Кинезиологические упражнения и комплексы для детей 4-7 лет
картотека по коррекционной педагогике по теме

Усова Янина Михайловна

Кинезиологические упражнения и комплексы кинезиологической гимнастики, можно применять в режиме дня детского сада. Эит упражнения снимают напряжение , усталость и возвращают бодрость, внимание и хорошее настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya_ikompleksy_kinez.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Кинезиологические упражнения.

Упражнения для межполушарного взаимодействия:

Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают  процесс  письма.

«Качание головой»

Покачаем головой -  неприятности  долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно покачивать головой из стороны в сторону.

«Массаж ушных раковин»

Ушки сильно разотрём и погадим и помнём.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.

В конце упражнения растереть ушки руками.

«Кивки»

Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд – назад.

«Упражнение для шеи».

Подбородок опусти и головкой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.

Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.

«Домик»

Мы строим крепкий дом, жить все вместе будем в нём.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

«Ладошка»

С силой на ладошку давим,                Сильной стать её заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.

«Ожерелье»

Ожерелье мы составим,                Маме мы его подарим.

Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем  последовательно указательный, средний , безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом (от указательного  пальца к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному ).

В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Внимание»

Чтоб внимательными быть,                Нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – выдох.  Тоже самое проделать с правой рукой.

«Поворот»

Ты головку поверни.                За спиной, что посмотри!

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

«Ладошки»

Мы ладошки разотрём,                Силу пальчикам вернём.

Костяшками сжатых  в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки.

«Потанцуем»

 Любим все мы танцевать,                 Руки ноги поднимать.

Поднять невысоко левую ногу, согнув её в колене,  и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем тоже проделать с правой ногой и левой рукой.

«Дерево»

Мы растём,  растём, растём                        И до неба достаём

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени охватить руками. Это – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки  вверх. Подул ветер – раскачивать тело, имитируя дерево.

«Яйцо»

Спрячемся от все забот,                        Только мама нас найдёт.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, охватить их руками, голову спрятать в колени.

Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

«Водолазы»

Водолазами мы станем, _                Жемчуг мы со дна достанем

Лечь на спину, вытянуть руки  по команде одновременно поднимать прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

«Отдохни»                (для снятия эмоционального напряжения)

Сам себя ты успокой                        Тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать в кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

Упражнения для развития творческого (наглядно – образного ) мышления (правого полушария головного мозга).

«Очищение».

 Нужно правильно дышать,   чтоб внутри всё очищать.

Вдыхать левой ноздрёй, выдыхая через правую ноздрю.

На вдохе представить, как с воздухом «золотисто – серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика.

При выдохе «жёлтая больная» энергия выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла, правую ноздрю)

Затем вдыхать правой ноздрёй, а выдыхать левой.

(Цикл повторить по 3 раза для каждой стороны тела)

«Позевай»

Крепко зубки мы потрём,  А потом сладко зевнём.

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справу и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.

«Руки»

Чтобы ручкам силу дать, _                Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки встряхнуть.

«Запястье»

Чтоб сильней была рука,                Разотрём её слегка.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То, же выполнять правой рукой.

«Ладонь»

На ладонь сильней нажми,                Силу ты в неё вотри.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «Буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.

«Полёт»

Мы, как птицы, полетим,                Сверху вниз  мы поглядим.

Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.

«Гибкость»

Чтобы очень гибким стать,                Нужно ножки нам сгибать.

Лёжа на полу, коснуться локтём (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

«Успокойся»

Себя мы успокоим сами,                Мы постоим с закрытыми глазами.

Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох.

Упражнения для развития абстрактно – логического мышления (левого полушария)

Данные упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу головного мозга.

«Язычок»

Язычок вы покажите,                        На него вы посмотрите.

Выдвигать язычок вперёд – назад.

«Язычок»

Нужно двигать язычком,                        Он отплатит вам добром.

Движения языка в разные стороны.

«Язычок»

Поиграйте с язычком,                        Он поможет вам потом.

Свёртывание языка в «трубочку».

«Ротик»        

Чтобы чётче говорить, _                                Рот подвижным должен быть.

Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения, сначала слева направо, затем наоборот.

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

«Глазки»

Чтобы зоркость не терять, _                        Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу 2 – 3 секунды.

«Глазки»

Зорче глазки, чтоб глядели,                        Разотрём их поскорее.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

«Глазки»

Нарисуем большой круг                        И посмотрим всё вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

«Глазки»

Чтобы зоркими нам стать,                        Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.

«Глазки»

Глазки влево, глазки вправо,                        Вверх и вниз и всё с начала!

«Глазки»

Бысторо – быстро поморгай,                        Потом отдых глазкам дай.

Быстро помогать в течении 1 – 2 минут.

«Глазки»

Нужно глазки открывать,                         Чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

«Глазки»

Треугольник, круг, квадрат                        Нарисуем мы подряд.

Нарисовать глазами геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) сначала по часовой стрелке, затем против  часовой стрелки.

Упражнения на дыхание.

«Дыхание»

Глубоко мы все подышим,                 Сердце мы своё услышим.        

Сесть вытянуть ноги и скрестить их . Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 мин)

«Дыхание»

Глубоко мы все вздохнём                        И дыхание прервём.

Вниз закрутим ушки,                                Ушки  - непослушки.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.

Выдохнуть с открытым сильным звуком «а – а – а» («у – у – у»)

«Дыхание».

