В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, гандбол, бадминтон и т. д.), а также спортивные упражнения (катание на велосипеде, на санках и т. д.)

      Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений в ДОУ наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определенной последовательности, с усложнением.

     Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

      Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Основная задача — научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне.       Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) — это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Способы упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд символизирует приобщение к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. В игре принимает участие различное количество детей.

      В образовательных программах, по которым работают многие ДОУ, действия с мячом совершают дети даже раннего возраста. Действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения.

     2.2. Возрастные особенности психофизического развития детей.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

2.3  Содержание психолого- педагогической работы по физической культуре.

Одной из главных задач, которую ставит Программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки потребности в двигательной активности. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.

Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, волейбол, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

В образовательных программах, по которым работают многие ДОУ, действия с мячом совершают дети даже раннего возраста. Действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения.

      В старшем дошкольном возрасте навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. На занятиях  и в самостоятельных играх у детей седьмого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает, ловит. Передавая мячи друг другу или перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнования, в эстафеты.

Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.

       Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.  Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

 В старшем дошкольном возрасте навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. На занятиях  и в самостоятельных играх у детей седьмого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает, ловит. Передавая мячи друг другу или перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнования, в эстафеты.

Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.

       Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.  Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

  Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие   проходит как занимательная игра.

       Секционные занятия строятся по классической традиционной схеме: вводная часть – разминка, основная и заключительная. В водной части дети упражняются в ходьбе, беге и прыжках. Например, ходьба в сочетании с ведением мяча ногой, ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча в разных положениях, боковой галоп с ведением мяча и без него, прыжки из положения приседа и т.д.

      В основной части происходит обучение, закрепление и совершенствование движений.

      В качестве общеразвивающих упражнений используется фитболгимнастика.

За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшаются кровообращение и микродинамика в межпозвоночных дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции и профилактике лордозов и кифозов. Занятия, сидя на мяче, сходны с верховой ездой, положительное влияние которой описано еще Гиппократом. Покачивание в положении сидя на мяче нормализируют обменные процессы, благотворно влияя на работу внутренних органов, улучшают отток лимфы и венозной крови, легочное кровообращение, способствует откашливанию при заболевании легких, стимулируют функцию коры надпочечников, улучшают перистальтику кишечника. Упражнения на мяче тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, развивают гибкость, увеличивают подвижность и пластичность суставов, укрепляют мышцы туловища, формируя  правильную осанку.

       Вместо традиционных основных видов движения в основной части занятия используются подводящие упражнения, которые помогают детям овладеть основными приемами техники спортивных игр.

  В подводящие упражнения включаются  движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем выполнение передачи с высокой траекторией, далее — передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину.  Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.

  Подводящими упражнениями могут служить:

  1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
  1. Имитация изучаемых двигательных действий.
  1. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях.
  2. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.

       На  занятии  дети упражняются в 4 движениях. Это подводящие упражнения для футбола, волейбола, баскетбола и гандбола. Например, удар по неподвижному мячу с 1,2,3 шагов; ведение мяча одной рукой и передача его в парах; отбивание пляжного мяча пальцами или ладонями.

       Подвижная игра проводится также с элементами спортивных игр. Например, могут быть использованы  такие игры, как: «Мяч через сетку», «Подвижная цель», «Перестрелка»,  «Задержи мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч».

       В заключительной части занятия дается  теоретический материал по истории возникновения, правил спортивных игр, дидактические игры («Опиши и назови игру», «Узнай игру по описанию», «Из какой игры мяч?», «Фотозагадки»),  викторины на знание игр, рассматриваем  иллюстрации и фотографии с изображением игровых моментов. В помощь себе сформированы папки с теоретическим и методическим материалом по спортивным играм, в которых используется мяч.

              Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений учитываются возрастные и индивидуальные особенности, возможности ребенка и на их основе определяла посильные для него задания.

 Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры). При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В начале обучения спортивным играм внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей последовательности усложнения: в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий, затем — на скорость выполнения движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей. После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнять движения. Это обеспечивает преемственность и постепенность усложнения условий выполнения, закрепление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утомляющей детей дошкольного возраста работы над техникой.

   Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям и играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний.

Опыт и результаты диагностики показывали, что особенно удается метание мальчикам: их движения более ловки, броски энергичны. Они бросают мячи дальше и лучше попадают в цель, чем девочки.

Все задания  и упражнения «Школы мяча» активно стимулируют проявление разных физических качеств — ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости.