Если медленно подышим,                То весь мир вокруг услышим

Стоя прямо, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.

КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.

КОМПЛЕКС № 1.

«Глазки»

Глазки влево, глазки вправо,                        Вверх и вниз и всё с начала!

Поднять глаза вверх, опустить глаза вниз. Повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.

«Язычок»

Язычок вы покажите,                        На него вы посмотрите.

Выдвигать язычок вперёд – назад.

«Ротик»        

Чтобы чётче говорить, _                                Рот подвижным должен быть.

Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения, сначала слева направо, затем наоборот.

«Домик»

Мы строим крепкий дом, жить все вместе будем в нём.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

«Ладошка»

С силой на ладошку давим,                Сильной стать её заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.

«Ожерелье»

Ожерелье мы составим,                Маме мы его подарим.

Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем  последовательно указательный, средний , безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом (от указательного  пальца к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному ).

В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Глубоко мы все подышим,                 Сердце мы своё услышим.        

Сесть вытянуть ноги и скрестить их . Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 мин)

КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.

КОМПЛЕКС № 2.

«Глазки»

Зорче глазки, чтоб глядели,                        Разотрём их поскорее.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

«Глазки»

Нарисуем большой круг                        И посмотрим всё вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

«Позевай»

Крепко зубки мы потрём,  А потом сладко зевнём.

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справу и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.

«Качание головой»

Покачаем головой -  неприятности  долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно покачивать головой из стороны в сторону.

«Яйцо»

Спрячемся от все забот,                        Только мама нас найдёт.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, охватить их руками, голову спрятать в колени.

«Водолазы»

Водолазами мы станем, _                Жемчуг мы со дна достанем

Лечь на спину, вытянуть руки  по команде одновременно поднимать прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.

«Дыхание»

Глубоко мы все вздохнём                        И дыхание прервём.

Вниз закрутим ушки,                                Ушки  - непослушки.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.

Выдохнуть с открытым сильным звуком «а – а – а» («у – у – у»)

КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.

КОМПЛЕКС № 3.

«Глазки»

Чтобы зоркими нам стать,                        Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.

«Кивки»

Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд – назад.

«Упражнение для шеи».

Подбородок опусти и головкой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.

Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.

«Внимание»

Чтоб внимательными быть,                Нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – выдох.  Тоже самое проделать с правой рукой.

«Запястье»

Чтоб сильней была рука,                Разотрём её слегка.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То, же выполнять правой рукой.

«Дерево»

Мы растём,  растём, растём                        И до неба достаём

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени охватить руками. Это – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки  вверх. Подул ветер – раскачивать тело, имитируя дерево.

«Дыхание».

Если медленно подышим,                То весь мир вокруг услышим

Стоя прямо, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.

КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.

КОМПЛЕКС № 4.

«Глазки»

Чтобы зоркими нам стать,                        Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды

«Язычок»

Нужно двигать язычком,                        Он отплатит вам добром.

Движения языка в разные стороны.

«Руки»

Чтобы ручкам силу дать, _                Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки встряхнуть.

поменять.

«Полёт»

Мы, как птицы, полетим,                Сверху вниз  мы поглядим.

Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.

«Ладонь»

На ладонь сильней нажми,                Силу ты в неё вотри.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «Буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.

«Гибкость»

Чтобы очень гибким стать,                Нужно ножки нам сгибать.

Лёжа на полу, коснуться локтём (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

«Дыхание»

Глубоко мы все подышим,                 Сердце мы своё услышим.        

Сесть вытянуть ноги и скрестить их . Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 мин)

КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.

КОМПЛЕКС № 5.

1.«Глазки»

Бысторо – быстро поморгай,                        Потом отдых глазкам дай.

Быстро помогать в течении 1 – 2 минут.

2.«Язычок»

Поиграйте с язычком,                        Он поможет вам потом.

Свёртывание языка в «трубочку».

3.«Поворот»

Ты головку поверни.                За спиной, что посмотри!

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

4.«Ладошки»

Мы ладошки разотрём,                Силу пальчикам вернём.

Костяшками сжатых  в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки.

5.«Потанцуем»

 Любим все мы танцевать,                 Руки ноги поднимать.

Поднять невысоко левую ногу, согнув её в колене,  и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем тоже проделать с правой ногой и левой рукой.

6.«Отдохни»                (для снятия эмоционального напряжения)

Сам себя ты успокой                        Тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать в кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

7.«Дыхание»

Глубоко мы все вздохнём                        И дыхание прервём.

Вниз закрутим ушки,                                Ушки  - непослушки.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.

Выдохнуть с открытым сильным звуком «а – а – а» («у – у – у»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»

КИНЕЗИОЛОГИЯ-НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Основная цель кинезиологииРазвитие межполушарного воздействия,способс...

Презентация "Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии"

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: •Развитие межполушарного воздействия,сп...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ как средство помощи детям с проблемами в развитии в работе учителя-логопеда

ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ПОЗВОЛЯЕТ УЛУЧШИТЬ У ВОСПИТАННИКОВ: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность ...

Использование кинезиологических упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной  деятельности детей раннего возраста....

«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»

Задачи:•развитие межполушарной специализации;•синхронизация работы полушарий;•развитие мелкой моторики;•развитие способностей;•развитие памяти,внимания,речи;развитие мышления...

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с нарушениями речи.

В данной презентации дано краткое определение кинезитерапии для детей с нарушениями речи....