       

2.4 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления.

Основной единицей образовательного процесса выступает непосредственно образовательная деятельность, форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Непосредственно образовательная деятельность протекает в конкретный временной период. В процессе НОД педагог создает разнообразные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные педагогом ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного двигательного  опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.

Педагог широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам  реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

2.5 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, спортивные игры, игры-эстафеты.

При этом обогащение двигательного опыта в играх детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов предметного и социального мира (собственное тело, спортивная жизнь мира, страны, региона и т.д.), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования.

Использование художественной литературы и фольклора организуется педагогом как логоритмики, помогающий лучше освоить предлагаемый материал.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.

Рефлексивная  деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание обыгрывания песен.

Спортивная секция - подгрупповая форма проведения образовательной деятельности по ознакомлению со спортивными играми с мячом, правилами игр и историей их возникновения и развития. Дети (старшие дошкольники) имеют возможность получить больше знаний, умений и навыков в двигательной деятельности с разными видами мячей.  

2.6  Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность действовать в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Двигательная деятельность  ребенка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

самостоятельное подвижные игры и упражнения;

свободное творчество в придумывание новых игр и усложнении или изменении правил знакомых игр.

 В развитии детской инициативы и самостоятельности педагог   соблюдает ряд общих требований:

 развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

 создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

 постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

 тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

 ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.  

необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

 «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

 поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

2.7 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Педагог  активно вовлекает родителей в совместные с детьми двигательную  и поисково-познавательную деятельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия педагог способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

Педагог помогает родителям понять возможности ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников.

Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях

Способствовать формированию потребности здорового образа жизни семьи, необходимости в занятиях физической культурой.

Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.

Помочь родителям создать условия для развития физических качеств ребенка, организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми двигательной деятельности.

Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей с со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей с со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

Педагог проводит беседы с родителями, в которых обсуждает с ними успехи детей, учит видеть достижения каждого ребенка, знакомит родителей со способами развития уверенности ребенка в своих силах, чувства самоуважения. Обогащению родительского опыта по этой проблеме способствуют наблюдение за детьми в ходе открытых занятий, дискуссии.  

Педагог опирается на проявление заинтересованности, инициативности самих родителей, делая их активными участниками конкурсов, в ходе акций.

Совместная деятельность педагогов и родителей.

Педагог опирается на проявление заинтересованности, инициативности самих родителей, делая их активными участниками спортивных мероприятий. Поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию инициативности, творчества взрослых и детей способствует организация педагогом совместных детско-родительских проектов.

III  раздел – организационный.

3.1. Описание  материально-технического обеспечения Программы.

3.1.1. Особенности организации предметно-пространственной среды.

Для решения поставленных задач создана и расширяется развивающая двигательная  среда и среда познавательного плана – мячи всех размеров, картотека подвижных игр с элементами спортивных игр, дидактические игры, фотографии, иллюстрации, баскетбольные стойки в группы, нетрадиционное оборудование.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

3.1.2.  Основные принципы организации двигательной среды в ДОУ.

Для полноценного физического развития детей в МБДОУ детский сад № 1 создана развивающая двигательная среда в соответствии с реализуемыми программами обучения и воспитания дошкольников.

Оборудование спортивного зала и спортивной площадки дошкольного учреждения является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

Развивающая предметно-пространственная среда насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.

 Двигательная среда ДОУ оборудована в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

 Создавая развивающую среду группы, соблюдаю основные принципы:

принцип целесообразности, рациональности и насыщенности;

принцип доступности и открытости;

принцип трансформирования;

принцип соответствия развивающей среды возрасту детей;

принцип вариативности;

принцип полифункциональности.

Список используемой литературы

  1. «От рождения до школы» : примерная образовательная программа дошкольного образования/ Веракса Н.Е. ( и др.) . – М: издательство  Мозаика-Синтез, 2016
  2. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» подготовительная к школе группа. – М: издательство  Мозаика-Синтез, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре "Школа мяча"

Рабочая программа по физической культуре для детей дошкольного возраста 5-7 лет  "Школа мяча"...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа мяча"

Рабочая программа дополнительного образования "Школа мяча"Возраст детей: 5-7 летСрок обучения: 1 год...

Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча»

Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча»Возраст детей: 5-7 летСрок обучения: 1 год...

Рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч"

Примерная рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч", старший дошкольный возраст....